КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 16. В Англии эпоха Возрождения охватывает конец 15, 16 и начало 17 века
Вильям Шекспир (1564-1616) В Англии эпоха Возрождения охватывает конец 15, 16 и начало 17 века. В искусстве английского Возрождения отразились идеи европейских гуманистов от Петрарки и Пико дела Мирандолы до Эразма и Монтеня. В истории происходят важнейшие события: объединение страны в национальную монархию после окончания войны Алой и Белой роз (1455-1485). Позади была кровавая эпоха Генриха VIII, короля-тирана, уничтожившего во время своего царствования 72 тысячи человек и совершившего переворот в духовной жизни страны: в 1534 году Генрих VIII объявил себя главой новой англиканской церкви. Символично сложил голову на плахе лорд-канцлер Англии, образованнейший, благородный Томас Мор. Можно сказать, что эпоха Генриха VIII знаменовала собой не только расправу с духовностью. Но и с идеалами гуманистов. После Генриха VIII ещё несколько кровавых историй, и вот наступает блистательный век Елизаветы I, правящей (1558-1603). Это эпоха великих событий в жизни страны. Когда все силы нации вкладываются в освоение мира. (Это эпоха великих географических открытий, Англия играет в них немаловажную роль). Англия становится одним из сильнейших государств мира. Английские мореплаватели (Ф. Дрейк, Хокинс) завоёвывают новые земли, в 1588 году происходит разгром «Непобедимой Армады». Укрепление внешней государственности изменяет и внутреннюю жизнь страны. Казалось бы, что может быть лучше! Промышленность и торговля быстро развиваются. Английское сукно завоёвывает внешние рынки, обновляется дворянство и крепнет буржуазия. Человек осознал себя хозяином своей жизни и судьбы. Жизнь становится интересной, богатой, сытой, дающей чувство уверенности. Но нет в ней ни высокой утончённой духовности Средневековья, ни упоения и радости бытия и прекрасного образа человека, характерного для раннего Возрождения. Они ещё не забыты, интересны, но им нет места в умах и сердцах самодовольных, благополучных граждан великой страны. Действительность благополучна, стабильна сама по себе и не нуждается в высоких идеалах и самоотверженности душ. Официальная религия, основанная даже не гордым Мартином Лютером, а королём-чудовищем, по определению не может иметь отношения к истинной христианской духовности. Это просто одна из ритуальных функций государства. Но после многих веков существования высшие человеческие устремления не могли исчезнуть, и вот они воплощаются в искусстве. Причём самом непочтенном с точки зрения богословов всех времён, всегда клеймивших лицедейство как непотребное, богопротивное, порочное даже занятие. Театр зародился в античности, но заново переживает рождение в эпоху Ренессанса в Англии, где он занял первое место среди литературных жанров. Тогда писали романы, могли похвастаться поэтической школой, разработавшей петраркизм до невероятной виртуозности в поэзии Ф. Сидни, Э. Спенсера, расцветает философия Ф. Бэкона. Но самое значительное событие культуры – это преобразование народной драмы. Именно театр нёс огромное богатство книжной культуры массам людей, остававшихся неграмотными. Театр времён Шекспира был общедоступным зрелищем. Он стал средоточием культурной жизни народа. Гуманисты внесли в него всё богатство новых идей и понятий о жизни, показали драмы, трагедии и комедии современности, сделали понятной народу историю, воспроизводя на сцене великие события и знаменитых людей. Театр вместил в себя традиции античной драмы, высокую трагедию и тонкую изысканную духовность средневековых мистерий, нравоучительность моралите, остроту комической ситуации в фарсе, светлую лирику итальянской пасторали, изящество и стройность испанской драмы, и, наконец, стихию карнавальной культуры. Театр Шекспира запечатлел картины радостного восприятия земного бытия и самые мрачные стороны жизни, полные глубочайшего трагизма. Театр вместил весь мир. Мир –театр, люди – актёры. «Весь мир лицедействует». Среди драматургов славились, так называемые «университетские умы» - Кристофер Марло, Роберт Грин, Джон Лили, Томас Кид. Следующее поколение называют «младшие современники Шекспира: Бен Бжонсон, Джон Флетчер, Томас Хейвуд. Джон Вебстер. Вершиной же английского Возрождения считаются годы 1587-1613, связанные с творчеством Шекспира. Шекспир родился 25 апреля 1564 года в Стратфорде –он –Эйвоне, в семье перчаточника. Учился в грамматической школе, где преподавали латинский и греческий языки, а также литературу и историю. Ещё с детства Шекспир усвоил английский фольклор и народный язык. Какое-то время он был младшим учителем. В 1582 году он женился на Анне Хэтевей; у него было трое детей. В 1587 году Шекспир уехал в Лондон и вскоре стал играть на сцене, хотя большого успеха как актёр не имел. Например, играл роль отца Гамлета. С 1593 года он работал в театре Бербеджа в качестве актёра, режиссёра и драматурга, а с 1599 года стал пайщиком театра «Глобус». Постройка здания была завершена в 1599 году. Новому театру было дано название “The Globe”. Это не Глобус. Смысл более значительный – земной шар. У входа была нарисована фигура великана, который держит на плечах земной шар. Около этого изображения была надпись по-латыни: «Totus mundus agit histrionem» «Весь мир лицедействует». Название и девиз театра напоминают монолог Жака в комедии Шекспира «Как Вам это понравится», в котором также развивается мысль: «Весь мир – театр». Пьесы Шекспира пользовались большой популярностью, хотя его имя мало кто знал. В то время зритель обращал внимание прежде всего наактёров. В Лондоне Шекспир познакомился с группой молодых аристократов. Одному из них, графе Саутгемптону, он посвятил свои поэмы «Венера и Адонис» 1593 и «Лукреция» 1594. Им написан сборник сонетов и 37 пьес. В 1612 году Шекспир оставил театр, перестал писать пьесыи вернулся в Стратфорд-он –Эйвон. Умер Шекспир 23 апреля 1616 года и был похоронен в родном городе. Это и все скудные сведения о биографии великого драматурга. Но он приобрёл известность при жизни, с 1594 года считался лучшим лондонским драматургом, что само по себе странно. Ведь в то время драматург был всего лишь одним из участников спектакля, причём в глазах публики отнюдь не самым главным. Не принято было издание для чтения пьес, которые шли в театре. Самым полным первым изданием пьес Шекспира было знаменитое ФОЛИО 1623 года, в котором опубликованы 36 пьес. Эти 36+1 пьеса «Перикл», изданная при жизни Шекспира, т.о. 37 пьес составляют шекспировский канон. Шекспир до мелочей учитывал все особенности своего ремесла, был озабочен тем, чтобы его пьесы имели успех у разнообразной публики театра, учитывал требования времени. Помня о публике, цензуре, доходах театра, способностях актёров и других обстоятельствах, всегда подходил к своей задаче как истинный художник. Он всегда писал по заказу, и каждая его пьеса была шагом вперёд в искусстве драмы. В каждой пьесе – художественное открытие. Он являл собой не только художника, но и мыслителя. Искусство для него всегда средство познания. Он искал сущность жизненных явлений и характеров, познавая также их видимость. Изображал не то, что кажется, а то, что есть. В театральном искусстве это создавало особую многомерность и сложность. Творчество Шекспира вобрало в себя все излучения эпохи. Не было ни одной стороны английской жизни, которая не нашла бы отражения в его произведениях. Язык Шекспира 14 000 слов, и нет абстрактного или конкретного понятия того времени, которое не нашло бы себе места в словаре Шекспира. Религиозные догмы, политические и имущественные законы, геральдика, дипломатия, финансы и коммерция, военное дело и мореходство, крестьянский и ремесленный труд, школа, театральное и ораторское искусство, живопись и скульптура, архитектура и медицина, астрология, астрономия, ботаника и другие виды жизнедеятельности, явления природы, науки и прочее, - всё это нашло отражение в произведениях Шекспира. Обстановка действия, характеры, речи персонажей содержат массу опосредствующих деталей, и благодаря им возникает то ощущение художественной и жизненной полноты. Поражает вещная конкретность шекспировского мировосприятия. Нет ни одного предмета, который не попал бы в орбиту его внимания. Взгляд Шекспира подмечал всё, что было в окружающем мире. Основные формы отношений, существующие в жизни – личность и общество, правитель и народ, супружество, любовь, дружба, взаимоотношения родителей и детей, классовые конфликты, национальная рознь, войны – это во всех драматических возможностях использовалось в драматургии Шекспира. Но воссоздавая жизненные ситуации, Шекспир никогда не повторяется. И, наконец, всеобщая связь явлений мира. Великая цепь бытия. Он никогда не ограничивается изображением отдельного факта, хотя стержень драматической композиции у него составляет обычно один какой-нибудь значительный случай. Каждое жизненное явление берётся во всей полноте. От отдалённейших истоков до окончательной развязки. Оно рассматривается со всеми сопутствующими обстоятельствами, в связи со всем потоком жизни. И дело не только в том, что история любви Ромео и Джульетты вписывается в круг отношений кланов города-государства Вероны, а то, что малейшая несправедливость или зло, совершённое одним героем мгнове5нно отдаётся на всех уровнях бытия. Мир Шекспира не ограничивается видимой реальностью. Эта та самая дантовская Божественная Вселенная, в которую входит жизнь каждого человека. Вот как устами героя Улисса Шекспир говорит об этом в комедии-драме «Троил и Крессида»: (перевод Т. Гнедич) На небесах планеты и Земля Законы подчиненья соблюдают, Имеют центр, и ранг, и старшинство, Обычай и порядок постоянный. И потому торжественное Солнце На небесах сияет, как на троне, И буйный бег планет разумным оком Умеет направлять, как повелитель Распределяя мудро и бесстрастно Добро и зло. Ведь если вдруг планеты Задумают вращаться самовольно, Какой возникнет в небесах раздор! Какие потрясенья их постигнут! Как вздыбятся моря и содрогнутся Материки! И вихри друг на друга Набросятся, круша и ужасая, Ломая и раскидывая злобно Всё то, что безмятежно процветало В разумном единении естества О, стоит лишь нарушить сей порядок, Основу и опору бытия – Смятение, как страшная болезнь, Охватит всё, и всё пойдёт вразброд, Утратив смысл и меру. Как могли бы Закон соподчиненья презирая, Существовать науки и ремёсла, И мирная торговля дальних стран, И честный труд и право первородства, И скипетры и лавры и короны. Забыв почтенье, мы ослабим струны – И сразу дисгармония возникнет. Давно бы тяжко дышащие волны Пожрали сушу, если б только сила Давала право власти; грубый сын Отца убил бы, не стыдясь нимало; Понятия вины и правоты – Извечная забота правосудья – Исчезли бы и потеряли имя. И всё свелось бы только к грубой силе, А сила – прихоти, а прихоть – к волчьей Звериной алчности, что пожирает В союзе с силой всё, что есть вокруг, И пожирает самоё себя. [Великий мудрый царь наш Агамемнон!] Когда закона мы нарушим меру, Возникнет хаос. Пренебреженье к этому закону Ведёт назад и ослабляет нас. Вождю не подчиняется сначала Его помощник первый, а тому – Ближайший: постепенно шаг за шагом, Примеру высших следуют другие, Горячка зависти обуревает Всех сверху донизу; нас обескровил Соперничества яростный недуг.
Творческий путь Шекспира делится на 3 периода: 1. 1591-1601 Созданы поэмы «Венера и Адонис», «Лукреция», сонеты и почти все исторические хроники за исключением «Генриха VIII» (1613), три трагедии «Тит Андроник», «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь». Наиболее характерным жанром для этого периода является весёлая светлая комедия («Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Винзорские насмешницы», «Много шума из ничего», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь») 2. Второй период 1601-1608 – ознаменован высшими трагедиями: Гамлет, Отелло, Король Лир, Макбет, Антоний и Клеопатра, Кориолан, Тимон Афинский. Комедии, написанные в этот период, несут на себе уже трагический отблеск; а иногда есть усиленный сатирический элемент: «Троил и Крессида», «Мера за меру» 3. Третий период. Так называемые трагикомедии. «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря». Для этих произведений характерны фантастика и аллегоризм. Шекспир никогда не мыслил избрать драматургическое творчество средством выражения своих личных идей и настроений. Он следовал традиции, сочинял по определённым законам, т.е. пересказывал известные уже до него сюжеты. Не найдены источники только 5 пьес «Тит Андроник», «Бесплодные усилия любви», «Сон в летнюю ночь», «Винзорские насмешницы» и «Буря». Публику интересовала не столько сама занимательность сюжета, сколько трактовка, переосмысление и отражение в пьесе важнейших идей и образов эпохи. Интерес представляла жизнь во всей её сложности и рассмотрение людей с точки зрения соответствия или несоответствия новому понятию о человеке, возникшему в эпоху Возрождения. Существует определённая логика творчества Шекспира. Недаром он начинает с хроник. Т.е. сначала речь идёт о конкретных событиях, об осмыслении английской истории. Рассматривается национальная драма и национальная трагедия. Когда Шекспир развивает этот жанр до виртуозности, то вводит великую комическую фигуру Фальстафа. Фальстаф – это не только воплощение карнавальной культуры, придуманной Бахтиным, но и то смеховое зеркало. В которое вполне может посмотреться рыцарство на исходе 16 столетия, когда оно исчерпало себя и превратилось в самодовольных придворных. Первая хроника «Генрих VI» названа для обозначения эпохи, а вовсе не по имени главного героя. А вот в хронике «Ричард III» Шекспир в полной мере высвечивает образ главного героя – злодея. Мать Ричарда говорит: С зубами ты родился в знак того, Что в мир пришёл, чтобы терзать людей» Жажда превосходства Ричарда – месть природе и людям. «Не поможет слово – меч поможет» - пророческие и знаменательные слова Ричарда Глостера. Его телесное уродство вполне компенсируется экстраординарным умом и лицедейством. В хронике осмысляются тезисы Макиавелли. «Ведь совесть – слово, созданное трусом» - девиз Ричарда. Главная проблема хроник – благо нации и король. Образ титана Возрождения обретает зловещую окраску. Содержанием хроник с самого начала этого драматического жанра были большие вопросы государственной и общественной жизни – власть, взаимоотношение сословий, роль церкви в государстве, - одним словом, круг вопросов, имевших сугубо политическое значение. Такого рода тематика привлекла внимание Шекспира, потому, что эти вопросы были поставлены самой действительностью. Гейне пытался разгадать тайну комедий Шекспира. Название, которое пришло ему в голову: «Град звенящих искр». Комедии таинственны и неопределённы, безтезисны. Нельзя указать, в чём идея комедии, их нельзя уложить в готовые логические формулы. Они строятся на свободном выборе человека. Они лишены дидактики и назидания. С виду простые, но лёгкость обманчива. Мир комедий Шекспира бывает странен для нас. Комедия во все времена тесно связана с бытом, из которого она вырастает. Люди плачут одинаково, а смеются по-разному. Мы не люди эпохи Шекспира. Но причина не только в этом. Мольер, живший на 80 лет позже, гораздо яснее для нас. Он – художник рационалистического века, на языке которого говорим и мы. Шекспир говорит на языке другой эпохи, а шекспировские комедии совсем не то, к чему мы привыкли. Мы привыкли к смеху- осмеянию. Комедия почти всегда была сатирической. Комедии Шекспира – уникальный пример комедии не сатирической. Смех в ренессансной комедии почти лишён горечи, это радостный смех, восторг перед каждой частицей бытия. Герои сатирической комедии – персонажи, которых осмеивают. Герои комедий Шекспира сплошь странники, скитальцы, спешащие жить в мире, который принадлежит им – молодым, здоровым людям, полным надежд. В сатирической комедии действие происходит в пределах одного места, одного города. (Гоголь, Мольер). Важно не только классическое единство места, но и привязанность к своим сундукам. Герои комедий Шекспира лишены вещественных целей. Это мальчишки и девчонки, вступающие в мир в ожидании счастья, испытывающие радость от каждого мига жизни. Они артистичны и свободны, они творят свою жизнь как произведение искусства. Это люди играющие, утверждающие свою свободу от обстоятельств. Они сами творят обстоятельства, испытывая вдохновение на сцене театра жизни. Искусство в эпоху Возрождения пронизывает все стороны жизни. Отсюда – розыгрыш. Розыгрыш почти во всех комедиях – основа сюжета. Взаимоотношения между Петруччо и Катариной невозможно воспринимать с точки зрения быта. Эта пьеса о любви, возможности которой проверяются в игре. Шекспир очень любит театр в театре. Возникает удвоение театральности. Двенадцатая ночь – розыгрыш Мальволио. Почему он верит в розыгрыш, когда у него за спиной хохочут разыгрывающие? Потому, что оглушён процессами, происходящими у него внутри. В мечтах он давно видит себя мужем Оливии и графом. Розыгрыш выводит на поверхность внутренние процессы. В трагедиях разыгрывают сверхъестественные существа. Ведьмы только разбудили властолюбие в Макбете. Призрак в «Гамлете» сказал герою то, что принц и так уже почти угадал. Все они – катализаторы чувств, дремлющих в героях. В комедии «Много шума из ничего» розыгрыш помогает Беатриче и Бенедикту понять, что они любят друг друга. В традиционной комедии герой смешон, т.к. не знает этого. Комедии Шекспира – уникальный образец осознанного комизма. Герои надевают комические маски, чтобы порадоваться самим и порадовать других. Как вам это понравится? Спасаясь, герои бегут в лес. Лес в комедиях очищает, спасает мир. Это лес английской баллады. Герои возвращаются в мир, обновлённые, спасённые лесом. В комедиях поэзия прекраснее и естественнее природы. В комедиях соединяются фантастика и быт. В «Сне в летнюю ночь» Титания спит в объятиях Основы – ремесленника с ослиной головой – поэзия в объятиях быта. Комедии – это праздник, карнавал Ренессанса. Трагедия как жанр требует от постановщика и от зрителя большого душевного напряжения. Вступая в мир трагедии герой обречён решать невыполнимые задачи. Век вывихнут и исправить его нет возможности. Из всех героев Шекспира только Гамлет умел писать пьесы. Познание совершается вдруг и для Гамлета, и для Лира. Происходит постепенное вызревание. Появление Призрака – последняя капля, озарение. В этом озарении – обойдённый разум бессилен. Отсюда гениальное безумие Лира и Гамлета. Право быть трагическим героем надо заслужить. Сам жанр возникает в эпоху расцвета личности. Герой делает свободный выбор и отвечает за него. Каждая трагедия – поэтическое произведение, метафора, развёрнутая в пространстве. «Гамлет» - смерть, гниение;, «Макбет» - кровь, ночь, бессонница, зарезанный сон, зарезанный рассвет, ночь как состояние мира. «Отелло» - звериные мотивы, низменное животное состояние, соперничающее с гуманистическим строем мысли «Отелло». «Король Лир» - катаклизмы природы. Второй план, создающий образ, атмосферу века. В «Гамлете» три героя оказываются в адекватной ситуации: Гамлет, Лаэрт, Фортинбрас. Параллелизмы, манера поведения, атмосфера пьесы, - всё подчёркивает неизбежность, неотвратимость страдания. Лир – Глостер. У Шекспира вообще нет того, что соответствует механистическому понятию «среды». В его драмах есть только один «фактор» - человек и его отношении е к другим людям, к природе, обществу и государству. Ни государство, ни его отдельные сословия не предстают у Шекспира в качестве безличных сил. Его короли действительно могли бы сказать: «Государство – это я». Плохой король, значит, плохо и в государстве, или наоборот. «Гамлет» - первая из великих трагедий. Бояджиев квалифицировал эту трагедию как «трагедию ума». «Отелло» - трагедия сердца. Мавр соединяет в себе черты варварства и высшей духовной культуры, пылкость чувств со светлым разумом. «Мавр» т.е. по понятиям того времени, наполовину дикарь, с юных лет поступил наёмником на службу Венецианской республики и на этом пути достиг высоких чинов, сделался венецианским полководцем, стал вхож в дома венецианских сенаторов. Познакомился с Дездемоной и полюбил её. Рассказом о своих подвигах и испытаниях внушил ей ответную любовь, которая и привела к браку. Любовь Отелло и Дездемоны основана на доверии, беспредельна. Пушкин: «Отелло от природы не ревнив – напротив, он доверчив». «был не ревнив, но в буре чувств впал в бешенство». Он долго сопротивлялся наущениям Яго и сдался перед лицом, как ему могло показаться совершенно убедительных фактов. Но эти факты говорили ему об утрате Дездемоной не столько чести, сколько честности. Его сильнее всего оскорбляет то, что он считает её качеством «лживость». Вместе с доверием к Дездемоне Отелло утратил и веру в человека, в возможность правды на земле. Дездемона одновременно и воплощение женской нежности и чистоты, но также и мужественности, смелости, доблести. Особенно пленительны и трогательны «три святых обмана» Дездемоны: 1. побег Дездемоны к Отелло из дома отца 2. уклончивость в вопросе о платке 3. на вопрос Эмилии «кто убийца» ответила «Никто. Сама» Определяющая черта Яго – зависть. «В жизни Кассио есть некая красота» Это невыносимо для Яго. Отелло оскорбляет Яго своим величием. Дездемона – своей чистотой. Свою низость Яго прикрывает маской солдатской прямоты, правдивости. Постоянный припев Отелло «Мой честный Яго». Яго всё меряет на свой аршин и марает. Яго – антитеза Отелло. Эмилия – бледная, слабовольная, в конце совершает подвиг. Отелло great of heart, его ближайшие спутники отличаются малодушием. «Буря» У пьесы репутация поэтического завещания Шекспира, последнего слова, сказанного современникам и потомству. Но в то же время Шекспир не позаботился об опубликовании этого произведения в печати. 1.11.1611 года «Бурю» играли при дворе короля. Обращение к данному сюжету было подсказано вполне злободневными интересами. Летом 1609 года флот Джорджа Сомерса попал в бурю, и адмиральский корабль, отделившись от остальных судов пристал к одному из Бермудских островов. Осенью 1610 года в лондонских книжных лавках появилось красочное описание этого приключения. «Буря» навеяна рассказами о далёких уголках земного шара. Пьеса была также заказана по случаю бракосочетания высокопоставленных лиц. Из всех драм Шекспира «Буря» является наиболее символическим произведением. Персонажи не столько индивидуализированы, сколько воплощают собой важные стороны человеческой натуры. Злой человек не просто данное лицо, но и зло вообще. Драма начинается с происшествия вполне реального. Попав же на таинственный остров, люди начинают замечать, что на острове творятся чудеса и не действуют законы обычной жизни. Главный конфликт пьесы состоит в том, что воля, стремления, характер каждого действующего лица, включая и фантастические персонажи, приходят в столкновение с волей Просперо. Он – нравственный судья каждого, исправляющий и направляющий их стремления.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |