Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управленческий контроль - составная часть учебно-воспитательного процесса




Учебно-воспитательный процесс не всегда осуществляется по заранее намеченному плану. Иногда возникают непредвиденные обстоятельства, поэтому педагогический контроль позволяет своевременно устранить появляющиеся трудности в ходе учебно-воспитательной деятельности, выявить причины несвоевременного выполнения учебных и воспитательных программ.

- Как организовать эффективный учебно-воспитательный процесс в различных учебных заведениях с учетом специфики каждого?

- Как объективно оценить вклад педагогического коллектива в подготовку квалифицированных специалистов?

- Возможен ли объективный контроль за интеллектуальным развитием учащихся (студентов)?

- Как сохранить преемственность обучения в средней общеобразовательной школе, среднем специальном и высшем учебном заведении?

В решении этих и многих других вопросов большую роль призван сыграть управленческий контроль, являющийся составной частью учебно-воспитательного процесса и существенно влияющий на его результативность.

Сущность и цель управленческого контроля – соотнесение достигнутых результатов с запланированными целями. В узком смысле цель контроля – информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений. Управленческий контроль приобретает характер основы, присутствующий на всех уровнях управления учебным заведением, и обеспечивает оптимальный ход процесса управления на всех стадиях: планирование, организация, регулирование, учет и анализ.

Регулирование и контроль являются довольно сложной и трудновыполнимой функцией. Прежде всего, это связано с системой отношений детей, взрослых и комбинаций этих отношений: «ученик-ученик», «директор-ученик» и т.п. Множество возникающих в педагогическом процессе систем отношений, определение критериев различных сторон учебно-воспитательного процесса, систем регулирования объясняет трудоемкость регулирующей и контролирующей функций управления.

Контроль необходим на этапах управленческой деятельности. Внутришкольный контроль должен осуществляться специалистами, профессионалами, чтобы не было оснований усомниться в их объективности, непредвзятости. Контроль должен проводиться систематически.

Управленческий контроль в условиях учебно-воспитательного процесса не сковывает творческой инициативы, а определяется научно выверенными критериями. Объективными критериями учебно-воспитательной деятельности преподавателей являются позитивные изменения в профессионально важных психофизических и личностных качествах учащихся (студентов) и уровнях усвоения ими знаний по профилирующим предметам.

В педагогической науке и практике всё более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования и науки Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.

Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, можно говорить об управлении школой и её отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы-общеобразоватнльной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.

Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий и функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и коррегирования.

Традиционное представления о внутришкольном управлении раскрывается в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; влияние управляющей системе на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогического труда и др. Сегодня на смену философии «воздействия» в управлении школой идет философия «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления». Теория управления школой существенно дополняется теорией внутришкольного менеджмента (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.). Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера строиться на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дают основание для разработки самостоятельного направления - внутришкольного менеджмента.

Паблик рилейшнз (связь с общественностью) – одно из функциональных понятий менеджмента, функция управления, способствующая установлению и поддержанию сотрудничества между учебными заведениями и общественностью. Основная ее цель – формирование благоприятного образа или имиджа учебного заведения в глазах общественности, потенциальных потребителей и оказываемых им образовательных услуг.

В теории и практике внутришкольного управления выделяются основные принципы управления: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами.

Ориентация внутришкольного управления предполагает, прежде всего, развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и приятия управленческих решений.

Выборность руководителей школы, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров – одно из проявлений демократических начал в школьной жизни.

Желательно, чтобы учитель знал о предстоящем контроле со стороны администрации. Таким образом, профессионализм проверяющего, объективность, систематичность являются основными требованиями к осуществлению контроля. Не менее важно в ходе контроля проявлять доброжелательность, заинтересованность учебно-воспитательной деятельностью, как учителя, так и учащихся.

Методы, функции и средства управленческой деятельности

В Законе РФ «Об образовании» в качестве основных принципов государственной политики провозглашены демократический, государственно-общественный характер управления и автономность образовательных учреждений.

Среди методов управленческой деятельности руководителя применяются:

- приказ, распоряжение, утверждение, одобрение, согласование, инструктаж;

- методы контроля за состоянием учебно-воспитательного процесса (наблюдение, анализ, тестирование, беседы и др.);

- методы контроля результатов учебно-воспитательного процесса (устный и письменный опрос, контрольная работа) и др.

Под управлением следует понимать целеустремленную деятельность субъектов всех уровней, направленную на организацию функционирования и развития системы образования.

Государственно-общественное управление - это такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы. Очевидно, что государственно-общественное управление не должно вбирать в себя или подменять собою все структуры управления образованием, составлять их арифметическую сумму.

Правомерно утверждать, что управленческий контроль учебного заведения является:

- неотъемлемым элементом каждой стадии процесса управления;

- «обособленной» стадией, обеспечивающей информационную прозрачность на предмет качества в ходе процесса управления на всех стадиях.

В то же время в современных учебных заведениях существует ряд недостатков в системе управленческого контроля:

- отрыв оценивания системы обучения, который возникает в силу отсутствия на каждом этапе обучения должного механизма промежуточного, рубежного или текущего контроля;

- доминирование итогового контроля, осуществляемого одним преподавателем, что приводит к субъективизму – неотъемлемой характеристике процесса оценивания;

- констатация лишь фрагментов знаний, умений, навыков, и невозможность выявления целостной картины результатов обучения;

- отсутствие индивидуального подхода в силу того, что преподаватель не может во всей полноте знать личностные особенности каждого студента и т.д.

Содержание управленческой деятельности раскрывается в ее функциях. Под функциями управления обычно понимают сменяющиеся друг друга виды деятельности. Еще в конце XIX-XX вв. один из основоположников теории управления французский исследователь А.Файоль вычленил в структуре управленческого процесса пять функций: предвидение, то есть изучение ожидаемого будущего, и разработку плана, что впоследствии назвали планированием; организацию, то есть создание материально-вещественных и социальных компонентов организации; распорядительство – приведение в действие персонала; координацию – связывание и объединение усилий работников; контроль – наблюдение за выполнением распоряжений и правил. Не случайно под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Управленческие функции, исходя из концепции руководства Р.Х.Шакурова, можно представить как "иерархически организованную систему задач". На первом, высшем уровне, содержание задач управления образуют целевые функции, второй уровен ь - социально-психологические функции и третий уровень - операционные функции.

К функциям контроля можно отнести оперативную, упорядочивающую, превентивную, коммуникативную, информативную и защитную. (См.: Бурцев В.В. Управленческий контроль как система / В.В. Бурцев.- М.: Финпресс, 1999.-С.39)

Задача управленческого контроля – оценить и проверить знания, умения и навыки студентов или учащихся, а также профессиональную компетентность их преподавателей. Специфика контроля определяется наличием двух видов подготовки: общеобразовательной и профессиональной. Среди ученых нет единства в классификации контроля.

Отмечают текущий, тематический, итоговый, периодический контроль.

К методам контроля большинство педагогов относят:

- устные проверки (беседа, рассказ, семинар, взаимоконтроль и др.),

- письменные проверки (рефераты, контрольные и самостоятельные работы;

- графические проверки (схемы, чертежи, таблицы);

- практические работы (опыты, лабораторные разработки);

- контроль с применением ТСО.

Содержание контроля должно определять:

- обеспечение качества развития учащихся (студентов);

- достижение уровня обучения и воспитания возрастных групп соответственно стандарту образования;

- обеспечение качества воспитательной системы школы;

- укрепление педагогического коллектива, создание творческой среды учебного заведения.

Т.И. Шамова предлагает практически удобный вид контроля – тематический и фронтальный.

В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов отмечают, что в зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются:

- персональный контроль; классно-обобщающий; тематически-обобщающий; комплексно-обобщающий.

В практике работы школ сложилась определенная традиция в определении качества знаний: устная проверка, письменная проверка и практическая.

Средствами контроля могут являться задания или система заданий, направленных на выявление результатов обучения: тесты, диктанты, вопросы для письменных, контрольных и практических работ; дидактические игры…

Результатом такого контроля является оценка знаний студентов или учащихся, выставление отметок. При этом оценка представляет собой процесс, определяющий качество деятельности (или действий), осуществляемых преподавателями, руководителями учебных заведений. Отметка является результатом этого процесса, их условно-формальным (количественным) отражением.

Оценка знаний может быть личностная (сравниваются знания со своими), сравнительная (с другими однокурсниками или одноклассниками), нормативная (с критериями, нормами, требованиями). В практике преобладает сравнительная оценка.

Правовая база управления учебного заведения формируется из ее Устава и регламентов, минимальный перечень которых определяется законодательно-нормативными актами государственных органов.

Приказ – распоряжение юридического лица, основная форма правового воздействия в образовательном учреждении.

Положение – документ, устанавливающий предписания, порядок и правила действия по регулированию отдельных сторон деятельности в учебном заведении.

Правила – документ, документ, устанавливающий предписания, порядок действий в разрешении отдельных сторон деятельности учебного заведения.

Инструкция – нормативный документ, издаваемый директором учебного заведения в пределах его компетенции на основании и во исполнении приказа, положения.

К нормативно-правовым актам учебного заведения не относятся рекомендации, письма (записки), предложения и другие виды поручений руководителя и его заместителей, в том числе в письменной форме.

Устав учебного заведения; правила внутреннего распорядка; положения о педагогическом совете, о методическом совете, о системе оценки знаний, о попечительском совете, о платных услугах, об арендах, о внебюджетной деятельности и др. составляют систему локальных нормативно-правовых актов Учреждения. (См.: Осипов П.Н. Управление учебным заведением в условиях перехода к рыночной экономике: Пособие для руководителей учебных заведений профессионального образования П.И. Осипов, А.Н. Садыков.- Казань: РИЦ «Школа», 2002.- С.43).

Основной идеей «модели непрерывного образования» является то, что в учебной деятельности обучающегося предметом овладения становится путь к умениям, анализ пути, «сам способ учебного действия», а не пресловутая отметка и ее стимуляторы.

Деятельностный подход в непрерывном образовании ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в действительности. Следовательно, контроль должен осуществляться и за способами усвоения знаний, способами мышления и деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса.

Обычно руководитель составляет план-график внутришкольного контроля. Планирование контрольных или проверочных работ может быть использовано администрацией учебного заведения. Согласно тематическому плану учитель того или иного предмета намечает сроки контрольных мероприятий, которые может посетить директор или заместитель директора по учебной работе.

 

Особенности управления современным образованием

Традиционное представление об управлении многие годы было связано с целенаправленным воздействием субъекта на объект управления, влиянием управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогического труда. Сегодня на смену философии «воздействия» в управлении образовательными учреждениями приходит философия «взаимодействия», «сотрудничества», «рефлексивного управления».

Особенности управления развитием новой образовательной системы определяются, во-первых, тем местом, которое занимает образование в общественном развитии, а именно тем, что образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая теснейшим образом переплетена со всеми другими сферами общественной жизни: экономикой, политикой, сферами как материального производства, так и духовной жизни. Во-вторых, особенности управления современной системой образования принципиально определяются состоянием экспоненциального расширения, сопровождающимися острыми кризисными явлениями и поисками путей выхода из кризиса. Эти поиски имеют как теоретический, так и практический характер, в их ходе проявляются основные черты новой образовательной системы. Эти характеристики новой системы образования также существенно влияют на особенности управления образованием в современном мире.

Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях является то, что проблемы образования должны решаться не только на уровне собственно образовательной системы. Решение этих проблем становится компонентом общегосударственной системы. То есть управление образованием должно осуществляться не только специализированными образовательными министерствами, но и быть компонентом крупных правительственных программ, охватывающих все сферы общественной жизни. Проведение единой государственной политики в образовательной системе является важной задачей управления образованием, как в России, так и во многих других странах. Только высокий приоритет образования в государственной политике может обеспечить необходимый уровень управления сферой образования в современном мире. При этом приоритетность образования должна быть не только провозглашена, но и последовательно реализоваться в политической практике.

Глобальный характер формирующейся образовательной системы требует эффективного управления процессами ее развития на межгосударственном и международном уровне. При этом необходимы не просто международные контакты образовательных министерств, а реализация крупных межгосударственных, глобальных программ в области становления новой образовательной системы.

Существенные особенности управления новой образовательной системой определяются и тем, что она имеет сложную структуру. Основными подсистемами современной системы образования являются педагогическая, технологическая, организационная, экономическая, которые находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни. (

Поэтому важнейшим принципом управления образованием на всех уровнях: межгосударственном, общегосударственном, региональном, муниципальном, а также уровне образовательного учреждения, - должен быть принцип системности.

Системность, целостность управления образованием во многом обеспечивается развитием теоретических и методологических оснований сферы образования в современном мире. Если в эволюционные периоды развития сфер общественной жизни их методологические и общие теоретические основания обычно не подвергаются анализу и часто даже не рефлексируются, то в периоды революционных изменений, кризиса старых систем и возникновения, принципиально новых эти основания обычно обнажаются, подвергаются анализу и переосмыслению. Без развития новых оснований невозможно становление новой системы. Поэтому совершенствование теоретико-методологических основ управления образованием и построение практики на этих основах являются важным принципом управления образованием в современном мире.

В управлении образовательной системой важна, прежде всего, управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени – ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления – аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления – внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению – директивная, ознакомительная, рекомендательная и др.

Основными особенностями управления современной образовательной системой, определяющими ее стратегические ориентиры, являются следующие:

1. Необходимость проведения активной политики по развитию новой образовательной системы, как на общегосударственном уровне, так и на международном, глобальном уровнях, высокий приоритет образования на всех уровнях – необходимое условие эффективного управления образованием в современном мире;

2. Важнейшим принципом управления образованием на всех уровнях – межгосударственном, общегосударственном, региональном, муниципальном, а также уровнях определенных образовательных учреждений – должен быть принцип системности;

3. Особенностью управления современным образованием является необходимость привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом предприятий и семьи, а также возрастание роли образовательных учреждений и обучающихся в организации и поддержании процесса образования;

4. Дальнейшее развитие принципа автономии образовательных учреждений как базисного принципа управления современной образовательной системой, позволяющего образовательным организациям самостоятельно решать такие вопросы управления образовательным процессом, как выбор образовательным процессом, как выбор образовательных методик и технологий, определение структуры и состава занятого персонала, источники финансирования, контингент обучающихся и др.;

5. Развитие и реализация принципа децентрализации управления образованием, разграничения компетенции, полномочий и ответственности между его различными уровнями;

6. Изменение роли государства в сфере образования: государство перестает непосредственно руководить учебными заведениями, все активнее выступая не в роли производителя, а в роли заказчика и потребителя образовательных услуг;

7. Развитие конкурентной образовательной среды, создание насыщенного рынка образовательных услуг являются важнейшим принципом управления современным образованием. Реализация этого принципа предполагает развитие новых экономических механизмов в сфере образования;

8. Важным принципом управления образованием в условиях развития рынка образовательных услуг является необходимость фиксации требований к качеству образования и развития системы контроля за выполнением этих требований.

Отмеченные особенности управления современным образованием, характерные черты новой образовательной системы приводят к значительному расширению множества образовательных услуг и продуктов вследствие увеличения разнообразия образовательных технологий, педагогических методов и приемов, институциональных форм, организационных структур и экономических механизмов предоставления образовательных услуг.

В теории управления образовательными учреждениями наметилась тенденция к разработке и применению комплексных мониторинговых исследований деятельности руководителя. Мониторинг в системе управленческой деятельности учебного заведения - комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений уровня развития учащихся и состояния учебно-воспитательной деятельности. Поэтому важно знать эффективность данной системы и эффективность воспитательного процесса.Понятие «эффективный», часто используемое в повседневной практике и теории управления весьма неопределенно. В латинском языке «effectivus» означает действенный, дающий нужные результаты.

Более системными и полными, с точки зрения оценки эффективности управленческой деятельности, на наш взгляд, являются подходы Т.И.Шамовой, Г.М.Тюля, Э.В.Литвиненко. Авторы считают, что качество управления в учебном заведении зависит от единства исследовательской (творческой) преподавательской и учебой деятельности студентов. Добыча новых фактов самим преподавателем, аналитическая их обработка и свой взгляд на профессиональные проблемы являются определенной гарантией для обновления содержания, которая зависит также от структуры и организации собственно системы управления.

Понятие «эффективность управления» учебным заведением они представляют в виде множества содержащего четыре компонента: целевую эффективность управления, ресурсную эффективность управления, социально психологическую эффективность управления и технологическую эффективность управления.

Для совершенствования управления учебным учреждением, считает З.А.Сафиуллина, существенное значение имеет организационный фактор. Под этим фактором подразумевается стандартизация образования в форме государственных стандартов, учебных планов и других нормативно распорядительных документов.

Непрерывность образовательного процесса

Система непрерывного образования - это возникающая для удовлетворения потребностей социального и научно-технического прогресса широко разветвленная «образовательная сеть», осуществляющая процесс систематического, целенаправленного, последовательного образования и всестороннего развития личности на протяжении всей жизни.

Непрерывность образовательного процесса, прежде всего, относится к развитию человека, к неуклонному обогащению его личности, возникновению все новых качественных изменений, свойств или как говорят психологи личностных новообразований. Смысл непрерывного образования нельзя сводить к повышению эффективного использования человеческих возможностей в процессе труда и общественного переустройства. Главное создать реальные условия для формирования и обогащения интеллектуального, эмоционально-волевого морального потенциала целостной личности для стимулирования у нее стремления к выполнению и реализации себя в интересах общества. Идеальная цель непрерывного образования - вывести каждого человека в его индивидуальном развитии на передний край человеческой культуры.

Функционирование и развитие системы непрерывного образования будет осуществляться на основе сочетания централизованного управления и самостоятельности учебных заведений при активном участии широкой общественности творческих союзов и других организаций. Необходимо обеспечить согласованное функционирование всех звеньев и элементов системы, повышения качества и эффективности управления ею.

 

Современный руководитель образовательного учреждения

В настоящее время в системе образования России насчитывается около 140 тыс. государственных образовательных учреждений различных видов, типов, почти 1,5 тыс. научных организаций, инновационных центров, технопарков, в которых обучается, воспитывается и работает около 39 млн. человек.

Руководителям школ важно знать основные принципы государственной политики в сфере образования: гуманистический характер образования; приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; связь с национальными, региональными, культурными традициями; общедоступность образования в пределах государственного образовательного стандарта; светскость образовательной системы; демократический государственно-общественный характер управления образованием; свобода плюрализма в образовании; независимость государственных образовательных учреждений от идеологических установок и решений партий, общественно-политических движений.

Для достижения целей, поставленных обществом, государством и личностью, на каждой ступени образования и учебного заведения требуются координация, организация, планирование, регулирование и контроль деятельности органов управления образованием. На руководителей учебных заведений возложена весьма деликатная функция: практически согласовать, увязать в единое целое реальные противоречивые формы проявления интересов государства, педагогического коллектива, отдельных сотрудников, в том числе и свои личные, а также уметь реализовать в учебно-воспитательной деятельности идеи и находки творчески работающих преподавателей, педагогов-новаторов и ученых.

В современной жизни применяется термин «менеджмент», что означает «скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией».

В условиях рыночных отношений для подготовки конкурентоспособной личности необходимы высококвалифицированные руководители органов управления системой. Наряду с профессиональными знаниями они должны обладать высокими моральными и волевыми качествами; способностью анализировать и обобщать педагогические явления; творчески подходить к работе, видеть цель и перспективы развития образовательного учреждения в условиях рыночной экономики. Руководителям необходимы глубокие знания современных методов организации и управления системы образования, экономики отрасли. Важное качество- чувство нового, умение оценить по достоинству инновации в образовательной сфере.

К этому можно добавить, что особое значение имеют: морально-волевые, деловые, организаторские качества, склонность к определённому виду труда, потребность в самообразовании. Существенное значение имеют такие черты характера руководителя, как определенность, цельност ь, уравновешенност ь, т вердост ь.

Определенность означает стабильное поведение руководителя в различных ситуациях; цельность - единство слова и дела, логичность поступков; уравновешенность - сдержанное, терпеливое отношение к людям, ровное поведение, умение контролировать себя; твердость - обязательное выполнение принятых решений, несмотря на возникающие препятствия.

Служебный авторитет достигается умелой организацией работы коллектива для выполнения поставленных задач, обеспечением соблюдения дисциплины на основе предоставленных должностью прав и полномочий. Органическое соединение личного и служебного авторитета составляет реальный авторитет руководителя.

Можно выделить основные группы качеств личности руководителя современного учебного заведения:

1. Качества профессиональной и общекультурной компетентности руководителя (образованность, эрудированность, ум, знания руководства, организаторские способности и т.п.).

2. Качества общения руководителя с преподавателями (общительность, вежливость, естественность поведения, обаятельность, искренность, тактичность, уравновешенность, скромность, находчивость в общении, чувство юмора и т.п.).

3. Качества позитивного отношения руководителя к учащимся и их родителям (уважение, понимание, забота, доброта, доброжелательность, отзывчивость, внимательность, справедливость, терпимость и т.п.).

4. Качества неспецифических, внешних сторон деятельности (пунктуальность, настойчивость, требовательность, строгость, исполнительность, ответственность, трудолюбие, добросовестность, дисциплинированность и т.п.).

Высшим уровнем профессиональной культуры руководителя является его умение быть творцом общения.

Управленческую деятельность можно рассматривать для самого руководителя как его субъекта (творца) многофакторным процессом, где существует немало путей и способов его оптимальным овладением. Все эти факторы можно подразделить на две большие группы основной деятельности: личностные и операциональные. Эти группы тесно взаимосвязаны, зависят друг от друга. Личностные - то, что соотносится с самим человеком как личностью; операциональные - все то, что характеризует сам процесс общения: каким образом, с помощью каких приемов, средств достигается контакт с людьми.

Если руководитель знаком с технологией управленческого общения, то ему не требуется искать какую-то каждый раз новую манеру взаимоотношений, а значит, отпадает необходимость в ежеминутном контроле своего поведения.

Не безынтересно знать так называемые приемы формирования " аттракции " - умения производить выгодное впечатление на людей:

"имя собственное",

"комплимент",

"личностная информированность".

Значение имени собственного для человека самая приятная мелодия (Д. Карнеги). Имя и личность неразделимы. Обратиться по имени - проявить внимание и уважение к личности.

Правила комплимента:

" один смысл ", " без гипербол ", " без банальностей ", " без претензий ", " без дидактики ", " без приправ ".

Комплимент говорите Вы, но любить начинают Вас. Самый эффективный комплимент на фоне антикомплимента себе.

Неприятное совещание можно начать с комплимента, тогда Ваши сотрудники будут не бороться с Вами, и оправдываться, а вместе искать решения. С комплимента можно начать выговор, тогда он будет более эффективным.

Взаимная личностная информированность - надежный путь оптимального решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.