Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и формы научного познания. Конкретизацией диалектического метода познания является разработка и использование общенаучных специальных методов

МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ

Конкретизацией диалектического метода познания является разработка и использование общенаучных специальных методов. Из их числа можно выделить методы эмпирического и теоретического уровня. Первоначальной ступенью научного познания является установление фактов, дающих определенную информацию об исследуемом объекте. Важнейшим качеством научного факта является его истинность, допускающая проверку. Для получения необходимых фактов в науке используются такие методы познания, как наблюдение, эксперимент и моделирование. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в их протекание. Но их возможности, как известно, ограничены. Поэтому при наблюдении широко используются приборы, которые способны усиливать эффект наблюдения и расширять круг явлений, доступных восприятию. Если качественные характеристики объекта подлежат описанию, то количественные – измерению.

Если наблюдение позволяет выявлять и фиксировать свойства предмета в его естественном состоянии, то экспериментпредполагает соответствующее изменение объекта для изучения его проявлений в специальных условиях. Эксперимент включает в себя активное вмешательство субъекта с исследуемую область с нарушением естественного положения вещей. Это заставляет объект проявлять новые, не наблюдаемые ранее свойства и тенденции развития, что существенно расширяет возможности познания. Имеются объекты, непосредственное воздействие на которые затруднено или вообще невозможно. Это, например, естественное образование алмазов, зарождение жизни на Земле, процессы, происходящие на Солнце и т.д. В подобных случаях эксперимент проводится не на самом объекте, а на другом, который в том или ином отношении с ним сходен, воспроизводит те или иные его свойства. Это – модельный эксперимент, или моделирование. Модели бывают материальные и идеальные. Первые представляют собой физические копии исследуемых объектов (манекены, макеты), идеальные же модели – это мысленные конструкции, теоретические схемы, для фиксации которых используются определенные знаки, рисунки, символы.

Установленные факты можно считать первой формой научного познания. Однако выводы, полученные в ходе их анализа, носят проблематичный характер, таким образом, следующая ступень научного познания – это проблема. Для точного установления сферы неизвестного необходимо не менее точное определение того, что известно. Чем больше человек знает, тем больше у него точек соприкосновения с неизвестным. Самое общее, абстрактное решение научной проблемы оформляется как идея, а более конкретное, развернутое ее решение формирует гипотезу. Как правило, гипотеза не дает вполне доказанных решений. Эта познавательная задача решается благодаря построению теории. Итак, научная теория – это эмпирически и рационально обоснованная гипотеза, опирающаяся на единый принцип и представляющая собой целостную систему знания. При построении теории широко используется аксиоматический метод, суть которого состоит в установлении набора исходных положений (аксиом, постулатов) и выведении из них по строгим логическим правилам всех остальных положений. Теория является высшей формой научного знания, однако с ее появлением познание не останавливается. На основе имеющейся теории открываются новые факты и возникают новые проблемы; процесс научного познания повторяется на новом уровне, и так далее в бесконечном приближении к абсолютной истине.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение критерия истины | Общелогические методы познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.