Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпиризм

Философия Нового Времени.

Лекция № 4. 29.03.2006.

Философия Нового Времени охватывает собой 3 века: с XVII по XIX в. Она связана с установлением и развитием капиталистических производственных отношений.

 

XVII век. Спецификой развития философии 17-го века явл. ее ориентация на науку, поэтому на первый план выдвигаются гносеологические проблемы. И одной из важнейших проблем становится проблема метода научных исследований. Эта проблема решалась с позиции эмпиризма и рационализма – двух ведущих направлений философии 17-го века.

Френсис Бэкон – на основе эмпиризма разработал метод научного познания – метод эмпирической индукции. Суть: любое научное исследование должно исходить из опыта или эксперимента, а дальше должно осуществляться обобщение опытных данных посредством разума.

Индукция – это движение мысли от частного к общему. Методом индукции пользовался еще Сократ, но Бэкон вносит новации в понимание индукции. Суть новой индукции состоит в требовании отыскивать факты, которые не подтверждают, а напротив, опровергают доказываемое положение. Но чтобы делать правильное обобщение, нужно освободить разум от ошибок или идолов.

Всего Ф.Бэкон насчитывает 4 вида идолов:

1. идолы рода – ошибки, обусловленные наследственной природой человека.

2. идолы пещеры – ошибки, свойственные одному человеку в силу субъективных симпатий, предпочтений.

3. идолы площади (рынка) – ошибки, порождаемые речевым общением людей.

4. идолы театра – ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты.

Только очищенный от этих идолов человеческий разум, по мнению Бэкона, способен делать правильные выводы и получать знания. «Знания – сила».

Линии эмпиризма продолжают Джон Локк, Джордж Беркли и Давид Юм. Но если у Бэкона философия носила материалистический характер, то у Локка мы встречаем элементы идеализма, который становится определяющей тенденцией для Беркли и Юма. Возможность идеализма философии Локка вытекает из понимания им опыта. Если Бэкон под опытом понимает эксперимент, то Беркли говорит, что помимо экспериментальной деятельности, ощущений человека (внешнего опыта) сущ-ет внутренний опыт – наблюдение человеческого разума за своей собственной деятельностью. В этом заключается возможность идеализма. Локк утверждает, что человеческая душа или разум – это чистая доска, и только опыт на нее наносит все новые и новые письмена.

В начале 18-го века Дж.Беркли сводит теорию к внутреннему опыту человека. Его философия принимает характер субъективно-идеалистической. Он говорит о том, что вещи, которые, как мы думаем, сущ-ют независимо от нас, на самом деле комплекс наших ощущений. Суть субъективно-идеалистической философии: существовать – значит быть воспринимаемым. Со временем Беркли приходит к объективно-идеалистической философии. Ее суть заключается в том, что в то время, когда субъект не воспринимает мир, сущ-ет Бог, который явл. основой начала всего сущего и который гарантирует существование вещей в отсутствии восприятия субъекта.

Юм не выходит из рамок субъективного идеализма, он придерживается агностицизма – учение, которое говорит о том, что человек не может познать мир, который находится вне его сознания. Юм занимается только вопросами гносеологии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоретические методы познания | Проблема единства мира – учение о субстанции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.