Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия Возрождения и Нового времени




Средневековая схоластика

Средневековая философия развивалась по пути постепенной рационализации. Если для ранней патристика разум и построенная на нем философия являются всего лишь средством достижения и обоснования веры, то для схоластики (от слов «школа», «учение») авторитет и вера служат скорее началом и средством, а философия и разум – концом и целью. Характерная черта схоластики – использование подробных логических доказательств. В этот период сформировались два противоборствующих направления: реализм и номинализм. Суть их разногласий состояла в различном понимании универсалий (общих понятий). Реалисты считали их реально существующими прообразами вещей, продолжая тем самым платоническую традицию. Номиналисты утверждали, напротив, что действительным существованием обладают лишь единичные вещи, а универсалии – это всего лишь имена вещей, «колебания голоса». Нетрудно заметить, что номиналисты склонялись к материалистическому пониманию мира, которое они в доступной им форме пытались провести в средневековой теологии, исходящей из идеи божественного творения.

Наиболее яркий представитель средневековой схоластики, по своей значимости и влиянию стоящий в одном ряду с Августином – итальянский философ-теолог Фома Аквинский. Основные усилия Фомы были направлены на рационализацию христианской теологии с помощью творческого переосмысления философии Аристотеля. В отличие от абстрактного умозрения Ансельма, Фома выводит бытие Бога из бытия самих вещей, полагая, что творение свидетельствует о Творце. Его принцип – «понимаю, чтобы верить». Наиболее известное сочинение Фомы Аквинского – «Теологическая сумма», систематизирующая христианское вероучение на основании логики и здравого смысла. По Фоме, человеческая душа, будучи изначальной и нематериальной, получает свое завершающее оформление только в человеческом теле, которое имеет, таким образом, важное значение и не является простой материальной оболочкой. Распространение в христианской Европе аристотелевской философии происходило также благодаря последователям арабского философа Аверроэса (Ибн Рущда). Они поддерживали концепцию двойственной истины, в соответствии которой на противоречия веры и разума не стоит обращать внимания, поскольку они выражают разные истины, теологическую и философскую. Фома Аквинский утверждал в ответ на это, что истина может быть сверхразумной, но не может быть противоразумной.

Эпоху Возрождения можно считать своего рода культурной революцией по отношению к Средним векам. Ее название подразумевало возрождение античных культурных, в том числе философских традиций, однако в XV-XVI вв. происходило становление нового мировоззрения. Если античный человек пытался познать природную необходимость и действовать в соответствии с ней, то человек эпохи Возрождения стал рассматривать себя владыкой природы, неограниченным над ней господином. Возрожденческий гуманизм раскрепостил человека во всех сферах жизни – в искусстве, морали, науке, религии, но этот процесс далеко не всегда был позитивным. У гуманизма была обратная сторона – преувеличение роли человеческой свободы по отношению к необходимости. Описанная традиция может быть определена как антропоцентризм, поставивший в центр нового мировоззрения человека и заменивший собой не только теоцентризм средневековья, но и космоцентризм античности. Если раньше человек понимался как важнейшая, но составная часть большого и упорядоченного мира, то теперь он претендовал на роль самодостаточного целого, живущего в «окружающей среде».

Большое распространение в философии Возрождения получил пантеизм (по-гречески «всебожие»), в соответствии которому мир мыслился как одушевленная и одухотворенная природа. Бог оказывался растворенным в природе, творец и творение, таким образом, отождествлялись. Натуралистический пантеизм, исключающий бытие трансцендентного миру Бога, был очевидной философской альтернативой традиционной религии. Один из его идеологов Дж. Бруно был сожжен на костре инквизиции. Наиболее яркой фигурой философии Возрождения является представитель умеренного, так называемого теистического пантеизма Николай Кузанский. По его словам, «творец и творение суть одно и то же», но при этом Бог развернут в мире, а мир свернут в Боге, вне которого ничего не существует. Для иллюстрации философских понятий Кузанец применял геометрические образы.

XVII век открывает собой Новое время, эпоху разложения феодализма и совершения буржуазных революций. В это время интенсивно развивается наука, прежде всего математика и естествознание. В философии выделяются два направления: эмпиризм, опирающийся на опытное знание, и рационализм, основой которого выступает познание с помощью разума. Родоначальником эмпиризма считается английский философ ФрэнсисБэкон. Он осуждал созерцательный характер науки и представление о ее самоценности, которое было свойственно античной философии. Бэкон говорил о необходимости практического применения науки и выдвинул знаменитый принцип «знание – сила». Важнейшее значение для формирования нового мировоззрения имели идеи французского философа, математика и естествоиспытателя РенеДекарта. Он предлагал положить в основу философского мышления принцип рациональной очевидности. Исходным пунктом познания Декарт считал творческое сомнение, тождественное мышлению. Отсюда вытекает его ключевой принцип «мыслю, следовательно, существую». Основные принципы логики и математики Декарт считал врожденными и утверждал, что подлинная истина возникает не из опыта, а находится в сфере интеллектуальной интуиции. Влияние Декарта на дальнейшее развитие философии и науки было настолько существенным, что получило название картезианской революции (от латинизированной формы его имени). Декарту удалось то, что не получилось у Аверроэса и его последователей: полное отделение философии от теологии. Изменилась также идеологическая ориентация философии: она стала практической, имеющей целью сделать человека хозяином природы. Картезианская революция отделила не только философию от теологии, но и науку от философии. Наука стала стремиться к своему чистому типу, нередко отмежевываясь от философии и пытаясь над ней доминировать, что не всегда на благо человеку. Таким образом, картезианская революция имела последствия двоякого рода, как позитивные, так и негативные.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.