Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы, виды, этапы, уровни сопровождения

Для реализации системы сопровождения созданы центры сопровождения – это те учреждения в системе образования, которые автономны по отношению к другим образовательным учреждениям и связаны с другими только договорами сотрудничества – психолого-медико-педагогические консультации и комиссии (ПМПК), центры психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС-центры). Службы сопровождения – структурные подразделения образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся его руководству и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения – это психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк)

В процессе сопровождения реализуются следующие функции:

1) диагностика возникшей проблемы;

2) информация о сущности проблемы и путях ее решения;

3) консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы;

4) первичная помощь на этапе реализация плана решения.

Основными принципами сопровождения являются:

1) рекомендательный характер советов сопровождающего – т.е. необязательный для исполнения характер. Ведущая идея – необходимая самостоятельность ребенка в решении актуальных для его развития проблем, при этом ответственность за принятие решения остается за ребенком, его родителями, близким окружением;

2) приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка» - специалист сопровождения должен пытаться решить проблему ребенка с максимальной пользой для него;

3) непрерывность сопровождения – ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи вплоть до полного решения проблемы;

4) комплексный подход к сопровождению – данный принцип требует согласовнной работы всех специалистов сопровождения, которые включены вединую модель организации сопровождения, руководствуются едиными ценностями и приницами деятельности и владеют единой системой методов.

5) стремление к автономизации – предполагает относительную независимость от образовательного учреждения, его решений и мнений педагогов, работающих в нем.

На современном этапе существуют 2 согласованных варианта сопровождения в центрах сопровождения – индивидуальное и системное сопровождение. Индивидуальное - сопровождение детей в образовательных учреждениях предполагает выявление потенциальной и реальной «групп риска» и гарантирует помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Системное сопровождение направленно на профилактику или коррекцию проблемы, характерной для системы в целом

 

 


Характеристика видов сопровождения

Направление сопровождения Направления деятельности Этапы сопровождения
1. Индивидуальное 1) формирование здорового образа жизни; 2) решение личностных проблем; 3) выбор образовательного маршрута; 4) преодоление затруднений в обучении 1) сбор информации о ребенке – диагностика соматического, психического социального здоровья ребенка посредством тестирования, анкетирования родителей и педагогов, наблюдения, беседы, анализа продуктов деятельности ребенка, документации ОУ; 2) анализ полученной информации и выделение группы детей нуждающихся в помощи, а именно: а) имеющие предпосылки к возникновению проблем развития; б) имеющие проблемы развития в данный момент; в) имеющие отклонения в развитии; 3) совместная выработка рекомендаций для ребенка, родителей, специалистов, составление плана комплексной помощи; 4) консультирование всех участников сопровождения; 5) выполнение рекомендаций; 6) анализ результативности выполненных рекомендаций; 7) дальнейший анализ развития ребенка, постановка следующих задач.
2. Системное сопровождение 1) участие в разработке и реализации программ развития образовательных систем с учетом создания благоприятных условий для развития; 2) проектирование новых типов образовательных учреждений (приют, индивидуальное обучение и др.); 3) создание профилактико-коррекционных программ по преодолению проблем, характерных для многих детей 1) диагностический этап – осознание сути проблемы и потенциальных возможностей решения, устанавливается доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помощь в вербализации ими проблемы, совместная оценка возможностей ее решения; 2) поисковый этап – сбор необходимой информации о способах решения проблемы, доведение информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком; 3) консультативно-проективный (договорной) этап – обсуждение участниками сопровождения с заинтересованными лицами возможных вариантов решения проблемы, прогнозирование их эффективности, выбор различных методов коррекции, распределение обязанностей по реализации решения проблемы, определение последовательности действий, сроков исполнения и др.; 4) деятельностный этап – достижение желаемого результата при активной помощи психолога педагогу и ребенку, активном вмешательстве внешних специалистов – медиков, юристов и др. 5) рефлексивный этап – осмысление результатов деятельности по решению проблемы.

Уровни сопровождения (на примере опыта Санкт-Петербурга)

Уровень Учреждения Задачи
I. Образовательное учреждение ДОУ разных типов и видов, общеобразовательные школы, СКОУ, ПМПк 1) защита прав и интересов ребенка; 2) массовая диагностика по проблемам развития; 3) выявление групп детей, требующих внимания специалистов; 4) консультирование педагогов, детей, родителей; 5) групповые занятия, семинары, тренинги с учителями и учениками по изменению стереотипов поведения, коммуникативных навыков
II. Районные службы сопровождения районные ППМС-центры, районные ПМПК 1) оказание помощи педагогам, родителям и специалистам ОУ; 2) разработка и внедрение психологических, социальных, логопедических и др. программ; 3) оказание помощи по наиболее сложным случаям; 4) независимая защита прав и интересов детей; 5) взаимодействие всех районных и городских служб, способных оказать помощь ребенку
III. Городской или региональный уровень городская ПМПК, научные профессиональные учреждения, ВУЗы, городские службы в системе образования и союз науки, практики и управления, направленный на развитие службы сопровождения 1) разработка стратегии службы сопровождения; 2) разработка нормативно-правовой базы; 3) обучение кадров; 4) информирование

2. Организация и содержание специальной психологической помощи дошкольникам.

Психологическую помощь дошкольникам с отклонениями в развитии предваряет психодиагностическое обследование, которое имеет свои специфические особенности, которые зависят от состояния интеллекта и эмоционального самочувствия ребенка, обусловлены наличием у него целого комплекса двигательных, речевых, сенсорных и других имеющихся нарушений.

Основными принципами обследования детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии являются:

1) принцип доступности диагностических заданий – диагностический инструментарий подбирается с учетом интеллектуальных, речевых и др. ограничений;

2) принцип качественного анализа полученных результатов – следует не только установить наличие нарушений психологического развития, но и дать качественную интерпретацию выявленным особенностям;

3) принцип системного подхода;

4) принцип комплексного подхода;

5) принцип учета качественных возрастных новообразований – психика ребенка изучается в аспекте периодизации эмоциональных новообразований в дошкольном возрасте;

6) принцип выявления социальных факторов, оказывающих негативное воздействие на внутрисемейную атмосферу и развитие ребенка – позволяет определить причины, осложняющие психическое развитие дошкольников;

7) деятельностный принцип – обследование проводится в контексте той деятельности, которая доступна ребенку с отклонением в развитии (игровой, предметно-практической, изобразительной);

8) принцип коррекционной направленности выводов, полученных в ходе психологического обследования, требует обобщения результатов с целью дальнейшей разработки и проведения психокоррекционной или психопрофилактической программы.

Диагностическую работу с дошкольниками следует проводить в отдельном кабинете или игровой комнате, чтобы исключить возможность психологического влияния родителей, дефектологов или воспитателей на ответы детей. Помещение должно быть знакомо ребенку, процедура обследования, как правило, занимает 2-3 встречи по 20-25 минут. Одно из обязательных условий – создание психологом положительного эмоционального контакта и доверительных отношений с ребенком.

Задания диагностических методик должны поддерживать познавательный интерес дошкольника на протяжении всего обследования, процедура обследования должна протекать в игровой ситуации. В поле зрения ребенка должен находиться только тот стимульный материал, который используется в данный момент, лишний стимульный материал должен быть устранен. Остальные требования идентичны общей диагностической работе специального психолога.

Коррекционная работа организуется также с учетом тяжести дефекта, речевых, двигательных, интеллектуальных, эмоциональных возможностей детей. Дошкольники с отклонениями в развитии объединяются в группы по 5-6 человек. Продолжительность занятия зависит от возраста дошкольников, их возможностей и характера занятия: занятия по познавательному развитию дольше, чем занятия по коррекции эмоциональной сферы и личности, т.к. требуют больших интеллектуальных усилий и быстрее вызывают утомление у детей.

Психокоррекционная работа с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии строится с учетом следующих методологических принципов:

1) принцип единства коррекции и развития – предполагает учет клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка, возрастных особенностей развития и характера его нарушений;

2) принцип единства диагностики и коррекции развития – предполагает учет изменений, их диагностику в процессе проведения психокоррекции;

3) принцип взаимосвязи коррекции и компенсации: цель коррекционной работы непосредственно связна с результатом – компенсацией нарушения;

4) принцип учета возрастных психологическх и индивидуальных особенностей развития;

5) принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия – позволяет оказать помощь ребенку и его родителям и предполагает выбор наиболее оптимальных методов воздействия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития;

6) принцип оптимистического подхода – организация и создание «атмосферы успеха»;

7) принцип активного привлечения ближайшего социального окружения.

Наиболее популярными методами и техниками психокоррекции дошкольников с отклонениями в развитии являются:

1) приемы игровой психокоррекции – могут проводиться отдельно психологом или совместно с воспитателем, подбираются с учетом особенностей детей (для активных успокаивающие игры, для пассивных - активизирующие), включают от 3 до 12 детей и проводятся ежедневно в структуре занятий и индивидуально. Игры разделяются на 2 группы:

а) игры, направленные на сплочение и организацию группы, на подготовку к более сложным этапам психокоррекции;

б) более сложные драматизации, творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами игры-психодрамы – направлены на разрешение личностных и межличностных проблем, развитие общения;

2) приемы элементарной библиотерапии - -психокоррекционное воздействие на детей с помощью чтения специально подобранной литературы в целях оптимизации и нормализации психического состояния детей. В практике работа с детьми, имеющими нарушения развития с помощью библиотерапии представлена в работах Ю.Б. Некрасовой. Используются следующие стили и жанры литературных произведений: рассказы, стихи, сказки, пословицы, поговорки. При этом учитываются степень доступности изложения, сходство ситуаций в книге с ситуациями, в которых находился ребенок;

3) приемы изотерапии; предполагает реконструирование психотравмирующей для ребенка ситуации, выведение переживаний, связанны с ней во внешнюю форму через продукт художественной деятельности. Наполняемость групп детей при использовании изотерапии обычно большая – 10-12 человек. Занятия проводятся психологом совместно с воспитателем, для усиления психокоррекционного эффекта используется музыкальное сопровождение

4) приемы музыкальной терапии – цель использования:

а) снять, уменьшить контроль за поведением, снизить напряженность;

б) увеличить общую активность, поднять эмоциональный и мышечный тонус.

Приемы музыкотерапии:

а) сопровождение действий ребенка музыкальным отрывком, созвучным настроению и характеру действий;

б) сопровождение голосом – взрослый комментирует движения ребенка;

совместная игра на инструментах – для установления межличностных констактов.

5) приемы гештальт-терапии и телесно-ориентированной терапии – анализ своих ощущений, эмоционального состояния и поведения в настоящий момент времени, что позволяет овладеть саморегуляцией.

Упражнения:

а) освобождение от мышечных зажимов;

общение с помощью невербальных средств коммуникации;

развитие внимания, чувственного восприятия.

Основные задачи:

а) увеличить диапазон эмоциональных проявлений;

совершенствовать психомоторику, развивать умение свободно владеть своим телом.

6) приемы телесно-ориентированной терапии;

7) приемы психогимнастики: некоторые подвижные игры (пробуждают активность детей, организуют и сплачивают детей в группе), этюды на расслабление мышц (релаксация), этюды на изображение различных эмоций, черт характера, правильное понимание детьми эмоциональных состояний и др.

8) психотехнические игры (на развитие стремления к лидерству, развитие выдержки, осознание частей тела и др.).

 


3. Организация и содержание специальной психологической помощи младшим школьникам.

Младший школьный возраст – один наиболее ответствен­ных этапов психолого-педагогической коррекции. Для данного возраста характерна высокая сензитивность, которая определяет большие потенциаль­ные возможности для коррекции и компенсации вторичных дефектов.

Во-первых, учебная деятельность имеет большие возможности для коррекции мотивационной сферы (познавательной активности), волевых компонентов личности (способности контролировать свою деятельность и поведение, быть внимательным, осуществлять регуляцию своего эмоционального состояния) и познавательной деятельности (умения анализировать материал, делать обобщения и выводы, доказывать, рационально перерабатывать и запоминать учебный материал и т.д.). Во-вторых, успешность самой учебной деятельности зависит от уровня сформированности данных психологических характеристик. В связи с последним и предпринимается психокоррекционная работа.

Таким образом к основным задачам коррекционно-развивающей работы детей с отклонениями в развитии младшего школьного возраста является:

1) коррекция познавательной деятельности:

а) коррекция сложных видов восприятия (ориентировка в пространственных и временных отношениях)

б) коррекция мнемической деятельности (рациональны приемов для запоминания и воспроизведения информации, повышение объема запоминания и точности воспроизведения, формирование произвольных форм запоминания и др.)

в) развитие произвольного и послепроизвольного внимания, его свойств (концентрации, устойчивости, переключения, объема, распределения)

г) развитие мышления, его видов, операций и форм (понятие, суждение и умозаключение и др.)

д) развитие речи (ее интонационных и смысловых компонентов, связной речи, умения понимать сложные логико-грамматические структуры, установление связи между мышлением и речью и др.)

2) коррекция эмоционально-волевой сферы личности и поведения:

а) формирование способности к регуляции и самоконтролю процесса и результатов своей деятельности (прежде всего учебной)

б) формирование способности к регуляции своего поведения и эмоционального состояния (т.е. уход от реактивного поведения, способности тормозить аффективные вспышки)

в) профилактика и коррекция эмоциональных нарушений (повышенного уровня тревожности, фобических состояний, агрессивности, конфликтности, невротических состояний и др.)

г) формирование социальной позиции ученика, профилактика деструктивных форм поведения

3) коррекция мотивационной сферы личности:

а) повышение уровня школьной мотивации;

рациональная перестройка смыслообразующей мотивации – начиная от формирования широких социальных мотивов, к учебным мотивам, определяемым содержанием и результатом учебной деятельности

б) формирование индивидуальных интересов.

К одной из специфических задач, которая решается педагогом-психологом совместно с учителем-дефектологом является профилактика и коррекция учебной неуспеваемости. Задача педагога-психолога состоит в определении и причин учебной неуспеваемости (низкая мотивация, несформированнность познавательной деятельности, социально-педагогическая запущенность и т.п.), разработке плана психокоррекционных мероприятий на основе согласований совместной работы по нормализации состояния ребенка с учителе дефектологом, реализации разработанного плана, проводения систематического изучения состояния ребенка с целью выявления эффективности коррекционного воздействия и принятия при необходимости корректирующих мер.

Координированность коррекционно-развивающей работы как четкое распределение и согласованность действий специалистов – один из основных принципов сопровождения ребенка с отклонениями в развитии в младшем школьном возрасте. Это связано как с высокой эффективностью коррекции нарушений при таком подходе, так и с достаточно жестким графиком занятий и занятости учащихся младшего школьного возраста, так и с занятостью в коррекционной работе всех специалистов сопровождения. Также немаловажным направлением согласованных действий педагога-психолога и учителя-дефектолога является включение механизмов сверхкомпенсации ребенка с особыми потребностями, открытие для него возможностей для развития его творческих способностей. Это особенно касается тех категорий учащихся, дефект которых не сопровождается снижением познавательной деятельности.

Также при организации психокоррекцонной работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими отклонения в развитии, соблюдают следующие принципы:

1. Соблюдение интересов ребенка на всех этапах обследования и при выборе индивидуального образовательного маршрута.

2. Комплексное изучение как результат индивидуально обследования ребенка каждым специалистом и выработки заключения на основе их междисциплинарного взаимодействия.

3. Системное изучение ребенка как интеграция в едином обследовании нейропсихологической оценки, психодинамического подхода и элементов психокоррекции.

4. Целостное изучение состояний ребенка как единства когнитивного и аффективного развития, совокупности всех психических качеств личности, обусловленных мотивационными установками и психофизическими особенностями.

5. Структурно-динамическое (по Л.С. Выготскому) изучение ребенка как оценка развития с точки зрения возрастной соотнесенности и определенной последовательности развития функций. Учет данного принципа позволяет

Формы и методы психокррекционной работы в младшем школьном возрасте зависят от задач психокоррекционной работы. Так, при коррекции познавательной и учебной деятельности психокоррекционные занятия проводятся обычно в форме учебных занятий (уроков), хотя и в более свободной форме и с использование психотехнических игр и упражнений, дидактических игр. Например, при коррекции произвольного внимания широко используются графический диктант, корректурные пробы, оперативный счет, поиск ошибок в тексте, чтение с помехой и др. А при коррекции эмоционально-волевой и мотивационной сферы в форме игры с широки привлечением арттерапевтичких методов и игротерапии, релаксационных техник, психогимнастики и др.

В отношении детей младшего школьного возраста активно составляются совместные программы. Так, педагог-психолог и учитель-дефектолог могут составить и реализовывать программу по профилактике и коррекции учебной неуспеваемости, учитель-дефектолог, учитель-логопед педагог-психолог – по профилактике и коррекции нарушений письма, чтения и счета, педагог-психолог, социальный педагог и родители – по профилактике и коррекции нарушений поведения, педагог-психолог и учитель-логопед – по коррекции и развитию речевой деятельности и т.д.

 


4. Организация и содержание специальной психологической помощи подросткам.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Парадигма предложения как система его форм | Патронаж
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 16058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.