КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Понятие и расчет коэффициентов ликвидности
Понятие и расчет коэффициентов ликвидности. 10 Понятие и основные показатели рыночной конъюнктуры.. 4 2 Практическая часть. Расчет показателей деловой актвности и финансовой устойчивости 13 Заключение 15
В качестве семестровой самостоятельной научно-исследовательской работы я выбрала проблему «Статистика и анализ финансовой устойчивости предприятия». Данная работа является актуальной, так как к числу наиболее важных задач, которые призвана решать статистика рынка, относится изучение рыночной конъюнктуры. Причем эта задача является актуальной как на макро-, так и на микроуровне. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Статистика конъюнктуры рынка (или как ее еще часто называют - конъюнктурная статистика) представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественно-природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов. Основными статистическими показателями, позволяющими оценить эффективность финансовой деятельности предприятия являются: выручка от реализации (или близкий к нему показатель - объем продаж), прибыль, рентабельность, наличие и оборачиваемость оборотных активов, ликвидность и финансовый рычаг. Первые четыре показателя в нашей стране широко известны и давно используются в статистических расчетах. Относительно новыми для российской экономики являются показатели ликвидности. Коэффициенты ликвидности показывают связь между величиной задолженности предприятия и его ликвидными средствами, которые могут быть использованы для погашения долга. Цель данной работы – определить статистические методы исследования рыночной конъюнктуры и ликвидности. Для реализации данной цели были решены следующие задачи: 1) рассмотреть понятие рыночной конъюнктуры; 2) определить основные показатели рыночной конъюнктуры и методы их изучения; 3) рассмотреть понятие ликвидности и коэффициенты ликвидности.
1 Исследование рыночной конъюнктуры и ликвидности 1.1 Понятие и основные показатели рыночной конъюнктуры
«… Рыночная конъюнктура – экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления …» [1, с. 305]. Понятие конъюнктуры включает в себя: 1) степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения); 2) тенденции его развития; 3) устойчивость или колеблемость его основных параметров; 4) масштабы деловых операций и степень деловой активности; 5) уровень коммерческого риска; 6) силу и размах конкурентной борьбы; 7) положение рынка в определенной точке экономического и сезонного циклов [2, с.5]. Рыночная конъюнктура зависит от действия факторов, основными из которых являются: денежные доходы потребителей, цены на товары, соотношение спроса и предложения ценных бумаг, их доходность. Рыночная конъюнктура определяет коммерческую ценность и конкурентоспособность товаров, возможность и экономическую целесообразность купли-продажи, выбор потенциальных и фактических стран-экспортеров (импортеров) и фирм-контрагентов, поиск благоприятного момента выхода на рынок, формы и методы этого выхода. Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: 1) вариабельность, 2) цикличность, 3) сезонность. Рынок по своей сути склонен к стихийности, а, следовательно, подвержен колебаниям, как случайным, так и постоянно проявляющимся: цикличным и сезонным, очень гибок в своем развитии, чутко реагирует на многие социально-экономические воздействия, более того, подвержен политическим и психологическим влияниям, зависимости от слухов, паники и т.п. Предмет статистики конъюнктуры рынка — массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся качественной и количественной оценке. Задачи статистики конъюнктуры рынка: 1) сбор и обработка конъюнктурной информации; 2) изучение состояния рынка; 3) характеристика объема и пропорций рынка; 4) анализ колеблемости и сезонности рынка; 5) анализ региональных различий рынка; 6) анализ деловой активности; 7) оценка коммерческого риска; 8) характеристика степени монополизации рынка и интенсивности конкуренции. Характеристики рыночной конъюнктуры определяются на основе: - статистической отчётности; - экспертных оценок. Единого показателя оценки конъюнктуры не существует. Общая оценка по совокупности показателей может быть: - благоприятной; - неблагоприятной; - средней; - противоречивой; - сложной. Для реализации поставленных перед статистикой конъюнктуры рынка задач строится соответствующая система показателей, характеризующих проявления конкретной ситуации на рынке. Показатели конъюнктуры рынка формируются по следующим разделам: 1) предложение товаров (объем, структура, динамика); 2) покупательский спрос (степень удовлетворения); 3) пропорциональность рынка (соотношение спроса и предложения, структура товарооборота, региональная структура рынка и др.); 4) тенденция развития рынка (темпы роста, тренды продаж, цен, товарных запасов и др.); 5) колеблемость, цикличность рынка; 6) деловая активность (портфель заказов, его динамика, размер и динамика сделок); 7) коммерческий риск (инвестиционный риск, риск принятия маркетинговых решений); 8) масштаб рынка, уровень монополизации и конкуренции (число фирм по каждому виду товара, разделение рынка — группировка фирм по доле их объема в продаже); 9) емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть куплены в определенный период). Приведем некоторые количественные зависимости для показателей конъюнктуры рынка. Показатель риска банкротства фирмы — скоринговая модель (от английского score — задолженность) А. Альтмана (США): «… Zф = 1,2х1 + 1,4x2 + 3,3x3 + 0,6x4 + 10,0x5 …» [2, с.7] где х1 — соотношение оборотного капитала и суммы активов; х2 — соотношение нераспределенного дохода и суммы активов; х3 — отношение операционных расходов к сумме активов; х4 — отношение рыночной стоимости акций фирмы к общей сумме долга; х5— отношение суммы продаж к сумме активов. При z < 2,675 — фирме грозит банкротство; при z > 2,675 — положение не внушает опасений (вероятность банкротства не превышает 3%). Показатель емкости рынка: где Si — численность I-й группы потребителей; К — уровень потребления продукта; Эx — коэффициент эластичности цен от дохода; Р — объем страхового резерва товаров; Н — насыщенность рынка; Иф — физический износ товаров; Иm — моральный износ товаров; А — другие (кроме рынка) источники удовлетворения спроса; С — доля конкурентов на рынке. Насыщенность рынка может быть определена так: «…Нк = Нн + П – В…» [2, с.7] где Нк — наличие товаров на конец периода; Нн — наличие товаров на начало периода; П — поступление товаров за период; В — выбытие товаров за период. Уровень конкуренции для данной фирмы: «…Кф = Дф/ Дк…» [2, с.7] где Дф — доля рынка данной фирмы; Дк — доля рынка крупнейшей конкурирующей фирмы. Если этот показатель больше единицы, то уровень конкуренции для данной фирмы считается низким. Уровень монополизации рынка: [2, c. 8] где dmax — максимальная доля рынка данной фирмы; di — доля рынка i-й фирмы; n — число фирм на данном рынке. При Kм = 0 — полное отсутствие монополизации; при Kм = 1 — абсолютная монополизация. Уровень конкуренции рынка: «…K кон = 1 – Kм. …» [2, c.8] Уровень конкурентоспособности товара: «…Kэф = Э / З…» [2, с. 8] где Э — полезный эффект от реализации товара; З — затраты на создание и использование товара. Статистическое изучение конъюнктуры рынка включает в себя следующие компоненты: 1) определение и анализ потенциала рынка; 2) анализ пропорциональности развития рынка; 3) анализ колеблемости и цикличности рынка; 4) измерение и анализ эластичности спроса и предложения; 5) исследование рекламы. Коэффициент экономической (деловой) активности (Кд а) определяется отношением общего объема реализованной продукции (Qp) за исследуемый период к общей стоимости экономических активов (Кобщ) - (имущества) капитала предприятия: «…Кда = Qp / Кобщ …» [3, с. 367] Потенциал рынка можно определить как прогнозную совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение. «…В общем виде формула потенциала рынка имеет вид: где Ni — единицы производства или потребления; Wi — показатели мощности единиц (производственной или потребительской); Эх — эластичность спроса или предложения; Fi — прочие факторы и элементы потенциала; n — число единиц потенциала…» [2, c.9]. Собственно формула расчета потенциала производственного предложения (потенциал товарного предложения) такова: «… …» [2, c.9] Здесь Д1 — степень загрузки производственных площадей; Ri — степень обеспечения ресурсами; Эр — эластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию; В — внутреннее производственное потребление; С — часть продукции, которую, по оценкам, могут производить конкуренты. Пропорциональность рынка. Это оптимальное соотношение между элементами рынка. Пропорциональность рынка исследуется таким образом: 1) балансовым методом; 2) расчетом относительных величин координации и структуры; 3) индексным методом; 4) расчетом коэффициентов эластичности и b-коэффициентов; 5) построением корреляционных моделей. Колеблемость и цикличность рынка. Методы изучения: индексный, определение тенденций, расчет показателей цикличности (например с помощью рядов Фурье). Эластичность спроса и предложения. Эластичность спроса и предложения — это их реагирование на изменение социально-экономических условий рынка. Показатель относительной эластичности спроса имеет вид: где х — базовое значение факторного признака; у — базовый показатель спроса; ду, дх — частные производные. Зависимость между х и у может быть установлена методом корреляций. Если Э < 1 — это инфраэластичность, товар неэластичен; если Э > 1 — это ультраэластичность, товар эластичен или сильно эластичен; если Э = 1, то товар слабоэластичен (унитарный спрос). В таком случае снижение цены, как правило, не приводит к коммерческому успеху.
1.2 Понятие и расчет коэффициентов ликвидности
Для оценки платежеспособности предприятий используются характеристики, отражающие удовлетворительность структуры их балансов. В первую очередь к ним относится ликвидность. «…Ликвидность - это понятие, характеризующее подвижность активов предприятий, предполагающую возможность бесперебойной оплаты в срок кредитно-финансовых обязательств и законных денежных требований, когда они будут предъявлены…» [4,c.366]. Следовательно, ликвидность предприятий проявляется в ее способности своевременно погашать свои долговые обязательства. Ликвидность баланса определяется при помощи ряда коэффициентов. Эти коэффициенты представляют собой соотношение различных статей актива баланса с определенными статьями пассива. Коэффициенты ликвидности показывают связь между величиной задолженности организаций и ее ликвидными средствами, которые могут быть использованы для погашения долга. «…Общий коэффициент ликвидности представляет собой отношение всех оборотных активов к краткосрочным обязательствам. Он позволяет установить, в какой кратности оборотные активы покрывают краткосрочные обязательства…» [5, c.36]. «… Кликв =…» [3, с.361] где Дса – денежные средства, вложения в ценные бумаги, запасы товарно-материальных ценностей, дебиторская задолженность; КЗ – краткосрочная задолженность. Снижение коэффициента ликвидности означает, что даже при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами платежеспособность предприятия ухудшилась. Коэффициент абсолютной ликвидности: «… Ка/ликв = …» [3, c.361] где Ан л – наиболее ликвидные активы (денежные наличные средства, в пути, на счетах и краткосрочные финансовые вложения, например в ценные бумаги). Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности способно предприятие погасить в ближайшее время. В России для оценки платежеспособности предприятий обычно применяются коэффициенты текущей и срочной ликвидности. Коэффициент текущей ликвидности определяется как отношение фактической величины оборотных средств, находящихся в наличии у организации, и суммы наиболее срочных долговых обязательств. Коэффициент текущей ликвидности позволяет оценить, насколько краткосрочные обязательства покрываются ликвидными активами, т. е. сколько всех ликвидных средств приходится на 1 руб. краткосрочных обязательств. Если коэффициент текущей ликвидности составляет менее 1,5, или 150%, то это означает, что организация утрачивает способность к выполнению краткосрочных обязательств из текущих активов, что в условиях России является основанием для признания организации неплатежеспособной. Коэффициент срочной ликвидности рассчитывается как отношение наиболее ликвидных активов к наиболее срочным обязательствам организации. В состав наиболее ликвидных активов входят денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и легкореализуемые требования, т. е. чистая дебиторская задолженность (задолженность за вычетом потенциальных сомнительных долгов). Наиболее срочные обязательства берутся такими же, как и для расчета коэффициента текущей ликвидности. Значение коэффициента срочной ликвидности считается благоприятным, если оно превышает 0,7− 0,8%.
Заключение В данной работе были рассмотрены: 1) основные показатели рыночной конъюнктуры и статистические методы их расчета; 2) коэффициенты ликвидности и методы их расчета. Предприятие может успешно функционировать, если оценило рыночную конъюнктуру. Конъюнктуру рынка изучают с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на нем изменения и определить тенденции их развития. Статистическое изучение конъюнктуры рынка включает в себя следующие компоненты: 1) определение и анализ потенциала рынка; 2) анализ пропорциональности развития рынка; 3) анализ колеблемости и цикличности рынка; 4) измерение и анализ эластичности спроса и предложения; 5) исследование рекламы. Для оценки платежеспособности предприятия применяются коэффициенты общей, абсолютной и текущей ликвидности. Рассматриваемые в отдельности, эти показатели не обеспечивают приемлемой вероятности выделения неплатежеспособных предприятий. Выйти из положения можно за счет совместного использования коэффициентов ликвидности и показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятий.
Тема 24: «СТАТИСТИКА КРЕДИТА»
Введение Статистика кредита-----------------------------------------------------------------------2 Источники статистических данных о кредитах-------------------------------------3 Классификация и система статистических показателей кредита---------------4 Показатели статистики краткосрочного кредитования---------------------------6 Показатели статистики долгосрочного кредитования----------------------------8
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |