КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные принципы, виды, этапы, уровни сопровождения
Для реализации системы сопровождения созданы центры сопровождения – это те учреждения в системе образования, которые автономны по отношению к другим образовательным учреждениям и связаны с другими только договорами сотрудничества – психолого-медико-педагогические консультации и комиссии (ПМПК), центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС-центры). Службы сопровождения – структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся его руководству и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения – это психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк) В процессе сопровождения реализуются следующие функции: 1) диагностика возникшей проблемы; 2) информация о сущности проблемы и путях ее решения; 3) консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы; 4) первичная помощь на этапе реализация плана решения. Основными принципами сопровождения являются: 1) рекомендательный характер советов сопровождающего – т.е. необязательный для исполнения характер. Ведущая идея – необходимая самостоятельность ребенка в решении актуальных для его развития проблем, при этом ответственность за принятие решения остается за ребенком, его родителями, близким окружением; 2) приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка» - специалист сопровождения должен пытаться решить проблему ребенка с максимальной пользой для него; 3) непрерывность сопровождения – ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи вплоть до полного решения проблемы; 4) комплексный подход к сопровождению – данный принцип требует согласовнной работы всех специалистов сопровождения, которые включены вединую модель организации сопровождения, руководствуются едиными ценностями и приницами деятельности и владеют единой системой методов. 5) стремление к автономизации – предполагает относительную независимость от образовательного учреждения, его решений и мнений педагогов, работающих в нем. На современном этапе существуют 2 согласованных варианта сопровождения в центрах сопровождения – индивидуальное и системное сопровождение. Индивидуальное - сопровождение детей в образовательных учреждениях предполагает выявление потенциальной и реальной «групп риска» и гарантирует помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Системное сопровождение направленно на профилактику или коррекцию проблемы, характерной для системы в целом
Характеристика видов сопровождения
Уровни сопровождения (на примере опыта Санкт-Петербурга)
2. Организация и содержание специальной психологической помощи дошкольникам. Психологическую помощь дошкольникам с отклонениями в развитии предваряет психодиагностическое обследование, которое имеет свои специфические особенности, которые зависят от состояния интеллекта и эмоционального самочувствия ребенка, обусловлены наличием у него целого комплекса двигательных, речевых, сенсорных и других имеющихся нарушений. Основными принципами обследования детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии являются: 1) принцип доступности диагностических заданий – диагностический инструментарий подбирается с учетом интеллектуальных, речевых и др. ограничений; 2) принцип качественного анализа полученных результатов – следует не только установить наличие нарушений психологического развития, но и дать качественную интерпретацию выявленным особенностям; 3) принцип системного подхода; 4) принцип комплексного подхода; 5) принцип учета качественных возрастных новообразований – психика ребенка изучается в аспекте периодизации эмоциональных новообразований в дошкольном возрасте; 6) принцип выявления социальных факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка – позволяет определить причины, осложняющие психическое развитие дошкольников; 7) деятельностный принцип – обследование проводится в контексте той деятельности, которая доступна ребенку с отклонением в развитии (игровой, предметно-практической, изобразительной); 8) принцип коррекционной направленности выводов, полученных в ходе психологического обследования, требует обобщения результатов с целью дальнейшей разработки и проведения психокоррекционной или психопрофилактической программы. Диагностическую работу с дошкольниками следует проводить в отдельном кабинете или игровой комнате, чтобы исключить возможность психологического влияния родителей, дефектологов или воспитателей на ответы детей. Помещение должно быть знакомо ребенку, процедура обследования, как правило, занимает 2-3 встречи по 20-25 минут. Одно из обязательных условий – создание психологом положительного эмоционального контакта и доверительных отношений с ребенком. Задания диагностических методик должны поддерживать познавательный интерес дошкольника на протяжении всего обследования, процедура обследования должна протекать в игровой ситуации. В поле зрения ребенка должен находиться только тот стимульный материал, который используется в данный момент, лишний стимульный материал должен быть устранен. Остальные требования идентичны общей диагностической работе специального психолога. Коррекционная работа организуется также с учетом тяжести дефекта, речевых, двигательных, интеллектуальных, эмоциональных возможностей детей. Дошкольники с отклонениями в развитии объединяются в группы по 5-6 человек. Продолжительность занятия зависит от возраста дошкольников, их возможностей и характера занятия: занятия по познавательному развитию дольше, чем занятия по коррекции эмоциональной сферы и личности, т.к. требуют больших интеллектуальных усилий и быстрее вызывают утомление у детей. Психокоррекционная работа с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии строится с учетом следующих методологических принципов: 1) принцип единства коррекции и развития – предполагает учет клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, возрастных особенностей развития и характера его нарушений; 2) принцип единства диагностики и коррекции развития – предполагает учет изменений, их диагностику в процессе проведения психокоррекции; 3) принцип взаимосвязи коррекции и компенсации: цель коррекционной работы непосредственно связна с результатом – компенсацией нарушения; 4) принцип учета возрастных психологическх и индивидуальных особенностей развития; 5) принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия – позволяет оказать помощь ребенку и его родителям и предполагает выбор наиболее оптимальных методов воздействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития; 6) принцип оптимистического подхода – организация и создание «атмосферы успеха»; 7) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения. Наиболее популярными методами и техниками психокоррекции дошкольников с отклонениями в развитии являются: 1) приемы игровой психокоррекции – могут проводиться отдельно психологом или совместно с воспитателем, подбираются с учетом особенностей детей (для активных успокаивающие игры, для пассивных - активизирующие), включают от 3 до 12 детей и проводятся ежедневно в структуре занятий и индивидуально. Игры разделяются на 2 группы: а) игры, направленные на сплочение и организацию группы, на подготовку к более сложным этапам психокоррекции; б) более сложные драматизации, творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами игры-психодрамы – направлены на разрешение личностных и межличностных проблем, развитие общения; 2) приемы элементарной библиотерапии - -психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях оптимизации и нормализации психического состояния детей. В практике работа с детьми, имеющими нарушения развития с помощью библиотерапии представлена в работах Ю.Б. Некрасовой. Используются следующие стили и жанры литературных произведений: рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки. При этом учитываются степень доступности изложения, сходство ситуаций в книге с ситуациями, в которых находился ребенок; 3) приемы изотерапии; предполагает реконструирование психотравмирующей для ребенка ситуации, выведение переживаний, связанны с ней во внешнюю форму через продукт художественной деятельности. Наполняемость групп детей при использовании изотерапии обычно большая – 10-12 человек. Занятия проводятся психологом совместно с воспитателем, для усиления психокоррекционного эффекта используется музыкальное сопровождение 4) приемы музыкальной терапии – цель использования: а) снять, уменьшить контроль за поведением, снизить напряженность; б) увеличить общую активность, поднять эмоциональный и мышечный тонус. Приемы музыкотерапии: а) сопровождение действий ребенка музыкальным отрывком, созвучным настроению и характеру действий; б) сопровождение голосом – взрослый комментирует движения ребенка; совместная игра на инструментах – для установления межличностных констактов. 5) приемы гештальт-терапии и телесно-ориентированной терапии – анализ своих ощущений, эмоционального состояния и поведения в настоящий момент времени, что позволяет овладеть саморегуляцией. Упражнения: а) освобождение от мышечных зажимов; общение с помощью невербальных средств коммуникации; развитие внимания, чувственного восприятия. Основные задачи: а) увеличить диапазон эмоциональных проявлений; совершенствовать психомоторику, развивать умение свободно владеть своим телом. 6) приемы телесно-ориентированной терапии; 7) приемы психогимнастики: некоторые подвижные игры (пробуждают активность детей, организуют и сплачивают детей в группе), этюды на расслабление мышц (релаксация), этюды на изображение различных эмоций, черт характера, правильное понимание детьми эмоциональных состояний и др. 8) психотехнические игры (на развитие стремления к лидерству, развитие выдержки, осознание частей тела и др.).
3. Организация и содержание специальной психологической помощи младшим школьникам. Младший школьный возраст – один наиболее ответственных этапов психолого-педагогической коррекции. Для данного возраста характерна высокая сензитивность, которая определяет большие потенциальные возможности для коррекции и компенсации вторичных дефектов. Во-первых, учебная деятельность имеет большие возможности для коррекции мотивационной сферы (познавательной активности), волевых компонентов личности (способности контролировать свою деятельность и поведение, быть внимательным, осуществлять регуляцию своего эмоционального состояния) и познавательной деятельности (умения анализировать материал, делать обобщения и выводы, доказывать, рационально перерабатывать и запоминать учебный материал и т.д.). Во-вторых, успешность самой учебной деятельности зависит от уровня сформированности данных психологических характеристик. В связи с последним и предпринимается психокоррекционная работа. Таким образом к основным задачам коррекционно-развивающей работы детей с отклонениями в развитии младшего школьного возраста является: 1) коррекция познавательной деятельности: а) коррекция сложных видов восприятия (ориентировка в пространственных и временных отношениях) б) коррекция мнемической деятельности (рациональны приемов для запоминания и воспроизведения информации, повышение объема запоминания и точности воспроизведения, формирование произвольных форм запоминания и др.) в) развитие произвольного и послепроизвольного внимания, его свойств (концентрации, устойчивости, переключения, объема, распределения) г) развитие мышления, его видов, операций и форм (понятие, суждение и умозаключение и др.) д) развитие речи (ее интонационных и смысловых компонентов, связной речи, умения понимать сложные логико-грамматические структуры, установление связи между мышлением и речью и др.) 2) коррекция эмоционально-волевой сферы личности и поведения: а) формирование способности к регуляции и самоконтролю процесса и результатов своей деятельности (прежде всего учебной) б) формирование способности к регуляции своего поведения и эмоционального состояния (т.е. уход от реактивного поведения, способности тормозить аффективные вспышки) в) профилактика и коррекция эмоциональных нарушений (повышенного уровня тревожности, фобических состояний, агрессивности, конфликтности, невротических состояний и др.) г) формирование социальной позиции ученика, профилактика деструктивных форм поведения 3) коррекция мотивационной сферы личности: а) повышение уровня школьной мотивации; рациональная перестройка смыслообразующей мотивации – начиная от формирования широких социальных мотивов, к учебным мотивам, определяемым содержанием и результатом учебной деятельности б) формирование индивидуальных интересов. К одной из специфических задач, которая решается педагогом-психологом совместно с учителем-дефектологом является профилактика и коррекция учебной неуспеваемости. Задача педагога-психолога состоит в определении и причин учебной неуспеваемости (низкая мотивация, несформированнность познавательной деятельности, социально-педагогическая запущенность и т.п.), разработке плана психокоррекционных мероприятий на основе согласований совместной работы по нормализации состояния ребенка с учителе дефектологом, реализации разработанного плана, проводения систематического изучения состояния ребенка с целью выявления эффективности коррекционного воздействия и принятия при необходимости корректирующих мер. Координированность коррекционно-развивающей работы как четкое распределение и согласованность действий специалистов – один из основных принципов сопровождения ребенка с отклонениями в развитии в младшем школьном возрасте. Это связано как с высокой эффективностью коррекции нарушений при таком подходе, так и с достаточно жестким графиком занятий и занятости учащихся младшего школьного возраста, так и с занятостью в коррекционной работе всех специалистов сопровождения. Также немаловажным направлением согласованных действий педагога-психолога и учителя-дефектолога является включение механизмов сверхкомпенсации ребенка с особыми потребностями, открытие для него возможностей для развития его творческих способностей. Это особенно касается тех категорий учащихся, дефект которых не сопровождается снижением познавательной деятельности. Также при организации психокоррекцонной работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими отклонения в развитии, соблюдают следующие принципы: 1. Соблюдение интересов ребенка на всех этапах обследования и при выборе индивидуального образовательного маршрута. 2. Комплексное изучение как результат индивидуально обследования ребенка каждым специалистом и выработки заключения на основе их междисциплинарного взаимодействия. 3. Системное изучение ребенка как интеграция в едином обследовании нейропсихологической оценки, психодинамического подхода и элементов психокоррекции. 4. Целостное изучение состояний ребенка как единства когнитивного и аффективного развития, совокупности всех психических качеств личности, обусловленных мотивационными установками и психофизическими особенностями. 5. Структурно-динамическое (по Л.С. Выготскому) изучение ребенка как оценка развития с точки зрения возрастной соотнесенности и определенной последовательности развития функций. Учет данного принципа позволяет Формы и методы психокррекционной работы в младшем школьном возрасте зависят от задач психокоррекционной работы. Так, при коррекции познавательной и учебной деятельности психокоррекционные занятия проводятся обычно в форме учебных занятий (уроков), хотя и в более свободной форме и с использование психотехнических игр и упражнений, дидактических игр. Например, при коррекции произвольного внимания широко используются графический диктант, корректурные пробы, оперативный счет, поиск ошибок в тексте, чтение с помехой и др. А при коррекции эмоционально-волевой и мотивационной сферы в форме игры с широки привлечением арттерапевтичких методов и игротерапии, релаксационных техник, психогимнастики и др. В отношении детей младшего школьного возраста активно составляются совместные программы. Так, педагог-психолог и учитель-дефектолог могут составить и реализовывать программу по профилактике и коррекции учебной неуспеваемости, учитель-дефектолог, учитель-логопед педагог-психолог – по профилактике и коррекции нарушений письма, чтения и счета, педагог-психолог, социальный педагог и родители – по профилактике и коррекции нарушений поведения, педагог-психолог и учитель-логопед – по коррекции и развитию речевой деятельности и т.д.
4. Организация и содержание специальной психологической помощи подросткам.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 17050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |