Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Храмовый комплекс в Баальбеке

Считается, что Баальбек – это величественнейший ансамбль античной архитектуры. Во всяком случае – это одно из удивительнейших сооружений, дошедших до наших дней. В подвалах Великого храма встречаются каменные блоки длинной 19 м, весящие более 500 т. Недаром в древности были сложены легенды о сверхъестественном происхождении этого комплекса. В действительности ансамбль Баальбека – это достижение римских архитекторов, которые использовали эллинистические, финикийские и египетские технические средства.

В политике Римского государства Ближний Восток всегда играл важную роль. Здесь сходились важнейшие мировые торговые пути, здесь находились ключевые позиции Соредиземноморья. В городах Ближнего Востока были собраны величайшие ценности, которые жаждал прибрать к своим рукам Рим. Римские власти не жалели ни сил, ни средств для сооружения в завоеванных городах городов и крепостей, храмов и святилищ.

Одной из стран Ближнего Востока, привлекавшей пристальное внимание Рима, была Финикия с ее древними торговыми городами – Тиром, Сидоном, Библосом. Здесь, в долине между двумя горными грядами, где раскинулся небольшой ливанский городок Баальбек, римляне построили город Гелиополис. На месте древнего финикийского святилища возник ансамбль храмов, которые были призваны закрепить идею римского господства.

Дорога в Баальбек спускается с ливанской гряды в долину. Шумят горные ручьи, щедро орошая плодородную землю. Вокруг – сады, плантации, селенья. Баальбек – типично арабский городок: древняя мечеть с высоким минаретом, магазинчики, узкие улочки с мазанками. Издали видно могучие стены другой цивилизации – это баальбекское святилище.

Строительство ансамбля начиналось во времена римского императора Нерона, ок. 60 г.н.э. Именно тогда была сооружена платформа высотой 9 м, и на ней возведен храм Юпитера Гелиополитанского, которого отождествляли с финикийским богом грозы, дождя и солнца – Гададом. Со временем, ок. 150 г.н.э., рядом с храмом Юпитера был сооружен храм Вакха. В 244-249 гг., при императоре Филиппе Аравитянине, перед святилищем Юпитера был построен двор шестиугольный в плане. Создание пропилеев – торжественного входа в комплекс – относится к концу III в.н.э.

Не смотря на то, что ансамбль строился почти на протяжении двух с половиной столетий, его целостность не была нарушена: все сооружения стали неотъемлемыми элементами единого архитектурно-художественного замысла.

К пропилеям вели 42 ступени шириной 50 м. Над ступенями возвышались 20 колонн коринфского ордера. С двух сторон колоннады – могучие пилоны, сохранившиеся до наших дней.

Через главный вход посетитель попадает в первый шестиугольный в плане двор. Вокруг – руины колонн, ранее его окружавших. Прекрасные коринфские капители, мастерски украшенные резьбой карнизы и прочие архитектурные фрагменты - беспорядочно разбросаны по двору. Некоторые из них незавершенные, возможно их не успели обработать.

С первого двора проход ведет в главный двор. Его размеры 88 x 100 м. Окружавшие его галереи не сохранились, однако уцелели четыре экседеры – большие полукруглые в плане ниши. Колоны с темно-розового асуанского гранита, стоявшие рядом, прекрасно гармонируют со стенами из местного желто-зеленого известняка. Стены сооружений украшены богатым резным декором. Посередине двора размещен громадный алтарь. С двух сторон от него – остатки бассейнов. Со двора три марша широких ступеней ведут к храму Юпитера, возвышающемуся на высокой платформе – подии. Именно здесь лежат огромные блоки, так называемые трилитоны.

Размеры самого храма Юпитера – 49 x 90 м. Его окружали 58 колонн коринфского ордера. Высота каждой колонны ок. 20 м, диаметр – до 2 м. Колонны располагались на расстоянии 3 м друг от друга, на значительном удалении от стен храма. С колоннады храма уцелело шесть колонн северного фасада с частью антаблемента – блоками камня, лежавшего на колоннах.

Со двора храма Юпитера открывается прекрасный вид на храм Вакха, находящийся за 40 м на юг от храма Юпитера и также сооруженный на возвышении, но меньшей высоты. Размеры храма 34 x 66 м, практически такие же, как и Парфенона. Строение прекрасно сохранилось до наших дней. Рядом с храмом Юпитера он выглядит значительно меньше, однако благодаря тесно поставленным коринфским колоннам кажется больше и выше Парфенона. Впрочем, храм Вакха, в котором все подчеркивает сверхчеловеческую силу, величие, богатство, значительно отличается от Парфенона, где все гармонирует с размерами человека.

На восток от храма Вакха, среди руин древних сооружений, стоит третий храм баальбекского комплекса – его иногда называют храмом Венеры. Это круглое в плане, с выступающими колоннами, небольшое строение. Диаметр целлы этого храма равен 9,8 м. Купол, перекрывавший целлу, разрушился, большие трещины раскололи фасад. В прихотливых формах здания, в пышных коринфских капителях и архитектурных украшениях – тот же стиль архитектуры Римской империи, достигшей апогея ПВО всем – в своей безграничной власти над народами, и в богатстве художественных форм, и в исключительных для тех времен возможностях строительной техники.

Раннехристианские римские церкви. Базилика Константина (312 г.)

Важное место в древнеримском строительстве занимали крытые залы - базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала. Это вытянутые в плане прямоугольные здания, внутри разделенные рядами опор на удлиненные пространства - нефы. Средний неф делался шире и выше боковых, освещался через проемы в верхней части стен.

Трехнефная базилика Константина (312 г.) - одна из крупнейших базилик Рима. Средний неф шириной 23,5 м, длиной 80 м и высотой 35 м был перекрыт тремя крестовыми сводами. Боковые нефы перекрывались поперечно направленными цилиндрическими сводами, опиравшимися на мощные арочные устои, служившие опорой и сводов среднего нефа. Распор крестовых сводов погашался этими же опорами, которые были частично выведены над боковыми нефами наружу. В продольных стенах среднего нефа выше сводов боковых частей были устроены арочные проемы освещения. Как и в других крупнейших сооружениях Рима (термы, Пантеон и др.), основное внимание в базилике Константина уделено созданию больших внутренних пространств. Богато разработанному интерьеру, который по композиции и отделке был схож с интерьерами терм, противопоставлен простой и лаконичный внешний облик здания.

В IV в. после признания христианства государственной религией начинается строительство христианских базиликальных церквей, форма и название которых взяты из античности. Они были прямоугольными в плане с трех- или пятинефными членениями пространства. Поперечная галерея (трансепт) пересекала алтарную часть нефа. Алтарь располагался в апсиде — полукруглой нише, покрытой четвертью сферы (конхой). Атриум перед базиликой был окружен колоннадой, в центре его ставилась купель. Внешнее архитектурно-декоративное убранство базилик было скромным, конструктивное решение отличалось простотой: стены выкладывали из кирпича, средний неф возвышался над перекрытием боковых нефов, его стены были прорезаны окнами. Ряды мраморных колонн служили опорами для арок или антаблемента, поддерживающих продольные стены среднего нефа. Наряду с базиликами строили культовые сооружения центрического типа: баптистерии (крещальни), мавзолеи. Их интерьеры украшали мозаикой, фресками. Христианская базилика получила особенно широкое распространение в культовом строительстве западного средневековья.

Кроме церквей-базилик, в римской империи строились и центрические культовые постройки. Опыт римских центрических построек широко использовался в эпоху раннего христианства, в IV-V веках, когда велось большое строительство храмов только что принятой новой религии. Таковы церковь и мавзолей Санта Констанца (на виа Номентина), церковь Сан Стефано Ротондо (неподалеку от Колизея). Их внешний вид строг, практически лишен декоративных элементов, но интерьеры изящны и полны еще античной, но ставшей уже чуть идиллической красоты.

Античные традиции долго еще живут в христианской архитектуре и изобразительном искусстве. В мозаике церкви Св. Косьмы и Дамиана (V в. н. э.) на форуме апостолы напоминают римских сенаторов, в конхе церкви Санта Пуденциана и даже гораздо более поздней Санта Мария ин Трастевере Христос восседает на троне, подобно Юпитеру Капитолийскому.

Но именно в Риме с особой силой можно почувствовать трагедию погребенной христианством радостной красоты античного мира — для этого достаточно побывать в церкви Сан Клементе, построенной в VI веке недалеко от Колизея.

Уже в интерьере верхней церкви с грустью замечаешь, что арки его нефов поддерживают разные (часто несколько различной высоты и разных ордеров) колонны, выломанные из античных сооружений. В VI веке разграбленный варварами Рим все более приходил в упадок, денег не было, приходилось строить новое, разрушая старое. Всего разительнее это сказывается в интерьерах таких церквей, как Санта Мария ин Космедин (VIII в.), или снаружи похожей на крепость церкви „Кватро коронати" (IX в.), где архитектурные формы набраны отовсюду и скомпонованы вместе неумелой рукой варвара.

Когда же спускаешься в подземную церковь Сан Клементе, то уже один ее вид внушает самые мрачные мысли: низкие заплесневелые своды, сырой кирпич, удушливый воздух подземелья. Местами из стен выступают уцелевшие колонны стоявшего здесь прежде античного храма (храма Митры, II в.), которые строители церкви использовали как бут для ее фундамента. Кое-где видны вделанные в стены античные рельефы. Античная чистота форм здесь, в этом сыром подвале, кажется чем-то ужасающе немыслимым.

Теплый, будто пронизанный солнцем нежно-белый мрамор среди заплесневелого кирпича, колонны, кажущиеся замурованными живыми существами, которые сдавила холодная масса стен,— все это вызывает гнетущее чувство.

А над всем этим — христианская церковь, как бы торжествуя, попирающая античную радость и красоту, засыпанные землей, загнанные в катакомбы и склепы, в сырость и мрак.

Им долго суждено было находиться в состоянии узников. Лишь в середине XV столетия, более чем через тысячу лет, в эпоху Возрождения, вновь вспыхнул интерес к античности. Раскопки меценатов и пап открывают некоторые памятники Древнего Рима, и прекрасные статуи, прежде пережигавшиеся на известь, вновь получают признание.

Базилика Константина, 312 г. План. Аксонометрия.

Базилика Петра в Риме, IV в. План. Разрез.

 

Лекция 10.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Расцвет римского храмового искусства. Пантеон | Возникновение романского стиля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1931; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.