Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет корпоративного права

 

Предмет корпоративного права составляют корпоративные отношения - различные виды общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании.

Все общественные отношения, условно подразделяемые на политические, экономические, социальные (социально-культурные, социально-бытовые), в разной мере допускают как централизованное, так и корпоративное регулирование.

Корпоративные отношения являются гражданскими правоотношениями и соответственно регулируются нормами права.

В широком смысле под корпоративными правоотношениями можно понимать правоотношения, возникающие в связи с осуществлением корпоративной деятельности, т.е. правоотношения, возникающие как внутри корпорации, так и во вне ее, связанные с участием (деятельностью) корпорации. Причем "корпоративная деятельность" предполагает различный характер ее направлений в связи с участием организации в различных правоотношениях, регулирование которых осуществляется различными правовыми институтами в зависимости от характера соответствующих отношений.

По сути, такое представление о природе корпоративных отношений позволяет сделать вывод о том, что корпоративные отношения - это отношения, связанные с функционированием юридического лица, направленные на регулирование различных сторон деятельности корпорации.

Как и любые другие, корпоративные правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и состоящие во взаимной связи субъективных прав и обязанностей их участников.

Содержание корпоративных отношений составляет взаимодействие их субъектов.

Корпоративные отношения отличает специфичность субъектного состава, которая выражается в том, что одним из субъектов всегда является корпорация, а другим (другими) - ее участники. Субъекты корпоративных отношений - это одновременно субъекты корпоративного права, реализующие предоставленные им корпоративными нормами права и обязанности через конкретные правоотношения.

Соответственно, субъекты корпоративных правоотношений должны обладать правосубъектностью, которая означает способность определенного лица выступать в качестве субъекта корпоративного права РФ и участника корпоративных правоотношений.

Сочетание триады правосубъектности (правоспособности, дееспособности и деликтоспособности) позволяет признать лицо, обладающее ими, субъектом корпоративного права.

Особенностью субъектов корпоративного права (коллективных и индивидуальных) является реализация частной правосубъектности.

Корпоративные правоотношения имеют закрытый характер, так как возникают только между участниками конкретной организации, и строятся на основе членства. Например, участники имеют возможность влиять на формирование воли юридического лица, созданного ими, и одновременно воли своего контрагента, что нетипично для гражданско-правовых отношений в целом и определяет специфику отношений членства.

Гражданское общество связано с корпоративным правом в силу того, что их интересует один и тот же субъект; интересы гражданского общества в первую очередь направлены на защиту интересов частных субъектов, в том числе граждан и организаций, интересы корпоративного права - на защиту интересов корпоративных субъектов. Отсюда и близость предмета корпоративного права именно как частного правового массива, в котором диспозитивные нормы и принципы регулирования изначально (априори) определяются как основные. На этом, собственно, и строится структура и природа правовых норм и опосредуемых ими общественных отношений.

Поскольку корпоративное право РФ - это часть гражданского права РФ, то для него характерно использование институтов последнего применительно к своим объектам регулирования, с учетом положений ГК РФ.

Примером объекта могут служить гражданские отношения собственности - в корпорации отношения собственности строятся внутри хозяйственной организации; правовое положение участников гражданского оборота - субъектов корпоративного права (корпорации и индивидуальные субъекты корпоративного права); объекты исключительных прав - для корпораций характерно возникновение права вследствие внесения вклада (пая) лицом при его участии в хозяйственном товариществе или обществе.

Существующие в литературе мнения сходятся в том, что составная часть корпоративных отношений - это внешние отношения корпорации с партнерами, кредиторами, персоналом, биржами. Однако не все эти отношения можно признать корпоративными в силу сложности их отграничения от иных отношений имущественного оборота.

Корпоративные отношения опосредуют не только действия, связанные с корпоративным управлением, но и динамику корпораций (создание, реорганизация, ликвидация хозяйственного общества, финансирование деятельности, распределением его прибыли и т.п.).

Иначе говоря, корпоративные отношения как имущественные отношения органично вписываются в структуру предмета гражданско-правового регулирования.

Корпоративные отношения являются сложноструктурными, объединяют интересы множества лиц, так или иначе связанных с деятельностью хозяйственного общества и противостоящих друг другу.

Говоря о природе корпоративных отношений, многие авторы определяют их как отношения, которые регулируются нормами гражданского права и учредительных документов корпораций, существуют только между корпорацией и ее участниками (в связи с чем нередко характеризуются как внутренние) на протяжении всего периода членства участника в корпорации. При этом подчеркивается их "самостоятельный" характер (наряду с вещными, обязательственными и исключительными правами).

В советский период корпоративные отношения вообще не признавались отдельной разновидностью правоотношений и рассматривались в рамках либо колхозных правоотношений, либо правоотношений, складывавшихся внутри общественных организаций. Рост кооперативов и появление в имущественном обороте других корпораций определил интерес и к изучению юридической природы корпоративных отношений.

В науке сложилось представление о корпоративных отношениях как об особом виде гражданских правоотношений. Действительно, эти отношения возникают между субъектами гражданского права (юридическими лицами - корпорациями и их участниками), имущественно обособленными, независимыми и самостоятельными, несмотря на некоторую деформацию принципа свободы воли, строятся на основе принципов гражданского права.

Частный интерес в корпоративных отношениях реализуется в воле большинства, что в некотором смысле деформирует принципы гражданского права (например, свободу воли).

Корпоративные (членские) отношения часто характеризуются как организационные, которые, по общему правилу, входят в предмет регулирования административного права. Однако природа таких отношений несколько иная.

Деятельность корпораций преследует экономическую выгоду, интерес, направленный на получение прибыли. Поэтому экономическая составляющая в формировании содержания корпоративных отношений имеет немаловажное значение для корпорации, а конкретные корпоративные отношения направлены на формирование структуры предприятия, органов управления, распределение рабочей силы, оплаты труда работников, приобретение необходимого имущества и его рациональное использование. Решающее значение имеет характер выполняемой деятельности, степень сложности которой определяет характер перечисленные выше отношений.

В предмет корпоративного права включаются следующие основные группы отношений, имеющих корпоративную природу:

1) отношения "внутреннего" порядка - складывающиеся внутри корпорации;

2) отношения, возникающие между корпоративными объединениями (образованиями);

3) отношения, по государственно-правовому регулированию корпоративной деятельности.

Данные группы общественных отношений, составляющих предмет "корпоративного права", представляют собой совокупность общественных отношений, регулирование которых строится за счет норм различной отраслевой принадлежности.

1. "Внутренние" отношения развиваются путем воздействия на них норм гражданского, трудового права (заключение учредительного договора между учредителями, трудовых договоров с работниками, разработка и введение правил внутреннего трудового распорядка организации и т.п.).

2. "Внешние" отношения могут иметь как гражданско-правовую (заключение гражданско-правовых договоров), так и публично-правовую природу (бухгалтерская и налоговая отчетность, контроль и надзор государственных органов, судебная защита прав и т.п.).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие корпоративного права | Метод корпоративного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.