Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие соучастия в преступлении

Понятие соучастия, его законодательное определение раскрывается в главе 7 Уголовного кодекса РФ. Статья 32 УК РФ определяет соучастие как умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Из данного определения следует, что для соучастия характерно участие в одном и том же преступлении двух и более лиц, вменяемых и достигших возраста уголовной ответственности; совместность их участия в преступлении; умышленный характер деятельности соучастников.

Новое определение более точно отражает понятие соучастия. Если в статье 17 УК РСФСР 1960 г. соучастие понималось как «умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении преступления» Уголовный кодекс РСФСР. М, 1993., то ст. 32 УК РФ конкретизирует его словами: «в совершении умышленного преступления». Сделано это для того, чтобы положить конец дискуссиям в теории и на практике относительно возможности соучастия в неосторожном преступлении. Это уточнение формы вины соучастного преступления имеет содержательный характер, оно исключает умышленное соучастие в неосторожном преступлении.

Действующий УК РФ существенно расширил регламентацию института соучастия, введя новые, ранее неизвестные, нормы, в которых дается определение видов соучастников и форм соучастия, в том числе и новой - преступного сообщества (преступной организации). Кроме того, сформулированы правила квалификации соучастия, предусмотрена норма об эксцессе исполнителя, а групповое совершение преступления предусмотрено в качестве обстоятельства, отягчающего наказание. Недонесение о преступлении декриминализировано. Заранее не обещанное укрывательство рассматривается как конкретное преступление против правосудия. Групповое совершение преступления расценивается в качестве квалифицированного или особо квалифицированного вида конкретных преступлений, либо образует конститутивный признак отдельных преступлений. В УК РСФСР 1960 г. было две статьи о соучастии, одна из них ст. 18 внесена только в 1994 г. Кодекс явно отставал от реальной потребности борьбы с организованными формами преступности. За весь период действия УК РСФСР 1960 г. в него неоднократно вносились изменения и дополнения. Но, несмотря на это, Уголовный кодекс не мог удовлетворить требования, выдвигаемые сегодня, в связи с чем появилась необходимость издания нового Уголовного кодекса. В УК РФ, принятом 24 мая 1996 г., институт соучастия выделен в главу VII, в которой пять статей определяют: общее понятие соучастия, его формы, виды соучастников, а также основание для их ответственности, всего - 17 частей (наибольшее для норм настоящего кодекса). Законодателями сделан серьезный шаг вперед по сравнению с институтом соучастия в редакции предыдущего уголовного кодекса в направлении большей детализации характера действий каждого из соучастников, дополнении Общей части УК понятиями о формах организованного соучастия. В новом Уголовном Кодексе уточнено понятие «соучастие», расширены его рамки, проведена классификация исполнительства и соисполнительства, системно представлено групповое соучастие, сформированы правила квалификации соучастия.

Внесены новеллы в Уголовный Кодекс РФ в части регламентации уголовно-правовых мер, направленных на борьбу с групповой преступностью. К числу положительных изменений следует отнести: расширение понятия исполнителя, законодательная формализация признаков организатора преступления, увеличение форм преступных сообществ и введение повышенной уголовной ответственности за организацию, и участие в них, то, что предусмотрены квалифицирующие признаки наиболее распространенных общественно опасных деяний по признакам соучастия.

Соучастие в преступлениях следует отличать от случаев совершения преступлений вследствие стечения действий нескольких лиц, хотя и направленных на один и тот же объект, но действующих отдельно друг от друга и не объединенных единым умыслом. Существо соучастия Н.С. Таганцев выразил следующим образом: «...к соучастию относятся лишь те совершенно своеобразные случаи стечения преступников, в коих является солидарная ответственность всех за каждого и каждого за всех; в силу этого условия учение о соучастии и получает значение самостоятельного института».

Исторически служебная функция института соучастия прежде всего выражалась в обосновании уголовной ответственности лиц, которые сами непосредственно преступления не совершали, но в различных формах оказывали содействие его выполнению. В уголовном законодательстве это достигалось путем определения видов соучастников и дифференциации их ответственности.

В специальной литературе ряд исследователей ограничивают сферу действия понятия соучастия только Общей частью УК. Так, Ю.А. Красиков считает, что статьи УК о соучастии и условиях уголовной ответственности за соучастие в преступлении не могут распространяться на статьи Особенной части УК, в которых содержатся признаки преступления, совершенного группой лиц, организованной группой и т.д. Он полагает, что в этих случаях законодательство ограничивает сферу всеобщности, универсальности норм Общей части. Если в действиях каждого соучастника имеются признаки того или иного вида преступления, описанного в статье Особенной части, то содеянное виновным надлежит квалифицировать лишь по данной статье Особенной части. Нормы Общей части на эти случаи не распространяются. Как представляется, высказанная точка зрения не имеет оснований в действующем УК и не вписывается в современную доктрину уголовного права. Нормы Общей части УК потому и названы общими, что они относятся ко всем без исключения формам преступной деятельности. Поэтому следует согласиться с мнением тех авторов, которые считают, что законодательное понятие соучастия является общим нормативным положением в отношении всех случаев преступной совместной деятельности. С другой стороны, признаки соучастия являются необходимыми для любой разновидности совместной преступной деятельности виновных, для любого группового образования, предусмотренного в качестве конструктивного признака конкретного состава преступления.

Очень важно правильно определить понятие соучастия для того, чтобы пред зорким взглядом закона не остались в стороне лица, которые сами непосредственно не совершали преступление, но определенным образом способствовали его выполнению. Таким образом, закрепляя понятие соучастия в законе, законодатель определяет круг деяний, которые непосредственно не предусмотрены в нормах Особенной части УК, но которые представляют общественную опасность. Соответственно, именно от правильного определения соучастия напрямую зависит, каковы будут ответственность и наказание лиц, тем или иным образом принимавших участие в преступлении. Очень важным моментом в определении соучастия, которое полно отражает характерные признаки совместной деятельности, то, что оно позволяет правильно ориентировать деятельность правоохранительных органов в их борьбе с преступлениями, совершаемыми в соучастии, способствует четкому ограничению таких преступлений от индивидуальной преступной деятельности и, тем самым, укреплению законности в борьбе с преступностью. На практике порой бывает достаточно сложно раскрыть, а уж тем более доказать преступление, совершенное в соучастии, и реальную роль лица в совершении преступления, которое не выполняло непосредственно объективную сторону состава преступления, предусмотренную Особой частью УК РФ, т.е. доказать вину лица при совершении преступления в сложном соучастии, в котором каждый соучастник выполняет только свою роль. К сожалению, некоторые представители правоохранительных органов не отделяют, а точнее сказать, неправильно квалифицируют действия определенных лиц, совершивших то или иное преступление. Для того, чтобы правильно квалифицировать соучастие и было ли соучастие при совершении того или иного преступления, надо правильно ответить на ряд определенных вопросов: имели ли совершенные действия признаки рассматриваемого в данной работе явления соучастия. Соучастие, как и многие другие категории уголовного права, имеет ряд необходимых признаков. Эти признаки играют огромную роль как при определении самого соучастия, так и для отделения его от схожих с ним категорий уголовного права, таких как прикосновенность, укрывательство, попустительство.

 

53. Международное право: понятие, субъекты, принципы и источники

Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права. Существенным фактором совершенствования международного права явились прогрессивные перемены в состоянии гражданского общества и межгосударственных взаимосвязях.

Международное право как самостоятельный нормативный комплекс (правовая система) представляет собой совокупность юридических норм, создаваемых совместно государствами с целью регулирования их взаимных отношений в сфере их общих интересов. Отношения, регулируемые международным правом – это отношения между государствами – двусторонние и многосторонние; между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях; между международными межправительственными организациями.

При рассмотрении международных, межгосударственных отношений следует учитывать, что такой характер они приобретают потому, что по своему содержанию выходят за пределы компетенции и юрисдикции какого-либо отдельного государства, становятся объектом совместной компетенции и юрисдикции государств либо всего международного сообщества в целом. Можно выделить три категории дел (вопросов), которые характеризуют предмет международного регулирования:

Дела, которые по своей сути являются межгосударственными и не могут относиться к внутренней компетенции какого-либо государства, не могут решаться односторонними актами государства.

Дела, хотя и не связанные с общечеловеческими интересами, но разрешимые только совместными усилиями двух или нескольких государств на основе учета взаимных интересов.

Дела, урегулирование которых относится к внутренней компетенции каждого государства, но которые в целях более эффективного их решения целесообразно регулировать совместными актами государств.

Субъекты международного права.

ü Государства. Особенность международного права состоит в том, что оно создается прежде всего государствами и регулирует преимущественно межгосударственные отношения. Являясь творцами международных прав и обязанностей, государства выступают как основные субъекты международного права. В этом качестве они обладают исключительным и неотъемлемым свойством, базирующимся на политической организации власти, - государственным суверенитетом. Государство как субъект международного права не может осуществлять своей власти в отношении другого государства. В частности, это выражается в неподчинении одного государства законодательству другого. Таким образом, государство как субъект международного права обладает способностью устанавливать права и обязанности, приобретать права и нести обязанности, а также самостоятельно осуществлять их. Участие государства в международном правотворчестве связано не только с принятием обязательств, но и их выполнением.

ü Российская Федерация как субъект международного права. Прекращение существования СССР как субъекта международного права означало конституирование Российской Федерации в качестве суверенного государства с самостоятельным международно-правовым статусом. Это относится и к другим государствам, являвшимся союзными республиками и создавшими СНГ. Российская Федерация получила признание в качестве государства, воспринявшего от СССР основные компоненты его международно-правового статуса. В договорах, заключенных РФ с отдельными государствами, использован новый термин «государство-продолжатель». Концепция государства-продолжателя появилась во-первых при определении судьбы членства СССР в ООН и в других международных организациях, а во-вторых, судьбы дипломатических представительств СССР в зарубежных государствах. Таким образом, РФ в специфических условиях становления ее международной правосубъектности выступает одновременно в качестве государства – продолжателя СССР и в качестве государства-преемника.

ü Статус субъектов федеративного государства. Международное право не содержит нормы, которая бы давала решение вопроса о международно-правовом статусе образований, являющихся составными частями федеративного государства. Однако известна практика заключения между федеративными государствами двусторонних договоров, констатирующих право составных частей этих государств самостоятельно устанавливать и поддерживать международные отношения. Конституция РФ исходит из признания международной деятельности ее субъектов, но не конкретизирует формы этой деятельности.

ü Правосубъектность международных организаций. Международные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не идентична правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Международная организация источником своих прав и обязанностей в сфере реализации своей компетенции имеет международный договор, заключенный между заинтересованными государствами. Поэтому международные организации как субъекты международного права вторичны, производны по отношению к государствам. Организация становится субъектом, если государства-учредители наделяют ее международными правами и обязанностями. Правосубъектность организации определена теми конкретными задачами и целями, которые установлены государствами в учредительном акте, создающем организацию. В связи с этим каждая международная организация имеет свой, присущий только ей круг прав и обязанностей.

Одной из особенностей международно-правовой системы является отсутствие стоящего над ее субъектами надгосударственного органа и, как следствие, определение норм международного права самими государствами и международными организациями. Поэтому основное бремя регулирования ложится на общепризнанные принципы международного права. Содержание каждого из принципов базируется на положениях устава ООН и Декларации о принципах международного права.

ü Суверенное равенство государств. Принцип суверенного равенства государств сложился как синтез традиционных правовых постулатов – уважения государственного суверенитета и равноправия государств. Соответственно его характеризуют как комплексный, двуединый принцип. Само соединение двух указанных элементов порождает новый международно-правовой феномен – суверенное равенство государств. В таком качестве он был закреплен в Уставе ООН. Этот принцип распространяется на всю сферу реализации международно-правовых норм – на действие механизма международно-правового регулирования, на методы мирного урегулирования межгосударственных споров и на проявление ответственности государств за международные правонарушения.

ü Невмешательство во внутренние дела. Современное понимание этого принципа зафиксировано в Уставе ООН и конкретизировано в Декларации ООН 1965 г. о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета. Вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, входящие в его компетенцию. Не считаются внутренними делами такие действия, которые по своей целенаправленности представляют угрозу миру и безопасности и попирают общепризнанные международные нормы. В современном международном праве критерием концепции невмешательства являются международные обязательства государств, в том числе их обязательства по Уставу ООН.

ü Равноправие и самоопределение народов. Этот принцип в практике ООН утвердился в качестве правовой базы процесса ликвидации колониальных режимов и создания независимых государств. Особую актуальность в современных условиях приобретает и другая сторона принципа, обеспечивающая ограждение суверенных государств от сепаратистских движений, ориентированных на раскол суверенного государства.

ü Неприменение силы или угрозы силой. Устав ООН и Декларация возложили на каждое государство обязанность воздержаться от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих международных границ или в качестве средства разрешения международных споров. Развитием этого положения стало формулирование в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. принципа нерушимости границ.

ü Уважение прав человека и основных свобод. В Заключительном акте СБСЕ уважение прав и свобод характеризуется как существенный фактор мира в межгосударственных дружественных отношениях. Права и свободы человека регламентируются с учетом права народов на самоопределение. При этом выделяется положение об уважении прав и защите законных интересов лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Отрасли международного права.

ü Международное гуманитарное право. Он провозглашает цель осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем гуманитарного характера. Данная отрасль права включает нормы трех видов: 1) нормы, действующие в нормальных ситуациях мирного времени; 2) нормы, предназначенные для условий вооруженных конфликтов с целью их максимально возможной гуманизации; 3) нормы, применение которых обязательно в любых ситуациях (например, право на свободу мысли, религии, запрещение пыток). Специфика международного гуманитарного права заключается в том, что участниками регулируемых его нормами отношений являются наряду с государствами и индивиды (физические лица).

ü Международное уголовное право. Международное уголовное право складывалось и развивалось в условиях активизации международной преступности и совершенствования сотрудничества государств в предотвращении и пресечении этой деятельности. Сотрудничество осуществляется посредством использования двух взаимосвязанных механизмов, один из которых – договорной (конвенционный), то есть он воплощается в заключаемых государствами договорах, а другой имеет организационно-правовой характер и проявляется в деятельности общих и специализированных организаций. Специфика международного уголовного права обусловливает его ощутимое взаимодействие с национальным уголовным правом. Важнейшие вопросы предотвращения и пресечения международных преступлений разрешимы только в результате совместного применения норм международного уголовного права и норм национального уголовного права.

ü Международное право в период вооруженных конфликтов. Это самостоятельная отрасль международного права – совокупность конвенционных и обычных норм, регулирующих отношения между участвующими в вооруженном конфликте и затронутыми им субъектами международного права по поводу применения средств и методов ведения вооруженной борьбы, защиты раненых, больных, военнопленных и гражданского населения, устанавливающих ответственность государств и отдельных лиц за нарушение этих норм. Современное международное право запрещает захватнические, агрессивные войны (Устав ООН). Вместе с тем это не означает, что войны уже исключены из жизни общества, что исчезли причины и источники, порождающие вооруженные конфликты. Наличие источников, порождающих войны обусловливает необходимость существования в международном праве специфических правовых норм, призванных регулировать отношения между государствами в случае вооруженных конфликтов и содействовать гуманизации ведения вооруженной борьбы.

ü Международное морское право. Международное морское право – это совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения в связи с их исследованием и использованием. Большую роль в становлении международного морского права сыграли Женевские конференции ООН по морскому праву 1958 и 1980 г.г., осуществившие кодификацию его норм.

ü Международное воздушное право. Международное воздушное право представляет совокупность норм, регулирующих отношения государств в сфере использования воздушного пространства, организации воздушных сообщений, коммерческой деятельности и обеспечения безопасности гражданской авиации. Оно охватывает два аспекта: правовое регулирование международных полетов в воздушном пространстве того или иного государства и правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве. Каждое государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством, находящимся в пределах его сухопутной и водной территории. Основным источником международного воздушного права являются международные договоры.

ü Международное космическое право. Международное космическое право – одна из новых отраслей современного международного права, сформировавшаяся в процессе освоения государствами космического пространства и включающая нормы, которые регулируют международные правоотношения применительно к статусу космического пространства как особой внеземной среды и к деятельности государств по исследованию и использованию этого пространства. Главным источником этой отрасли является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.

ü Международное право окружающей среды. Международное право окружающей среды – это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения по поводу охраны природной среды и ее рационального использования. К этой отрасли применяется и иное наименование – международное экологическое право. Государства должны рационально использовать природные ресурсы, учитывая их потенциальные возможности и необходимость воспроизводства. Применительно к международному праву окружающей среды этот принцип был сформулирован в Стокгольмской декларации 1972 г. Он выражен также в международных договорах, в частности в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. В 1985 г. был принят протокол к Конвенции о сокращении выбросов серы, а в 1988 г. – об ограничении выбросов оксидов азота. Государства несут международную ответственность за экологический ущерб. Воплощением этого стали арбитражные и судебные решения по межгосударственным спорам об ущербе в результате загрязнения.

ü Международное экономическое право. Международное экономическое право характеризуется как совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами в области экономического сотрудничества. Важнейшим фактором, определяющим содержание международного экономического права, являются интеграционные процессы на двух уровнях – глобальном (всемирном) и региональном (локальном). Существенную роль в интеграционном сотрудничестве играют международные организации и органы: Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд (МВФ), Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). На региональном и межрегиональном уровне следует отметить Европейское экономическое сообщество (ныне Европейский Союз) и Экономический союз в рамках СНГ, а также региональные экономические комиссии ООН.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Понятие, цели и виды наказаний | Условия привлечения к юридической ответственности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.