КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и признаки нормы права
Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Норма права - общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения. Признаки правовой нормы: ü Регулируют наиболее важные общественные отношения, носящие типовой характер (например, отношений по поводу наследования имущества); ü Закрепляют, как правило, уже сложившиеся, повторяющиеся общественные отношения, но могут и программировать их развитие, направлять их в определенное русло; ü Имеет определенную форму (письменную, документальную) и содержание (представительно-обязывающее - предоставляя права какому-либо субъекту, одновременно возлагает на него соответствующие обязанности); ü Содержит общеобязательное правило поведения и распространяется на всех, кто вступает в сферу е действия; ü Либо непосредственно исходят от государства в лице его органов либо имущества в результате проведения референдума, либо санкционируются государством, закрепляются в официальных государственных актах; ü Реализация нормы права обеспечена государственным принуждением; ü Носит общий характер, то есть отличается нормативностью; ü Характеризуется неперсонифицированностью - адресуется не конкретному лицу или распространяется на конкретный случай жизни, а на всех или большие группы людей (военнослужащих, учащихся, пенсионеров); ü Имеет многократное применение - не прекращает своего действия после ее исполнения; ü Имеет государственно-властный характер - положения нормы являются властным предписанием; государство устанавливает, что является правомерным, а что не правомерным. Содержание нормы права: Логическое содержание - заключенное в норме права суждение, в котором что-либо утверждается или отрицается. Считается, что в норме права содержится предписывающее (прескриптивное), описывающее (дескриптивное) и оценочное суждения. Конституция, Статья 50, часть 2: «При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением ФЗ» (предписывающее суждение); Статья 65 (список субъектов РФ) - описывающее суждение; Статья 45, часть 2: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом» (оценочное суждение). Волевое содержание - выражается в стремлении общества и государства урегулировать общественные отношения определенным образом с учетом общесоциальных интересов. Социально-юридическое содержание - общественные отношения, ставшие предметом правового регулирования, а также юридические средства, используемые при регламентации данного общественного отношения. Классификация правовых норм: 1. По субъектам правотворчества (сфере действия): ü Нормы законов - нормы общего действия - распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства; ü Нормы подзаконных актов (указы Президента, акты правительства) - нормы ограниченного действия - имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами; нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав РФ, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей; ü Локальные нормы - принимаются на предприятиях, в организациях, фирмах и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего трудового распорядка). 2. По выполняемым функциям ü регулятивные (нормы-правила поведения) - содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений; ü охранительные (нормы-стражи порядка) - направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юридического воздействия на правонарушителей; определяют также условия и порядок освобождения от наказания. 3. По социальному назначению и роли в правовой системе: ü учредительные (нормы-принципы) - отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства; ü обеспечительные (нормы-гарантии) - содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права; ü декларативные (нормы-объявления) - включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления; ü дефинитивные (нормы-определения) - формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т.п.); ü коллизионные (нормы-арбитры) - призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями; ü оперативные (нормы-инструменты) - устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п. 4. По предмету правового регулирования (нормы подразделяются по отраслям): ü уголовно-правовые; ü гражданско-правовые; ü трудовые; ü административные и т.п. Отраслевые нормы подразделяются: ü материальные - предназначены для воздействия на общественные отношения путем прямого, непосредственного их регулирования, закрепляют, например, правовой режим собственности, порядок ее приобретения; ü процессуальные - закрепляют процедуру защиты и осуществления норм материального права (совокупность правовых норм, устанавливающих статус субъектов права); содержат предписания, устанавливающие процедуру применения норм права. Два вида процессуальных норм: ü обслуживающие отрасль в целом - нормы уголовного, гражданского или административного процесса; ü обслуживающие конкретный правовой институт - избирательный или законодательный процесс, порядок рассмотрения трудовых споров. 5. По методу правового регулирования: ü императивные - категорические, строго обязательные предписания, не допускающие каких-либо отступлений или иной трактовки; строго обязательны и не предоставляют субъектам возможности выбора варианта поведения (нормы УП, АП НП, а также учредительные предписания); ü диспозитивные - устанавливая тот или иной вариант поведения, дают возможность субъектам в пределах закона выбрать рациональный для них вариант (ГП, СП, ТП ПП); ü поощрительные - предписания о предоставлении государством определенных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый государством и обществом (shpora.su). Цель - воздействовать на поведение людей посредством поощрения тех или иных действий, при этом субъект побуждается, а не обязывается к достижению полезного результата (нормы, устанавливающие государственные награды, почетные звания); ü рекомендательные - устанавливают варианты желательного с точки зрения государства поведения, имея в виду проявление субъектами высокой ответственности, инициативы, а также учет местных условий, возможностей и средств. Субъекту предоставляется возможность самому определить свое поведение, но при этом в норме указывается наиболее предпочтительный его вариант (следование - поощрение; игнорирование - негативные последствия). 6. По средствам, используемым для регулирования общественных отношений: ü обязывающие - предписывают субъектам совершить определенные действия; ü управомочивающие - предоставляют субъектам опрееленные права или возможности совершать положительные действия; ü запрещающие - устанавливают запреты на совершение определнных действий под угрозой наказания. 7. По времени: ü постоянные ü временные (действуют до отмены другим актом); 8. По кругу лиц: ü общие - распространяются на всех, кто подпадает под их действие, кто находится на территории данного государства; ü специальные - распространяются на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников. 9. Специализированные нормы: ü компенсационные - направлены на возмещение (восполнение) потерь как имущественного, так и морального характера; ü коллизионные - предназначены разрешать противоречия между различными нормами, которые по-разному регулируют одни и те же общественные отношения. 10. В зависимости от характера структурных элементов: ü относительно-определенные; ü бланкетные; ü отсылочные. 11. По степени определенности: ü абсолютно определенные - не предусматривают никаких уклонений относительно их применения, все условия их действия оговорены в тексте; ü относительно определенные - не содержат достаточно полных указаний о действии данной нормы; ü альтернативные.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |