Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Световая среда готического собора




Ритмическая организация готического интерьера

Бесконечное разнообразие архитектурных планов и живое и активное участие пространства в создании облика интерьера объединены волей и интуицией готических зодчих в единое целое и при всем стремлении архитектурных элементов в высоту благодаря тонкой ритмической организации подчинено единой направленности к хору. Все великое множество архитектурных элементов готических нефов подчинено закономерностям определенных повторов и приведено к ритмическому единству.

Ритм готического интерьера несравненно более легок, скор, тороплив, динамичен, чем медленная связь элементов романского храма. В неостановимом движении вперед убегают бесчисленные, чередующиеся друг за другом колонны, тяги, полуколонны и ребра сводов. Ни одна деталь интерьера не оказалась вне этой ритмической игры, в которую вовлечена не только аркада нефа (и эмпор, как в романской архитектуре), но вся стена, начиная с баз столбов и кончая замковыми камнями сводов.

Не удовлетворяясь архитектурной профилировкой стен, в средние века их расписывали еще дополнительными фальшивыми тягами, вторящими общей направленности архитектурных элементов интерьера и вытянутости их в высоту.

Ритмическая организация пространства, сложность и одновременно логичность пропорциональных взаимоотношений, хрупкость, вытянутость, четкость и чистота линий, связность и скоординированность всех элементов конструкции, являющихся в то же время и основой декора, — все стороны архитектурно-художественной композиции готического здания переплетены между собой и взаимосвязаны друг с другом, создавая единый и целостный образ готического храма.

Стрельчатые своды позволили не только значительно увеличить высоту и ширину нефов и дали мощный толчок к разработке новых технических и художественных возможностей строительства. С распределением возникающего в своде давления по четырем точкам его опор и нейтрализацией бокового распора гибкой конструкцией вынесенных наружу аркбутанов, надежно опирающихся на контрфорсы, отпала необходимость в толстой, несущей на себе весь груз свода могучей романской стене.

Появилась возможность не только перекрыть внутреннее пространство прочными и надежными сводами, но и создать в нем особую световую среду, прорезав стену огромными окнами. В сооружениях высокой французской готики оконные проемы заняли всю поверхность стены под сводами над аркадой центрального нефа и, казалось бы, открыли интерьер собора вовне, в то время как взаимозависимость внутренних и вынесенных наружу частей готической архитектурной конструкции связала членения интерьера с его внешней оболочкой и, таким образом, — его внутреннее пространство с окружающей средой.

Интерьер готического собора проявляет тенденцию к воссоединению с окружающим простором, воздухом, небом, бесконечностью не только вертикальной устремленностью всех своих форм, но и прорезанностью стен громадными окнами и взаимопроницаемостью внешних и внутренних частей конструкции храма. И в то же время вдохновенно открытый во внешний простор интерьер готического собора навсегда отделен от него прозрачной, но ничем не проницаемой преградой — цветные витражи, занимающие оконные проемы и создающие в храме особую цветовую атмосферу, препятствовали этой связи внутренности католической церкви с превратностями окружающего мира.

«Свет удивительный и нескончаемый священнейших окон, красоту храма наполняющий», представлял собой один из основных компонентов художественного воздействия готического интерьера, который вместе с вертикализмом возносящихся к сводам архитектурных элементов и необъятностью пространственного развития порождал в храме особую световую стихию, атмосферу просветленности, создавая редкое по своей целостности, чистоте и силе настроение духовной возвышенности.

Будучи проводниками не только физического света, одухотворяющего каменную плоть храма, но и света христианского знания, отвечая обширной теологической программе, витражи довершали и дополняли ту грандиозную энциклопедическую систему представлений готической эпохи, которая была воссоздана в конкретном многообразии пластики, снизу доверху занимавшей собой фасады храма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.