КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Локальный правовой акт в системе источников корпоративного права
Оптимальное функционирование хозяйственного механизма, представляется наиболее актуальным и является одной из целей проводимой в настоящее время административной реформы. Среди таких организационно-правовых форм правового регулирования все большее значение приобретает корпоративное нормотворчество. В настоящее время концепция локального нормативного регулирования значительно дополнена за счет признания за локальным регулированием права не только "конкретизировать общегосударственную норму", но и вырабатывать собственные правоположения, восполнять законодательные пробелы и выступать в роли правообразующего источника "государственного" права. Кроме того, современное представление о границах локального правотворчества и праворегулирования выходит за пределы, признаваемой таковой в советской правовой доктрине, трудовой и колхозно-правовой сферы. При этом локальное правовое регулирование рассматривается как целенаправленная деятельность по правовому опосредованию общественных отношений, складывающихся в рамках конкретной организации, осуществляемая на основе закона и в дополнение к нему самоуправляющимися организациями и служащая формой их самоорганизации и саморегулирования. Говоря о развитии корпоративного законодательства, Ю.А. Тихомиров делает вывод о появлении нового типа норм - актах самоуправления. Для них характерны следующие признаки: а) самообязанность, когда совпадает круг лиц, принимающих и исполняющих решение; б) добровольность и заинтересованность в принятии и реализации решения; в) коллегиальная основа; г) формирование и выражение общей воли на основе согласования публичных и частных интересов; д) самоответственность. Несомненное значение среди прочих источников корпоративного права приобретают корпоративные акты, имеющие собственную локальную правовую природу. Они обладают особой спецификой юридической силы и сферы действия, занимают определенное место в системе источников права. Ранее в литературе определялось, что локальные акты детализируют общие положения законодательства, акты ведомственных и местных органов применительно к условиям данной корпорации. Делался вывод о том, что локальное регулирование будет получать все более широкое применение по мере дальнейшего расширения самостоятельности и инициативы хозяйственных подразделений, совершенствования морали, роста правосознания. В настоящее время корпоративные акты - самостоятельный вид правовых актов. При этом их нельзя однозначно отнести к какому-либо виду правовых актов: с одной стороны, они основываются на правовых нормах и строго следуют им, с другой - являются актами конкретизации права, а иногда выступают как акты неофициального толкования. Корпоративные акты обладают смешанной юридической природой, они содержат одновременно нормативные, индивидуальные и ненормативные предписания. Право корпоративного правотворчества имеется не у всех образований и объединений, а только у тех, которые наделены государством особым статусом юридического лица и отвечают специальным признакам корпорации. Также важно уяснить, что правовые основы организации и деятельность любой корпорации подчиняются двум группам источников права: "общим", адресованным всем субъектам права, и дополнительным ("собственным") источникам права, установленным в каждой конкретной корпорации. Природа локального нормообразования в корпорациях имеет свои особенности. В отдельных случаях локальные нормы действуют независимо от признания их государством, соответствуя при этом общим предписаниям существующего правопорядка, однако в иной ситуации могут получить публичную "легализацию". Санкционирование государством корпоративных принципов и норм, по сути, превращает их в "закон" в отношениях между подобными себе правовыми субъектами. При этом возможно предварительное и последующее санкционирование локального корпоративного нормотворчества. Под предварительным предоставлением полномочий понимается издание государством общих или конститутивных актов, которые выступают в качестве определенного юридического основания корпоративного нормативного регулирования. Например, корпорация, закрепляя в своих учредительных документах отдельные положения Кодекса корпоративного поведения, тем самым самостоятельно регулирует свою деятельность. Но эта самостоятельность подтверждается государством в лице уполномоченных органов посредством регистрации Устава корпорации, где закреплены соответствующие корпоративные нормы. Развитие локального регулирования корпораций в настоящий период следует соотносить с возможностью четкого и грамотного формирования корпоративных правил в отдельно взятом корпоративно-юридическом образовании. Такая концепция отношений между централизованным и децентрализованным (внутренним) правовым регулированием должна определять все дальнейшее развитие практики корпоративного регулирования и норм корпоративного права. Между тем, отмечая особенности правоприменительного процесса в административном праве, Ю.М. Тихомиров указывает на эффект "совместного действия", когда совпадающие либо однородные по объекту регулирования нормы применяются либо согласованно, одновременно, либо по принципу "правовой цепи", связи общих норм и норм, которые их развивают и детализируют. В то же время самоорганизация и самостоятельность локальных структур дают им возможность свободно определять условия, порядок и основания принятия решений. Базовые первичные акты: уставы, положения, учредительные договоры - содержат главные элементы процедуры принятия решений. При этом ничто не может дать такого эффекта регулирования, как учет мнения меньшинства и выработки единой согласованной воли. Классическим примером принципа саморегулирования является отражение в трудовом законодательстве некоторых правовых институтов, направленных на упорядочение трудовых отношений в организации. В частности, коллективный договор как соглашение между администрацией и работниками предприятия показывает содержание локальных норм, регулирующих сферу внутренней деятельности корпорации. Однако данный локальный акт выражает волю как работников, так и работодателя, служит интересам развития социально-партнерских отношений, достижению наиболее эффективной экономической деятельности предприятия. И это немаловажный аспект правового воздействия на общественные отношения, который имеет определенную цель существования любой корпорации. При этом локальное регулирование в корпорации предполагает правовое опосредование деятельности не "внутри", а "на уровне" корпорации. Такое представление значительно раздвигает рамки понятия локального акта, например, по сравнению с его определением в трудовом праве. Действие локального нормотворчества в корпорации не только служит интересам членов корпорации (участников, работников), но также преследует цель обеспечить распространение данных правил в отношении лиц, которые непосредственными ее членами не являются, но юридически связаны с корпорацией посредством нахождения в отношениях, имеющих относительную природу. Примером подобного положения являются отношения корпорации и ее акционеров, когда круг лиц, на которых распространяются корпоративные нормы, индивидуально не может быть установлен (не ограничивается членами данной корпорации), но конкретное лицо всегда может быть идентифицировано по наличию у него определенного количества ценных бумаг компании. Формы локального корпоративного регулирования достаточно разнообразны: учредительные документы (устав, учредительный договор), хозяйственные договоры, различные положения, инструкции, приказы по вопросам организации деятельности корпорации. Локальные корпоративные акты играют особую роль в опосредовании корпоративных отношений. Если при регламентации вопросов, касающихся сути корпоративных отношений, приоритет должен быть отдан нормам гражданского законодательства, то конкретные вопросы внутрикорпоративной деятельности должны регулироваться преимущественно локальными актами. Анализ природы корпоративного права позволяет выделить локальное регулирование как локальную нормативную базу корпораций. В этом смысле корпоративное право выступает в роли связующего звена между государственным (публично- или частноправовым) и корпоративным регулированием. Некоторыми авторами акты локального регулирования понимаются как акты поднормативного регулирования корпоративных отношений. Нормативный правовой акт и локальный акт, содержащий нормы корпоративного права, - явления разного уровня. Локальный акт по отношению к "централизованным" нормативным актам есть поднормативный акт. Поскольку саморегуляция основана на законе, она поднормативна. Саморегуляция корпоративных отношений является главным элементом механизма их реализации, который, будучи основанным на законе, приобретает наибольшую эффективность. Важное значение имеет структура корпоративных правовых актов - именно она позволяет оформить правовой массив и придать ему ту форму, которая наилучшим образом отвечает правовому содержанию акта. Однако следует учитывать, что для корпоративных правовых актов в целом характерна более простая структура, нежели для общеправовых актов. Локальное право является одним из уровней корпоративного права, имеющего особенности в своей структуре и порядке регулирования деятельности корпорации. Таким образом, самостоятельной роли за локальным регулированием деятельности корпораций пока признать нельзя в силу отсутствия упорядоченности "внутреннего" нормативного материала корпораций. Обеспечение внутренней саморегуляции корпорации строится с учетом "инициативы" и необходимости упорядочивать определенные виды корпоративных отношений. Следует, однако, признать острую потребность в более четком структурировании корпоративных норм, придании функционального значения локальному регулированию.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |