Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение организационной структуры и ее основные характеристики

Приказ (Проц_СЛ _Пр).

Постановление (Проц_СЛ _Пост),

Указ (Проц_СЛ _У),

Регламент рассматривается как система ограничений, устанавливающих характер ПУ в системе в двух аспектах – регулярности и способа обеспечения взаимодействия субъектов.

Регламент по регулярности ПУ:

ПУ регулярного регламента – процессы, периодичность повторения которых является определенной и установленной (Рег_Рег);

ПУ ситуационного ( нерегулярного ) регламентаПУ, периодичность повторения которых заранее не установлена и зависит от ситуации в системе (Рег_Сит);

Регламент по способу обеспечения взаимодействия субъектов:

регламент синхронизированный (Рег_Синх). Синхронизация – это способ регламентации, предусматривающий установление точных моментов начала и окончания каждой операции (процедуры) для каждого субъекта. Точные календарные сроки выполнения каждой операции.

Регламент скоординированный. Координация (Рег_Коор) – способ регламентации, при котором устанавливаются моменты начала и окончания фрагмента алгоритма управления (последовательности операций). Дополнительно устанавливаются точные требования:

§ к составу, содержанию и способу получения исходных данных, необходимых для начала выполнения операции (процедуры);

§ к результату, который должен быть получен после ее завершения;

§ к способу передачи результата другим субъектам (публикации) и др.

Одним из основных понятий теории управления является организационная структура системы управления, которая определяется как совокупность подсистем, объединенных иерархическими взаимосвязями, обеспечивающими распределение функций управления между ЛПР и подчиненными управленцами для достижения целей системы.

Организационная структура объединяет человеческие и материальные ресурсы, задействованные в управлении,, упорядочивает связи между ними. Она должна соответствовать целям, решаемым задачам, составу и условиям функционирования объекта управления. Организационную структуру определяют следующие характеристики:

· количество звеньев управления;

· количество уровней иерархии;

· степень централизации (децентрализации) управления;

· способ и рамки делегирования полномочий;

· норма управляемости.

Звено ( подразделение, департамент, управление, отдел и др.) - это организационно обособленный, самостоятельный орган управления, выполняющий определенный набор функций управления.

Связи между звеньями одного уровня иерархии называются горизонтальными и выражают отношение взаимодействия (координации).

Уровень (ступень) иерархии - это группа звеньев, в которых ЛПР имеют одинаковые полномочия.

Связи между уровнями иерархии называются вертикальными и выражают отношение подчинения нижних уровней верхним. Для каждого звена управления связи со всеми подчиненными ей уровнями называют внутренними, а остальные - внешними. Иногда уровень (коэффициент) иерархии определяется как отношение числа исходящих связей к числу входящих.

Степень централизации (децентрализации) управления. Система управления называется централизованной, если принятие решений осуществляется только в центральном (старшем, главном) органе системы. Центральный орган управления имеет право распоряжаться всеми материальными, финансовыми и людскими ресурсами системы, принимать решения по целеполаганию, перераспределять ресурсы из одной части системы в другую, координировать деятельность всех ее частей.

Система управления называется децентрализованной, если решения принимаются отдельными элементами системы независимо от других элементов и не корректируются центральным органом управления.

Децентрализованная система обладает тем преимуществом, что в ней органы управления максимально приближены к объектам управления. При этом облегчается контроль состояния ОУ, ускоряется получение информации о состоянии объекта управления и окружающей среды, а также выработка управляющих воздействий при изменении этих состояний. Это повышает оперативность управления при небольших воздействиях внешней среды, учитываемых в рамках действующего плана. В реальных системах часть решений принимается централизованно, а часть – децентрализованно. Степень децентрализации определяется отношением числа решений (с учетом их важности), принимаемых децентрализовано, к общему числу решений.

Делегирование полномочий - передача части функций и прав принятия решений нижестоящим системам управления. Используется для разгрузки центра, повышения оперативности и качества управления. В этом случае подчиненный действует от имени начальника, но ответственность перед вышестоящими органами полностью сохраняется за руководителем, делегировавшим свои полномочия. При этом система остается централизованной.

Норма управляемости - число непосредственных подчиненных, которыми может эффективно управлять один руководитель. В настоящее время считается, что норма управляемости составляет 5-12 подчиненных на одного руководителя (в зависимости от характера и сложности функций подчиненных).

Организационные структуры делятся на механистические (рис.5.4) и органические (рис.5.5), определяемые по принципу действия структур.

Механистические структуры функционируют подобно механизму. Органические структуры функционируют подобно живой материи. При этом считается, что как бы эффективна ни была работа машины, деятельность живой материи более плодотворна, поэтому проблеме включения органических структур в систему управления современная теория управления уделяют большое внимание.

Механистическая структура характеризуется высокой степенью разделения функций, жесткими иерархическими связями, регламентированными обязанностями, высокой степенью формализации обмениваемой информации, централизованным принятием решений, отсутствием делегирования полномочий. Это жесткая иерархия, или пирамида, управления. Она была разработана для повышения рациональности управленческих решений за счет сведения до минимума личностного влияния того или иного руководителя на принятие решения, а также согласования всех конкретных решений с целями системы. Подобные структуры приняты в силовых ведомствах различных стран, крупных промышленных корпорациях.

В отличие от механистической органическая структура является гибкой, адаптивной формой управления. Органическая структура характеризуется низкой степенью разделения функций, небольшим числом управленческих уровней, децентрализованным принятием решений. Для нее характерны: сотрудничество ЛПР по вертикали и горизонтали, адаптивные обязанности (в зависимости от необходимости), низкая степень формализации обмениваемой информации. Формы и стиль общения в органической структуре управления - партнерские, совещательные (в механистической - это приказы и инструкции).


 

       
   
 
 

 

 


Возможность неформального общения является главной при разработке ИС в организационно-технических системах, она определяет желаемый (целесообразный) предел автоматизации управления. Так, использование информационно-вычислительных сетей (локальных и глобальных) способствует процессу коммуникаций. Крупные производители программного обеспечения предлагают системы поддержки для работы в группах, как правило, проектных (Lotus Notes, Microsoft Exchange и др.). Однако полная замена непосредственного общения лиц, входящих в рабочую группу, компьютерными средствами информационного обмена в большинстве случаев не является оправданной, так как способна затруднить творческий процесс, в котором дискуссии, публичные обсуждения и личное общение должностных лиц играют значительную роль.

Иерархические системы управления имеют следующие особенности:

1. Возможность распределения функций управления и задач принятия решений по различным уровням управления. Решение стратегических задач осуществляется на высших уровнях, тактические задачи решаются на более низких уровнях. Это обеспечивает оперативность принятия решений, а в большинстве случаев и более высокую точность.

2. Автономность органов управления промежуточных и низшего уровней: каждый из них самостоятельно, в пределах своих полномочий управляет подчиненными ему ОУ.

3. Наличие опасности того, что некоторая подсистема, добиваясь достижения поставленной перед ней цели, может действовать в ущерб общей цели системы.

4. Неполнота информации в подсистеме высокого уровня о целях и ограничениях нижестоящих подсистем.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Концептуальная структура организационной системы | Виды организационных структур
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.