Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели кадрового потенциала

Особенности статистического изучения научной деятельности.

Центральное место среди различных классификаций и группировок принадлежит многомерной классификации научной деятельности по видам (фунда­ментальные, прикладные исследования, разработки), отраслям и секто­рам науки.

Отрасли науки — дисциплины, в которых осуществляются научные исследования и разработки. Они характеризуются наличием конкретно­го предмета исследований и сферы интересов ученых, организационных форм их кооперации, научной периодики и других изданий, системы подготовки кадров соответствующего профиля. Классификация отрас­лей науки строится по их предметным, методологическим и функцио­нальным признакам и имеет иерархическую структуру: области науки - отрасли науки - научные специ­альности. Основой классификации отраслей науки в статистике являются рекомендации ЮНЕСКО. В соответствии с ними в составе общей совокупности научных дис­циплин как в отечественной, так и в международной статистической практике выделяются шесть крупных областей науки - естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные, гума­нитарные.

В качестве секторов науки в статистике рассматриваются секторы экономики, объединяющие значительное число организаций, осущест­вляющих научные исследования и разработки и характеризующихся однородностью своих основных функций и предоставляемых услуг, ис­точников финансирования, правового статуса. Существенное внимание уделяется при этом сопоставимости с клас­сификацией, принятой в системе национальных счетов, что позволяет сравнивать показатели научных исследований и разработок с другими статистическими данными и оценить прямо или косвенно место науки в экономике страны и ее вклад в экономический рост. Указанные специфические классификации и группировки статисти­ки науки, как и некоторые другие — типы научных орга­низаций, социально-экономические цели научных исследований и раз­работок — используются в практике статистического наблюдения в дополнение к общестатисти­ческим классификациям. Они играют важнейшую роль в формировании системы сбора и разра­ботки статистической информации и обеспечивают возможность де­тального анализа структуры научного потенциала.

Кадры — основной элемент научного потенциала страны. Сам ха­рактер научной деятельности как «интеллектуального производства» определяет значение личности ученого в творческом процессе создания новых знаний. Статистика кадров науки имеет своей целью сбор, обработку и представление статистической информации о численности, составе и динамике занятых научными исследованиями и разработками. Ее ос­новной категорией в современной статистической практике является персонал, занятый научными исследованиями и разработками, -сово­купность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на система­тической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказа­нием прямых услуг, связанных с выполнением научных исследований и разработок. В статистике персонал, занятый научными исследованиями и разработками, учитывается как списочный состав работников орга­низаций, выполняющих научные исследова­ния и разработки. В соответствии с характером фактически выполняемой работы и уровнем квалификации в составе персонала, занятого научными иссле­дованиями и разработками, выделяются четыре категории работников:

  • исследователи — работники, профессионально занимающиеся на­учными исследованиями и разработками и непосредственно осу­ществляющие создание новых знаний, продуктов, методов и сис­тем, а также управление указанными видами деятельности. Иссле­дователи обычно имеют высшее образование. В эту категорию включается также административно-управленческий персонал, осу­ществляющий непосредственное руководство исследовательским процессом;
  • техники — работники, участвующие в научных исследованиях и разработках и выполняющие технические функции. В основном техники имеют среднее специальное образование и (или) необходимый профессиональный опыт и знания;
  • вспомогательный персонал — работники, выполняющие вспомога­тельные функции, связанные с проведением научных исследований и разработок;
  • прочий персонал — работники, осуществляющие хозяйственное об­служивание и иные функции общего характера, связанные с деятель­ностью организации в целом.

Статистика учитывает численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, по категориям персонала, уровню об­разования. Кроме того, численность ис­следователей рассматривается по отраслям науки, а также полу и воз­расту. Статистический анализ численности и состава кадров науки сочета­ется с изучением их использования, фактической занятости научной де­ятельностью. Более объективному учету затрат труда в науке способст­вует определение численности работников в эквиваленте полной занятости научными исследованиями и разработ­ками. Целью таких оценок является учет не только лиц, полностью за­нятых этим видом деятельности, но также тех, кто занят ис­следованиями лишь часть времени (преподавателей вузов, консультан­тов, аспирантов и др.).

Численность персонала, занятого научными исследованиями и раз­работками, в эквиваленте полной занятости отражает не количество выполняющих их физических лиц, а сумму долей времени, фактически затраченного на эту работу, и измеряется в человеко-годах. Например, если один ученый посвящает научным исследованиям 30%, второй — 50%, третий — 70% времени, а остальное время они заняты другой дея­тельностью (преподаванием, управлением и т.д.), то число исследовате­лей в эквиваленте полной занятости составит 1,5 человеко-года, а не 3, как в случае учета физических лиц. Первичным источником информации для расчета эквивалента полной занятости научными исследованиями и разработками могут служить опросы ученых, в рамках которых ими проводится самооценка времени, затрачиваемого в течение типичной недели на фундаментальные, прикладные исследования, разработки, управление ими либо на другие виды деятельности. Получение информации возможно также на основе проведения выборочных обследований научных орга­низаций и высших учебных заведений, направленных на изучение бюд­жета времени работников науки и профессорско-преподавательского персонала вузов. В статистике с переходом на международные стан­дарты начиная с 1994 г. в целях определения масштабов занятости на­учными исследованиями и разработками учитывается фактическая чис­ленность лиц, выполняющих их в качестве совместителей и по догово­рам гражданско-правового характера. На этой основе, исходя из числа отработанных ими за отчетный период человеко-дней, рассчитывается общая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, в эквиваленте полной занятости.

Особую актуальность приобретает зада­ча организации комплексного статистического мониторинга, объектом которого становится не только персонал, занятый научными исследова­ниями и разработками, но и научно-технические кадры в целом. Научно-технические кадры определя­ются как совокупность всех лиц, проживающих в стране и имеющих за­конченное образование третьей ступени в области науки и техники либо не имеющих его, но занятых научно-технической деятельностью, где обычно требуется подобная квалификация. Научно-технические кадры классифицируются по уровню квалификации (образования), областям науки, профессиям, ка­тегориям занятости, отраслям, регионам, полу, возрасту, национальному происхождению. Объектами мониторинга должны стать наличие научно-технических кадров, источники их формирования, мобильность, миграция, уровень жизни научно-тех­нических кадров, что предполагает координацию работ по статистике науки, труда и занятости, образования, населения и по дру­гим отраслям социально-экономической статистики. Статистическое наблюдение успешно сочетается здесь с социологическими исследова­ниями ценностных ориентации ученых, их материальных и моральных потребностей, мотивации трудовой деятельности, социального статуса. Статистическое изучение подготовки научных кадров в настоящее время охватывает лишь показатели деятельности аспирантуры и докто­рантуры (численность, прием и выпуск аспирантов и докторантов в раз­резе отраслей наук и научных специальностей). Отдельно учитывается численность соискателей ученой степени, осуществляющих подготовку диссертаций самостоятельно, а также лиц, защитивших диссертации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система показателей статистики науки и инноваций | Показатели финансирования исследований и разработок
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.