Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Причина и следствие, необходимость и случайность

Сущность и явление, содержание и форма

КАТЕГОРИИ ВЗАИМОСВЯЗИ

Отрицание абсолютности отрицания

В процессе развития происходит замена старого этапа новым. Применительно к их взаимоотношению в философии используется понятие отрицания. На онтологическом, т.е. бытийном уровне это соответствует полному, абсолютному отрицанию одного состояния другим, т.е. его уничтожению. Но такое положение возникает лишь в случае деструкции, катастрофического разрушения какого-либо объекта, что делает невозможным его дальнейшее развитие. Смысл отрицания состоит в том, что оно служит условием и проявлением самого процесса развития.

Отрицание как смена этапов развития не просто уничтожает отрицаемое, но удерживает у него все положительное, соответствующее новому уровню развития. Тем самым оно представляет собой единство уничтожения и сохранения, форму связи низшего с высшим. Следовательно, отрицать в диалектике – не значит просто сказать нет, объявить вещь несуществующей или разрушить ее любым способом. Если говорить о человеческом отношении к миру, нужно не только подвергнуть что-либо отрицанию, но и снова снять это отрицание. Другими словами, отрицание необходимо провести так, чтобы оставалось возможным развитие. Вне деструктивного человеческого вмешательства процесс развития всегда происходит именно таким образом. При этом развитие возможно лишь на основании преемственностикак положительной взаимосвязи его этапов. Если представить развитие в виде схемы, то она будет выглядеть как триада «тезис – антитезис – синтез». Новое действительно синтезирует в себе содержание исходного состояния и ему противоположного.

Диалектическое отрицание объективнои является закономерным. Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования. Однако возможны человеческие ошибки отрицания. Это бесплодное, субъективное отрицание, представляющее собой не стадию развития самого предмета, а привнесенное извне мнение и основанное на нем негативное действие. Именно закон отрицания отрицания позволяет обосновать спиралевидный характер направления развития. Оно в чем-то повторяет пройденные уже этапы, но повторяет их иначе, в других условиях и на более высокой ступени.

У всех предметов есть единство внутренних и внешних сторон. Внешнее – это то, что открыто, лежит на поверхности, внутреннее – то, что до некоторого времени скрыто. Сущность – это внутренняя сторона предметов, относительно скрытая и устойчивая, определяющая их существование и развитие; это общее и необходимое в массе явлений. Явление – это внешняя сторона предметов, выражение их сущности. Сущность и явление представляют собой противоположности и находятся в диалектическом единстве. Сущность является, явление существенно. Другими словами, сущность скрыта лишь относительно, а не полностью, она рано или поздно, так или иначе проявляется, обнаруживает себя в явлениях. Аналогичным образом – явление: имеющее известную самостоятельность, оно всегда демонстрирует скрытую за ним сущность.

Любой процесс познания идет по пути от явления к сущности, от многих явлений к сущности. Поэтому если бы сущность и явление не были связаны, не свидетельствовали бы друг о друге, наука была бы невозможна. Противоположная ошибка – непонимание различия между сущностью и явлением. Если бы они полностью совпадали, познание становилось бы излишним в силу изначальной ясности предмета. Одно явление и даже несколько явлений не раскрывают полностью сущности. С этим связана еще одна ошибка, когда за сущность принимают видимость, вытекающую из однократной являемости.

Категория содержания характеризует сущность на уровне ее существования, т.е. представляет ее в процессе развития. Содержание включает в себя совокупность составных частей объекта, но обязательно – как существенную целостность, и в этом смысле содержание может быть названо конкретизированной сущностью. Форма же связана с содержанием именно тем, что показывает как(в какой форме) содержит себя сущность. Форма есть внешний образ предмета, который является способом существования содержания.

Содержание и форма находятся в диалектическом единстве: содержание оформлено, форма содержательна. Очевидно, что содержание первично в смысловом отношении, а форма должна ему соответствовать, т.е. быть адекватной. Содержание и форма рассматриваются не только в функциональной связи, но и в процессе развития. Содержание более динамично, оно развивается постепенно и постоянно, форма же более консервативна, она изменяется радикально и периодически. Форма не только вторична и консервативна, она активно воздействует на содержание в том смысле, что обеспечивает лучшие или худшие условия его существования, а также способствует или препятствует его развитию. Неправомерное преувеличение значения формы называется формализмом, который может проявляться в любой сфере человеческой жизни самым деструктивным образом. Если природа показывает полное соответствие содержания и формы, то вся человеческая деятельность является, в известном смысле, бесконечным поиском оптимальных форм.

 

Диалектический принцип всеобщей связи конкретизируется в категории причины как взаимодействии между предметами и явлениями, приводящем к их изменению. Соответственно, следствия – это изменения, возникающие при взаимодействии. Разумеется, причина предшествует следствию, но предшествование во времени еще не означает причинности. Суждение «после того, следовательно, по причине того» является логической ошибкой. Представление о причинности обосновывается благодаря деятельности человека. Практика убеждает, что все имеет свою причину. Причина указывает на происхождение, порождение одного другим, поэтому ее можно назвать порождающим взаимодействием. Причину следует отличать от условий, которые могут быть более или менее благоприятными для действия причины, но сами не действуют. Причину можно сравнивать с поводом, который одновременно является причиной и отличается от нее. Повод выполняет функции, позволяющие считать его неосновной причиной.

В материальном мире процесс причинения непрерывен, поэтому первой и последней причины не существует. При диалектико-материалистическом подходе мир в целом рассматривается как причина самого себя. Бесконечный круговорот событий и изменений состоит из отдельных звеньев. Событие, которое является следствием, становится причиной последующих событий, осуществляя непрерывность причинно-следственной цепи. Признание причинности называется детерминизмом. Напротив, отрицание причинных связей есть индетерминизм. Каузальному (т.е. причинному) принципу противостоит также телеологический (от слова «цель»), по которому настоящее определяется будущим, притягивается им как целью. Здесь возникает вопрос о возможности сочетания этих принципов.

Вся история познания и практики показывает, что необходимая взаимосвязь сочетается с наступлением событий, которые однозначно не определены. Они называются случайными. Если отвергать объективность случая, можно придти к фатализму, который полностью отрицает саму свободу действий человека, а также наличие альтернатив и всякую возможность выбора. Если есть свобода, есть случайность, и наоборот. Необходимость вытекает из внутренних, существенных связей процесса развития, а случайность – из внешних, неустойчивых связей, поэтому о ней говорят как о том, что может быть, а может и не быть. Нет необходимого без случайного и случайного без необходимого. Они диалектически взаимосвязаны и подразумевают друг друга так же, как сущность и явление, причина и следствие и т.п. Необходимость выражает направлениедействия сущности, а случайность – это форма проявления и дополнение необходимости. Случайность есть точка пересечения различных автономных, относительно независимых процессов. Можно сказать, что необходимое в конечном счете прокладывает себе дорогу через бесчисленное множество случайностей (т.е. вещей и событий, внутренняя связь которых настолько отдалена или трудно доказуема, что можно ею пренебречь).

Обычно человеческий рассудок рассматривает необходимость и случайность как взаимоисключающие друг друга: либо необходимость, либо случайность, но не то и другое одновременно. Иногда говорят, что наука – враг случайностей, между тем как многие науки заняты именно тем, что выводят необходимость из множества случайностей. Каждый случай уникален и неповторим, но в то же время он является звеном и порождением развертывающейся необходимости. Признание случайности не отрицает принципа причинности. При этом случай является пересечением независимых причинных рядов. Строго говоря, каждое событие в мире есть результат пересечения бесконечного числа причин, поэтому оно и представляет собой единство необходимого и случайного.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимосвязь противоположностей | Проблема познаваемости мира. Для того, чтобы человек мог эффективно действовать, т.е
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.