Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место экономического анализа в теории и практике управления




Сущность и содержание экономического анализа

 

Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Анализ существует с незапамятных времен и лежит в основе изучения явлений природы и общественной жизни, термин “анализ” происходит от греческого “analyzis”, что в переводе означает “разделяю”, “расчленяю”. Такое расчленение позволяет заглянуть во внутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении. Процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ часто сочетается в практической и познавательной деятельности. Современная диалектика исходит из единства анализа и синтеза как научных методов изучения реальности.

Как отмечают в своих работах известные российские экономисты-аналитики М.И.Баканов, А.Д.Шеремет, методологической основой всех отраслей науки является теория познания (гносеология, эпистемология), которая определяет сущность, необходимость и последовательность экономического анализа. Прежде всего она определяет понятия объекта и субъекта познания. Под первым понимается объективная действительность, практика как чувственно-предметная, материальная деятельность человека, персонифицирующая силу познания, составляющая основу развития человеческого общества. Вторым является сам человек или сообщество людей творчески относящиеся к объекту познания. Только необходимое соотносительно диалектическое единство субъекта и объекта познания обеспечивает его достоверность, его истинность.

Объектом познания является практика с ее чувственно-предметным, материально-вещественным, жизненно-социальным и природоохранным содержанием.

Обобщая методы и приемы современной науки, процесс познания широко использует такие важнейшие инструменты, как анализ и синтез, эксперимент, моделирование. Активным составляющим здесь выступает человеческое мышление, которое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую способность человеческого мозга. Человек по своей природе запрограммирован быть живым аналитико-синтезирующим аппаратом.

Анализ – это прием мышления, представляющий собой разложение изучаемого объекта на составные части с целью изучения их самостоятельного функционирования. Синтез – это противоположная операция, сущность которой заключается в объединении выделенных в анализе частей через установление связей между ними с целью получения знания о целом.

Целью эксперимента является приращение знания, более того, он является связующим звеном между теоретическими исследованиями и практическими результатами. Эксперимент, как правило, является инструментом подтверждения или опровержения научных теорий.

Моделирование – это такой метод исследования, при котором изучаемый объект замещается другим объектом, подобным первому. В данном случае замещаемый объект называется оригиналом, а замещающий его объект – моделью. Знания полученные при изучении модели, в дальнейшем переносятся на оригинал методом аналогий.

Мышление в качестве творческого процесса охватывает понятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае и анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свойства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятиями, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и противоречии. Через суждение, через понятия что-либо утверждается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции и дедукции суждения, приходят к тому или иному умозаключению

Процесс мышления, процесс аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга проходит через три взаимосвязанные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование новых практических предложений и умозаключений. Созерцание, наблюдение, фактофиксация – начальный момент познания, начальный момент анализа. Созерцание, сбор требующихся фактов служат базой для абстрактного научного обобщения на более высоком уровне, оно представляется сутью теоретического анализа собранной ранее информации. Множественность фактов – основа всех последующих этапов анализа – мышления. На стадии абстрактных обобщений возможна многовариантность теоретических суждений и умозаключений. Чем больше таких суждений, тем больше вероятность выбора оптимального решения. Абстрактное мышление, основанное на объективных данных, прошедших логическую обработку первичного материала, раскрывает глубинный смысл изучаемых явлений, выявляет определенные закономерности в их развитии. Это позволяет перейти к обобщенным выводам, к конструированию соответствующих практических предложений, направленных на дальнейшее совершенствование практики. Таким образом, логика аналитического исследования представляет собой метод восхождения от абстрактного к конкретному, к превращению теоретических положений в практические дела.

Аналитическое исследование экономических явлений и процессов представляет собой выработку новых знаний, выводов, закономерностей и является одним из видов познавательной деятельности. Аналитические исследования основываются на общеизвестной международной методологии и методике исследований экономических явлений и процессов, соответствуют требованиям международных стандартов и методам их проведения. Характеризуются:

- философскими позициями, объясняющими достоверность по отношению к реальности (эмпиризм, рационализм);

- системой последствий по отношению к исследованиям на различных стадиях, применяемых научных методов (наблюдение, характеристика данных, обработка результатов);

- попытками объяснения результатов, достигаемых на основе использования различных методов (возможно, невозможно, иногда, спорно);

- точностью и доказательностью выводов, закономерностей, предвидений, законов, получаемых на базе использования различных методов исследований (достоверные, спорные, невозможность получения достоверных данных).

Использование диалектического метода в анализе означает, что изучение экономических явлений должно проводится с учетом всех взаимосвязей. Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, то есть обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Учет перечисленных требований делает анализ точным, а выводы его обоснованными. Следовательно, каждый процесс, явление надо рассматривать как систему, как совокупность многих элементов, связанных между собой. Из этого вытекает необходимость системного подхода к изучению объектов анализа, что является еще одной его характерной чертой.

Возрастание роли системного подхода определяется как новыми потребностями развития научного знания, так и практическими потребностями более широкого плана – превращением науки в непосредственную производительную силу, в наиболее значимый элемент социально-экономического прогресса.

Системные представления и методологические средства отвечают потребностям современного качественного анализа, раскрывают закономерности интеграции, участвуют в построении многоуровневой и многомерной картины действительности; они играют существенную роль в синтезе и комплексировании научных знаний. Трудно однозначно определить сущность и содержание системного подхода – все выше перечисленное составляет его различные черты. Но если все же попытаться выделить ядро системного подхода, его важнейшие грани, то таковыми следует считать качественно-интегральное и многомерное измерение действительности.

К основным принципам диалектики, на которых базируется экономический анализ, можно отнести следующие:

- все познается в движении, в определенных связях взаимосвязях, взаимозависимости и взаимообусловленности, в причинно-следственной соподчиненности, в координационной и субкоординационной определенности, в проявлении необходимости и случайности;

- в единстве и борьбе противоположностей;

- в переходе количества в качество и качества в новое количество;

- в отрицание отрицания.

Движение – основа развития природы и общества, оно не прекращается и не останавливается ни на секунду, поэтому в анализе изучается динамика развития социально-экономических явлений и процессов. Причина порождает следствие, и наоборот, поэтому при проведении аналитического исследования, мы вновь сталкиваемся с процессом вечного движения, развития и саморазвития.

Аналитик изучает реальность в совокупности предметов и явлений, находящихся в тех или иных связях друг с другом и постоянном движении и развитии. Эти связи весьма разнообразны, они находят свое проявление в отношении части к целому и, наоборот, в равенствах и неравенствах, в явной или неявной соподчиненности, взаимообусловленности и взаимозависимости.

Философские законы борьбы и единства противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и отрицание отрицания проявляются как на макро так на микро уровнях, принося с собой противоречивый повторяющийся характер развития социально-экономических явлений, рассматривая хозяйственные процессы, непрерывно отмирающие и вновь нарождающиеся.

Содержанием экономического анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:

а) с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

б) с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;

в) с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;

г) с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;

д) с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений.

Содержательная сторона анализа включает следующие элементы:

- постановка конкретных задач анализа;

- установление причинно-следственных связей;

- определение показателей и методов их оценки;

- выявление и оценка факторов, влияющих на результаты, отбор наиболее существенных;

- выработка путей устранения влияния отрицательных факторов и стимулирование положительных.

Действительная полезность экономического анализа состоит и в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производственно-коммерческого цикла, в выполнении основного принципа экономической деятельности – достижение максимальных результатов с минимальными затратами.

 

 

Переход к рыночным отношениям вызвал к жизни и поставил перед экономической наукой множество разнообразных и сложных проблем, это связано с тем, что при одних и тех же исходных условиях предприятия резко различаются по социально-экономическому уровню развития, чему должны быть свои причины. В таких условиях основную трудность представляет их комплексная оценка или экономический анализ, позволяющий квалифицировать происходящие изменения, составить целостную картину ситуации, выделить проблемы развития и разработать стратегию управления предприятием.

Экономический анализ является одной из функций управления предприятием. Основные функции экономической деятельности заключены в следующем:

1. Информационное обеспечение управления (сбор, обработка, упорядочение информации об экономических явлениях и процессах).

2. Анализ хода и результатов экономической деятельности, оценка ее успешности и возможностей совершенствования на основе обоснованных критериев.

3. Планирование (прогнозирование, перспективное и текущее планирование экономической системы).

4. Организация управления (организация эффективного функционирования тех или иных элементов хозяйственного механизма в целях оптимизации использования трудовых, материальных и денежных ресурсов экономической системы).

5. Контроль за ходом выполнения бизнес-планов и управленческих решений.

Первые две функции отражают как бы технологические этапы управления и сводятся к информационному и аналитическому обеспечению процесса принятия решений.

Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики. Важность планирования выражена в известном афоризме: “Планировать или быть планируемым”. Смысл высказывания заключается в том, что предприятие, которое не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей. Возможность планирования как конкретного вида деятельности вытекает из анализа экономики предприятия, напрямую определяется общими условиями хозяйствования. Здесь планирования выступает одной из функций менеджмента.

Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, а это не возможно без учета и контроля. Учет обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов.

Однако для управления нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия, осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа.

  Продукция и Ресурсы услуги   Рис.1. Место экономического анализа в системе управления
Место анализа в системе управления упрощенно можно отразить схемой (рис.1.).

 
 

 

 


В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние факторов на величину результативных показателей; выявляются резервы и направления эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

На основе результатов анализа разрабатывается и обосновывается управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления экономикой предприятия, обеспечивает его объективность и эффективность. Таким образом, экономический анализ – это функция управления, которая обеспечивает научность принятия решений.

Большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышением эффективности производства, он содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научно-инновационных разработок. Таким образом, экономический анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Роль анализа как средства управления производством на современном этапе возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами:

Ø необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышения наукоемкости и капиталоемкости производства;

Ø отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям;

Ø созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.

Решение проблем по повышению эффективности функционирования предприятий, их мотивационного механизма в условиях перехода к рыночным отношениям в Российской Федерации не представляется возможным и наиболее полным без совершенствования системного учета, анализа и контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, бизнеса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.