Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Строения древнегреческого города

С IV в. храмы начинают терять ведущее значение, и в древнегреческих городах получают все большее развитие здания и комплексы светского назначения. Ядром городов была крепость (укрепленный акрополь), вначале включавшая дворец царя (базилика), а позднее игравшая роль только религиозного центра. Под акрополем вырастал город с собственным центром, площадью. Здесь собиралось городское собрание, шел торг, располагались общественные, торговые и культурные здания (Афины, VI в. до н. э.)

Древнейшие греческие города вырастали стихийно, без общей градостроительной идеи. Позднее они с размахом перестраивались, и возводились новые города, планировка которых имела обычно регулярную прямоугольную структуру. Основателем подобной системы в Греции считается Гипподам из Милета. Уже в классический период, наряду с стихийно складывающейся планировкой города (Афины), начинает внедряться регулярная планировка города, основанная на прямоугольной сетке " гипподамова система " (Милет, Олинф и др.). В эпоху эллинизма такая планировка городов стала господствующей (причем при любом рельефе местности) - и при реконструкции старых и, особенно, при строительстве новых городов, порою достигавших огромных размеров, с населением около полумиллиона человек (Александрия, Антиохия и др.). Через город пролегала более широкая главная улица, разделенная на тротуар и проезжую часть, с мостовой, выложенной камнем. На главной улице или на пересечении двух главных улиц зачастую располагался общественный центр.

Города имели свой храмовый комплекс, помимо которого в центре города располагалась площадь, обрамленная общественными зданиями, называемая «агора». Основной коммуникацией был портик, называемый «стоя». Здесь прогуливались философы (отсюда возникло понятие «стоики») и вели беседы со своими учениками; здесь же выставлялись художественные произведения, а колонный зал служил и убежищем в случае непогоды.

К наиболее значительным городским зданиям относится «булевтерий», служивший для заседаний городского совета, а также здание управления полисом - «пританей», где постоянно поддерживался священный огонь. Мемориальные памятники, скульптуры, портики и пропилеи дополняли и обогащали пространство агоры. Некоторые улицы города были непосредственно предназначены для торжественных процессий, поэтому здесь сооружались памятники в честь одержанных побед. В эпоху эллинизма, с ростом городов и количеством общественных зданий различного назначения (административных, торговых, культовых, зрелищно-спортивных) в них, единая площадь часто распадается на целый ряд перистильных площадей.

В этот период в древнегреческих городах появилось много сооружений круглой формы, в том числе сооружавшиеся на склоне скалы открытые греческие театры, которые первоначально служили для выполнения обрядов, связанных с культом бога Диониса. Театры состояли из здания (скены), полукруглой нижней площадки с жертвенным алтарем (орхестры) в центре театра, и расположенных вокруг нее концентрическими полукругами рядов амфитеатра - мест для зрителей (театрон), размещавшегося на склонах холма.

Для физического воспитания, которое представляло собой важную составную часть жизни в греческих городах, возводились различные сооружения. К ним относится «гимнасий» — здание, которое включало лекционные залы, учебные комнаты, пространства для игр и соревнований, умывальные комнаты. К спортивным сооружениям относятся также стадионы для соревнований по бегу и ипподромы.

Города обносились крепостными стенами из сырцового кирпича и камня с боевыми башнями и укрепленными воротами, зачастую охватывая территорию, значительно превышающую существовавшую застройку, в расчете на дальнейший рост населения. Характерными эллинистическими городами были Александрия, Приема, Милет, Пергам и др.

Благоустройство греческих городов достигало высокого уровня, особенно в эпоху эллинизма. Жилые кварталы снабжались водой, растекавшейся по керамическим и свинцовым трубам к общественным водозаборным фонтанам. Имелась и канализация со сточными каналами, выложенными камнем и перекрытыми каменными плитами.

Поздний, или эллинистический период истории древнегреческой архитектуры. Канонизация ордеров

Последний — эллинистический — период истории древнегреческой архитектуры начался с распада державы Александра Македонского (последняя треть IV в. до н. э.) и продолжался до завоевания подчиненного Греции Египта Римом (30-е годы до н. э.), в этот период образовались крупные государства.

В этот период наблюдался сремительный рост городов, планировки которых становятся более регулярными (Милет, Делос, Эфес). В общественных комплексах, наряду с сооружением культовых зданий, возросло количество монументальных светских строений, претерпели существенные изменения такие традиционные типы, как залы собраний, театры, спортивные сооружения, рынки, которые начали строить из дорогостоящих материалов, роскошно декорированные, чего прежде удостаивались лишь храмы. Для архитектуры эпохи эллинизма характерен определенный тип богатого перистильного жилого дома с росписью по штукатурке, и создание новых типов строений — инженерных сооружений, значительно повысивших уровень благоустроенности городов, а также великолепных дворцов монархов, библиотек, монументальные гробниц и алтарей.

Одним из наиболее знаменитых был алтарь Зевса в Пергаме (180 г. до н.э.). Цоколь его в плане 30 X 28 м, высота 9 м. Алтарь опоясан мраморным скульптурным горельефным фризом, изображавшим борьбу богов и гигантов. Широкая лестница ведет к верхней площадке, ограниченной ионической колоннадой.

Архитектура периода эллинизма не создала своего стиля, но пропагандировала греческую архитектуру, оказав влияние на формирование римской и византийской архитектуры. Если в классической греческой архитектуре ордеры не были канонизированы, то в эллинистической архитектуре делается попытка установить известные каноны — наиболее удачные пропорции ордеров и их частей. Целый ряд архитекторов пишет трактаты об архитектуре и ордерах.

Дорический, ионический и коринфский ордера, возникшие в архаичный период истории Древней Греции, и окончательно сформировавшиеся в классический период, обладают общей конструкцией и композиционной схемой, с характерным для классики трехчастным делением по высоте:

- главная несущая часть — колонна, - несомая часть — антаблемент,

- ступенчатое основание — стереобат.

Аналогично на три горизонтальных пояса делится поле каменной стены храма. Колонна завершается капителью. Верхняя часть капители (абака) воспринимает тяжесть антаблемента. Основание колонны (база) лежит на квадратной плите (плинте). В отличие от ионической и коринфской дорическая колонна не имеет базы. Средняя часть колонны — ствол (фуст) — выше нижней трети суживается кверху и имеет легкую кривизну (энтазис). Ствол колонны обработан вертикальными желобками (каннелюрами) и завершается астрагалом.

Антаблемент в свою очередь делится на три части по высоте: архитрав (нижняя главная балка), фриз (средняя часть), карниз (верхняя часть). Карниз состоит из трех элементов: поддерживающей части, плиты и венчающей части. Карнизная плита выносится вперед и завершается каменным желобом (сима), в котором собирается вода с кровли и стекает через отверстие на землю.

Фриз дорического ордера представляет собой изображение конструкции перекрытия и состоит из триглифов и метоп, расположение которых связано с осями колонн. Композиция фризов ионического и коринфского ордеров ленточная. Элементы деталей ордеров называются обломами; из них образуются архитектурные профили. В деталях ордеров обломы несут различные композиционные функции: являются поддерживающими, поддерживаемыми и венчающими, а также связующими или разделяющими. По геометрическим признакам обломы разделяются на прямолинейные (полочки, полки, пояс), криволинейные простые (валик, вал-торус, четвертной вал, выкружка, обратная выкружка) и криволинейные сложные (гусек, обратный гусек, каблучок, обратный каблучок и скоция). Примером архитектурного профиля является астрагал — сочетание валика с полочкой.

В архитектуре, как и во всей эллинистической культуре, в поздний период происходит процесс слияния форм и композиционных приемов, характерных для греческой метрополии, с художественными традициями завоеванных стран. Постепено ордер теряет черты строгости и обобщенности. Величественная дорика уступает место более утонченной ионике. В галереях и портиках часто используется двухъярусный ордер с дорическими колоннами внизу и ионическими - наверху. Усиливается тенденция декоративности. Все большее применение получает ордер как средство пластической разработки стены. В детали ордеров проникают мотивы восточных стилей. Вводится частичная обработка колонн каннелюрами по их высоте. Композиции усложняются, пластика форм разнообразится. В объемно-пространственном построении все чаще используется фронтально-осевой принцип. Многообразие средств позволяет отходить от принятых типов композиции, создавать образы индивидуализированного характера.

Ордер в сочетании со стеной иногда превращается в деталь, подчеркивающюю различные элементы строения - что характерно, например, для башни Ветров в Афинах (середина I в. до н. э.). Она представляет собой массивный восьмигранник, два ее входа обрамлены подчеркнуто изящными портиками. Ордер не следует в деталях сложившимся канонам, а совмещает черты различных образцов - ионические элементы портика и удлиненные капители с остроконечными пальмовыми листьями, окруженными более мелкими листьями аканта, близкие к коринфскому ордеру, получившего широкое распространение лишь в следующую эпоху - в архитектуре Древнего Рима.

В ордерах получили отражение объективные конструктивно-художественные закономерности формообразования, присущие архитектуре. В этом секрет их долгой жизни и использования в других конструктивных системах.

Источники изучения греческой архитектуры разнообразны: это развалины городов, отдельные хорошо сохранившиеся архитектурные памятники, античная литература. Римляне высоко ценили греческую архитектуру, осваивали и развивали ее на протяжении всей истории архитектуры Древнего Рима.

 

Лекция 9.

АНТИЧНЫЙ РИМ. ПАНТЕОН. ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС В БААЛЬБЕКЕ, РАННЕХРИСТИАНСКИЕ РИМСКИЕ ЦЕРКВИ. БАЗИЛИКА КОНСТАНТИНА (312 Г.)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Храмовый комплекс Акрополя, Афины | Конструкции и строительные формы в римской архитектуре
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.