КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы и этапы проектирования организационной структуры
Для проектирования структуры управления используют сочетание научных методов анализа и оценки, моделирования и опыта деятельности руководителей, специалистов организации и экспертов. При этом процесс проектирования структуры состоит в последовательном приближении к рациональной модели. Выделяют следующие методы проектирования: 1. Метод аналогий; 2. Экспертно-аналитический метод; 3. Метод структуризации целей; 4. Метод организационного моделирования; 5. Метод функционального моделирования. Метод аналогий состоит в выработке и использовании типовых структур управления, основанных на общих характеристиках и механизме управления организациями данной отрасли. Экспертно – аналитический метод заключается в обследовании и анализе особенностей и проблем в работе аппарата управления и разработке рекомендаций по его перестройке. Для этого исследуют количественные оценки рациональности и эффективности структуры, привлекают сведения о передовых тенденциях в области организации управления. Результаты анализа используют для разработки вариантов решения организационных проблем, сопоставляя варианты, выбирают лучший, разрабатывают описание выбранной организационной структуры и технологию выполнения управленческих функций. Метод структуризации целей включает: – разработку дерева целей; – разработку и анализ вариантов организационной структуры с точки зрения возможности достижения каждой цели; – разработку комплекта документации. Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации. Основные типы моделей: – математико-кибернетические модели организационных систем, описывающие организационные связи и отношения в виде математических уравнений или неравенств; – графо-аналитические модели организационных систем в виде табличных и графических отображений распределения функций, полномочий и ответственности, а также организационных связей; – натурные модели организационных структур и процессов в виде организационных экспериментов по перестройке структур и процессов управления в реальных организациях, деловые игры; – математико-статистические модели зависимостей между исходными факторами организационных систем и характеристиками организационных структур. Например, функциональные зависимости численности аппарата управления от производственно-технологических характеристик организации (объем производства, стоимость основных фондов, количество поставщиков и потребителей и др.). Метод организационного моделирования помогает производить синтез структуры на основе изучения сложившихся пропорций между характеристиками объекта и субъекта управления Метод функционального моделирования состоит в выявлении стандартного набора функций, осуществление которых необходимо на каждом объекте для его нормальной работы. Такими функциями являются оперативное управление производством, материально-техническое снабжение, расчёт труда и заработной платы, технико-экономическое планирование и др. Далее рассчитывают численность административно-управленческого персонала по функциям управления с учётом масштабов производства, отраслевой принадлежности организации и других факторов. Исходя из численности, для каждого уровня управления принимается определённое управленческое решение: формирование управления, отдела или бюро для выполнения работ по каждой функции, установление определённых должностей и т.д.
Метод функционального моделирования рассматривается как вариант метода организационного моделирования. Проектирование организационной структуры целесообразно проводить, совместно используя все рассмотренные методы. В конкретной ситуации выбор метода проектирования зависит от характера организационных проблем, наличия статистической информации, уровня подготовки проектировщиков, от того, новая или действующая организация проектируется. Процесс формирования организационной структуры состоит из 3 основных этапов: 1. Формирование общей структурной схемы аппарата управления; 2. Разработка состава основных подразделений и связей между ними; 3. Регламентация организационной структуры. Содержание первого этапа: – определение целей производственно-хозяйственной деятельности данной социально-экономической системы и существующих проблем; – определение числа уровней в системе управления; – определение специализации подсистем, в том числе функциональная (по выполняемым функциям), продуктовая, технологическая (по видам технологических процессов, работ, операций) и т.д. – определение степени централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях; – определение основных форм взаимоотношений данной организации с окружающей средой, например, кооперирование с другой организацией по совместному изготовлению продукции, кооперирование по оказанию услуг; – определение требований к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению. Содержание второго этапа: – формирование базовых подразделений аппарата управления; – распределение конкретных задач между ними; – построение внутриорганизационных связей. Базовыми подразделениями называют самостоятельные структурные единицы (управления, отделы, сектора, бюро и лаборатории), на которые разделяются линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения аппарата управления выделяют на основании следующих признаков: – однородность конечных результатов управленческой деятельности или объектов управления (например, производство определенных изделий или осуществление определенных технологических процессов, обеспечение материалами); – однородность выполняемых управленческих функций по их роли в комплексном процессе принятия решений (например, технико-экономическое планирование, прогнозирование, стандартизация, патентно-лицензионная работа и т.д.); – территориальная общность (например, региональные производственно-хозяйственные отделения или филиалы). Базовые подразделения могут иметь внутреннюю структуру. Например, – финансовая служба может включать планово-финансовый отдел, бухгалтерию, отдел ценных бумаг, отдел организации труда и заработной платы; – коммерческая служба может включать отдел маркетинга и рекламы, отдел материально-технического снабжения, отдел сбыта и транспортный отдел. Третий этап включает – определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); – определение численности подразделений, трудоёмкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей; – распределение задач между исполнителями и установление ответственности за их выполнение; – разработка процедур выполнения управленческих работ в подразделениях; – разработка порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных работ; – расчёт затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления. Проект организационной структуры оформляется в виде комплекта документов и пояснительной записки, которая характеризует функционирование организации и технологию управления в целом. Комплект документов включает: 1) Положение об организационной структуре; 2) общую схему организационной структуры управления 3) линейные карты распределения ответственности; 4) Положения о структурных подразделениях; 5) должностные инструкции работников; 6) карты маршрутной технологии; 7) органиграммы; 8) документограммы; 9) другие инструктивно-методические материалы, в том числе инструкции по выполнению работ. Проекты организационной структуры могут разрабатываться на систему управления в целом или на отдельные ее части.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |