Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991

Читайте также:
  1. Адвокатская этика как вид профессиональной этики юриста
  2. Административная этика как вид профессиональной этики.
  3. Античная этика.
  4. БИОЭТИКА
  5. БИОЭТИКА В СОВРЕМЕННОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ
  6. Бухгалтерская профессия и профессиональная этика
  7. Волюнтаристская этика Ф. Ницше
  8. Вопрос 1. Профессиональная мораль и ее место в системе нравственности.
  9. Вопрос 3. Этика предварительного следствия.
  10. Государственная служба как профессиональная деятельность
  11. Деловая этика как вид профессиональной этики

Экономические издания как качественный тип печати. Общая характеристика изданий экономического профиля и тематики. Популярные и специальные экономические издания. Особенности подачи информации и характер сотрудников экономических изданий. Аналитическая функция данного типа. Центральная и местная пресса экономической «ниши». Характер аудитории изданий экономико-тематического плана. Периодичность. Способы распространения. Реклама в изданиях подобного типа. Юридические основания издания подобных типов газет и журналов.

Развлекательные издания как массовый тип печати. Общая характеристика развлекательных изданий. Особенности аудитории и сотрудников редакций развлекательных изданий. Место развлекательной тематики в общественно-политических изданиях общего профиля. Развлекательные издания и "желтая пресса": общее и различное. Формы подачи информации и функциональные особенности развлекательных изданий. Периодичность и качество оформления развлекательных изданий

Специализированные качественные издания. Специально-научные журналы и еженедельники. Тематическая направленность. Особенность фундаментальной информации в научных и научно-популярных изданиях. Специфика аудитории. Отраслевые отделы научных изданий. Исторические аспекты становления научной периодики. Сложности периодичности научно-популярной периодики. Литературно-публицистические журналы и еженедельники. История становления системы литературных и театральных журналов в России. Особенности подачи информации и стиля. Феномен критики в прессе. Критика и публицистика. Характер учредителя и аудитории литературно-публицистических изданий.

Промышленные и сельскохозяйственные издания. Традиционные исторические предпосылки существования промышленных и сельскохозяйственных изданий. Общая характеристика многотиражной газеты. Масштаб редакции многотиражной газеты, характер информации, жанры и стиль. Аудитория многотиражных промышленных изданий. Сельскохозяйственные издания. Особенности подачи информации и аудитории. Масштаб сельских газет. Тип районной газеты. Особенности периодичности районных газет сельскохозяйственных районов. Сравнительно-сопоставительный анализ промышленных и сельскохозяйственных изданий в общей типологической системе.

Рекламно-информационные издания. Общая характеристика типа рекламно-информационного издания. Особенности подачи рекламной информации, способы распространения, характер аудитории. Специфика моделирования рекламно-информационных изданий. "Плотность" информации. История становления рекламного дела и рекламно-информационных изданий в России. Функционально-тематический подход к данной типологической группе.



Издания гуманитарной направленности. Издания социально-гуманитарного характера: общая характеристика. Характер учредительства и особенности распространения «гуманитарных» изданий. Особенности информации и аудитории изданий данного типа. Жанры, стиль, методы работы с внештатными корреспондентами. Молодежные издания: особенность существования данного типа изданий в России. История возникновения детской и молодежной печати в России. Особенности аудитории, жанрово-тематические и функциональные характеристики информации в молодежной прессе. Масштаб и периодичность. Взаимодействие молодежной прессы с другими типами СМИ.

Гендерная типология печати. Влияние возрастных и половых особенностей аудитории на становление определенных типологических групп изданий. Издания для мужчин и издания для женщин. Военно-патриотические издания. Особенности тематики и подачи информации. История военной печати в России и современная военная пресса. Издания воинских частей, уровень технического оснащения и характер аудитории. Патриотическая тематика в изданиях смежного типа. Спортивные издания: стиль информации, жанры, специфика отраслевых отделов. Особенности аудитории спортивных изданий. Взаимодействие спортивных издания с другими типами СМИ. Журналы мод и издания по домашнему хозяйству. Женская тема в других изданиях. Массовость, масштаб распространения, периодичность и качество оформления женских изданий. Тема любви мужчин и женщин как принцип подачи информации в изданиях «по интересам». Соотнесение «гендерных» типов печати с развлекательной и «желтой» прессой.

Территориальная типология печати. Центральные издания: общая типологическая характеристика. Особенности учета аудитории в центральной прессе. Понятие «среднестатистического читателя» и затруднения в социологических исследованиях аудитории. Характер информации в центральном издании и штат сотрудников. Зависимость тиража от масштаба издания и характера аудитории. Отечественные «долгосрочные» издания и причины их долговременного успеха у читателя (исторический аспект). Местные издания: общая типологическая характеристика. Система местных изданий в их сравнительном соотношении по тематике, периодичности, масштабу и учредительству. Социальная "ниша" на уровне местной прессы. Местный читатель, особенности его восприятия и взаимодействия с местной прессой.

Комплексный подход в современной типологии печати. Проблема отсутствия единых оснований типизации газет. Различный характер типологических признаков: административно-территориальное деление, целевое назначение, национально-языковые особенности, периодичность; время выхода; отражаемая в содержании сфера деятельности, родовая принадлежность, характер аудитории. Три типологических формирующих фактора - издатель, назначение, аудитория. Вторичные признаки: программа издания, авторский состав, жанры, объем, тираж, оформление. Типологические признаки журналов. Формирующие (издательский орган, цели и задачи, характер информации, аудитория); вторичные (авторский состав, внутренняя структура рубрик издания, жанры, оформление); формальные (периодичность, объем, тираж). Видовые варианты основных признаков.

Отечественная и западная типология печатных изданий. Доминирование формальных признаков над содержательными в отечественной типологии. Пропорциональность типологических факторов в западной типологии. Учет места издания и масштаба распространения (национальные, региональные и местные), периодичности (ежедневные и не ежедневные), времени выхода (утренние и вечерние), степени и широты отражения действительности (специализированные и общеполитические), характера отражения действительности и социального предназначения (массовые, качественные и качественно-массовые). Преимущественное предпочтение для современной системы СМИ атрибутивно-реляционных определений (качества и свойства), но возможность генетических и функциональных определений.

 

Литература, имеющаяся в библиотеке ЧелГУ:

Типология печати: проблемы теории и практики. Под ред. Б.Я.Мисонжникова. СПб., 1999.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000. Гл. 7.

 

 

29. Базовые профессионально-этические принципы журналистики.

 

См. материалы к вопросу 1. Дополнительные материалы:

Журналистика в системе социальных отношений. Устоявшиеся методы и новые условия. Не универсальность и локальность требований профессиональной морали. Ситуативность деятельности журналиста. Понятия «принцип», «норма», «критерий». «Работающие» и «неработающие» принципы и нормы. Этические коллизии журналистики (экономические, юридические, деонтологические, внутрипрофессиональные). Формула журналистики как «четвертой власти». Опасность буквального понимания статуса и узкая функциональная основа формулы.

«Пограничные» методы и приемы в журналистике. «Пограничность» как возможность выйти за пределы дозволенного, как крайность любого вида социальной деятельности. Феномен сенсации. Скрытые методы наблюдения. Конфликтное общение. Принципы скандальности «желтой прессы». Документальное закрепление некоторых частных правил и конкретных методов работы журналиста. Учет социально-исторических и политических условий в оценке степени этичности того или иного приема (метода).

Интеллигентность журналиста и его морально-нравственное сознание. Этические нормы в сфере закона: оскорбление, клевета. Правовой статус и моральная ответственность журналиста. Профессиональный «моральный облик». Частное и общее в поведении журналиста: формирование принципов.

«Оценочные» темы и жанры в журналистике. Сатира, политическое обозрение, критика, полемика, реклама (как жанр). Диалектика оперативности и поверхностности, отстраненности и глубины, объективности и субъективности. Взаимосвязь операциональной и ценностной стороны деятельности в тех или иных жанрах и методах. Методы перевоплощения в журналистике. Понятия «роли» и «ситуации», функции и позиции. Цель и средства. Внутренне противоречивые ситуации. Роли журналиста, источника, героя, читателя (зрителя, слушателя). Моральная и юридическая ответственность за действия в определенной ситуации.

Коллективность, взаимозависимость и связанные с ними этические проблемы. Особенности "официальной" информации. Индивидуальное и коллективное мнение. Коллективные письма, "массовое авторство" как способ ухода от моральной ответственности. Кодексы (уставы) журналистских коллективов и заложенные в них стандарты и правила. Формальный договор журналиста и редакции и неформальное вхождение его в коллектив. Профессиональный и служебный (должностной) этикет. Моральная атмосфера коллектива как малой группы. Нравственный климат редакции. Профессиональное журналистское достоинство, честь и «честь мундира» (должностные обязанности).

Личностное начало в профессиональной этике журналиста. Психологические и социальные основы журналистской этики. Журналист во взаимоотношениях с коллегами-журналистами, аудиторией (адресатом), источниками информации и героями своих произведений. Четыре типа этических взаимоотношений журналиста. Особый тип взаимоотношений – «журналист и власть». Три мировоззренческих позиции журналиста по отношению к аудитории: преимущество (доминирование), равнозначность (равноправие) и подстройка (заигрывание). Концепция Л.Варустина о взаимоотношениях журналиста с аудиторией (героем произведения)

 

Литература, имеющаяся в библиотеке ЧелГУ:

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.Гл.1,4-6.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000. Гл. 4,10.

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991.

 

 

33. Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Состояние профессиональной этики в настоящий момент.

 

Философская теория морали и журналистика. Морально-этическая тематика как предмет особенного интереса журналистов во все времена. Моральные аспекты экономики, политики, культуры. Профессиональное и личное начало в журналистской этике. Этика как личный выбор и этика как свод правил. Духовные ценности общества в противоречии с профессиональной спецификой деятельности журналиста. Общечеловеческие, групповые и личностные компоненты профессиональной морали и этики. Механизм действия профессиональной морали. Категории «нравственной зрелости», «профессионального долга». Субъективные и объективные компоненты журналистского долга. «Голос» совести, внутреннее негативное и позитивное побуждение к определенным действиям.

Исторические различия в понимании свободы слова и распространения информации. Свобода как социальная необходимость (Б.Спиноза, Г.Гегель), как «рынок идей» (Дж.Мильтон), как возможность выражения мнения (М.Робеспьер). Периоды «свободной журналистики» в кратком очерке отечественной и мировой истории. Типы цензуры: государственная (социально-политическая), духовная (церковно-религиозная), общественная (негативное мнение большинства), внутренняя (самоограничение). Понятия «благонадежности» и «неблагонадежности» в российской истории и их современные аналоги. Краткий очерк «запретных тем». Крестьянский вопрос, право собственности, еретические высказывания о религии, политические теории утопического и революционного типа, неуважение к власти, государственному строю и конкретному чиновничеству. Феномен самиздата.

Очерк становления представлений о частных аспектах журналистской этики. М.Ломоносов, В.Белинский, Д.Писарев, М.Лемке и их взгляды на журналистский долг, честь и совесть. Общее просветительское представление о журналисте как «учителе». Феномен «грошовой прессы» XIX века и проблема «мелкотемья». Полемическое начало в журналистике. Дебаты о профессии журналиста как репортера и скандалиста в начале XX века. Социализация морально-этических норм. Журналистский «суд чести». Дискуссии о «бульварной прессе» в 20-х годах XX века с участием С.Ингулова, М.Кольцова, В.Зорича и др. журналистов. Идеологизация журналистики. Жанровая специфика публицистики в середине XX века. Этика в мировоззрении «шестидесятников». Публицистическое творчество А.Гудимова, А.Аграновского и др.

 

Литература, имеющаяся в библиотеке ЧелГУ:

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.Гл.2-3.

 

 

35 (б). Организационные принципы редакции печатного издания.

 

Принципы организации работы редакции газеты как малой социальной группы. Особенности труда журналиста-газетчика. Индивидуально-коллективный и производственно-творческий характер труда. Социальная ответственность печатного издания. Ролевая и функциональная специализация сотрудников (тематическая, жанровая, организационная и т.д.) и ее сочетание с профессиональным универсализмом, разносторонним развитием личности. Централизованное управление редакцией издания и демократические принципы взаимоотношений в коллективе. Формальные и неформальные отношения в редакции.

Информационный поток как предпосылка существования редакции газеты и ориентирующий фактор. Принцип оперативности. Ограниченность действий журналистов во времени и опасность поверхностного отношения к теме и предмету публикации. Внутренняя редакционная активность и организация условий оптимального сотрудничества с внешними редакционными источниками информации. Система внештатных работников редакции.

Структура редакционного коллектива как подвижная система взаимозаменяемых элементов. Планирование и творческие факторы, приспосабливающие редакционный коллектив к меняющимся реалиям жизни. Виды редакционных нормативных документов (констатирующих, регламентирующих, стимулирующих, обеспечивающих информационную конкуренцию и др.). Зависимость структуры редакции от типа издания, периодичности, объема номера, актуальных проблем современности, характеристик региона, читательской аудитории и других факторов.

Система управления редакцией. Функции редактора и редакционной коллегии. Право редактора на принятие окончательного решения. Связь с учредителем издания, руководство текущим и перспективным планированием, ориентационная, организаторская и творческая работа. Формы работы редколлегии как совещательного и управляющего органа. Совещание, планерка, «летучка», дежурство по номеру. Количество членов редколлегии в редакциях изданий разного типа. Редколлегии многотиражных и районных газет как общее собрание редакции. Заместители редактора и их функции. Традиционное тематическое направление деятельности зам. редактора. Первый заместитель как заведующий важнейшим отделом.

Система исполнения в общей структуре редакционного коллектива. Отделы редакции газеты. Виды отделов: тематически-отраслевой, жанровый, функциональный, региональный. Количество отделов редакции. Зависимость числа отделов от типа издания. Структура отдела. Заведующий и корреспонденты. Общие редакционные обязанности отделов: подготовка информации, работа с почтой и внештатными авторами. Собственные корреспонденты редакции, их особый статус и функции как полноправных представителей, выступающих от имени редакции в другом месте (регионе). Организаторская работа и личная корреспонденция. Спецкоры - разъездные корреспонденты. Отсутствие (совмещение) элементов в системе редакции.

Служба выпуска редакции. Секретариат и его аналоги на телевидении и радио. Современная оргтехника в редакции. Многократный путь информации через секретариат от источника до номера и его техническое упрощение. Основные элементы оформления и дизайна печатного издания. Комплексный подход как принцип работы секретариата. Точность как критерий действия секретариата. Специальные технические службы (наборные, выпускающие, корректирующие, стенографирующие, контролирующие, архивирующие). Роль службы выпуска в разрешении должностных, технологических и личностных конфликтов в редакции.

Особенности развития современной российской печати. Новые типы изданий и изменение характера редакций. Аудитория, учредитель, назначение как совокупность трех ведущих факторов издания. Типологические факторы, принципы и характеристики как поиск новых возможностей издания и своего места в системе печати. Социальная структура и современная система печати. Разделение полномочий, сфер влияния, источников информации между однотипными изданиями. Информационный рынок России и основные тенденции его развития на примере конкретных периодических печатных изданий. Разветвление системы печати за счет новых творческих и организационных редакционных форм (филиалов, приложений, вкладок, специальных выпусков и т.д.). Газетный маркетинг и проблемы моделирования изданий в условиях рынка и конкретных задач издания. Целевое программирование будущего издания. Методика разработки целевых программ. Концепция издания. Виды моделей - экономические, структурные, концептуально-содержательные, оформительские (дизайнерские). Проблемы комплексного типологического моделирования печати.

 

Литература, имеющаяся в библиотеке ЧелГУ:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 608; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.58.62
Генерация страницы за: 0.013 сек.