Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сферы, специфика и функции социальной деятельности




Каковы же составные элементы или кирпичики, из которых складывается даже самое простое действие.

Первый элемент, необходимый фактор всякой деятельности, – человек, индивид, люди. Без него невозможна любая социальная деятельность. Он активная сторона этой деятельности, ее субъект. Но потому они, люди, и являются субъектами, что их деятельность направлена нате или иные объекты. В качестве таковых могут оказаться и люди (деятельность врача, учителя, представителей некоторых других профессий). Однако чаще в этом качестве выступают объекты другого рода, четко разделяю­щиеся на две подгруппы. Одна из этих подгрупп – веши, орудия и средства производства; сюда же относятся и орудия духовного производства: карандаш, ручка, печатный станок и т.п. Иначе говоря, к этой подгруппе относятся все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую среду с целью ее приспособления к своим потребностям.

Другая подгруппа – средства, необходимые для человеческой деятельности, хотя и не имеющие вещественного характера. Это язык жестов, звуковая и письменная речь, информация, заклю­ченная в ее различного рода носителях: магнитных лентах, дискетах, картинах, книгах и т.д. Это символы, знаки, как их определяют философы. Они, как и вещи, являются необходи­мым условием всякой человеческой деятельности. Воздействуя на наше сознание, символы и знаки обеспечивают целенаправ­ленность индивидуальной деятельности, а при коллективной – также и ее согласованность. Если физические вещи служат непосредственно приспособлению человека к окружающей его действительности, то символы облегчают для него, иногда мно­гократно, решение этой задачи.

Но, кроме названных, имеется еще один элемент, необходи­мый для всякого социального действия. Это связи, отношения между указанными основными факторами социального дейст­вия. Как показывает опыт, механический набор рассмотренных трех элементов – людей, вещей и символов – не образует еще ни социального действия, ни социальной жизни в целом, если нет связи, взаимодействия между ними. Именно поэтому устойчи­вые, многократно повторяющиеся связи между людьми, вещами и символами, постепенно складывающиеся как на уровне инди­видуального действия, так и на уровне социальных групп и всего общества, имеют исключительно важное значение для общес­твенной жизни.

Таким образом, существуют четыре элемента всякой челове­ческой деятельности – люди, физические веши, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности, образу­ющие основную, базовую структуру в многоплановой обществен­ной системе. Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре типа или сферы области общественной деятельности:

• материальная,

• духовная,

• регулятивная, или управленческая,

• деятельность обслуживания, иногда именуемая гуманитар­ной, или социальной в узком смысле слова.

Все они, обеспечивая необходимые условия любой человечес­кой деятельности, одновременно создают предпосылки жизне­способности общества в целом..

Какова же специфика и функции каждой из указанных четы­рех сфер социальной деятельности?

Начнем характеристику основных сфер общественной дея­тельности с выявления особенностей материального производст­ва. Его своеобразие состоит в том, что оно призвано создавать определенные вещи, необходимые для удовлетворения потреб­ностей людей, поддержания их активности в любой сфере. Здесь заняты люди физического и умственного труда – земледельцы, шахтеры, машиностроители, рабочие, инженеры, агрономы, ру­ководители предприятий и т.д. Их трудом добывается сырье, создаются машины и механизмы, все необходимое как для удовлетворения собственных производственных нужд, так и для материального оснащения развития образования, науки, меди­цины, политики, а также все необходимое для повседневной жизни людей: жилье, продовольствие, одежда и т.д. Складывав­шиеся в производственной сфере социальные отношения тради­ционно отличались особой степенью напряженности, конфлик­тностью. Проблема преодоления конфликтов в этой сфере, укрепления отношений социального партнерства остается и сегодня актуальной теоретической и практической задачей.

Признавая большую роль сферы материального производст­ва, современная социальная философия все же склонна считать, что при всем своем значении оно является лишь одной из необходимых форм общественной деятельности. Его качествен­ное отличие от других сфер жизни общества не дает оснований к тому, чтобы сводить к нему всю сложность разнокачественной человеческой деятельности.

Важнейшую роль в общественной жизни играет духовное производство, в процессе которого производятся идеи, образы, научные и художественные ценности. Правда, эти ценности так или иначе материализуются в физических вещах, носителях этих духовных ценностей, в книгах, картинах, скульптурах, и т.п. Главное в этих предметах не их материальная сторона, а их духовное содержание, заключенные в них идеи, образы, чувства.

В процессе духовной деятельности человек познает окружа­ющий мир, его многообразие и сущность; разрабатывает систему ценностного сознания, определяя значение тех или иных явле­ний для человека; благодаря полученным знаниям совершенству­ются все формы деятельности, человек глубже познает самого себя, свой духовный мир. И хотя некоторые направления совре­менной философии доказывают ограниченность возможностей чело–веческого познания, выдвигая на первый план в качестве регуляторов человеческого поведения сферу подсознательного, иррационального, нельзя не признать, что достижения современ­ной цивилизации являются в значительной мере результатом развития науки, искусства, религии, духовного производства в целом. Именно поэтому труд ученого, художника, композитора, конструктора, архитектора пользуется в обществе высоким при­знанием.

В качестве еще одной сферы выделяется регулятивная, или управленческая деятельность, т.е. деятельность различного рода администраторов, управляющих, политиков. Специфическая за­дача этой сферы – поддержание связей между людьми, регули­рование их деятельности и общественных отношений. Поскольку связи и отношения возникают стихийно, естественно, они пер­воначально не нуждаются в специализированной деятельности по их регулированию. Но со временем для поддержания наиболее важных и необходимых социальных связей формируются специ­ализированные виды регулятивной деятельности и соответству­ющие им организации. Деятельность последних направлена на обеспечение согласованности, упорядоченности различных сфер общественной жизни. Без этого общественная жизнь также невозможна, как невозможна она без материального и духовного производства.

Регулятивная, управленческая деятельность имеет свою структуру, подразделяясь так же, как и другие типы деятельности, на! множество различных видов труда. Это прежде всего управление людьми с применением различных способов, средств, включая принуждение. Но это также и управление вещами. Именно такова функция законодательства о собственности, о земле и т.п. Управ­ление осуществляется на различных уровнях: от государства до предприятия и семьи. Управленческая деятельность играет огромную роль в развитии общества, его судьбах, но ее часто поражают многочисленные болезни: злоупотребление методами! принуждения, насилия, репрессий, чрезмерное разрастание чиновничьего аппарата, бюрократизации управленческой деятельности, взяточничества и т.п. По мнению Ю. Бохеньского, «чи- новники, как и кролики, имеют естественную склонность к размножению», они представляют собой «своего рода социаль­ную раковую опухоль, которая растет за счет здорового организма и в конце концов убивает его, если не удалить ее вовремя. Возможно в этом высказывании есть известная доля преувеличения. Следует, однако, признать, что действительно история человеческого общества богата не только примерами большой пользы, но и немалого вреда, исходящего от управленческих структур. Высшей формой управления является политическая деятельность, призванная обеспечить безопасность и благососто­яние страны в целом. Поскольку политическая деятельность так или иначе влияет на судьбу миллионов людей, цена ошибок здесь может быть особенно велика.

Но при всей важности политической и других видов общес­твенной деятельности все они возможны только при наличии первого условия общественной жизни – живых и активных людей. Создание предпосылок для жизни, воспроизводства, активности людей составляет содержание четвертого вида общественной деятельности – социальной деятельности в узком смысле слова, или деятельности по обслуживанию людей. Это деятель­ность врача, учителя, артиста, работников сферы обслуживания. Конечно, люди занимаются самопроизводством, самоизлечени­ем, самообразованием, сами себя кормят, развлекают. Однако воспроизводство, сохранение жизни, стимулирование активнос­ти, непосредственное обслуживание человека – настолько важ­ное общественное дело, что общество не может его доверить полностью отдельным людям, семье. Общество включается в этот процесс через школы, вузы, создает систему здравоохранения, культурного отдыха и т.п. Сфера обслуживания – одна из самых динамичных в современном обществе.

Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности. Каждой из них соответствует своя специфическая сфера общественной жизни со своей внутренней структурой, множеством отдельных форм. Их более конкретный анализ составит содержание после­дующих разделов этого учебного пособия. Здесь же мы ограни­чимся лишь установлением основных типов общественной дея­тельности, их своеобразия. Четкие представления о необходимых для общества видах деятельности являются важной предпосыл­кой уяснения всей его сложной структуры и его свойств как целостного социального организма.

Следует отметить, что все выделяемые в ходе анализа типы деятельности, социальные группы и институты, их взаимоотно­шения, образуемые ими сферы общественной жизни в реальнос­ти всегда взаимосвязаны, перекрещиваются, взаимопроникают друг в друга. Поэтому указание свойств составных частей общес­тва еще не объясняет его общего состояния и его общего действия. Находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают общество как единую сис­тему, как особый организм, обладающий не только свойствами, присущими отдельным его частям, но и такими свойствами, которых нет ни у одной из его составных частей. Если отдельная часть может быть в какой-то мере понята вне целого, то целое, как учил еще Аристотель, может быть понято только как нечто большее, как нечто иное, чем простая сумма своих составных частей. Причем это целое больше не только количественно, но и качественно, т.е. у системы как целого есть такие качества, свойства, которых нет ни у одной из составляющих частей. Поэтому, чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.