КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формационный подход
Научная типология Взаимодействие государства и общества Их различия Взаимосвязь общества и государства Соотношения общества и государства Гуманитарные науки феномен общества рассматривают в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле – система всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей (Все процессы и явления, институты общества). В узком смысле – исторически конкретный тип социальной системы (Первобытное общество, древнегреческое общество, современное российское общество, советское общество и т.п.). В структуре общества можно условно выделить несколько элементов: 1) Субъектный элемент, т.е. сами люди, человеческий ресурс, их объединения. 2) Институты общества (Государство, церковь, семья, наука, СМИ, бизнес). 3) Нормативный элемент («Правила игры», по которым общество живёт – предписания законов, религии, морали и т.п.). 4) Коммуникативный элемент обществ (Система фактически сложившихся реальных связей взаимодействия между субъектами, институтами. 5) Интеллектуально-информационный элемент (Совокупность накопленных обществом знаний, практического опыта, информации). 6) Духовно-ценностный элемент (Система основополагающих национально культурных и нравственных ценностей общества). 1)Необходимо различать по объёму. Общество гораздо более масштабное явление, соотносятся явления, как целое и часть. 2) Так же – хронологическое отличие. Общество появилось намного раньше государства. 3) Различие по функциям. В обществе более сложная система функций (Коммуникативная, идеологическая, экономическая, культурно воспитательная или же ценностная). Оно двухстороннее, проявляется в следующем:
С одной стороны, государство является инструментом организации социальных отношений, с другой стороны – само общество способно оказывать обратное воздействие на государство. Между государством и обществом существует система обратной взаимосвязи. Важным средством познания государства является приём типологии. Типология – исследовательский приём, классификация явления, т.е. деление на определённые виды, классы, разряды на основе тех или иных признаках. Есть основные два подхода типологии к государству: информационный и формационный. Данная типология сложилась в рамках марксизма. Представители: Крал Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин. Основным критерием для деления государств на типы выступают особенности общественно-экономической формации общества. Общественно-экономическая формация – исторически сложившаяся в обществе форма социальных отношений, которая включает в себя так называемый базис и надстроечные отношения. Базис – экономические отношения в обществе, процессы, институты. Надстройка – система всех отношений и институтов, относительно независимых от экономики (Политика, культура, религия, искусство, наука, в том числе – Государство и Право!). Основная идея – экономика определяет всё основное. Вывод: особенности государства зависят, прежде всего, от экономического базиса в обществе.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |