Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В двух частях




ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

ИМИДЖЕЛОГИИ

ПО

КУРС ЛЕКЦИЙ

В. Н. Черепанова

ГЛОССАРИЙ

Структура решения уравнений переменных

Описание систем в пространстве состояний.... 168

Анализ систем в пространстве состояний...... 168

Введение в статистическую динамику систем

Случайные процессы в системах управления..... 154

Постановка задачи управления.......... 128

Улучшение качества процесса управления..... 128

Общие методы повышения точности систем

Точность и чувствительность систем управления... 114

Оценка качества управления........... 90

6.1. Общие понятия................ 90

6.2. Оценка точности работы систем.......... 92

6.3. Показатели качества переходного процесса..... 99

6.4. Частотные оценки качества.......... 101

6.5. Корневые оценки качества............ 105

6.6. Интегральные оценки качества.......... 108

6.7. Моделирование систем управления........ 110

 

управления................... 114

7.2. Теория инвариантности и комбинированное

управление................... 118

7.3. Неединичные обратные связи........... 121

7.4. Чувствительность систем автоматического

управления................... 122

 

8.2. Законы управления. Типовые регуляторы...... 128

8.3. Корректирующие устройства.......... 132

8.4. Синтез систем автоматического управления..... 140

 

управления................... 154

9.2. Общие сведения о случайных процессах...... 155

9.3. Оценка работы линейных автоматических систем

при случайных стационарных воздействиях.... 163

 

состояния.................. 173

10.3. Характеристики систем в пространстве

состояний................... 177

10.4. Нормальная форма уравнений в пространстве

состояний................... 180

10.5. Управление по состоянию. Системы управления

состоянием.................. 184

10.6. Оценивание координат состояния систем..... 190

10.7. Прямой корневой метод синтеза систем управления 193

 

Заключение................... 196

Литература................... 197

 

Учебное издание

 

ТЮКИН Виктор Николаевич

 

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

Часть 1. Обыкновенные линейные системы управления

Конспект лекций

 

Редактор И. Т. Куликова

 

 

ЛР № 020717 от 2.02.1998

 

Подписано в печать 22.06.2000 г.

Формат 60 ´ 84 1/16 Печать офсетная

Бумага офсетная Усл.печ.л. 11,75

Тираж 100 экз. Заказ 223

________________________________________________

Отпечатано РИО ВоГТУ г.Вологда, ул.Ленина, 15

 

 

 

 

Часть 1

 

 

Тюмень 2002

УДК

Черепанова В.Н. Курс лекций по имиджелогии: Учебное пособие.-Тюмень: ТюмГНГУ, 2002.- с.

 

В учебном пособии представлено авторское понимание сущности, структуры и функций индивидуального имиджа специалиста по связям с общественностью и его роль в организации комфортной и эффективной среды общения. В качестве ключевой выделяется идея возможности формирования позитивного имиджа специалиста – интегрального, целостного, динамичного феномена. Позитивный имидж обусловлен соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, а также качеств, определяющих его профессиональное мастерство. Специалист, имеющий позитивный индивидуальный имидж, находится в гармоничном взаимодействии с природой, социумом, культурой и самим собой, что способствует повышению эффективности жизнедеятельности во всех ее проявлениях. Предлагаемый курс актуализирует интеграцию знаний по философии, психологии, социологии, имиджелогии для организации деятельности специалиста по связям с общественностью; развивает потребности к ролевому моделированию и прогнозированию этапов деятельности; формирует представление о позитивном индивидуальном имидже специалиста по связям с общественностью как средстве повышения эффективности жизнедеятельности; формирует этические профессиональные навыки.

Учебное пособие адресовано студентам и специалистам в области паблик рилейшнз.

Рис. 2, табл. 1, библ.53 назв.

 

Рецензенты: А.А. Макареня, д.х.н., д.п.н., профессор Тюменского государственного института развития регионального образования; Г.И. Герасимова, к.с.н., доцент Тюменского государственного нефтегазового университета

 

Государственное образовательное

Учреждение высшего

Профессионального образования

«Тюменский государственный

нефтегазовый университет», 20002

 

 


ТЕМА 1

 

Введение в имиджелогию

Основные проблемы темы:

1. Понятие имиджа.

2. Основные функции и задачи имиджа.

3. Менталитет и имидж.

4. Социум и имидж.

5. Имидж специалиста по связям с общественностью.

6. Динамическая модель индивидуального имиджа.

 

Термин «имидж» в последние годы очень широко используется, но следует отметить, что и на сегодняшний день однозначного толкования имиджа не существует. Иногда высказывают крайние точки зрения - от признания того, что имидж можно и нужно формировать, учитывая специфику воспринимающего субъекта, до утверждений о неэтичности целенаправленного формирования имиджа как средства манипулирования сознанием и поведением людей. Более осторожные ученые считают, что имидж не приспособляем к каким-либо ситуациям, он статичен, так как определен генезисом и социумом.

Социологический энциклопедический словарь дает два толкования термину «имидж» (от англ. image - образ, представление):

1. Внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определенное впечатление, мнение, отношение у других.

2. Совокупность свойств, приписываемых рекламой, пропагандой, модой, предрассудками, традицией и т. д. объекту с целью вызвать определенные реакции по отношению к нему.

В России в семидесятых годах имидж рассматривали только как средство манипулирования массовым сознанием. В девяностых годах В.М.Шепелем была сформирована новая отрасль - имиджелогия, как наука о технологии личного обаяния, благодаря чему было преодолено стереотипное представление об имидже. Параллельно появились теоретические и практические работы, посвященные этой проблеме, таких авторов, как П.С.Гуревич, А.Н.Жмы-риков, Е.В.Егорова - Гантман.

Приведенное ранее определение имиджа указывает на то, что он призван оказывать регулирующее воздействие на людей, его воспринимающих. Имидж формируется в социальной среде, отражая социальные ожидания определенных групп людей, и это роднит его с таким понятием как «стереотип». Э.Дюркгейм (Дюркгейм Э. Социология: Ее предмет, метод, предназначение /Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995) отмечает: «…некоторые из образов мыслей или действий приобретают вследствие повторения известную устойчивость. Коллективная привычка выражается раз и навсегда в какой-нибудь формуле, повторяющейся из уст в уста, передающейся воспитанием. Мы принимаем и усваиваем их, потому что они, как творение коллективное и вековое, обличены особым авторитетом, который мы вследствие воспитания привыкли уважать и признавать». Стереотипы играют большую роль в закреплении традиций и привычек, они способствуют самоутверждению личности в том или ином статусе и защищают его. В.Липпман (Lippman W. Public opinion. New - York: The Free Press, 1965) не без оснований утверждает, что стереотипы не только фиксируют старые образцы, но и влияют на формирование новых. Они наводняют свежее видение старыми образами и накладываются на тот мир, который мы воскрешаем в своей памяти.

В этом плане стереотип и имидж имеют сходство: оба они стандартизированные, несущие эмоциональный оценочный заряд, основанный на психологическом механизме персонификации. Однако их сходство не исключает существования между ними определенного различия. Эта сторона вопроса анализируется О.А.Феофановым (Феофанов О.А. Стереотип и имидж в буржуазной пропаганде // Вопросы философии. - №6. – 1980). Автор выделяет пять различий:

1) различны их функции в восприятии индивидом социальной действительности;

2) стереотип сводит явление к минимуму черт, упрощая их, имидж же наделяет явление дополнительными чертами;

3) имидж несравненно оперативнее, гибче стереотипа, последний не поддается корректировке, подвижность же первого определена его задачей: пока он нужен, он поддерживается;

4) стереотип не требует домысливания, он дает упрощенный, часто искаженный, но цельный образ, тогда как имидж задает индивиду определенное направление для домысливания;

5) стереотип программирует ожидания личности, имидж же является отражением самой личности.

И.Нефедова и Е.Власова (Нефедова И., Власова Е. Я и мой имидж. - М.: Яуза, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 1997), определяя понятие «имидж», также подчеркивают, что «…имидж - проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов восприятия окружающих людей».

П.С.Гуревич (Гуревич П.С. Приключение имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. -М.: Искусство, 1991) считает, что имидж синонимичен персонификации, но более обобщен, поскольку в нем интегрированы естественные свойства личности и специально наработанные, созданные искусственно. Человек сам по себе, вне других, имеет весьма смутное представление о том, что он такое. Вне общества себе подобных человек и не подозревает, что красив, умен, талантлив. Обо всем этом он узнает через других. По мнению П.С.Гуревича, человек живет в мире противоречивых и напряженных мотивов, стремлений и ожиданий. Ему постоянно нужна опора. Ему необходимо соотносить свое поведение с персонифицированным образом. Данное положение созвучно позиции Ж.Тарда (Тард Ж. Законы подражания / Пер. с фр. – СПб, 1892), который еще в конце ХIХ века писал, что энергичный и авторитетный человек получает над слабыми натурами абсолютную власть, он дает им то, чего им не достает. Повиновение ему составляет не обязанность, а потребность. Таким образом, возникает всякая социальная связь.

Рассматривая имидж как социальный факт, можно считать актуальным утверждение Э.Дюркгейма о том, что социальные факты призваны прежде всего приводить в гармонию наши действия с окружающим нас миром. Для того, чтобы какая-нибудь идея вызвала действие, согласное с природой данной вещи, не нужно непременно, чтобы она верно воспроизводила эту природу, достаточно, если она даст нам почувствовать, что в этой вещи полезного или невыгодного, чем она может служить нам и чем повредить.

Индивидуальный имидж человека является интегральной целостностью к имиджа человека с менталитетом следует обратиться к существу понятия «менталитет». Понятие менталитет, определявшееся ранее как «качество ума, характеризующее индивида или класс индивидов», «способность или сила разума», «установки, настроение, содержание ума», «образ мыслей, направление или характер размышлений», «сумма мыслительных способностей или возможностей, отличающихся от физических», благодаря обстоятельной статье И.Г. Дубова «Феномен менталитета: психологический анализ», приобрело в настоящее время более конкретный смысл. (Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993, №5. С. 20-29.) Основываясь на анализе определений, содержащихся в работах российских и зарубежных авторов, И.Г. Дубов приводит следующую психологическую характеристику данного понятия: «Менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях и задающую вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие указанную общность от других».

Немыслимо говорить о менталитете в отрыве от сложившихся в определенных исторических периодах религиозных, культурологических, идеологических, образовательных парадигм, на которых произрастают индивидуальное и общественное мироощущение, установки, ценностные ориентации, национальные образы мира.

Рассматривая понятие имиджа в историческом контексте, можно достаточно четко проследить корреляцию между «идеалом красоты», или, можно сказать, позитивным имиджем, данной эпохи и общественным сознанием, идеологией, экономикой, политикой. У древних греков впервые появляются понятия культуры поведения для целенаправленного формирования личности по определенному образцу («культ» – латинское слово буквально означающее преклонение перед кем-то (чем-то), почитание кого-либо (чего-либо), то есть образец для подражания).

экономических условиях, возникших в России в пост перестроечное время.

Таким образом, формирование индивидуального имиджа человека зависит от того, в какой среде и культурно-исторической эпохе существует человек, а так же от его индивидных, личностных и индивидуальных свойств. На этом основании можно определить идеальный имидж субъекта так:

Индивидуальный имидж – целенаправленно сформированный интегральный, целостный, динамичный феномен, обусловленный соответствием и взаимопроникновением внутренних и внешних индивидных, личностных и индивидуальных качеств субъекта, призванный обеспечить гармоничное взаимодействие субъекта с природой, социумом и самим собой.

При сопоставлении с иными определениями видно, что такая позиция близка к позициям других исследователей, например, центра политического консультирования «Николло М», где имидж рассматривается как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью.

К настоящему времени определены три возможные подхода к имиджу:

1) функциональный, при котором выделяются разные его типы, исходя из разного типа функционирования;

2) контекстный, при котором эти типы находятся в разных контекстах реализации;

3) сопоставительный, когда имеет место сравнение близких имиджей.

Современная наука выделяет несколько возможных вариантов имиджа, которые присущи функциональному подходу: зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный.

1. Зеркальный. Это имидж, свойственный нашему представлению о себе. Мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, каковы же мы. Обычно этот вариант имиджа оказывается более привлекательным, ибо психологически мы всегда выдвигаем на первое место позитив по отношению к себе, а слабая сторона - минимальный учет мнения посторонних.

2. Текущий. Этот вариант имиджа отражает оценку человека со стороны тех людей, которые имеют о нем информацию, как непосредственную, полученную при общении, так и опосредованную, полученную через другие источники информации. Слабой стороной такого варианта имиджа является, то, что при недостаточной или искаженной информации о реальных поступках человека могут возникнуть непонимание или предубеждение по отношению к личности, которые будут влиять на формирование имиджа.

3. Желаемый. Этот тип имиджа отражает то, к какому образу, идеалу мы стремимся.

4. Корпоративный. Это имидж организации в целом, а не каких-то отдельных подразделений или результатов ее работы.

5. Множественный. Это имидж, который образуется при наличии ряда независимых структур вместо единой корпорации. Активно укрепляется единый (а не множественный) имидж.

В этот список следует, вероятно, добавить и тип отрицательного имиджа, создаваемый оппонентом, соперником, врагом, то есть вариант сознательно конструируемый, а не возникающий спонтанно. При запуске такого отрицательного имиджа возникает проблема адекватного его опровержения.

Возможна классификация имиджа в контексте области применения (контекстный имидж), в которой он функционирует, например, имидж политика, бизнесмена, эстрадного певца и т.п. Третий возможный срез имиджа - сопоставительный. В этом случае сравниваются имиджевые характеристики, например, такие как искренность, компетентность, интеллигентность, хозяйственность, склонность к силовому решению и т.д.

Имидж представляет собой достаточно сложный феномен, в котором переплетены совершенно разнородные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека также идет по многим каналам, и по каждому из них надо вести свою определенную работу.

Имидж - многофакторный феномен. Он действительно является таковым, в этом можно согласиться с Г.Г.Почепцовым (Почепцов Г.Г. Имидж-мейкер: Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. – Киев: Рекламное агентство Губерникова, 1995), ибо, с одной стороны, воздействие на человека осуществляется по ряду каналов, а с другой – человек привык оперировать многослойными структурами, каждая из которых может и обрабатываться отдельно, и сосуществовать в человеческом восприятии на своей «полочке».

В.В.Бойко (Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996) также отмечает сложность структуры имиджа и предлагает рассматривать имидж как целостность, в которую входят следующие компоненты:

1. Аудио-визуальная культура личности: насколько грамотна и приятна речь, какова манера держаться, во что и как одет человек, какая у него прическа и т.д. Но напомним, что внешний облик должен соответствовать ожиданиям большинства или определенной группы людей.

2. Стиль поведения, т.е. разные аспекты поведения личности: профессиональный, интеллектуальный, эмоциональный, нравственный, коммуникативный, этический, эстетический.

3. Внутренняя философия, система ценностей человека: что он думает о жизни, о выполняемом деле, о людях, с которыми имеет дело, каковы его нравственные принципы.

4. Атрибуты, подчеркивающие статус и притязания личности - мебель в офисе, машина, домашние животные и т.п..

5. Психогигиенический «Я-образ»: притягательный психогигиенический образ партнера, то есть человек внешне и внутренне спокоен, активен, в хорошем настроении, доброжелателен, оптимистичен, миролюбив.

Признаком эмоционального здоровья личности является то, что ее психогигиенический «Я-образ» меняется адекватно внешним и внутренним воздействиям и при этом сохраняется в коммуникабельных диапазонах.

Следует отметить, что есть и другие подходы к вопросу о структуре имиджа, например, В.М.Шепель выделяет три группы качеств, определяющих индивидуальную часть имиджа:

1) природные качества;

2) качества, как следствие образования и воспитания личности;

3) качества, связанные с жизненным и профессиональным опытом.

Эта точка зрения наиболее предпочтительна, поскольку она утверждает, с одной стороны, объективность основы имиджа, с другой - возможность ее дополнения в процессе самосовершенствования.

Рассматривая структуру имиджа, группа авторов (Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко; Отв. ред. М.В. Удальцова. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.: ИНФРА-М, 1997) отмечает, что понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе. Авторы выделяют следующие слагаемые имиджа:

1. Профессионализм и компетентность.

2. Нравственная надежность.

Нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и страстишек и его идеал - вседозволенность.

1. Гуманитарная образованность.

Благодаря гуманитарной культуре человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергая ее чувственной и рациональной обработке.

2. Компетентность в области психотехнологий.

Психотехнология рассматривается как динамическая система, обеспечивающая взаимодействие человека с окружающей средой.

Исследователи Центра политического консультирования «Никколо М» (Имидж лидера / Отв. ред. Е.В. Егорова-Гантман. – М.: Общ-во «Знание» России, 1994) выделяют следующие составляющие имиджа:

1. Персональные характеристики: физические, психофизиологические особенности, характер, тип личности.

2. Социальные характеристики: статус личности, который включает не только статус, связанный с занимаемой официальной позицией, но также и с происхождением, богатством.

Со статусом тесно связаны модели ролевого поведения. Кроме того, они включают связь личности с различными социальными группами, с теми, интересы которых она представляет. Социальная принадлежность в значительной мере определяет нормы и ценности, которых придерживается личность.

3. Символические характеристики: связаны с идеологиями, которые не меняются в течение десятилетий, а также с еще более постоянными культурными архетипами.

С.Е.Ананьева (Ананьева С.Е. Формирование имиджа руководителя в государственной службе. Дисс. канд. социологич. наук,-М., 1996) отмечает, что «…при таком структурировании отсутствует четкое разделение характеристик имиджа по основаниям устойчивости к воздействию социальной среды и чувствительности к коррекции. Так, группа «персональные характеристики» включает в себя одновременно и естественно наследственные качества, и формирующиеся в процессе социализации, а «символические характеристики» (идеология, культура) выводятся в отдельную группу, в то время, как они являются объективными детерминантами в формировании социальных характеристик. Не учтены в данной группировке и такие качества, как характер и интеллект».

С.Е.Ананьевой предложена структура имиджеобразующих факторов по схеме, состоящей из четырех блоков. К первому относятся природные (биогенетические) характеристики, ко второму - личностные, к третьему - социально-эмпирические и к четвертому - символические (объективно влияющие на характеристики второго и третьего блоков).

В данной модели в основу составляющих имиджа положено понимание человека как биологического (природного) и социального существа, являющего собой сложную систему, представленную, с одной стороны, генотипом личности, с другой стороны - ее фенотипом.

Исходя из этого положения, имидж человека закладывается уже в наследственной структуре, а затем развивается и изменяется под действием социальной среды, под воздействием деятельности человека по изменению этой среды, а также социальных фактов, которые формируются в процессе жизнедеятельности конкретного общества.

Имидж - категория относительно постоянная. Существует так называемое ядро имиджа, черты личности, заложенные генетически и в раннем детстве. При искусственном конструировании имиджа, если не принимается во внимание это ядро, имидж не может быть устойчивым. Произойдет отчуждение человека от собственной индивидуальности, потеря подлинной идентификации с самим собой. Человек неизбежно вступает на путь ложной идентификации. В критической идентификации сущность человека останется той, которая была сформирована генетически и в ходе первичной социализации. Все ложное, наносное, не соответствующее личности проявится в любой момент.

Таким образом, анализ работ, посвященных изучению имиджа, показал многообразие подходов к пониманию его содержательной основы, структуры и функций. Но, тем не менее, возможно выделить некоторые общие положения:

· имидж - целенаправленно сформированный образ;

· имидж реализуется в процессе деятельности, в общении;

· имидж оказывает активное воздействие на воспринимающих его людей и регулирует их поведение;

· имидж - динамическая характеристика, находящаяся в постоянном взаимодействии субъекта - носителя имиджа со средой (социальной, природной, культурной);

· имидж неоднороден, он состоит из относительно статичного ядра и мобильного, подвижного внешнего слоя, оперативно откликающегося на воздействие внешних или внутренних условий;

· имидж не может быть сформирован раз и навсегда, так как зависит от многих переменных, как индивидных, личностных, индивидуальных, так и средовых;

· основная функция имиджа - коммуникативная, так как имидж, сформированный по типу социально желательного образа, способен вызывать доверие партнеров по общению, делая его более комфортным.

Анализ специальной литературы показал, что имидж специалиста по связям с общественностью как интегративная характеристика внешнего и внутреннего содержания личности, существенно влияющая на эффективность деятельности, практически не рассматривается. Для того, что бы определить имидж специалиста, учитывая специфику его деятельности потребовалось обратиться к следующим областям знаний: философии; этике; эстетике; культурологии; этнографии; социологии; общей и социальной психологии; цветопсихологии; семиотике; валеологии и экологии; эргономике и дизайну; имиджелогии, определившей некоторые ориентиры в области формирования имиджа человека как социально желательного образа. На основании чего мы дали следующее определение имиджу ПР специалиста:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 611; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.194 сек.