Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Начало распада колониальной системы




Мировая война явилась мощным стимулом для подъёма национально-освободительного движения в колониях и полуколониях. Быстрее освобождаются страны, подвергшиеся оккупации (Вьетнам и др.) и более развитые в промышленном отношении, например, Индия, где сформировались национальные буржуазия и пролетариат, имевшие свои партии и идеологические концепции. Среди последних наиболее популярными были различные варианты «мелкобуржуазного социализма», например, гандизм – учение лидера партии Индийский национальный конгресс М. Ганди. В основе философии Ганди лежит реформированный индуизм. Главные политические цели гандизма - полное национальное освобождение и создание «общества всеобщего благоденствия»- объединения общин, обеспечивающих себя сельскохозяйственными и ремесленными продуктами. Понимая некоторую утопичность последнего, Ганди не был против и достижений НТП, но отводил им подчинённую роль. Главным принципом национально- освободительной борьбы он считал применение только ненасильственных средств: идеологический протест, несотрудничество, гражданское неповиновение.

Считая себя социалистом, Ганди предлагал помещикам добровольно отдать землю крестьянам, а капиталистам- разделить часть собственности с рабочими. В рабочем вопросе он допускал применение экономических (не политических) забастовок. Идеи ненасильственного, гармоничного развития общества весьма актуальны и сегодня. В то же время, только их было явно недостаточно для достижения независимости. В нём сыграли свою роль и такие выступления трудящихся, как восстание индийских моряков 1946 года.

В результате борьбы против японских оккупантов (в Индонезии, Вьетнаме, Корее, Китае) и своих метрополий к 1955 г. получили независимость колонии Англии: Индия, Пакистан, Цейлон и Бирма; Франции - Вьетнам; Голландии - Индонезия; Италии- Ливия; Японии- Корея; а также полуколонии и зависимые страны: Китай, Египет, Сирия и Ливан. Всего за 1945-1955 гг. от колониальной зависимости освободилось 1,3 млрд. чел., или половина населения Земли.

Наметились два направления в развитии освободившихся стран: преимущественно капиталистическое и преимущественно социалистическое. В последнем особо можно выделить Китай, Вьетнам и Северную Корею, где в ходе народно- демократических революций к власти пришли леворадикальные силы, взявшие на вооружение марксистскую идеологию и поставившие целью построение социализма, близкого к советской модели.

Метрополии всеми средствами, в т.ч. военными, старались подавить национально-освободительное движение. По отношение к освобо­дившимся странам все шире стала применяться политика неоколониа­лизма, целью которой было сохранение своего (прежде всего экономического) господства путем вложения инвестиций в экономику зависи­мых стран, предоставления им кредитов и технологической помощи, оговоренного определенными экономическими и политическими условия­ми, втягивания их в военно-политические блоки под эгидой империалистических государств, создания марионеточных режимов и др. В тех случаях, когда бывшим метрополиям не удавалось быстро пере­строиться с традиционных на неоколониалистские методы господства, их начинали вытеснять США, имевшие соответствующий опыт.

Западную помощь развивающимся странам не следует рассматри­вать исключительно в неоколониалистском ключе. Без финансовой, технической, информационной поддержки им просто трудно было бы существовать в современном мире. Весь вопрос в том, насколько эффективно они её использовали.

Таким образом, кардинальные изменения в изучаемый период коснулись всех сфер жизни общества. Развитые страны Запада, сочетая рыночные и государственно-регулирующие механизмы, с успехом вышли из послевоенного кризиса. Ведущим направлением в политике стал неолиберализм. На смену либеральным партиям в большинстве развиты стран пришли социал-демократические. Наступление реакции в 1947-1949 гг. несколько ограничило права трудящихся. Однако в целом неолиберальная политика способствовала росту их благосостояния, осуществлению многих социальных программ. Все названные факторы говорят о том, что после кризиса 1929-1933 гг. и, особенно, после мировой войны происходит постепенная "социализация" развитых капиталистических стран, т.е. появление у них, наряду с капиталистичес­кими и империалистическими, и черт социализма (западные ученые, часто называют свое общество «постиндустриальным»).

После войны качественно выросла роль США. Обострялись противоречия между ними и др. государствами мира. С западными странами, однако, они разрешались сравнительно безболезненно. Начался распад колониальной системы. Активизировалась политика неоколониализма. Появился ряд перспективных научных и идеологических концепций - "демократический социализм", "гандизм", конвергенции и др. Одним словом, мир продолжал противоречивый поиск путей дальнейше­го развития.

 

 

2 вопрос. Противоречивость экономического и политического
развития стран "народной демократии".

Разгром гитлеровского фашизма в корне изменил историческую ситуацию в Европе. Национальная катастрофа, постигшая по вине буржуазных правительств народа, сотрудничество с оккупантами административно-политического аппарата местных буржуазно-профашистских кругов дискредитировали в глазах народных масс буржуазные режимы и под­держивавшие их партии.

Нежелание возврата к прошлому, к старым порядкам, стремление к переменам глубоко овладело радикально настроенными массами на исходе войны как в Западной, так и в Восточной Европе. Поэтому объективным содержанием революционного процесса, развернувшегося в ходе и на основе антифашистского национально-освободительного движения, была именно борьба за выбор нового пути общественного развития.

Наиболее способствовала этому обстановка в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. Здесь значительно возросла в условиях антифашистского Сопротивления роль рабочего класса и его партия, произошло сплочение всех демократических и патриотических сил. Буржуазия и её союзники были ослаблены и дезорганизованы. Немалую роль сыграло и присутствие здесь Советской Армии. Следует отметить, что социальные революции в восьми странах (в Албании, Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польше, Румынии, Чехословакии и Югославии) были революциями большинства, а не меньшинства народа. Они заложили основу для формирования новых государств, известных как страны народной демократии. Термин "народная демократия" использо­вался в коммунистическом движении еще в довоенный период. Не будучи безупречным с точки зрения научности н неся в себе элементы тавто­логии, он тем не менее обозначает конкретное историческое явление.

Народная демократия, особенно на начальном этапе своего разви­тия, была своеобразной коалицией, соглашением между представителями трех общественных классов –пролетариата, крестьянства и мелкой буржуазии, ставивших целью достижение социализма особым своеобразным путем, учитывающим их национальные особенности.

На первом этапе народно-демократическая модель несла в себе антифашистский, общедемократический характер. Решающее значение имели общенациональные, а не классовые цели. Народно-демократическая власть определялась как новый тип прогрессивной власти, который только создаёт необходимые предпосылки для перехода к социализму. Предполагалось, что этот этап будет достаточно длительным, а задача построения социализма воспринималась как задача будущего.

Так, Г. Димитров отмечал в 1946 г., что Болгария может перейти к социализму без гражданской войны и диктатуры пролетариата, что социализм можно строить и без Советской власти, только на основе народной демократии и парламентарного режима. В главном интересы правящих компартии стран Восточной Европы и ВКП (б) совпадали, разделялась цель построения социализма, советская модель общественной организации воспринималась как не подлежащая критике.

Развернувшийся к 1947 г. в странах Восточной Европы процесс общедемократических преобразований существенно отличался от совет­ского опыта. Была национализирована собственность буржуазии и помещиков, сотрудничавших с гитлеровскими оккупантами, постепенно проводилась земельная реформа, демонстрировались старая армия и полиция. Формировались основы народно-демократической власти, сохранялись многообразие форм собственности на средства производства, рыночные отношения. В то же время становилась заметной роль государства в экономике, складывалась демократическая, плюралистическая система, характеризовавшаяся существованием многопартийности, политической оппозиции. У власти стояли коалиционные правительства, в которых коммунисты играли заметную роль, но не были монопольными держателями власти.

Одновременно шло размежевание и перегруппировка классовых и политических сил. В ряде стран (Польша, Чехословакия) буржуазные элементы и верхи мелкой буржуазии оказали сопротивление повороту на социалистический путь. Рубежом стали 1947-1948 гг. Усиление классовой борьбы вело к диктатуре пролетариата. Коммунисты добиваются преобладания в правительстве. Началось строительство социализма по советскому образцу: индустриализация, коллективизация, ликвидация идеологического плюрализма, борьба с буржуазной культурой и т.п.

Сталинское руководство рассматривало содействие странам Восточной Европы и Азии в продвижении на пути социализма как важный фактор укрепления общего военно-экономического потенциала, сокращения сферы империалистических рынков и господства. Однако единство действий подменялось единообразием, любое проявление самостоятельности, самобытности воспринималось с подозрением, действовала логика принципа «кто не с нами, тот против нас». В освобождённых странах навязывалась модель административно-командной системы тоталитарного типа, аналогичная советской. Во внешнеполитических действиях обязательной стала координация с руководством СССР и ВКП (б).

Сдержанное отношение к рекомендациям «отца народов» со стороны руководителей компартий предопределило конфликт Сталина с руководством Югославии и Болгарии. Суть его в следующем. В 1947 г. Югославия и Болгария заключили договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Руководители этих стран И.Б. Тито и Г. Димитров выступили с инициативой создания федерации или конфедерации ряда стран Центральной и Юго-Восточной Европы (включая Югославию, Болгарию, Польшу, Чехословакию, Грецию). Сталин считал страны Восточной Европы частью подвластной ему территории и располагал всеми необходимыми средствами, чтобы навязать свою волю. Для режима личной власти перспектива появления у границ СССР федерации (или конфедерации) народно-демократических государств была неприемлема. Руководители этих стран были способны самостоятельно пропагандировать опят СССР и разработать альтернативную концепцию социализма.

Сталин, уже привыкши к роли носителя высшей истины, и его окружение не могли и представить, чтобы «живое общество» вступило в спор на равных с Димитровым и Тито. В то же время давление средствами дипломатии явилось бы нарушением суверенитета сопредельных с Советским Союзом стран. Это только подтвердило бы правильность фултонской речи Черчилля о советской «сфере влияния».

К 1947 г. инструмент, с помощью которого закреплялось безоговорочное превосходство Сталина как лидера социалистического мира, был готов. Им стало Коминформбюро, созданное 27 сентября 1947 г., в этот орган вошли девять компартий. Его создание в докладе А. Жданова на совещании 1947 г. обосновалось как «потребность в консультации и добровольной координации действий отдельных партий…, когда продолжающаяся разобщённость может приводить к ослаблению взаимного понимания, а порой к серьёзным ошибкам». Едва закончилось формирование рабочих органов Информбюро, как Сталин подверг острой критике идею создания Коминформбюро (всего было 3) в 1948 г. и в 1949г. были связаны с советско-югославским конфликтом.

Отказ руководства Югославии признать правомерность и обоснованность позиции Сталина привёл к обострению межпартийных и межгосударственных отношений двух стран. Руководство ВКП (б)- Сталин, Берия, Жданов, Молотов, Суслов воспроизвели все возможные обвинения, которые были изобретены ещё во время процессов 1936-1937гг. Утверждалось, что КПЮ перешла на троцкистскую позицию, заимствовала взгляды Бухарина по вопросам строительства социализма. Выдвигался призыв к «здоровым силам компартии Югославии, верным марксизму-ленинизму», «сменить нынешних руководителей и выдвинуть новое интернациональное руководство».

Советский Союз ограничил экономические связи с Югославией, использовав методы экономической блокады, что побудило Югославию расширить экономические связи с Западом. Сталинское руководство стремилось интернационализировать конфликт, подвергнув тем самым КПЮ и ФНРЮ полной изоляции, отлучению от мировой системе социализма.

После показательной расправы над компартией Югославии произошло резкое похолодание идейно-политического климата в СССР и других странах социализма. Началась "охота на ведьм", выискивание "титовских агентов", буржуазных националистов и прочих уклонистов, а затем организация судебных процессов над ними, как разоблаченными агентам империализма, "врагами народа" (Ласко Раик (в Будапеште, сент. 1948 г.), Трайчс Костов (в Софии, дек. 1949 г.), Кочи Дзодзе, Швермова, Сланский (в Праге, 1952 г.) и др.). Фальсифицированные политические процессы в этих странах велись с ведома сталинского руководства и нередко при прям участии сотрудников карательных органов Берии. Известно, что в министерствах внутренних дел и госбезопасности народно-демократических государств в те годы существовал аппарат советских советников, подключавшихся к репрессивным акциям,

Сталинские идеологи обрушивались в печати с ярыми нападками типа: "Измена клики Тито делу коммунизма, делу социалистического интернационализма сопряжена прежде всего с тем, что Тито и его клика, не признают руководящей роли Советского Союза", а также на "право-националистскую группу Гомулки, которая "отстаивала предательскую теорию "польского пути к социализму", отрицала международное значе­ние советского опыта социалистического строительства. Так осуществлялось грубое великодержавное давление руководства ВКП(б) на другие партии.

Модель народной демократии как своеобразной формы перехода к социализму, существенно отличающейся от диктатуры пролетариата, была окончательно отброшена. Утвердилась позиция Сталина, согласно кото­рой без диктатуры пролетариата переход от капитализма к социализму невозможен. Тогда же произошел и поворот от зарождающегося многооб­разия социалистического мира к единообразию политических и экономи­ческих структур стран народной демократии на базе централистско- бюрократической советской модели. Началось ускоренное осуществление преобразования по образцу СССР. Это сопровождалось огосударствлени­ем вместо обобществления, свертыванием кооперативных форм общественной собственности, нарастающим отчуждением непосред­ственных производителей от средств производства, введением моно­польной позиции партии в политическом руководстве и т.д.

Однако, не следует сводить предпосылки свертывания народной демократии только к "демонической" роли ВКП(б) и лично Сталина.

Безусловно, с его стороны был существенный нажим, да и международная обстановка не способствовала укреплению и развитию народной демократии. Налицо были и внутренние предпосылки её свертывания. Нельзя забывать, что в странах народной демократии были собственные носители сталинистских, а точнее сектантско-догматических, тенденций. В руководстве большинства компартий доминировали люди, которые либо работали в свое время в Коминтерне, либо жили или учились в Советском Союзе. Кадровый корпус служб безопасности целиком состоял из членов компартий, а в большинстве случаев- из людей, прошедших обучение в школах НКВД. Народно-демократическая модель отбрасывалась не только зарождающимся аппаратом, не только сектантско- догматическими кадрами,но и всё возрастающей массой люмпенизированных "новобранцев индустриализации" (как и в СССР в 30-х гг.), представителей деклассированного сельского населения. Вышибленные из традиционного культурного уклада они тяготеют к режиму авторитарного типа.

Создание Информбюро положило, по сути, начало механизму координации деятельности правящих коммунистических партий стран Восточной Европы в государственной политике, в т.ч. и в вопросах военного строительства.

Раскол Европы на две группы государств, принявших "план Маршалла" и отклонивших его, уже создал предпосылки для создания блоков. В конце 40-х годов СССР и США весьма скептически отнеслись к возможности мирного диалога. Основная ставка делалась на усиление складывающихся систем военно-политические союзов. Весной 1948 года завершился процесс формирования системы межгосударственных догово­ров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и странами Восточной Европы. 1949 г. ознаменовался дальнейшим развитием блоковой политики. В апреле 1949 г. 12 государств (США, Канада и 10 стран Западной Европы) подписали договор о создании Северо-Атлантического Союза (НАТО). В созданный в январе 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) вошли СССР и страны народной демократии. Безуспешность попыток восточно-европейских государств в течение первых двух послевоенных лет решить экономические проблемы национальными усилиями и в то же время отказ подчиниться диктату "плана Маршалла" (участие в нем было бы нелояльным по отношению к СССР) делало крайне необходимым поставку сырья, активизацию торговых отношений, советскую помощь в восстановлении хозяйства. Именно в этом направлении развивалась деятельность СЭВ, в который вошли СССР, Чехословакия, ГДР, Венгрия Польша, Болгария, Румыния.

Складывающееся противостояние западных и восточник государств имею крайне опасные последствия для всего человечества. Это дока­зал, в частности, берлинский кризис, разразившийся летом 1948 года. В ответ на проведение денежной реформы в западных зонах оккупации Германии и Зап. Берлина (что резко усилило опасность дестабилизации валюты на территории будущей ГДР и возникновения экономического хаоса) советская военная администрация Восточней Германии и Восточного Берлина ввела блокаду Западного Берлина.

США, обеспечив снабжение населения Зап. Берлина по "воздушному мосту", не нарушили условий оккупации. Тем не менее берлинский кри­зис стимулировал подготовку к войне. В итоге была полностью заблокирована дорога к мирному урегулированию проблемы Германии. Реализа­ция исходно намеченной союзниками концепции - создания миролюбивого демократического немецкого государства - не состоялась. В итоге компромиссом, с которым вынужденно смирились и в Москве, и в Вашингтоне, явился раскол Германии на два государства в соответ­ствии с зонами оккупации.

Вокруг СССР- "базы и рычага" антиимпериалистических сил -концентрировались союзные ему государства со сходной социальной и политической системой, созданной по советскому образу и подобию.

Таким образом, в результате антифашистских буржуазно-демокра­тических революций в Восточной Европе открылась возможность реали­зации новой модели развития общества - народно-демократической, соединявшей в себе идеи и ценности различных вариантов социализма и "буржуазной" демократии. В 1947-1949 гг. под влиянием "холодной войны", жесткой позиции советского руководства и внутренних противоречий тенденция к государственному социализму побеждает народно-демократическую. Руководство восточно-европейских стран берет куре на построение социализма, близкого к советской модели. Складываете так называемая мировая система социализма, связанная общностью идеологии, экономическими и военно-политическими соглашениями. Противоречие между социализмом и капитализмом на долгие годы закрепляется в форме военно-блоковой конфронтации.

 

 

3 вопрос. "Холодная война".

Усиление позиций СССР, рост популярности социалистических идей, как в развивающихся, так и развитых странах, начало образования мировой системы социализма- обострили противоречие между капитализмом и социализмом, что выразилось в "холодной войне", т.е. противостоянии, конфронтации Запада и Востока (капиталистической и социалистической систем) в различных формах во всех сферах международных отношений- экономической, политической, военной (гонка вооружения, региональные конфликты и духовной (идеологическая борьба).

1946-1947 гг. Причины и начало "холодной войны".

Начало "холодной войны" обычно связывают с речью бывшего премьер- министра Великобритании У. Черчилля в Фултоне (США) 5 марта 1946 г. в которой он утверждал, что СССР, являющийся не демократическим, политическим государством, перегородил Европу «железным занавесом», создал себе сферу влияния, стремится к безграничной экспансии и представляет угрозу западной цивилизации. Вывод: британское Содружество наций и США должны объединить усилия для противодействия CCCР. Хотя речь не была одобрена присутствовавшим в Фултоне президентам США Трумэном и лейбористским правительством Англии, она вызвала болезненную реакцию в СССР. Сталин заявил, что Черчилль повторяет расовую теорию Гитлера, обосновывая англосаксонское господство над миром.

Поводом для выступления британского экс-премьера, очевидно, послужила конфликтная ситуация вокруг Ирана, где СССР намеревался получить концессию по добыче нефти. Дело усугублялось тем, что правительство иранского Азербайджана, в котором находились советские войска, провозгласило национальную автономию и начало реформы народно-демократического типа. Беспокойство Запада усилением позиций СССР на Ближнем Востоке привело к тому, что США по тайным каналам передали Советскому Союзу угрозу применить ядерное оружие.

Значительно обострили ситуации в 1946 г. гражданская война в Китае и Греции и требования СССР к Турции о совместной обороне черноморских проливов. Ответом Запада стажа так называемая “доктрина Трумэна”, смысл которой был в том, что интересы безопасности США требуют "сдерживания" СССР и союзных ему сил во всем мире. С момента речи Черчилля прошел год. 1947 год поставил окончательную точку в сотрудничестве бывших союзников. Ею стало то, что СССР отверг "план Маршалла", считая его формой американского диктата и не предложил этому плану разумней альтернативы. На Западе начинается антисоветская и антикоммунистическая кампания. Чуть позже в СССР – новые политические процессы, а в социалистическом лагере -конфликт Сталина и Тито.

Кстати, термин "холодная война" появляется в политическом лексиконе именно в 1947 г.

Каковы же причины "холодной войны"? Они имелись как на Западе, так и на Востоке. Для Запала главное, думается, это стремление метрополии не допустить распада колониальной системы и претензии США на мировое господство. Беспокойство буржуазии вызывали образование МСС, рост рабочего и коммунистического движения. Сказалось также недоверие к сталинскому режиму (вспомним реакцию Запада на "пакт Риббентропа- Молотова " в 1939 г.). Претензии CШA на роль мирового лидера стимулировала и ядерная монополия. Не случайно Пентагон тайно отрабатывает планы ядерного нападения на СССР. Так,по плану "Дропшот" (1949 г.), 300 атомных и 29 тыс. обычных бомб должны были в один прием уничтожить 85 % советской промышленности.

У США имелись определенные экономические основания для сдерживания СССР. Грозящий американской экономике кризис перепроизводства требовал вложения инвестиции за рубежом при условии их гаран­тии от национализации. Приход к власти в ряде стран коммунистов (под влиянием, а часто и при помощи СССР) мог создать опасность образования замкнутой экономической системы советского типа, что, конечно, не устраивало Вашингтон.

Главной целью советского руководства было восстановление народного хозяйства и решение др. внутренних проблем. В то же время оно считало целесообразным окружить СССР дружественными государствами и в этом стремлении иногда заходило слишком далеко (ситуация с Ираном). Отрицательно сказалось на отношениях е Западом отсутствие у нее достаточно обоснованной внешнеполитической доктрины, с которой капиталистические страны могли бы согласиться как е основой для диалога. Идея мирного сосуществования, выдвинутая Лениным, предусматривала лишь экономические контакты и только до времени мировой peволюции. Для длительного или постоянного сотрудничества во всех сферах она была неприемлема.

Ответом на "доктрину Трумэна" явилась аналогичная концепция “двух лагерей”: империалистического, целью которого является подав­ление демократии и установление американского господства в мире, и антиимпериалистического во главе с СССР. Концепция "двух лагерей" должна была сыграть и важную роль во внутренней политике для оправдания нового витка репрессий как средства борьбы с "происками мирового империализма". Экономически, по мнению Сталина, мы мало что теряли от "холодной войны". Мало того, он считал выгодным выход из капиталистического рынка стран МСС для ослабления экономики Запада и углубления "общего кризиса капитализма".

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.