Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Грибоедов




БАСНЯ

ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ 19 ВЕКА

Это период царствования Николая 1 (1826-1855). Престол должен был перейти к младшему брату Николая — Константину, но перешел к Николаю. Поэтому и декабристы восстали, в связи с заминкой в царском доме. Все начали присягать Константину, не зная, что тот уже отрекся от престола, пока гонцы сообщили, произошло междуцарствие. Николай взошел на престол, хоть его никогда и не готовила к царствию. Его готовили к военной службе, и царствие его было похоже на упражнение военного человека.

А вот его сына воспитывал Жуковский, и он отменил крепостное право.

 

Царствование Александра называли «зеленым» - цвет надежды, хоть и были разочарования уходом комитета и Сперанского, а Николай приходит в декабре (командовал подавлением восстания) - «зимнее», «голубое» царствование.

 

Начинается тяжелое политическое репрессирование всякого своемыслия, то, чего не дозволял Александр. «Зимой пахнУло на Россию» - писал Тютчев о приходе Николая 1.

 

Апатия, потерянное поколение, поколение Лермонтова, формирующееся в пост-декабристский период. А Пушкин формировался в период надежды, «зеленого» царствования. Лермонтов был пессимистом.

 

Но нельзя ограничиваться характеристикой периода как периода апатии и деградации. Мыслящие россияне обращаются к философским проблемам.

Период 30х годов — это своего рода философский ренессанс в России. Зарождение и начало расцвета русской философии. Не зря в поэзии Лермонтова распространена философская тема. Рождение массовой литературы.

 

Булгариным в 1825 году была образована газета «Северная пчела». Там издавался какой-то роман, бестселлер. Первым, кто вступает с ним в соревнование был Гоголь. Он мог быть писателем для черни и для таких строгих критиков, как Пушкин и Жуковский.

 

Еще во время правления Николая рождается натуральная школа литература. Писатели после Герцена (тоже принадлежал натуральной школе) — Достоевский, Толстой, Тургенев (Записки охотника), Некрасов, Гончаров. Это условно «питомцы натуральной школы».

 

Басня - один из самых популярных жанров начала 19 века. Басня получила развитие еще в Древней Греции из-за своего языка иносказания. Эзопов язык-язык рабов, потому что рабы не могли высказываться иначе.

 

Бывает вынужденное иносказание. Изображение не в прямом виде, а изображение через метафоры, сопоставления, ассоциации, обращение к миру животных. Бывает, когда иносказание - эстетическая задача.

Соревнование двух баснописцев: Дмитриев ("Карамзин в поэзии") и Крылов. Дмитриев Иван Иванович обновил язык, сделал поэзию более легкой. Он начал басни с морали стоической позиции.

 

КРЫЛОВ
Крылов был известен и до этого: литературная журналистика (Почта духов, рассказы). 19 век в творчестве Крылова прошел под знаком басни. Крылов идет в другом направлении, чем Дмитриев. Новые тенденции в развитии басни. Крылов является первым баснописцем России. Даже Пушкин, пробовавший себя во многих жанрах, не смог поспорить с Крыловым.

Статья Жуковского в 1808 году «О Басне и басни господина Крылова» о сопоставлении Эзопа, Лафонтена и Федра. У Крылова много переводных басен, которые он брал из классики (Эзопа, Лафонтена). Использование текстов предшественников это часть литературного процесса. Так и делал Крылов. А есть еще эпигон - историческое повторение. Негативная окраска.


В баснях Крылова - установка на изображение. Не на дидактику, а на изобразительно-выразительные средства. Очень развит изобразительный ряд (Жуковский). Каждая басня - сценка. Развитие русской драматургии. Басни пластичны, выразительны. Тенденция к реалистическому искусству.

Белинский статья "Иван Андреевич Крылов".

Крылов выпустил девять сборников.
1808 год - первый сборник басен.

В некоторых баснях нет морали - "Волк на псарне". Наполеон запросил мирных переговоров, а Кутузов отказал. Басня создана за несколько дней. Кутузов читал ее перед своими сподвижниками и обнажил голову при словах ловчего: "ты сер, а я приятель сед". Изобразительность, доставалами басни для всех. Народность басни.

Народность - П. А. Вяземский - это не служение трудовому народу, как у Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Это национальность, связь с культурой и ментальностью. Басни Крылова-мудрость самого народа, русской нации. Крылов передавал взгляд простого народа, их оценку явлений. Крылов - выходец из народа, получал образование самоучкой. Естественная народность помогает Крылову. Он смотрит на жизнь глазами простого человека, чувствует народ изнутри.

Крылов пытается внести в художественную литературу язык народа. Не как Карамзин, расширение лексической базы за счет зарубежных заимствований, и не как Шишков, вернуть язык церковно-славянский. У Крылова много просторечий. Это интересный новый подход, когда примитивный взгляд попадает в речь рассказчика.

Рассказчик и баснописец - разные люди с разными позициями.

По тематическому признаку делят басни Крылова. Крылова любили и декабристы, и консерваторы. У Крылова прагматический ум. (В старости в его спальне висела картина, и он уверен был, что она не упадет на него, потому что подсчитал угол падения). Крылов может резко критиковать и высмеивать русскую бюрократию, высшие слои чиновников - "Рыбья пляска". Крылов не любил вступать в конфликты, когда первая редакция "Рыбьей пляски" был запрещен цензурой, он написал другую версию.

Позицию декабристов полностью разделяли лишь те, кто готов был всегда выйти на площадь с оружием в руках. Другое дело, просто поддерживать идею отмены крепостного права и абсолютизма, но не поддерживать методы борьбы, как Крылов.

 

ВОЛК И ЯГНЕНОК
"Волк и ягненок": позиция, критикующая проявление крепостничества: "Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать". Крылов не был настроен в целом против института крепостничества.

 

КОНЬ И ВСАДНИК
В 1814 году Крылов пишет "Конь и всадник". "Коль ни приманчива свобода, она может принести вред, если дается без меры". Крылов понимает, что необразованный народ не может управлять собой разумно. Поэтому конь погубит не только всадника, но и себя. Это предостережение. Умеренная позиция Крылова. Он ссылался на басню "Сочинитель и разбойник". Сочинитель, который несет идеи, живущие в веках, иногда страшнее разбойника, который действует однажды. Крылов выступает против безудержной пропаганды революционных идей, ниспровергающих бога.

 

Сатирические жанры в русской литературе представлены также комедией.

Первым писателем этого жанра в России стал Грибоедов. Автор ОДНОГО величайшего произведения. "Горе от ума" - первый опыт в комедийном жанре. Грибоедов автор знаменитого вальса, и выдающийся дипломат.

 

ГОРЕ ОТ УМА
1816 год - первые наброски "Горе от ума". 1816-1825 время тайных обществ, что послужило основой для комедии. Произведение исторично. Проблема историзма - понимание автором причинно-следственных исторических связей и отображение их в тексте. Движение к историзму - от классицизма к реализму. Единство времени, места и действия не всегда соблюдены. Свободолюбие в отказе от единства действия. Он не концентрирует внимание на отдельной сюжетной линии. Потому что человек того времени не живет одними любовными интригами, одним домом и семьей, ему также нужна светская жизнь. Характер Чацкого - против всех устоев фамусовского общества. Пушкин сказал, что Чацкий не умный, а лишь побыл в обществе умного человека - Грибоедова. Чацкий - герой резонер (выразитель позиции автора из классицизма), но Грибоедов ставит резонера в комическую позицию, что больше похоже на реализм: когда Чацкий говорит, что мы не понимаем русский язык, критикует галломанию - то все кружатся в вальсе и не обращают на него внимания. Это новаторство Грибоедова - соединения классики и романтики, подойти к реализму.

Русский реализм: Крылов + Грибоедов + Пушкин.

 

Черты проявления романтизма в «Горе от ума».

 

Монологи Чацкого во 2 действии более всего выражают его позицию. Они могли бы быть пропагандистскими материалами декабристов. Эти тексты гражданской лирики, осуждающие жизнь общества. Монологи Чацкого гражданско-романтического плана.

Романтизм: одиночество, противопоставленность окружающему миру.

 

Грибоедов рисует действительно одинокого героя, хотя есть упоминаемые несценические персонажи (просят назвать на экзамене) - «мы, молодые люди», это новое поколение, в котором есть другие, не такие, как Молчалин.

Век нынешний не в конфликте с минувшим. Это лишь следующий этап. Он отличается от века минувшего (Екатерины), потому что появляются такие, как Чацкий и Тугоуховская. Свободные от меркантилизма, не гонящиеся за чинами, а занимающиеся наукой и искусством. Поколения объединяются в нынешнем веке. Фамусов и Максим Петрович остаются в прошлом. Конфликт между героями с разными мировоззрениями. Конфликт внутри настоящего века: консерваторы против свободомыслящих, молодых и инициативных людей. Барская, консервативно настигаемая Москва - квинтэссенция консерватизма.

 

Человек с новой позицией и новыми предпочтениями является в Москву и осмеивает ее, смеет критически взглянуть на то, что было абсолютным. Он может считаться персонажем, который близок декабристскому движению. Одинокий герой - конфликт романтический.

 

Синтез отдельных жанровых элементов. Это комедия по определению, но есть трагические черты. Человек, не реализовавший свои мечты в финале. Чацкого изгоняют из общества, он бежит — романтическая роль беглеца. Финал идейного противостояния трагичен. «Пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок». «Мильон терзаний». Это человек трагически неудовлетворенный тем, что происходит.

Оскорбленное чувство. Он не удовлетворен ситуацией.

 

По-своему несчастен Фамусов - он теряет стабильность своего положения. Молчалин значимая фигура и востребованная в русской литературе и журналистике. У Салтыкова-Щедрина есть целый цикл сатирических очерков «Среди умеренности и аккуратности» - это два идеала самого Молчалина, он ценит умеренность и аккуратность. Этот сборник — это некий привет Грибоедову из последующей половины века. Молчалины будут блаженствовать на свете всегда. Как всегда будут люди, которые не могут молчать, и выйдут на площадь с орудием или плакатами — так будут всегда и Молчалины, которые на цыпочках и небогаты словами, приспосабливаются к любой ситуации и выживают несмотря ни на что. Молчалин — разночинец — выбрался в дворяне благодаря низкопоклонству. Это тоже высмеивается, наряду с образами Фамусова и Скалозуба.


Один из принципов классицизма — говорящие фамилии и имена, Молчалин тому яркий пример. И Чацкий тоже — тут еще один привет романтизму. Упоминается романтичная личность того времени. Поначалу фамилия Чацкого писалась как Чадский и имела ассоциации с Чаадаевым — романтиком и очень интересной фигурой. Его фигура и была использована в образе Чацкого, но он не только отразил некие реалии этого деятеля, но и предсказал Чаадаеву его дальнейшую судьбу. В 1836 году выйдет труд «философические письма Чаадаева», за которые Николай 1 объявит Чаадаева сумасшедшим за инакомыслие. Реализованный в жизни сюжет «Горя от ума». Это распространенный способ борьбы с инакомыслием — объявить сумасшедшим.

 

На допросе по делу декабристов Грибоедов утверждал, что был против декабристов, что даже высмеял декабристов в эпизоде с Репетиловым «шумим, братцы, шумим». Но то, как он показал то время, может говорить, что он разделял идеи декабристов, хоть и не разделял методы. Он не удовлетворен политическим состоянием России, просто он не видел реальных сил, которые могли Россию на тот момент переделать.

 

Романтические настроения были ему хорошо знакомы, хотя он был слишком скептическим для этого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.