Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные виды антропогенного воздействия

Пути попадания загрязнений в почву.

Почвенные загрязнения можно разделить по источнику их поступления:

1. с атмосферными осадками. Это в основном газы – оксиды серы, азота и др. большинство из них не просто растворяются, а образуют химические соединения с водой, имеющие кислотный характер. Так образуются кислотные дожди.

2. осаждающиеся в виде пыли и аэрозолей. Твердые и жидкие соединения при сухой погоде обычно оседают непосредственно в виде пыли и аэрозолей. Такие загрязнения можно наблюдать визуально, н-р, вокруг котельных зимой снег чернеет, покрываясь частицами сажи. Автомобили значительно пополняют почвенные загрязнения.

3. при непосредственном поглощении почвой газообразных соединений. В сухую погоду газы могут поглощаться почвой, особенно влажной.

4. с растительным опадом. Различные вредные соединения в любом агрегатном состоянии поглощаются листьями через устьица или оседают на поверхности. Затем, когда листья опадают, все эти соединения поступают в почву.

Загрязнения почвы классифицируют:

1) мусор, выбросы, отвалы;

2) тяжелые металлы;

3) пестициды;

4) микотоксины. Данные загрязнения не являются антропогенными, потому что выделяются некоторыми грибами, но по своей вредности стоят в одном ряду.

5) радиоактивные вещества.

Из-за нерациональной организации с/х деградировало 2 млрд. га земли, т.е. площадь, которая в 2 раза больше территории Европы.

Слово эрозия происходит от лат. – разъедание, разрушение почвы. Если этот процесс протекает под действием воды, то он называется водной эрозией, если под действием ветра – ветровой эрозией, или дефляцией.

Чтобы создать слой почвы 20 см, требуется от 0,5 до 2 см поверхностного слоя. В то же время эрозия может разрушить такой слой за 10-25 лет.

Ежегодно наша страна теряет от эрозии около 150 тыс. га пашни, которая переходит в менее ценные угодья. При интенсивной эрозии снижается плодородие почвы, повреждаются посевы. Промоины, рытвины, овраги превращают с/х угодья в неудобные земли, затрудняют обработку полей. Смываемый слой почвы выносится в реки и водоемы, вызывает их заиление. Эрозия приводит к разрушению дорог, линий связи, электропередач и др. коммуникаций. В результате эрозии в почвах уменьшается содержание азота и усвояемых форм фосфора и калия, изменяется содержание ряда микроэлементов. Эрозия способствует проявлению почвенной засухи. Привести пример мероприятий по предотвращению развития эрозии.

Засоление – еще один путь к опустыниванию земель. Главный источник накопления солей – засоленные грунтовые воды и засоленные материнские породы. Дополнительным источником может быть солянковая растительность, поднимающая соли корневой системой из глубоких слоев почвы и из грунтовых вод, а также соли приносимые ветром с капельками воды с поверхности засоленных водных бассейнов.

В районах, где в воде, используемой для орошения, содержится много растворимых солей, при чрезмерном поливе и отсутствии дренажа часто откладываются соли, что прямо вредит растениям. Какая-то часть солей захватывается растениями, но большая часть просто остается в почве по мере испарения воды. Мероприятия: удаление из почвы солей путем промывки ее пресными водами. Обычно промывают в осенне-зимний период, когда вода не расходуется на орошение, а с поверхности почвы испаряется в небольшом количестве. Кроме промывки проводят систематическое внесение органических и минеральных удобрений, а при щелочной реакции – гипсование.

Заболачивание. Возникновение и развитие болотных почв связано с избыточным увлажнением, которое обусловлено выходом на поверхность почвенно-грунтовых вод и скоплением на поверхности почвы воды атмосферных осадков. Заболачивание лугов ускоряется бессистемной пастьбой скота, в результате чего уплотняется почва, появляются кочки и ямы, разбивается дернина, а затем поселяются мхи и длительно застаивается вода на поверхности. Появляется и быстро развивается влаголюбивая болотная растительность. Затрудняется доступ кислорода в почву, так что органические остатки разлагаются в анаэробных условиях, т.е. очень медленно, не до конца. В результате накапливается полуразложившаяся масса в виде торфа

Опустынивание. Самый глобальный и быстротечный процесс современности – расширение опустынивания. Естественные пустыни занимают более 1/3 земной поверхности. Пустыни – это территории с засушливым климатом, получающие в среднем 150-175 мм осадков в год.

В результате деятельности человека за последнюю четверть 20 века появилось свыше 9 млн. км 2 пустынь. Около 1/6 населения мира страдает от этого процесса. Опустынивание может происходить в разных климатических условиях, но особенно бурно оно протекает в жарких странах, засушливых районах. Опустыниванию подвергаются в среднем за год 6 млн. га обрабатываемых земель, которые полностью разрушаются, и свыше 20 млн. га снижают свою продуктивность.

Процесс опустынивания обычно вызывается совокупным действием природы и человека. Особенно губительно это действие в аридных районах со свойственными им легко разрушающимися экосистемами. Уничтожение скудной растительности из-за чрезмерного выпаса скота, вырубки деревьев и кустарников, распашка земель, малопригодных для земледелия, и др. виды хозяйственной деятельности, нарушающей хрупкое равновесие в природе, увеличивают ветровую эрозию, иссушение верхних слоев почвы. Резко нарушается водный баланс, снижается уровень грунтовых вод, колодцы пересыхают. Разрушается структура почв, усиливается их насыщение минеральными солями. Вследствие избыточной хозяйственной нагрузки бассейново-речные системы превращаются в пустынные ландшафты.

Сахель – так называется переходная зона шириной до 400 км, которая простирается к югу от пустыни Сахара до саванн Западной Африки. В конце 60-х в этой зоне разразилась многолетняя засуха, которая достигла своего апогея в 1973 году. В результате этой засухи в Африканских странах сахельской зоны – Сенегале, Гамбии, в Мавритании, Мали и др. – погибло 250 тыс. человек. Произошел массовый падеж скота. Пересох=ли многие колодцы и даже такие крупные реки, как Нигер и Сенегал. Поверхность озера Чад сократилась до 1/3.

Причины деградации земель по всему миру: индустриализация – 1%, сверхэксплуатация – 7%, обезлесение – 30%, перевыпас – 28%, с\х деятельность – 35%.

 

Лекция 1.5 Дефицит пресной воды. Загрязнение Мирового океана. – 1 час

Цель: Ознакомится с основными причинами дефицита пресной воды, причинами загрязнения Мирового океана.

План:

1. Роль воды.

2. Круговорот воды в природе.

3.Источники загрязнения поверхностных водоемов и подземных вод.

4.Загрязнение Мирового океана

 

Литература.

1.Янова О.Н. Глобальные и региональные проблемы экологии: Конспект лекций. Пенза: Пензенская государственная технологическая академия, 2004. - 172с.

2.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие для вузов, ср.школ и колледжей. - М: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 320 с..

3. Экологическая обстановка и природоохранная деятельность, реализуемая на территории г. Пензы и Пензенской области: информационно - аналитический обзор (девяностые годы). - Пенза, 1999. - 205с.

Задание на самостоятельную работу студентам.

1. Проблема дефицита пресной воды. Причины возникновения проблемы.

2. Источники загрязнения пресных водоемов.

3.Самоочищение водоемов. Факторы самоочищения водоемов.

4.Загрязнение вод Мирового океана. Источники загрязнения.

5.Нефтяное загрязнение Мирового океана (причины, последствия).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Строение почвы | Круговорот воды в природе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.