Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы государственного устройства. Форма государственного устройства - национальное и административно-территориальное строение государства




Форма государственного устройства - национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти. Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства. Форма государственного устройства показывает:

- из каких частей состоит внутренняя структура государства;

- каково правовое положение этих частей, и каковы взаимоотношения их органов;

- как строятся отношения между центральными и местными государственными органами;

- в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства подразделяются на три вида: унитарное государство и федеративное государство. Менее распространенной в мире, по сравнению с унитарным государством и федерацией, является конфедерация.

1. Унитарная форма государственного устройства.

Унитарное государство - (от лат. unitas - единство) является наиболее простой формой государственного устройства. Оно выступает как единое, централизованное государственное образование. В отличие от федеративного, территория государства не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами;

На территории действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика;

Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладает. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью;

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;

Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;

Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;

В подавляющем большинстве унитарных современных государств основное территориальное давление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа);

Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных.

С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные и централизованные.

В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их федеративными государствами.

Различие же с централизованными государствами заключается в том, что они (централизованные) - это те государства, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженным авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

2. Федеративная форма государственного устройства.

Федерация как форма государственного устройства является более сложной и более многогранной формой, нежели унитарное государство. Представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Следует выделить ряд основополагающих принципов образования, функционирования федеративной системы, с позиции которых следует рассматривать и оценивать любую федерацию, в том числе и Российскую:

Добровольное объединение государства или государственных образований в федерацию;

Равноправие субъектов федераций независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала;

Плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами;

Широкие возможности граждан активно и беспрепятственно участвовать в федеральных и региональных политических процессах;

Соблюдение законности и конституционных прав, означает строгое и неуклонное соблюдение федерацией и субъектами федерации, федеративными и всеми остальными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и иными общественно-политическими органами и организациями.

Федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей. Среди них:

- «примирение единства и разнообразия»;

- защита от тирании центральное правительство;

- создание условий для участия населения в политических процессах на нескольких уровнях власти;

- создание условий для повышения «эффективности производства через региональную конкуренцию» и выступление в качестве формы пути к «стимулированию новаторских идей в региональных правительствах».

- главная же из целей - всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.

Следует выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

- Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов, земель, республик и т.п.

- В союзном государстве верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией.

- Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы.

- В большинстве федераций существует единое союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

- При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

- Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях.

Существует два вида федераций: национальная и территориальная. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов.

Можно выделить признаки как территориальной, так и национальной федераций.

Территориальная:

- Государственные образования, составляющие данный вид федерации, не являются суверенными образованиями;

- Субъекты лишены конституцией права прямого представительства в международных отношениях;

- Установлен запрет одностороннего выхода из союза;

- Управление вооруженными силами осуществляется федеральными органами.

Национальная:

- Субъекты - национально-государственные образования;

- Субъекты федерации объединяются согласно принципу добровольности;

- Гарантированность суверенитета больших и малых наций;

- Утверждение права на самоопределение.

 

 

3. Конфедерация.

Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою самостоятельность, сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах; имеют свою собственные органы законодательной, органы исполнительной власти и другие органы. Для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединенные органы. Последние функционируют лишь в строго определенных сферах и преследуют строго определенные экономические, политические, военные (совместная оборона) и иные задачи, и для достижения определенных целей. По достижении их конфедерация в формально-юридическом плане считается себя исчерпавшей.

В отличие от федеративного устройства, конфедерация характеризуется следующими чертами:

конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации;

конфедеративное устройство не единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;

сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Конфедерация нередко рассматривает как промежуточное звено на пути движения государств к федерации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.