Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос и предложение. Эластичность спроса и предложения




А. Смит считал, что экономическая система функционирует под воздействием так называемой "невидимой руки". Эту "невидимую руку" мы называем рыночным механизмом. В основе рыночного механизма лежит взаимодействие спроса и предложения.

Рассмотрим простейшую модель рыночного регулирования экономики, которая называется моделью спроса и предложения.

Более сложные модели рыночного регулирования (так называемые модели равновесия), которые мы будем рассматривать далее, по существу основаны на тех же предпосылках, что и эта простейшая модель, в которой понятие "равновесия" рассматривается применительно к рынку одного товара.

Введем некоторые определения:

Нормальный товар - товар, спрос на который растет при росте потребительских доходов.

Пример:

Рыба, мясо, одежда и т.д.

Низший товар (товар низшего качества) - товар, спрос на который падает при росте потребительских доходов.

Пример: крахмалосодержащие, субпродукты и т.д.

Взаимозаменяющие товары (субституты) - такие пары товаров, для которых рост цен на один из них приводит к росту спроса на другой.

Пример: баранина - говядина

Взаимодополняющие товары (комплементы) - такие пары товаров, для которых рост цен на один из них приводит к падению спроса на другой.

Пример: Автомобиль – бензин.

Введем несколько определений:

Спрос характеризуется шкалой, которая раскрывает готовность покупателей в данный отрезок времени приобретать продукт по каждой из предложенных на рынке цен.

Тот объем конкретного товара, который отдельный покупатель, какая-то группа потребителей или общество в целом желает приобрести, называется количеством товара, на который предъявляется спрос (QD - quantity demand)

Отметим, что:

1. Это количество может отличаться от реально приобретенного;

2. Желать купить - это значит, что имеются реальные возможности для покупки (размер потребительского дохода позволяет купить товар);

3. Величина QD (объем спроса) определяется в рамках конкретного промежутка времени (день, месяц, год).

Можно дать еще такие определения:

Спрос - это количество товара, которое потребители готовы купить по определенной цене за определенный период.

Совокупный спрос - спрос на общий объем товаров и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Он охватывает совокупный спрос потребителей, предпринимателей и государства.

Основные факторы, которые определяют количество товара, на который предъявлен спрос:

1. Цена товара или услуги.

2. Вкусы покупателей.

3.Доходы потребителей.

4. Распределение дохода среди домохозяйств.

5. Цены на товары-заменители

6. Общее число покупателей данного товара или услуги

7. Инфляционные ожидания

8. Сезонность потребностей, удовлетворяемых данным товаром

 

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса:

 

QD= f (P1,P2,P3,...,Х1,Х2,…Хn), где:

 

P1,P2,P3,... - цены данного и других товаров

Х1,Х2,…Хn – неценовые факторы, влияющие на спрос.

Если допустить, что все перечисленные факторы останутся неизменными, за исключением одного - цены, то такая зависимость будет носить название функции спроса от цены, а графическое изображение этой функции называется кривой спроса. Эта кривая отражает закон спроса:

 
 


 

Рис 4.1. Кривая спроса

 

Когда говорят о спросе на какой-то товар, обычно имеют в виду всю кривую спроса.

Если спрос меняется, то кривая двигается вправо (спрос увеличивается) или влево (спрос уменьшается). Очень важно не путать это явление с изменениями при движении вдоль кривой спроса. В последнемслучае сам спрос не меняется, а изменяется то количество товаров, на которое предъявляется спрос при разных ценах.

Существуют ситуации, при которых закон спроса нарушается:

 

1. Ажиотажный спрос (инфляционные ожидания)

 

2. Престижный спрос

 

3. Значительное улучшение качества товара

 

Факторы, влияющие на спрос, т.е. на сдвиги кривой спроса:

 

1. Вкусы потребителей (пример: "растительное масло", "маргарин","животное масло")

2. Доход потребителя - чем выше, тем выше спрос (в общем случае). Но есть товары, спрос на которые с ростом доходов уменьшается (пример: крахмалосодержащие продукты питания)

3. Цены на товары-заменители - влияют на спрос прямо пропорционально

4.Цены на дополняющие товары

5. Число покупателей - также влияют на спрос прямо пропорционально

6. Инфляционные ожидания - повышают спрос вообще и особенно на товары длительного пользования

Введем теперь понятие "предложение товаров": Предложение характеризуется шкалой, в которой представлены разные количества продукта, которые производитель желает произвести и продать при каждой цене из данного ряда цен в конкретный временной период.

Объем товаров, который его производители желают продать, называется количеством предложенного товара (QS - Quantity Supply)

Необходимо иметь ввиду, что:

1. Объем предложенного и реально проданного товара не совпадают

2. QS - количество предложенного товара всегда рассматривается на какой-то определенный промежуток времени

Функцией предложения называется зависимость объема предложения от определяющих его факторов.

В общем случае функция предложения имеет вид:

 

QS= f (P1,P2,P3,..., K, C, Z), где:

 

P1,P2,P3,... - цены данного и других товаров

K - характер применяемой технологии производства товара

C - налоги и дотации

 

Z - природно-климатические условия

 

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара (P), предположить неизменными, то будет иметь место функция предложения от цены. Графическое изображение этой функции называется кривой предложения.

 
 


Рис. 5.2. Кривая предложения

Предложение товара - это количество товара, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

Совокупное предложение - общее количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

Кривая предложения показывает, какую цену надо заплатить за единицу предложенногоблага для каждого количества товара или услуги, чтобы данное количество товара или услуги было произведено, то есть предложено на рынок. Форма кривой (восходящая) отражает закон предложения (действующий для большинства товаров): чем выше будет цена на товар, тем большее количество данного товара предлагается производителями на рынок.

Какие еще факторы (кроме цены) влияют на предложение товаров:

1. Технология производства -с введением более совершенной технологии снижаются издержки и выпускается больше продукции.

2. Цена на экономические ресурсы - снижение цен на ресурсы, используемые при производстве товара, увеличивает предложение данного товара

3. Количество товаропроизводителей - чем их больше, тем больше количество предлагаемого товара.

4. Природные и климатические условия

5. Налоги и субсидии (государственное регулирование)

Термин "Предложение" употребляется в отношении всей кривой предложения, т.е. всей совокупности предложенного товара и его цены. Сдвиг кривой вправо - расширение предложения. Сдвиг влево - сужение предложения.

Если ни один из факторов, влияющих на предложение товара, не изменяется, а цена товара растет, то мы перемещаемся по кривой предложения вверх, и меняется не предложение товара, а количество предложенного товара.

Кривые спроса и предложения можно совместить на одном графике, и точка их пересечения будет характеризовать равенство спроса и предложения

 
 

 


 

Рис.5.3. Равновесная цена

 

Цена (PE), при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, накоторый предъявлен спрос, называется равновесной ценой.

Если цена выше цены равновесия, объем предложения превышает объем спроса. Возникает затоваривание. Если цена ниже цены равновесия, объем спроса превышает объем предложения. Товар становится дефицитным. Рынок стремится к равновесию спроса и предложения.

Объем товара QE, соответствующий цене PE, называется равновесным количеством товара.

Четыре правила равновесия спроса и предложения:

 

1. Увеличение спроса вызывает, как рост равновесной цены, так и рост равновесного количества товара

2. Уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и сокращению равновесного количества товара

3. Рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и рост равновесного количества товара

4. Сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара

Из всего сказанного следует:

1. На рынке отдельного товара существует равновесие

2. Равновесие существует только при единственном сочетании значений цены и объема.

Однако можно привести примеры, когда эти допущения нарушаются:

1) Объем предложения больше объема спроса при любой неотрицательной цене (рис.5.4)

 
 

 

 


Рис.5.4.

 

 

Пример: совершенно необходимый для поддержания жизни атмосферный воздух доступен нам в таких количествах, что наши потребности в немудовлетворяются по нулевой цене (бесплатно). Воздух принято называть "свободным благом". В данном случае считается, что равновесие спроса и предложения достигается при нулевой цене.

2) Цена спроса меньше цены предложения при любом неотрицательном объеме воспроизводства (рис.5.5).

 
 

Рис.5.5.

В данном случае сумма денег, которую потребители готовы заплатить за данный товар, недостаточна, чтобы компенсировать затраты на его производство. Производство такого товара технологически возможно, но экономически не оправдано. Например, мусорный бак из серебра сделать можно, но продать трудно. Трудно также реализовать товары, произведенные по отсталым и дорогим технологиям. В этом случае считают, что равновесие достигается при нулевом равновесном количестве товара.

3) Кривые спроса и предложения имеют две точки пересечения (5.6). Считается, что подобная "загибающаяся" кривая характерна для такого товара, как трудовые ресурсы. Эта кривая имеет положительный наклон при низком уровне заработной платы. Однако, если уровень заработной платы продолжает расти, достигается точка, за которой рабочие предпочитают свободное время увеличению дохода.

 

 
 


 
 

Рис 5.6

 

4) Кривые спроса и предложения имеют общий отрезок (рис. 5.7)

     
 
 
   


 

 

Рис.5.7

Это означает, что изменение цены в данном диапазоне недостаточно, чтобы вызвать изменение объема спроса.

 
 

5) Равновесие устанавливается при любом значении объема спроса в интервале Q1Q2(рис..5.8) и равновесной цене PEИзменение спроса в данном интервале не вызывает изменения цены.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.