КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лирика Пушкина. Пушкин — общепризнанный гений Русской литературы
ПУШКИН Годы жизни: 1799 — 1837
Пушкин — общепризнанный гений русской литературы. Достоевский говорил, что Пушкин — второй российский гений после Ломоносова.
Русская литература не только заимствует наработки зарубежных писателей, но и создает новое.
Есть шесть основных периодов 1813 — 1817 — лицейский период
В 1813 году появляется первое стихотворение (дошедшее).
1817 — 1820 — первый Петербургский период, под знаком гражданской лирики. Поплатился за тему политической свободы первой ссылкой.
1820 — 1824 — период Южной ссылки. Ссылка была относительной, он служил. Пик романтического творчества и движение к реализму — в 23 году начинает писать «Евгения Онегина». За ним следует более жестокое наказание.
1824 — 1824 — ссылка в Михайловское. Развитие реалистических тенденций в творчестве, прежде всего в «ЕО», трагедия «Борис Годунов».
1826 — 1830 – следствие по делу с декабристами, разговор с Николаем 1. Москва — родной город, а Петербург он просто любил. Первая болдинская осень 30 года — циклы «маленькие трагедии», «Повести Белкина», плодотворнейший период.
1830 — 1837 — последний период, жизнь оборвана дуэлью с Дантесом. Тут преобладают глубокие философские мысли в лирике, больше обращается к прозе.
Можно разделить и на 3 больших периода: доонегинский (до 23, взросление), онегинский (23-30) и послеонегинский (30-смерть, зрелость).
Лирика - это ведущая линия творчества. Но она ослабевает, и идет интерес к прозе. Лирика сохраняет очень глубокую философскую тематику даже у позднего Пушкина («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»).
К ДРУГУ СТИХОТВОРЦУ Первые литературные опыты у Пушкина — лирические. Первое опубликованное стихотворение — «К другу стихотворцу» 1814 года с зашифрованной подписью из криптонимов (Н. К. Ш. П. - «Пушкин» в обратном порядке).
В первом стихотворении (ему 14 лет) он как истинно мудрый человек хочет наследовать принципы классической школы. Пушкин не Лермонтов — он не говорит «нет, я не Байрон», он открыт прошлому. У него было радостное ученичество. Лицей он отличает как вторую родину («Отечество нам царское село»).
Стихотворение «К другу стихотворцу» вместе с тем остерегает адресата: страшна участь бессмысленных писцов с огромными виршами и стремлением к архаичным формам. Это шишковисты. Хотя принадлежит больше к карамзинистам, не отрицает опыт тех, кто писал высоким стилем, например, Ломоносов.
ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ Ценный опыт Пушкина в гражданской лирике. «Воспоминания в Царском Селе». Царское село для него — памятник российской истории, в творчестве важно отношение к истории. Написано стихотворение высоким стилем, даже первые строчки: «Навис покров угрюмой нощи на своде дремлющих небес». Пушкин был преемником Державина, но есть черты новой поэзии — многотемность. И тема 1812 года и Наполеона, и воспевание Екатерины. Наполеона он показывает исключительно как тирана («тиран земли родной»). Позднее все меняется.
«Воспоминание в царском селе» интересно еще в одном отношении. Пушкин вослед своему учителю Жуковскому, которого он там упоминает, стремится соединить гражданское начало с началом лирическим. Здесь звучит замечательное признание в любви Москве, которое как раз эту интимную тему воплощает наиболее ярко.
К МОРЮ «К морю» - классическая (не классицистическая!) романтическая элегия. Там среди властителей дум своего поколения он упоминает Наполеона.
ГЕРОЙ «Герой» 1830 - знаковое стихотворение времен болдинской осени. Это диалог-размышление между поэтом и его другом-историком. Автор говорит о Наполеоне как о великодушном человеке, Наполеон является к солдатам, страдающим от проказы, рискуя заболеть, пожимает им руки, проявляя мужество. Есть здесь и внутренний диалог, которым живет душа автора, стремление и к исторической истине, и к мифологизации, которая сеет доброе, вечное. Эпиграф здесь - «что есть истина?». Кто есть истинный герой?
Эти три стихотворения — вехи образа Наполеона. В зрелые годы Пушкин представляет Наполеона в двух аспектах. 1.Крупная историческая фигура, палач феодального общества (историческая элегия «Наполеон», которая начинается с «угас великий человек»). Он сумел изменить Европу, пускай жестоко и с кровавыми действиями. 2.В литературно-мифологическом аспекте, образ Наполеона - демонический герой, сын рока.
Программным является заявление Пушкина о том, что без сердца герой - тиран. Поэту близка тема великодушия и милосердия.
Наполеон — сложная, неоднозначная, но символичная фигура, интерес к которой не покидает Пушкина на протяжении всего творческого пути.
Гедонизм в лирике (воспевание чувственных удовольствий) — тема раннего Батюшкова, Пушкин перехватывает эстафету.
Петербургский период проходит под знаком темы свободы. Но тема свободы не как сочувствие декабристской идее, которое есть в стихотворениях ода «Вольность», «послание к Чаадаеву I» («Любви, надежды...»), «Деревня». В трех этих стихотворениях тема — политическая и социальная свобода.
Но вообще свобода понимается Пушкиным шире, как состояние души человека, который протестует против всякого подавления личности.
Три стихотворения (ода «Вольность», «послание к Чаадаеву I» («Любви, надежды...»), «Деревня») входят в пропагандистский багаж декабриста. Пафос связан с идеологией декабристов как противостояние абсолютизму и деспотизму.
ВОЛЬНОСТЬ Особенно в оде «Вольность» — Пушкин восклицает «Стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон» - про монархов, это идея закона превыше всего. Но не выступает против монархии.
ДЕРЕВНЯ Антикрепостничество Пушкина ярко проявилось в стихотворении «Деревня». Он выстраивает стихотворение двухчастно. В первой он рисует идиллическую картину с пейзажами, деревня дает вдохновение и все такое — сентиментализм. Этому противопоставляются гражданские стихи (деление противительным союзом НО: «Но мысль ужасная мне душу омрачает»). Начинается рассказ об ужасах крепостничества. Есть и третья часть, которая является призывом к читателю и царю (Пушкин не против царя). Он советует царю отменить крепостное право.
К ЧААДАЕВУ «К Чаадаеву» - Пушкин тут показывает владение разными поэтиками, в том числе сентиментализма. Как и в «Деревне», начало написано в сентиментальном духе. Пушкин включает в интимный жанр послания гражданские идеи и политические призывы: «Товарищ, верь, взойдет она» и так далее. Что же такое обломки самовластья? Это не обломки монархии. Самовластие в те годы - монархия с абсолютистской системой правления, не учитывающая волю народа или просвещенного сословия, то есть без всяких элементов парламентаризма. То есть это о падении абсолютизма, а не монархии. Пушкин, за свободолюбие поплатился свободой. Но Александр I преследует Пушкина не за стихотворение «Деревня» (1818), хотя оно последнее перед ссылкой, а за оду «Вольность», потому что там он ощутил некую угрозу правителю. Речь идет еще и об исторических примерах казней — казнь Людовика 16 и убийство Петра 3.
В южной ссылке усиливается философское осмысление мироздания, в том числе идей свободы. Романтическая школа.
ПОГАСЛО ДНЕВНОЕ СВЕТИЛО «Погасло дневное светило» - написано в начале ссылки, когда он плыл в корабле по морю, а заканчивается она стихотворением «К морю». Морская тема окаймляет ссылку.
Морская тема привлекает романтиков, Байрона, например. Море ассоциируется с непредсказуемостью, свободой. В стихотворении рефрен про волнующийся океан - стремление призвать к движению. Лирический герой исполнен противоречий. С одной стороны, воспоминаньем упоенный, он живет в мире прошедшего и не может от него отказаться, хотя хотел бы, может быть. Второй мотив — он ищет новых впечатлений. Стремление к новому - характерная эмоциональная доминанта для романтиков.
ПОСЛАНИЕ К ЦЕНЗОРУ Два «Послания к цензору» (1822). Нужна разумная цензура. Пушкин со своим свободолюбием выступает в поддержку цензуры. Но парадокса нет. Пушкин взрослеет, видит явления во всей совокупности противоречий. Высмеивает реальных цензоров, но говорит об идеальном цензоре и цензуре, подчиняющейся разуму. По поводу европейского отказа от цензуры говорит, что российская действительность не созрела.
Вообще эпоха южной ссылки — период переоценки ценностей и духовного кризиса.
СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ «Свободы сеятель пустынный» 1823 года - реакция на спад освободительного движения в Европе и России. На Пушкина влияли известия из Европы — подавление испанской революции, где большую роль играл Риега. Реакция поэта неоднозначна. В стихотворении он пишет о том, что этот сеятель идей свободы вышел рано, до зари, и поэтому он не может быть понят народом. Очень пессимистические настроения. Можно интерпретировать и в общефилософском плане. Эпиграф играет важную роль — он взят из Библии («Изыди сеятель сеяти семена своя»). Пушкину тогда 23 года, рано повзрослел.
Лирика и после декабристского восстания часто исполнена пессимистическими настроениями.
ДАР НАСПРАСНЫЙ, ДАР СЛУЧАЙНЫЙ «Дар напрасный, дар случайный». Вторая строчка — о жизни. Жизнь — дар случайный, напрасный. Это еще и написано в день рождения Пушкина. Символическое значение — это расписка в трагедии самоощущения, отсутствии цели в жизни. Церковь неодобряет, но тогда логика преследования инакомыслящих была иной. Митрополит Филарет ответил ему стихами. Пушкин ему потом ответил, в какой-то мере согласился. В целом пушкинское мироощущение жизнеутверждающее.
ПЕСНЬ О ВЕЩЕМ ОЛЕГЕ «Песнь о вещем Олеге» – Пушкин обращается к поэтике стилизации. Спорный момент баллада это или стихотворение. Скорее баллада. Во второй половине 20х начинается борьба за пути развития русской баллады. Сторонники Жуковского, русская партия – сторонники Катенина и Катенин. Катенин сторонник жесткой стилизации. Пушкин в своей балладе «Песнь о вещем Олеге» стремится передать не только дух времени, но и взгляд на то время с точки зрения русского человека 19века. Историзм входит в повествование Пушкина. Это шаг вперед от Жуковского и Катенина. Больше баллад Пушкин не писал. Но это важная точка в развитии Пушкина в лироэпическом роде.
НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ Пафос стихотворения «На холмах Грузии» оптимистичный. «Печаль моя светла» - ощущение светлой печали, света в конце туннеля, надежды.
СТАНСЫ 1826 – «Стансы», где Пушкин обращается к Николаю 1, посвящено Петру 1, причем его образ явно идеализируется, это делается от желания создать идеальный образ царя-преобразователя. Мифологизация Петра 1 происходит и в «Полтаве». В «Арапе Петра Великого» тоже идеализируется Петр I. Интерес к событиям 1709г. вполне естественный, т.к. Пушкин ищет исторический момент, когда наиболее ярко проявилась способность Петра возглавить нацию и определить вектор развития страны. Для Пушкина было важно единение народов России.
Петр - герой, реализует предназначение России быть во главе восточнославянских народов, поэтому никакой отдельной Украины быть не может. Пушкин рисует Мазепу, как корыстолюбца и властолюбца, который просто стремится к власти, народ его не интересует. Мазепа - антигерой, а Петр – герой. Для Пушкина периода начала 18в. важен. Мазепа, Карл 12, Петр 1 – только Петр 1 обеспечил себе памятник – идея памятника, который поставил себе Петр еще при жизни. Ясно, что это памятник – Россия. Именно Петр победил Мазепу и Карла 12, Петр действовал в направлении с вектором ветра истории. Пушкин верит в некую историческую предопределенность. Рисует Петра как творца с большой буквы. «Он прекрасен, он весь, как божия гроза».
ПОЭТ Тяжелые настроение и переживания отразились в трактовке темы миссии поэта. Лотман в книге «Пушкин» пишет, что в творчестве поэта можно выделить три уровня осознания темы. Про поэта. Стихотворение «Поэт» с этой точки зрения характерно:
1.Поэт как светский человек, живущий в обществе обычный человек. Пока Аполлон не требует его труда, поэт живет как все. Публичного внимания творческая сторона не должна призывать.
2.Поэт как профессиональный литератор. Это 20-е годы, начало профессионализации литературного труда, можно жить на доходы от публикаций.
3.Поэт с большой буквы, поэт как Творец, который самостоятелен и самодостаточен. Значимо стихотворение «Поэт» 1830 года в форме сонета, и стихотворение «Поэт и толпа».
ПОЭТ И ТОЛПА Это декларация на то, что Пушкин потерял читателя и сходит с Олимпа. Пушкин выражает свою принципиальную позицию. Здесь можно прочертить параллель Пушкин — Гете. Стратегия Гете – возвышение над бурными страстями и боями в литературе. Право на свободу от мнений толпы. В эпиграфе «Поэта и толпы» есть слово «профаны» на латыни — непосвященные в таинство высокого искусства (могут быть в любой социальной группе).
РАЗГОВОР КНИГОПРОДАВЦА С ПОЭТОМ В знаменитом стихотворении «Разговор книгопродАвца с поэтом» (предварение «Евгения Онегина») есть программная строчка на эту тему: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Важно, что ты пишешь не под заказ, а продаешь тому, кому понравилось и может больше заплатить, но не подстраиваешь произведение под требования заказчика. (Достоевский писал под заказ, в отличие от Пушкина).
В зрелые годы Пушкин все больше обращается к философской тематике.
АНЧАР «Анчар». Темы свободы. Но есть еще один пласт — ответственность человека (низов и верхов — обоюдная). Тема очень характерна для Пушкина 30-х годов.
Ощущение связи времен и ощущение единства.
БРОЖУ ЛИ Я ВДОЛЬ УЛИЦ ШУМНЫХ, ВНОВЬ Я ПОСЕТИЛ «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и «Вновь я посетил». Мир природы и человека едины. Закону времен подвержены все. Пушкин как представитель гуманистической идеологии. Пушкин ощущает связь времен и поколений. Но Пушкин готов признать движение времен как оптимистическое. Открытость всему новому - «Здравствуй племя, младое, незнакомое» («Вновь я посетил»). Он ощущает связь времен и связь поколений, а себя — как свидетеля движения истории.
БЫЛА ПОРА: НАШ ПРАЗДНИК МОЛОДОЙ «Была пора: наш праздник молодой» завершает лицейский цикл — написано 19 октября 1836 года в юбилей Лицей, 50 лет. «Чему, чему свидетелем мы были», хотя Пушкин был и участником.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |