![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ОдоевскийФИЛОСОФСКАЯ ПОВЕСТЬ Владимир Федорович Одоевский, двоюродный брат Александра Ивановича Одоевского. Он руководил обществом любомудрия. Одоевский ставил просветительские задачи. Хотел поднять миропонимание.
"Пестрые сказки" - сказки для взрослых.
СИЛЬФИДА Сильфида - мотылек.
"Княжна Мими".
ПАВЛОВ
ИМЕНИНЫ Расширен пласт героев. Главный герой - крепостной. Он романтический герой, богатство внутренней жизни, симпатии автора. Описан его трудный жизненный путь. Это привлекает читателя. Интерес к личности из этой бедной среды. Павлов был из низов, учился как вольноотпущенный.
Тенденция к расширению художественного полотна. Но тут даже в повести довольно большой объем. Тяготение к роману. 1836 год - "Капитанская дочка" тяготеет к роману.
ЛАЖЕЧНИКОВ Иван Иванович Лажечников.
ЛЕДЯНОЙ ДОМ Тенденция к циклизации, появление и развитие исторического романа. Леонид Парфенов использовал в инсценировке эпизод из романа "Ледяной дом".
ЛЕРМОНТОВ
Поэма "Кавказский пленник" названа так неспроста. Он копировал Пушкина, как старого мастера. Первый период- период учебы. 1828-1832 год учился в университете в Москве.
СМЕРТЬ ПОЭТА 1837-1841 годы - кавказские войны и Петербург. Печатается в журнале "Отечественные записки". Белинский продвигал Лермонтова. Белинский понимал его и доносил его до читателя. Белинский о поэзии Лермонтова, как о новом звене поэзии России в целом, в статье 1840 года "Стихотворение Лермонтова". Лермонтов работал в жанре поэмы: Мцыри, Песнь про купца Калашникова, еще Демон. Выделение личности. Личность - фигура самоценная. Личность в противостоянии обществу в целом. Как философское понятие. Нужно было осмыслить положение личности, ее истинные и ложные устремления, ее возможности и ограниченности. Индивидуализм - утрата устойчивых ориентиров, идеалов. Личность ищет себя, место в мире.
ННЕТ, Я НЕ БАЙРОН В любовной лирике ни у кого нет в раннем творчестве такого трагического надрыва. Только если у Полежаева, но у него-то в жизни был надрыв, а у Лермонтова была семья, бабушка и многие другие. Сушковой и Ивановой посвящены стихи. Форма дневниковой записи. Классика романтической стилистики. Много метафор, контраст (антитеза), Лермонтов видел противоречивость тенденций в одном явлении. У "Парусе", например, мятежный, но и метущийся герой. Не к спокойствию и не к буре стремится. Он ищет небывалого, несбыточного, особенного состояния бури-покоя. Характерная черта творчества раннего Лермонтова не самомнение, а ощущение ответственности. Ощущение себя как равновеликого Богу, но и равного в ответственности. "Кто толпе мои расскажет Думы? Я, или Бог, или никто" ("Нет, я не Байрон").
АНГЕЛ В стихотворении"Ангел" звучит непримиримость с небесами, демон на самом деле близок Лермонтову. Неприятие небес и Бога - тяжба поэта с Богом. Чтобы идти против Бога, нужно быть сильным, говорил Владимир Соловьев. 10 редакций поэмы "Демон". (1828/29-1839) Зрелый период. Отказ от оглушающего языка романтических страстей. Но в произведениях можно наблюдать черты романтизма. Даже в "Герое нашего времени" четко можно обозначить признаки романтизма. Однако это реализм. Лермонтов преодолевал романтические крайности. Пересматривает систему ценностей. Тема: "Поэт и толпа".
ПРОРОК Стихотворение "Пророк". Традиционная тема. Лермонтов переосмысливает эту тему. Поэт - избранник, пророк. Несет народу "любви и правды чистое учение". Если обратить внимание на первые слова "любви и правды". Любовь есть у Лермонтова, в отличие от Пушкина. Пушкинский пророк у дверей мира, он только собирается жечь сердца людей глаголом правды. У Лермонтова пророк уже вышел помогать людям, но его никто не принимает и не понимает (у Пушкина тоже толпа не готова к восприятию высокого искусства).
ЖУРНАЛИСТ, ЧИТАТЕЛЬИ ПИСАТЕЛЬ
ДУМА И СКУЧНО, И ГРУСТНО
КОГДА ВОЛНУЕТСЯ ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА Стихотворения патриотические и не только. "Бородино" "Родина" 1840 год. Поиск настоящей жизни, ее смысла.
БОРОДИНО
РОДИНА
ВАЛЕРИК
ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ
Лирика Лермонтова - огромный мир. Важный этап культурный.
ПОЭМЫ ЛЕРМОНТОВА 2. Кавказская тематика поэм. 3. Поэма "Демон" (восточная повесть) действие происходит в Грузии. Из всех поэм Лермонтов просил опубликовать. "Песнь..", "Мцыри", "Тамбовская казначейша" и "Демон". Без его согласия публиковали "Хаджи Абрек".
ПЕСНЬ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА
Личное оскорбление как оскорбление рода. "Роевое (патриархальное) сознание". Иван 4 - личность деспотичная. Он не согласен с трактовкой Грозного. Царь Грозный, но справедливый, как в песнях. Грозный разрешает свадьбу Керибеевича и Алена Дмитриевны, только не зная, что она замужем. Фигура уважительная.
МЦЫРИ
- Исповедь, но нет покаяния. - Недоговоренность, затемненность истории героя.
"Мцыри" одна из вершин поэмы.
ДЕМОН
"Герой нашего времени". Подготовительный этап - все его раннее творчество. Он писал наброски романов: "Вадим" и "Княгиня Лиговская". В "герое" же есть прямая внутренняя связь, так как имена героев похожи. (Лиговские - предки Мери). В лермонтовские времена опыт можно было получить только из Европы.
Лермонтов синтезировал два типа романа:
1837 - активная работа над "Героем". 1838-40 год - основная работа над романом.
Лермонтов стал первооткрывателем. Показывал личность в период конфликта с обществом и миром природы. Личность иногда не может противостоять обстоятельствам (дуэль с Грушницким). Реалистическое понимание проблемы свободы личности, свободы воли. Огромное значение имеет размышления о смысле жизни. Лермонтов не пишет много обо всем. Нет подробностей быта (как у Пушкина). Главное - глубокие философские проблемы. Лермонтов - психолог. Социально-психологический роман. Мыслящая дворянская молодежь: Онегин не борется, он уезжает с заднего двора, Печорин бешено гоняется за жизнью, рискует. Он испытывает себя и судьбу - риск без высокой идеи. Печорин - лишний человек, потому что стал личностью, когда была установка на безличностное существование. Максим Максимыч - типичный служака, он честно делает свое дело и все. Ограниченность потребностей, нужно осознать себя как личность.
Печорин живет в мире превратных ценностей. Лермонтов показывает его и лишенного нравственных ценностей, однако есть потребность них. Важна повесть "Фаталист". Она венчает повествование. Обдуманный ход Лермонтова. Дает слово Печорину. После убийства Вулича он идет ночью по улице, видит светила и вспоминает, что кто-то верил в солнечные светила (прошлое поколение), но вдруг "а мы их жалкие потомки, скитающиеся по земле...не способны ни на что, даже ради себя". Старое поколение хоть и смешное, но не жалкое. Лермонтов пишет роман, но оформляет как цикл повестей. Они словно отдельные произведения.
ГОГОЛЬ Гоголь - поколение после Лермонтова, хоть они и современники. Гоголь - первый поэт России 1835 год. После выхода сборников циклов повестей "Миргород", "Вечера на хуторе близ Диканьки". Ранняя проза с 1831 года. Пишет поэму "Ганс Кюхельгартен", которая проваливается. Больше к поэзии не обращается. "Повести Белкина" вышли в 1831 год, их никто не оценил, а "Вечера на хуторе" того же года получили множество отзывов. Его приветствовал и массовый, и элитарный читатель.
ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ
Словарь украинизмов. Это было интересно. Гоголь ощущал Украину как часть великой России. В первых повестях воспевает Украину. Но он остается русским писателем, ведь язык определяет мышление. А пишет Гоголь по-русски - это главное. Есть восторженное восприятие украинских характеров, слов. Но и в этом мире живет пошлость.
МИРГОРОД Мир - соборность, город разрушает единение. 1. "Старосветские помещики". Они живут в любви друг к другу. Фамилия Толстогубы - они поедают яства. В милых старичках с иронией говорящей фамилией прослеживается пошлость, хоть и пока чуть-чуть. Гармония этой пары, которые не могут жить друг без друга. Белинский: любовь - скорее привычка, чем духовное единение. Финал - должен выстрелить. Почему в конце приезжает наследник? И все приходит в негодность? Потому что патриархальный век рушится. 2. "Тарас Бульба". Романтическая историческая героическая повесть. Любовь казачества к природе. Тарас Бульба убивает Андрия только потому, что он нарушает законы товарищества. Ради любви предает Сечь. Любовь торжествует над долгом, любовь к полячке дает право изменить друзьям. Гражданственный пафос. Отец нарушает семейные узы. Они идут против поляков за веру русскую. Русское начало - православное начало. Ради священной борьбы с иноверцами, это оправдывает Тараса в поступке по отношению к сыну. Гоголь идеализирует этот казачий мир, Тараса и Остапа. Они доходят до Кракова. Война идет на польских землях. 3. "Вий". (Вий - есть колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть есть народное предание. Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал). Там используется слово гном, а значит небольшая связь с немецкой традицией, немецким романтизмом. Отражение человека от церкви. Хома Брут соединение славянского и западно-европейского (Хома + Брут). Он неустойчив в своей вере. Не знает, как спастись от дьявола. Смотрит в глаза Вию, что приводит к его смерти. 4. "Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". Апофеоз пошлости и бессмысленности существования людей. Повторы конструкции описания портретов героев. Финал повести насыщен трагической иронией (смех сквозь слезы). В 1835 году заканчивается первый период творчества (Петербургский период) Гоголя. Апрель 1836 года - постановка повести "Ревизор". С 1836 года начало трений с редактором журнала "Современник". После трений с Пушкиным уезжает за границу. Редко появляется в России. 1842 год возвращение в Россию. Публикация второго тома "Мертвых душ". Критику Шевырева Гоголь ценил больше всего. Интерес к петербургскому миру.
ПЕТЕРБУРГСКИЕ ПОВЕСТИ
МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК. "Петербургские повести". 1842 год. Опередили движение творчества Гоголя. Остается прожить еще значимых десять лет. Это последние яркие явления Гоголя в литературе. 1842 год - знаковый год в мировой литературе и у Гоголя.
НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ Петербург оборачивается ужасной стороной. Петербург углов. "Дом стоит крышею вниз" - особенность поэтики Гоголя. Петербургские повести показывают, что все в Петербурге не так, как кажется.
ПОРТРЕТ Гоголь показывает другой чиновничий мир, по сравнению с нашим. Он концентрирует внимание на меленьком человеке. Его отношение к маленькому человеку неоднозначное. Отличается сильно от Карамзина. Усиленное трагическое начало есть в Поприщине и Башмачкине. Они титулярные советники (вечные титулярные советники).
ШИНЕЛЬ
ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО "Записки сумасшедшего". Поприщин как прыщ. Герой имеет трагическую судьбу. На грани комического и трагического. Гоголь судит героев по библейским традициям: все герои люди, божьи твари. Герой сходит с ума, потому что он никогда не будет занимать то положение, о котором он мечтал. Родство с Хлестаковым.
НОС Ироническое сопутствует драматическому. Иногда смех перерастает рамки комического и становится гротеском. Гоголь должен восприниматься не только в ряду Пушкин-Лермонтов-Гоголь-Достоевский. Но Юрий Любимов ставит его также в ряд с Гофманом и Кафкой, которые используют гротеск. "Нос". Гротеск. Майор Ковалев - главный герой. По каким свойствам мы судим о человеке? Можно предположить, что важна традиция русских поговорок про нос. Держать нос по ветру, не совать нос не в свое дело. Шевырев, возглавляя журнал, предложил печатать, но все отказались печатать повесть "Нос". Напечатал лишь Пушкин в "Современнике".
Драматургия. 3 комедии. "Ревизор" Черты: Хлестаков не просто мнимый ревизор, но и мнимый лжец. Он наивно лжет. Центральная сцена: сцена вранья Хлестакова, где он начинает верить, что он значительное лицо. Он хочет быть тем, о ком говорит. Микроскопическая меткость и гигантская пошлость. Гоголь как новатор отказывается от главного героя, как двигателя интриги. В первом и последнем действиях нет Хлестакова, но есть идея ревизора. В комедии всегда порок должен быть наказан, но в "Ревизоре" этого не происходит. Привет "Борису Годунову" Пушкина - немая сцена в конце.
Универсальность замысла. Критика до гротеска и сарказма. Уездный город - как райцентр. Есть модель объединения. От главы до последнего обывателя, представлены все ведомства, кроме МИД (это нормально) нет военного ведомства и духовенства. Была духовная цензура, которая не позволяла высмеивать и критиковать духовенство (хоть и церковь не отделена от государства). То же самое и в Мертвых душах.
МЕРТВЫЕ ДУШИ
Гоголь развертывает критику современного состояния России. Тема народа и России. Она покажет путь загнивающему западу. Идея спасения человечества (о Руси-тройке), она несется и обгоняет другие народы. Если другие народы сторонятся, дают ей дорогу, то, может Русь несется в пропасть? Это называется ирония стиля. Это внутренне проглядывает. "Куда несешься, конь?" - не дает ответа. Возрождение души не раскрыто в первом томе, все только идет к этому. Первая глава - знакомство с Чичиковым, губернским городом У Плюшкина и Чичикова есть истории, значит, это герои движения. У Плюшкина было нормальное хозяйство, а потом превратился в "прореху на человечестве". Шестая - Одиннадцатая главы. Чиновники. В том числе история чиновника Чичикова. Он начинает тему приобретателя. Буржуазность. Делают деньги через торговлю. Деньги-товар-деньги. Гоголь - огромный тематический масштаб заявляет еще в первом томе, если бы ему удались еще 2 тома, было бы круто, но, может, это было бы и невозможно. Может этот замысел нельзя реализовать. Нельзя было Чичикова возродиться в той России. В 1842 году был закончен 1 том. Многие не поняли эту работу Гоголя, хотя и было и много похвалы. Кто-то говорил, что это очернение действительности. Гоголь говорил, что ему не простили обнажение пошлости. А именно духовное убожество. В "Театральном разъезде" он написал об этом. Гоголь писал: "обо мне много толковали", но аплодисменты не значат, что публика поняла и приняла его. Вся мелочь должна сверкнуть ярко в глаза всем - в это Гоголь видел свою задачу писателя. «Мертвые души» испугали многих и произвели такой шум, потому что воспроизвели "болезни" общества. Один герой пошлее другого, это пошлые герои, а не злодеи. Процесс написания поэмы - процесс жизнестроения самого автора. В самом тексте Мертвых душ увеличивается объем авторских отступлений от первой до 11 главы. "Учительное слово" - для этого пояснения, авторские отступления. В 1845 году Гоголь впервые сжег второй том. Хотя ощущал, что люди ждут от него продолжения романа. Требуется объяснение.
Целая программа жизни вне города. Жизнь в гармонии с крестьянами. Помещики должны быть отцами крестьян. Гоголь отражает представления о том, каким должен быть человек, какую бы должность он не занимал. "Какой должна быть губернаторша?". Цензура запретила эту статью. Пять писем были исключены, несмотря на консерватизм. Но книга была выпущена. Рассуждения о функциях разных должностей. Даже царю дает наставления. Программа жизнестроительства. Ориентация на крестьянское миропонимание. Но это утопизм, потому что многие вещи не могут быть реализованы в конкретной социальной действительности. Книга была принята негативно. Белинский в опубликованной статье и, особенно, в письме Гоголю очень резко высказался. Но эта книга заняла свое место в литературе.
РЕАЛИЗМ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА Реализм - литературное направление, связанное с исторической ситуацией.
(Критический) реализм продолжает развиваться от Пушкина к Лермонтову и Гоголю. К середине 30-х годов Гоголь - глава русской литературы. Реализм как понятие входит в практику позднее (50-е годы 19века). Критики просто говорят о реальном повествовании. Белинский берет понятие "натуральная школа". Правдивость = натуральность, причем в негативном значении слова. Белинский берет это понятие у главреда "Северной пчелы". Белинский пишет о Гоголе как о критике современной социальной действительности. Хотя Гоголь не укладывается в рамки натуральной школы. В середине 40-х годов представителями натуральной школы были: Александр Иванович Герцен, Гончаров, Тургенев, Толстой, Достоевский. Белинский связывает развитие русской литературы. Лит критик в эти годы – центральная фигура лит процесса, характерно для 40-х, смена поколения. В русском физиологическом очерке писал Некрасов, Даль, Григорович. Соллогуб (не Фёдор, а Владимир, граф). Григорович в середине 40х уже начинает активно разрабатывать крестьянскую тему. Почти одновременно с Тургеневым, их отличает новый взгляд на крестьянскую тему. Григорович в знаменитой повести «Деревня» и в «Антоне-горемыке» выводит их на 1 план. Акцентирование социальной проблематики, статуса героя, когда не вообще о человеке, о человеке с конкретно характеристикой его положения в обществе. Соллогуб с «Тарантасом» появляется. Он сумел представить панораму действительности 40х годов с помощью приема - странствие героя. Тарантас (в названии выделено) путешествует из Москвы в Казань (Колесо в начале Мертвых душ должно доехать до Москвы – а до Казани?), крепкий хозяин Василий Иванович. Приглашает его в свой экипаж Иван Васильевич (проекция славянофильского сознания, так звали Киреевского, славянофила). Противоположные русские характеры: трезвый хозяйственный помещик, не отличающийся интеллектом и интеллигенцией, с другой стороны – образованный, представитель славянофильствующей молодёжи. Показана их глазами Россия от Москвы до Казани. Физиологический очерк циклизируется и превращается в некую самостоятельную повесть. Тарантас – это ещё цикл физиологических очерков в общей раме, то у Герцена уже явно стремление к большой форме, единого произведения в форме повести.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |