Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дефектология как наука




ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Конспект лекций
СОДЕРЖАНИЕ

1. Дефектология как наука 3

1. История возникновения дефектологии 3

2. Предмет и задачи дефектологии 3

3. Связь дефектологии с другими науками 4

2. Характеристика детей с ограниченными возможностями 5

1.Дети с задержкой психического развития 5

2. Дети с умственной отсталостью 7

3. Дети с нарушениями слуха 11

4. Дети с нарушениями зрения 14

5. Дети с нарушениями речи 17

6. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 20

7. Дети с синдромом раннего детского аутизма 27

8. Дети со сложными и множественными нарушениями развития 29

 

3. Организация помощи детям с ограниченными возможностями 31

1. Система социальных институтов коррекционной направленности 31

2. Организация ранней помощи 35

3. Реабилитационная помощь детям с ограниченными

возможностями 40

4.Работа с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными

возможностями 48

 

Краткий словарь терминов 52

Список литературы 55

 


 

 

1. История возникновения дефектологии

 

О детях, имеющих отклонения умственного разви­тия, известно еще со времен Аристотеля. Тогда такие дети просто уничтожались.B дальнейшем, c развитием медицины, стали вста­вать и вопросы помощи таким детям. Большой вклад в развитие данного направления внесли ученые того вре­мени, такие, как французский врач-психиатр Филипп Нинель, его ученик Жан-Этьен-Доминик Эскироль, Жан Итар.B России вопросами, связанными со слабоумными детьми, занимались И. B. и E. X. Маляревские, E. K. Гра­чева и др.После 1917 г. в нашей стране заботу об умственно отсталых детях взяло на себя государство. Стали откры­ваться специальные учреждения для данной категории детей. Одним из основоположников коррекционной педагогики является Л. C. Выготский. Наиболее значимым он считал изучение и воспитание детей c отклоне­ниями в интеллектуальной сфере, признавая важность выделения первичных и вторичных дефектов развития ребенка.Большой вклад в развитие. дефектологической науки внесли T. A. Власова, Д. И. Азбукин, B. M. Бехтерев, В. П. Сербский и многие другие современные yчeные.

B наше время созданы специальные дошкольные уч­реждения и коррекционные школы, где, кроме обуче­ния, проводятся еще и лечебно-оздоровительные мероп­риятия.

 

 

2. Предмет и задачи дефектологии

 

Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе. В задачу дефектологии входит выявление происхож­дения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка. Одним из основных направлений развития совре­менной дефектологии является единство педагогичес­кого процесса (воспитание, образование, обучение). Вос­питание представляет собой воздействие одного чело­века на другого в целях становления личности. Обра­зование основывается на человеческом опыте, науч­ных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который при­зван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.

В основу коррeкциoнно-педагогической деятельнос­ти положены специальные педагогические принципы.

1) принцип целенаправленности педагогического процесса;

2) принцип целостности и системности педагогичес­кого процесса;

3) принцип гуманистической направленности педа­гогического процесса;

4) принцип уважения к личности ребенка, в основе которого — разумная требовательность к нему;

5) принцип опоры на положительное в человеке;

6) принцип сознательности и активности личности в целостном педагогическом процессе;

7) принцип сочетания прямых и параллельных педа­гогических действий.

Кроме вышеуказанных педагогических принципов, в основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные принципы:

1) принцип системности коррекционных, профилак­тических и развивающих задач;

2) принцип единства диагностики и коррекции;

3) принцип учета индивидуальных и возрастных осо­бенностей ребенка;

4) деятельностный принцип коррекции;

5) принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности;

6) принцип интеграции усилий ближайшего социаль­ного окружения.

(Подробнее об этих принципах можно узнать из книги: Основы коррекционной педагогики /Под. ред. B. A. Сластенина. М., 1999.)

Также дефектология как наука призвана разрабаты­вaть различные методы и приемы, направленные на по­мощь детям с отклонениями в развитии.

 

3. Связь дефектологии с другими науками

 

Дефектологическая наука включает в себя разделы специальной (коррекционной) педагогики, социологии, философии, психологии. Кроме этого, прослеживается тесная взаимосвязь c медицинскими науками (психиат­рия, невропатология, иммунология, педиатрия, офталь­мология, отоларингология и др.).

Следует отметить, что природа происхождения различ­ных патологических процессов не однородна, поэтому связь между науками достаточно широка и разнообразна.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.