КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отраслевые принципы уголовно-исполнительного права
В УИК РФ впервые был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона принцип рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения. Указанный принцип означает «экономию» репрессий, выбор мер принуждения и средств исправления при исполнении наказаний с минимальным карательным содержанием. В литературе существуют различные точки зрения, касающиеся данного принципа. По мнению Н.И. Ланкина, этот принцип сформулирован крайне неудачно, что приводит к неоднозначному восприятию его не только практиками, но и учеными16. Так, профессор А.И. Зубков объединяет этот принцип с принципом дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, который, по его мнению, и предполагает «рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения»17. Другие полагают, «что в данном случае мы имеем дело с одним принципом, хотя свое конкретное выражение он может находить в других, на первый взгляд разнородных тенденциях - рациональное применение принудительных средств и стимулирование правопослушного поведения»'8. «Мы не можем согласиться ни с первой, ни со второй трактовкой этого положения, - пишет Н.И..Панкин. - Объединение принципа дифференциации и индивидуальзации исполнения наказаний... неминуемо приведет к дальнейшей путанице в этом вопросе. Что касается второй позиции, - продолжает он, - то... в данном случае мы имеем дело не с одним, а с двумя самостоятельными принципами: принципом рационального применения мер принуждения (принципом экономии принудительных средств) и принципом стимулирования правопослушного поведения осужденных, который красной нитью проходит через все уголовно-исполнительное законодательство»19. Кроме рассмотренных принципов, непосредственно закрепленных в ст. 8 УИК РФ, а также в юридической литературе, авторы настоящей главы выделяют и другие принципы, на которых базируется российское уголовно-исполнительное законодательство. К их числу относятся: · принцип интернационализма, · принцип патриотизма, · принцип ответственности осужденных за уклонение от наказания. Принцип интернационализма был всегда традиционно присущ уголовно-исполнительному праву России. Наибольшее развитие он получил в действующем законодательстве. В Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. «Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством, - гласит Конституция, - то применяются правила международного договора». Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации конкретизирует этот конституционный принцип применительно к лицам, отбывающим уголовные наказания. В ч. 1 ст. 3 УИК РФ говорится, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 3 УИК РФ). Принцип патриотизма проявляется прежде всего в том, что уголовно-исполнительное российское законодательство следует международным нормам не слепо, а с учетом национальных обычаев и условий. В ч. 4 ст. 3 УИК РФ говорится, что рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей. Несмотря на то что в целом осужденные - иностранные граждане и лица без гражданства - пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами Российской Федерации, в их отношении российским законодательством о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства допускаются изъятия и ограничения, предусмотренные уголовным, уголовно-исполнительным законодательством России (ч. 3 Конституции РФ, ч. 3 ст. 10 УИК РФ). Из ч. 2 ст. 2 Конституции следует, что наличие у гражданина Российской Федерации, осужденного к уголовному наказанию, гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Принцип патриотизма проявляется также в том, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации не только не копирует зарубежное, но и по ряду позиций, касающихся обеспечения прав осужденных, даже превосходит его. В некоторых конкретных положениях уголовно-исполнительное российское законодательство пошло дальше международных норм обращения с заключенными и соответствующего законодательства европейских стран. Так, ст. 35 ИТК РСФСР (в редакции от 12 июля 1992 г.) запретила применение к осужденным такого специального средства, как смирительная рубашка. Европейские тюремные правила применение такого средства не запрещают, а Минимальные стандартные правила ООН - прямо допускают (пр. 33). В 1998 г. ведомственными нормативными актами была отменена пониженная норма питания для лиц, содержащихся в штрафных, дисциплинарных изоляторах камерного типа. В ИТК РСФСР это изменение было внесено законом от 12 июля 1992 г. Между тем правило 32 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными допускает применение к осужденным взысканий, сопровождающихся сокращением питания. Важно лишь, чтобы возможность осужденного перенести такое взыскание была удостоверена врачом. Уголовно-исполнительное законодательство России превосходит законодательство многих европейских стран и в вопросах сохранения социально полезных связей осужденных с семьей, близкими родственниками посредством предоставления заключенным права на свидание. Законодательство европейских стран предусматривает только свидание в течение двух часов, без права совместного проживания. Статья 89 УИК РФ определяет, что «осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью 4 часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения». В предусмотренных Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В отличие от ИТК РСФСР УИК РФ допускает длительное свидание осужденного не только с близкими родственниками, но и в исключительных случаях, с разрешения начальника учреждения, с иными лицами. Принцип ответственности осужденных за уклонение от наказания в уголовно-исполнительном значении вытекает из смысла и духа УИК РФ и отражен в ч. 6 ст. 11 УИК РФ. Согласно данной норме ответственность должен нести каждый осужденный, не исполняющий возложенные на него обязанности, а также законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Рассматриваемый принцип отражает особенности исполнения различных видов уголовных наказаний с точки зрения целей и задач уголовно-исполнительного законодательства и требований ч. 3 ст. 9 УИК РФ, указывающей, что средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания. Все виды уголовных наказаний можно разделить на две группы: а) наказания, связанные с пенитенциарным режимом, предусматривающие применение основных средств исправления осужденных; б) наказания, характеризующиеся непенитенциарным режимом. Существенной особенностью непенитенциарного режима является то, что он не влияет на весь образ жизни осужденного, так как не изолирует его от общества, а устанавливает специфические права и обязанности, которые выражаются в порядке и условиях отбывания наказания. В данном случае применение основных средств исправления носит весьма ограниченный характер, а акцент делается на рациональном применении мер принуждения к осужденным и стимулирования их право-послушного поведения в условиях, не связанных с лишением свободы. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, определяющих ответственность осужденных во время отбывания, например, таких наказаний, как обязательные работы (ст. 29 УИК РФ), штраф (ст. 32 УИК РФ), исправительные работы (ст. 46 УИК РФ), ограничение свободы (ст. 58 УИК РФ). Законодатель предусматривает основания, порядок и условия применения к осужденным мер взыскания. При этом ни один осужденный не может быть подвержен мерам взыскания, не будучи предварительно информирован о проступке, который ему ставится в вину, и не получив должной возможности высказаться в свое оправдание. Рациональное применение мер принуждения выражается также в замене наказания, не связанного с пенитенциарным режимом, наказанием в виде лишения свободы. Уголовный закон предусматривает возможность замены обязательных работ арестом или лишением свободы (ч. 3 ст. 49 УК РФ), исправительных работ - ограничением свободы, арестом или лишением свободы (ч. 4 ст. 50 УК РФ). Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила, 1990), обращают внимание на тщательное рассмотрение фактов, представленных как сотрудником органа, исполняющего наказания, так и правонарушителем, при решении вопросов, связанных со злостным уклонением от отбывания наказания. При этом подчеркивается, что если мера, не связанная с лишением свободы, окажется неэффективной, то это не должно автоматически приводить к применению меры, связанной с изоляцией от общества. Токийские правила указывают, что в случае изменения или отмены наказания, не связанного с тюремным заключением, необходимо установить подходящее альтернативное наказание, не связанное с лишением свободы. Наказание в виде лишения свободы может налагаться только при отсутствии других подходящих альтернативных мер. Стимулирование правопослушного поведения исходит из психолого-педагогической обусловленности норм уголовно-исполнительного права. Согласно Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными (пр. 70) в каждом заведении следует иметь систему льгот и разрабатывать различные методы обращения с разными категориями осужденных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, прививать им интерес к собственному перевоспитанию и добиваться взаимного сотрудничества. Реализация рассматриваемого принципа обеспечивается уголовно-исполнительным законодательством, которое содержит элементы прогрессивной системы отбывания наказания и нормы, поощряющие осужденных к правопослушному поведению и добросовестному отношению к труду и учебе. В структуре уголовно-исполнительного права есть поощрительные нормы, которые рассматриваются учеными как средства формирования правомерного поведения осужденных20. Поощрительной следует считать лишь ту норму, которая не просто смягчает ответственность и наказание, а поощряет субъекта за активное поведение. Социальная ценность таких норм состоит в том, что они обеспечивают реализацию других норм уголовно-исполнительного права без государственного принуждения. Особенностью их содержания является то, что они закрепляют тот или иной вид материального или морального поощрения, активного позитивного поведения осужденных. Поощрительные нормы содержат правила поведения как для осужденных, так и для органов, исполняющих наказания, в компетенцию которых входит право на применение поощрения21. Применение основных средств исправления в полном объеме присуще только лишению свободы на определенный срок. Уголовно-исполнительный закон к таким средствам относит установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательную работу, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональную подготовку и общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИКРФ). Рациональное применение основных средств базируется на международных принципах, изложенных, в частности, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, и на требованиях, содержащихся в УИК РФ. Так, в пр. 57 указывается, что заключение и иные меры, изолирующие правонарушителя от окружающего мира, причиняют ему страдания уже в силу того, что они отнимают у него право на самоопределение, поскольку лишают его свободы. Поэтому тюремная система не должна усугублять страдания, вытекающие из этого положения. Иными словами, осужденного направляют в места лишения свободы в целях наказания, но не для того, чтобы его там наказывать. В соответствии с пр. 60 режим исправительного учреждения должен стремиться сводить до минимума разницу между жизнью в этом учреждении и на свободе, потому что нахождение в неволе убивает в осужденных чувство ответственности и сознание человеческого достоинства. Перед завершением срока наказания желательно принимать меры к постепенному возвращению осужденных к жизни в обществе. В обращении с осужденными следует акцентировать их внимание на том, что они продолжают оставаться членами общества. Действующее российское уголовно-исполнительное законодательство отражает и закрепляет изложенные выше нормы. Российская Федерация обеспечивает законность применения средств исправления осужденных (ст. 10 УИК РФ). Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона (ч. 2 ст. 12 УИК РФ). Законодатель предусматривает изменение условий отбывания наказания в пределах исправительной колонии, а также изменение вида исправительного учреждения в зависимости от поведения, отношения к труду и срока отбытого наказания. Стремление свести режим лишения свободы к минимуму разницы между жизнью в колонии и на свободе выражается, например, в облегченных условиях содержания осужденных в колониях общего режима. В целях успешной социальной адаптации отбывающие наказание могут быть освобождены из-под стражи по постановлению начальника учреждения за шесть месяцев до окончания срока наказания. В этом случае осужденным разрешается проживать и работать под надзором администрации учреждения за пределами исправительной колонии. Эти же цели преследуют нормы, предусматривающие перевод осужденных из колоний общего и строгого режима в колонию-поселение, где осужденные содержатся без охраны, но под надзором администрации учреждения. Им может быть разрешено проживание со своими семьями на арендованной или собственной жилой площади за пределами колонии-поселения (ст. 129 УИК РФ). Все это способствует постепенному возвращению осужденного к жизни в обществе. Принцип соединения наказания с исправительным воздействием прямо связан с реализацией главной цели наказания - исправлением осужденных. К наказаниям, исполнение которых сопровождается исправительным воздействием, относятся лишение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, исправительные работы. Эти наказания подлежат применению не за любое преступление, а лишь в тех случаях, когда суд придет к выводу, что достижение целей наказания невозможно без более или менее длительного не только карательного, но и исправительного воздействия. Соединение исполнения наказания с мерами исправительного воздействия образует сложный карательно-воспитательный процесс, регулирование которого осуществляется нормами уголовно-исполнительного права. В научной литературе иногда отождествляют исправительное и воспитательное воздействие на осужденных. Исправительное воздействие является более широким, понятием, включающим в себя карательные и воспитательные элементы22, то есть карательный и воспитательный процессы представляют собой различные стороны единого исправительного процесса. Карательный процесс строго ограничен нормами уголовно-исполнительного права, однако объем кары не всегда совпадает с объемом правоограничений. Объем кары может быть значительно шире по своему содержанию, включать в себя карательные элементы, не регулируемые правовыми нормами. Так, отбывание наказания не по месту жительства, а в иных местах может создавать дополнительные карательные элементы, поскольку из-за большого расстояния осужденный не может реализовать право на свидание с родственниками или выехать за пределы исправительного учреждения. В качестве примера можно привести и признание осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, что влечет за собой не только направление в помещение камерного типа на срок до шести месяцев, но и, как правило, такие карательные последствия, которые не предусмотрены уголовно-исполнительным законодательством. Например, на такую категорию осужденных не распространяется акт об амнистии. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 г. «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» предусматривало освобождение от наказания, в частности, лиц, принимавших участие в боевых действиях по защите Отечества. Тем не менее если на период действия амнистии осужденные были признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, то действие акта об амнистии на них не распространялось. Нетрудно заметить, что перечисленные выше ситуации содержат карательные элементы, которые не определяются нормами уголовного и уголовно-исполнительного права. Дополнительную карательную нагрузку несут осужденные в связи с необеспечением государством норм жилой площади в исправительных учреждениях, норм питания, надлежащего медико-санитарного обслуживания. Во многих колониях общего режима не организовано проживание осужденных, переведенных в облегченные условия отбывания наказания, за пределами колонии. Одним из условий принятия норм уголовно-исполнительного права является гарантия их финансового обеспечения. Воспитательный процесс, в отличие от карательного, более гибок, динамичен и в значительно меньшей степени ограничен рамками права. В связи с этим при реализации принципа соединения наказания с исправительным воздействием возникают трудности, которые обусловлены не только сложным соотношением объема кары с объемом правоограничений, не полностью регламентированных уголовно-исполнительным законодательством, но и соединением наказания с карательно-воспитательным процессом. В данном случае, как справедливо замечает Н.А. Стручков, необходимо сочетание правового регулирования и социального управления23. Помимо рассмотренных выше, есть принципы, присущие отдельным институтам уголовно-исполнительного права. Для института исполнения наказания в виде лишения свободы характерны следующие принципы: а) гарантирование прав и свобод осужденных при исполнении наказания с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации; б) обеспечение прав осужденных на охрану здоровья, социальное обеспечение, юридическую помощь и личную безопасность; в) соединение наказания в стадии его исполнения с исправительным воздействием; г) отбывание наказания осужденными в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены; д) раздельное содержание осужденных в исправительных учреждениях; е) отбывание осужденными всего срока наказания в одном исправительном учреждении; ж) дифференциация и индивидуализация исправительного процесса на основе правовой и психолого-педагогической классификации осужденных; з) оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
ВЫВОД: Итак, социальная ценность категории «принципы уголовно-исполнительного права» состоит в том, что они отражают исходные руководящие идеи отечественной пенитенциарной политики и правовой идеологии, а также облагораживают науку уголовно-исполнительного права и практику. В настоящее время правовая доктрина признает за принципами статус источника уголовно-исполнительного права. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, чёткая уголовно-исполнительная политика государства имеет важное значения, для развития уголовно-исполнительной системы и должно занимать одно из центральных мест в общей политике государства. Учитывая интеграцию России в международное сообщество в первую очередь, данная политика должна строиться на международных нормативно-правовых актах. Самостоятельность отрасли права проявляется в наличии предмета, метода правового регулирования и принципов права.
Контрольные вопросы 1. Каково соотношение социальной, уголовной и уголовно-исполнительной политики? 2. Какие факторы определяют содержание уголовно-исполнительной политики? 3. Каковы предмет и методы уголовно-исполнительного права? 4. С какими отраслями наук связано уголовно-исполнительное право, в чем проявляется данная связь? 5. Каковы предмет и задачи курса уголовно-исполнительного права? 6. Что понимают под принципами уголовно-исполнительного права? 7. Охарактеризуйте общеправовые принципы уголовно-исполнительного права. 8. Какие принципы относятся к отраслевым принципам уголовно-исполнительного права? Назовите их и раскройте их содержание.
Разработал: Начальник кафедры полковник вн.сл. Л.И.Гаманенко. «_____»________________ 2010 года
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |