КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Введение. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел
Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел Заключение Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов Особенности профессиональной этики сотрудников правоохранительных органов Введение План Тема №3. Профессиональная мораль и профессиональная этика сотрудников ОВД Фондовая лекция По учебной дисциплине «Профессиональная этика»
Тема: «Этика как философская наука о морали»
Обсуждена и одобрена на заседании Кафедры профессиональной этики и эстетической культуры протокол №7 от «22» марта 2007 г.
Москва - 2007
Основная литература: 1. Кодекс Чести Рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (1993 г.). 2. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Программа курса. М., 2001. 3. Мехед Т.Г., Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Часть 1. М., 1998. 4. Щеглов А.В. профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Часть 2. М., 1999. 5. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Часть 3. М., 2001. 6. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Учебно- методические материалы. М., 2002. 7. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов. /под ред. Наумкина Ю.В. М., 1999. (Главы 13-18 ). 8. Психология.. Педагогика. Этика: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. доп./ Под ред. Наумкина Ю.В. М., 2002. (Главы 11 – 16). 9. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В. и Дубова Г.В. (год издания – любой). 10. Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1994. 11. Пылёв С.С. Духовно- нравственные и культурные основы деятельности полиции и милиции России (история и современность). Монография. М., 2003. Дополнительная литература: 1. Кукушин В.М. Профессиональная этика, этикет и такт работников органов внутренних дел. М., 1991. 2. Кукушин В. М. Полицейская деонтология: Социологический анализ зарубежных концепций. М., 1994. 3. Советы молодому милиционеру (О культуре поведения на службе и в быту). М., 1996. 4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М., 1998. 5. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995. 6. Зеленкова И. Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие. Минск, 1997. 7. Грядовой Д. И., Малахов В.П., Пылёв С.С. Вопросы формирования моральных потребностей сотрудников органов внутренних дел. М., 1996 г. 8. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: Материалы международной научно-практической конференции в Московском университете МВД России 6 декабря 2002 г. М., 2003.
. Деонтология (греч. deon - долг; deontos - должное; logos - учение, наука, знание) - раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний). Термин «деонтология» впервые ввел в научный оборот английский социолог, философ и юрист Иеремия Бентам (1748 — 1832). В своей книге «Деонтология, или Наука о морали» (вышла в свет в 1834 г.) он разработал в рамках этики модель науки о нормах профессионального поведения человека, который в силу своей социальной роли наделен властными полномочиями и призван реализовывать их в интересах общества и конкретных граждан. Деонтология изучает различные формы и проявления долженствования, которые выражают требования социальных законов, объективные потребности общества и человека. Профессиональная деонтология изучает принципы, нормы, закономерности и формы профессионального поведения, обусловленные как социальными факторами, так и спецификой профессиональной деятельности, характером взаимоотношений профессионала с обществом, государством, гражданами, а также с членами своей профессиональной группы и других социальных (профессиональных) групп. В последние десятилетия в ряде европейских стран (в первую очередь во Франции) на стыке профессиональной этики и социологии морали развивается прикладная междисциплинарная наука, получившая название полицейской деонтологии. Затрачивая на содержание полиции немалые средства, общество ожидает от ее деятельности строго определенного эффекта, надеется, что кадры этой системы государственных органов будут всегда действовать именно так, как это представляют себе все сознательные законопослушные граждане, предпочитающие не вступать в конфликт с законом. Естественно, что общество, которое «содержит» полицию, вправе оценивать работу ее персонала и требовать от него соответствия выполняемым функциям.
1. Особенности профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов Особенности профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов определяются основной сущностью их деятельности, определенной ст. 2 Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Именно выполнение этой обязанности и осуществляется в первую очередь правоохранительными органами, что и определяется директивными государственными и ведомственными документами. В качестве примера приведем извлечение из ст. 1 Закона РСФСР «О милиции»: «Милиция в РСФСР – система государственных органов, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных настоящим законом и другими федеральными законами». Нравственные и гуманистические аспекты деятельности милиции определены также и в ст.ст. 3 и 5 этого закона. В этом контексте следует отметить: уже сегодня наше общество достигло такого уровня демократичности и цивилизованности, что и в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, гуманизм, нравственность и культура (эти понятия в мировоззренческих установках личности тесно взаимосвязаны) сотрудников приобрели огромную значимость. Как показывают социологические исследования и как это отмечается в целом ряде документов руководства, соблюдение законности и служебной дисциплины определяется прежде всего не только и, может быть, не столько требовательностью руководителей, сколько нравственными установками и культурной воспитанностью сотрудников. Во многих случаях эти качества оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие и играют даже большую роль, чем профессиональная компетентность (что, конечно же, нисколько не умаляет необходимости постоянного повышения профессионализма). Не случайно сегодня настоятельно выдвигается требование проводить подробный анализ нравственных качеств и культуры сотрудников при их переаттестации или при их выдвижении на более высокую должность. Иными словами, нравственность и культура сотрудника рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению любых служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наибольшим результативным эффектом. Недооценка этих факторов порождается довольно распространенным мнением, что служебная деятельность сотрудников правоохранительных органов настолько строго регламентирована законами, подзаконными актами, уставными положениями, инструкциями, требованиями служебной дисциплины и т.д., что при должном уровне требовательности руководства любой сотрудник будет успешно выполнять свои функциональные обязанности. Мнение это глубоко ошибочно по целому ряду причин. Во-первых, современное общество, в том числе и деятельность правоохранительных органов, находится в условиях постоянного изменения, причем эта динамика носит исключительно интенсивный, подчас даже непредсказуемый характер, в силу чего административно-правовые документы и приказы могут определить деятельность сотрудника только в самых общих чертах. Их интерпретацию применительно к той или иной конкретной ситуации зачастую определяет руководитель служебного коллектива (где не последнюю роль играет нравственный компонент), а порой и сам исполнитель. Во-вторых, все документы служебно-правового характера (в том числе приказы и приказания) не содержат четко определенных решений для любой ситуации, но лишь предписывают рамки, в которых эти решения должны быть приняты. Рамки эти бывают зачастую настолько широки, что в зависимости от уровня культуры и нравственной воспитанности сотрудника поставленная задача может быть решена как казенно, формально-бюрократически, так и творчески – максимально результативно и с «человеческим лицом». В-третьих, функциональные обязанности можно выполнять по-разному. Можно в минимально допустимом объеме, так сказать, «от сих до сих», компенсируя это созданием видимости кипучей деятельности, а можно, как сказал поэт, «не знать ни зим ни лет», а работать с максимальной отдачей, вызывая «огонь на себя», самоотверженно превращая интересы службы в главный смысл своей жизни. Определяет характер выполнения служебного долга в этом случае лишь нравственность сотрудника, его совесть. В-четвертых, в деятельности любого сотрудника правоохранительных органов обязательно наличествует элемент секретности, конспиративности, причем, как уже указывалось выше, во многих ситуациях здесь отсутствует решение, четко определенное служебными документами, нормами права (особенно это характерно для оперативно-розыскных служб). Поэтому во многих случаях он вынужден действовать в соответствии со своими моральными понятиями добра и зла, справедливости, долга, чести и др. И здесь существует важное отличие деятельности сотрудника от всех других сфер социальной жизнедеятельности: отсутствие морального контроля со стороны общественного мнения. Таким образом, в данном случае единственным судьей правильности, т.е. подлинной моральности его действий, оказываются его культура и его нравственность, его совесть. И, наконец, в-пятых, общеизвестно, что между правопослушным и преступным поведением пролегает довольно широкая «пограничная полоса», которую непременно проходит личность и где она духовно деформируется, прежде чем начинает совершать преступные деяния. Об этой деформации мы уже говорили выше, когда анализировали духовные барьеры, возникающие перед человеком, решившем стать на путь достижения цели путем свершения преступного деяния. Применительно к специфике деятельности сотрудника правоохранительных органов этот вопрос анализируется в следующем параграфе.. Подытоживая сказанное, можно дать определение такого понятия, как «профессиональная этика». Профессиональная этика – область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в сфере определенной профессии; это специфическое действие как общеэтических норм, так и особых норм профессиональной морали, носящих аналитически-рекомендательный характер, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе. При этом профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов принципиально отличается от этики абсолютного большинства других профессий (исключение составляют военнослужащие, медики, моряки, летчики, специалисты некоторых других профессий, работающих в условиях риска или связанных со здоровьем и жизнью людей) своим преимущественно деонтологическим характером (от греч. deon – должное). Одно из основных отличий морали от других форм общественного сознания заключается в том, что ее нормы не являются строго обязательными, предоставляют право широкого выбора и санкционируются исключительно силой воздействия общественного мнения. Но применительно к требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, эти условия оказываются во многих случаях недостаточными, и этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями. Профессиональная деонтология – часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями. Достаточно выразительным примером является Дисциплинарный устав, предписывающий строго обязательные нормы поведения и взаимоотношений, неисполнение которых влечет за собой скрупулезно разработанную систему взысканий. В качестве примера можно сослаться также на Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный приказом министра внутренних дел России, несоблюдение которого может иметь для сотрудника весьма существенные негативные последствия – вплоть до увольнения из органов на основании статьи 58 (пункт «л») Положения о службе в органах внутренних дел. К деонтологическим нормам относятся также требования и других уставов и вообще все требования служебных документов, определяющих нормы поведения и общения[1]. Соответственно, к сотруднику правоохранительных органов предъявляется ряд специфических моральных требований. Частично они содержатся в служебных нормативных документах – таких, как, например, уже упоминавшийся Кодекс чести, и тогда они носят деонтологический характер, а частично вырабатываются в процессе накопления служебного опыта и складывания служебных традиций, морально-психологическим климатом коллектива сотрудников той или иной службы правоохранительных органов. В обобщенном виде моральные требования к сотруднику правоохранительных органов состоят в следующем: отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали; глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионализма, своей ответственности перед обществом и государством как работника правоохранительной системы, от которой в решающей степени зависят общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей; разумное и гуманное использование предоставленных законом работнику правоохранительных органов прав в строгом соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга; принципиальность, мужество, бескомпромиссность, самоотверженность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений; безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации работника правоохранительных органов; сознательная дисциплина, исполнительность и инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, смелость и морально-психологическая готовность к действиям в сложных ситуациях, способность к разумному риску в экстремальных условиях; постоянное совершенствование профессионального мастерства, знаний в области служебной этики, этикета и такта, повышение общей культуры, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта. Перечисленные требования дают достаточно наглядное представление о тех нравственных качествах, которыми должен обладать сотрудник правоохранительных органов. При этом на разных уровнях эти нравственные качества различаются по приоритетности. Это можно видеть из классификации их по группам: 1. Отношение к окружающим: скромность, гордость своей профессией, уважение чувства достоинства и чести – у себя и у других, совестливость, справедливость, требовательность, правдивость, вежливость, порядочность, доброжелательность, постоянная готовность прийти на помощь. 2. Отношение к выполнению служебных обязанностей: мужество, выдержка, самообладание, стойкость, решительность, требовательность, дисциплинированность, принципиальность, смелость, инициативность, честность, бескорыстие, усердие, самостоятельность, деловитость, творческий подход. 3. Отношение к Родине, обществу, государству, народу: патриотизм, преданность, верность долгу, ответственность, самоотверженность. О некоторых из этих качеств стоит поговорить поподробнее. Одно из главных требований, предъявляемых к сотруднику правоохранительных органов, – это требование гуманности и терпимости. Сотрудник органов должен постоянно помнить, что его работа – это работа врача. Так же, как и у врача, его служебная деятельность включает лечение и профилактику заболеваний. Разница лишь в том, что врач лечит болезни физические и психические, а работник органов – социальные. Но так же, как и врачу, ему приходится иметь дело с людьми, попавшими в беду, людьми больными, хотя и не всегда осознающими это. Конечно, есть преступники и есть потерпевшие. Последние вызывают сочувствие и желание оказать им помощь и поддержку. А первые? Разумеется, они должны быть преданы суду и понести наказание. Проще всего укрыться здесь за спасительной фразой: «Сам виноват». Но давайте продолжим наше сравнение. Так ли уж не виновен больной физически? Многие, очень многие болезни порождаются по вине заболевшего: алкоголь, никотин, беспорядочный образ жизни, несоблюдение режима, другие «излишества» – в результате ослабление иммунитета организма, разрыв «слабого звена» и болезнь. Можно, конечно, сказать, что больной наказывает сам себя, а преступник – других, но и это не совсем верно – и больной наказывает других: родных и близких, вынужденных страдать от его заболевания и ухаживать за ним, генетически своих детей, которые рождаются ослабленными или больными, общество, которое должно тратить средства на его лечение, и т.д. И преступник тоже не рождается таковым, но становится им, причем немалую роль здесь играют общественные условия, окружающая среда. И наказывает он себя при этом, как и больной, ибо, обрекая себя на преступный образ жизни, он неизбежно будет вынужден претерпеть немало страданий. И ему, «социальному больному», при всем том негодовании, а порой ненависти и отвращении, которые он вызывает у обычных людей, так же, как и обычному больному, нужна человеческая доброта. Доброта – тоже лекарство, и она может лечить порой даже эффективнее, чем самое суровое наказание. Вспомним роман Гюго «Отверженные». Главный герой – Жан Вальжан был закоренелым преступником, точнее, он стал таким, поскольку со стороны людей он встречал только несправедливость и жестокость и платил им тем же. И вот однажды он обокрал приютившего его священника – украл его единственную ценность: серебряные подсвечники. Его поймали жандармы и привели к священнику на опознание. Каково же было его потрясение, когда священник заверил жандармов, что он подарил ему эти подсвечники, и он действительно подарил их ему! Доброта священника переродила Вальжана, и все дальнейшее действие романа – это громадный перечень добрых дел, совершенных Вальжаном, которые он совершил с величайшей самоотверженностью, порой жертвуя жизнью и ничего не требуя взамен. Могут сказать, что пример этот книжный, что в жизни все далеко не так «красиво и благородно», и это во многом будет верно. Но вместе с тем в реальной жизни существует немало случаев, когда доброта делала из бывших преступников людей и людей замечательных. Прочтите «Педагогическую поэму» А.С. Макаренко. Там все правда, это просто художественное (замечательно интересное) изложение процесса перевоспитания бывших воров, проституток, хулиганов и пр. в достойных людей. Макаренко «лечил» их, причем лечил добротой. Доброта эта бывала суровой, порой очень жесткой, но это была доброта и любовь к людям! И она дала прекрасные результаты – у Макаренко практически не было неудач. И если мы говорим, что врач – гуманная профессия, то не менее гуманной должна считаться профессия работника правоохранительных органов. Сотрудник органов должен быть гуманным, он должен любить людей, без этого качества, как и врач, он не может стать полноценным специалистом. Да, порой ему приходится быть жестким, даже жестоким, но в этой жесткости – высшая доброта! Всякое профессиональное качество сотрудника правоохранительных органов имеет моральную окрашенность. И если принимать это во внимание, то оказывается, что любое такое качество, даже самое «профессионально необходимое» – такое, как, скажем, мужество, порождает не только результативность, но еще и подлинное благородство, без которого немыслима ни одна профессия, непосредственно связанная с судьбами людей. Приведем в подтверждение этого еще один пример. Майор милиции А.С. Лендин (г. Подольск) возвращался после дежурства глубокой ночью домой. Внезапно в свете фар он увидел, как по дороге бежит полураздетая женщина, а за ней гонится вооруженный громадным тесаком мужчина. А.С. Лендин остановил машину, вышел и потребовал, чтобы тот прекратил преследование. С яростным ругательством бандит бросился на майора. Поскольку последний был вооружен табельным оружием, ему ничего не стоило его применить, тем более, что Закон о милиции (статья 15) предоставлял ему на это в данных обстоятельствах полное право. Однако майор не стал стрелять. Рискуя жизнью (бандит физически по всем статьям превосходил майора), майор сумел скрутить преступника, надел на него наручники и произвел задержание. Позднее А.С. Лендин так объяснил свои действия: «Конечно, он негодяй, тем более, как потом оказалось, рецидивист, закоренелый преступник. Но не мог я вот просто так убить человека, а потом с этим жить». Особого внимания заслуживает такое профессиональное качество, как справедливость. Пожалуй, это качество, это чувство является наиболее трудным – в том смысле, что, вынося справедливое решение, очень непросто найти единственно правильное. Собственно говоря, деятельность любого сотрудника правоохранительных органов базируется на принципе справедливости, и во имя торжества этого принципа она и создается. Почему же он представляется наиболее трудным? Прежде всего потому, что как деяние, так и его последствия никогда не носят однозначный характер, а всегда представляют собой некое сочетание злого и доброго. Работник правоохранительных органов, вынося решение по той или иной коллизии, обязан точно просчитать меру того и другого, что зачастую бывает очень непросто: недаром как следствие, так и судебные процессы длятся порой месяцами. Вспомним фильм замечательного американского режиссера Стэнли Креймера «Нюрнбергский процесс». Хотя он и художественный, но почти буквально повторяет все перипетии реально состоявшегося судебного процесса над членами верховного трибунала гитлеровской Германии. На первый взгляд, гитлеровские судьи однозначно представлялись преступниками: именно они выносили людоедские приговоры, по которым убивали, уничтожали в газовых камерах, подвергали зверским истязаниям многие тысячи людей. Но и сами судьи и их адвокаты доказывали абсолютную невиновность подсудимых! Да, утверждали они, все инкриминируемые подсудимым факты – совершенная правда. Но виновны ли в них судьи? Всегда, начиная с древнейших времен, судья лишь служитель закона, он просто исполняет то, что ему им предписано. Да, действительно, законы были людоедские, бандитские, античеловечные. Но не судьи их придумали. Они просто, как и всегда, служили закону – в этом священный долг каждого судьи. Виновен только законодатель, именно он подлежит суду, а судьи виновны только тогда, когда они извращают закон. В данном случае этого не было, и потому они невиновны. Этот процесс длился несколько недель, и в конце концов суд вынес безусловно справедливый приговор: судьи виновны! Да, преступен сам закон, но у судей был нравственный выбор: служить этому закону или нет. Они выбрали первое, хотя и понимали, что закон преступен, а потому они полностью разделяют вину вместе с законодателем. Судьи были осуждены, но как непросто было перед мировым демократическим сообществом доказать, что этот приговор справедлив. Совокупность нравственных качеств образует нравственную культуру сотрудника. Она условно подразделяется на три уровня: высокий, средний и низкий. Высокий уровень характеризуется сформированностью всех компонентов в их единстве и взаимодействии, глубокими этическими знаниями в тесном единстве с богатством нравственных чувств и практическим действием. Средний уровень характеризуется частичной сформированностью компонентов нравственной культуры, хорошо усвоенными этическими знаниями, не являющимися, однако, всегда руководством к действию, достаточно обостренным чувством добра и зла, справедливого и несправедливого, но зачастую при этом отсутствует воля для практической его реализации. Низкий уровень характеризуется несформированностью отдельных компонентов, поверхностными этическими знаниями, недисциплинированным поведением, относительно низкими моральными качествами, слабым развитием моральных чувств, неблагоприятным воздействием сотрудника на морально-психологический климат служебного коллектива. 2. Структура нравственной культуры сотрудников правоохранительных органов. Остановимся более подробно на структуре и содержании нравственной культуры личности: культуре нравственного сознания, культуре нравственных отношений и культуре общения. Безусловно, нравственная культура характеризуется определенным уровнем и содержанием нравственных знаний и чувств, убеждений, потребностей, нравственных качеств и норм поведения, привычек и навыков. Другими словами, нельзя говорить о нравственной культуре без соответствующего развития нравственного сознания. В нравственном сознании личности можно вычленить два уровня: теоретический (рациональный) и психологический (чувственный). Оба они тесно связаны между собой, воздействуют друг на друга и позволяют наиболее полно и глубоко, умом и сердцем оценивать социальные явления с позиций добра и зла и воздействовать на поступки и дела человека с этих же позиций. Тем не менее было бы ошибкой не замечать различий между ними. Содержанием теоретического или рационального уровня нравственного сознания являются этические знания, взгляды и идеалы, принципы и нормы, нравственные потребности. Содержание этого уровня нравственного сознания формируется целеустремленно как соответствующими общественными государственными институтами (детсад, школа, вуз, служебный коллектив), так и усилиями самой личности. Элементы данного уровня более устойчивы, они теснее связаны с политическим и правовым сознанием. Они более глубоки и основательны, ибо отражают наиболее существенные связи, закономерности, тенденции моральной жизни общества. Именно в силу этого они могут контролировать и ориентировать, сдерживать нравственные чувства и эмоции личности. Этические знания – это знания о сущности, содержании и структуре морали, ее происхождении и закономерностях развития ее социальной роли. Чем они обширнее и глубже, тем более обоснованно сотрудник может осуществить моральный выбор. Этические взгляды и принципы, нравственные потребности личности – плод глубокого осмысления социальной жизни с точки зрения нравственных категорий добра и зла, долга, чести и достоинства, совести и т.п. Нравственный идеал личности – это своеобразная персонификация общественного идеала при активном воздействии нравственных чувств. «Идеал – это путеводная звезда, – говорил Л.Н. Толстой. – Без нее нет твердого направления, а нет направления – нет жизни»[2]. Нравственные потребности, являясь, как и убеждения, результатом деятельности ума и сердца, становятся важной целью передаточного механизма от нравственного сознания к нравственному поведению. Культура нравственных потребностей – это такой уровень их развития, который выражает постоянное стремление сотрудника правоохранительных органов сознательно и бескорыстно выполнять свой гражданский и служебный долг, соблюдать требования общественной морали и воинской этики в повседневной служебной и внеслужебной деятельности. Чем более возвышенный характер носят нравственные потребности, тем выше уровень нравственных качеств. Как было отмечено выше, вторым уровнем нравственного сознания является психологический, или чувственный, уровень. Иногда его называют уровнем обыденного морального сознания. Он включает в себя богатый спектр моральных чувств, эмоций, симпатий и антипатий, представлений о нравственном и безнравственном, моральных правил, нравов, обычаев и т.д., выработанных и закрепленных личностью в процессе жизненного опыта. Это своего рода первоэлементы морального сознания. Они формируются стихийно в процессе повседневной жизни. В чувствах, эмоциях, симпатиях и антипатиях эмоционально и непосредственно происходит формирование нравственной позиции личности. Иногда это проявляется очень импульсивно: человек радуется или гневается, плачет или смеется, впадает в прострацию, замыкается, а иногда, как говорится, дает волю рукам. Нравственные чувства весьма многочисленны и классифицируются по самым разным основаниям. Одни делят их по жизненной сфере проявления: морально-политические, морально-трудовые, морально-боевые, собственно моральные. Другие сводят в три группы: ситуативные, интимные и чувства общественного переживания[3]. Третьи их классифицируют исходя из глубины переживаний. Все эти и другие подходы имеют право на жизнь, ибо помогают более глубоко и всесторонне познать их сущность и социальную роль. Например, интимные чувства – это чувства любви, дружбы, верности, ненависти или преданности и т.п. Они возникают в отношениях к другим людям, в них выражаются симпатия и антипатия, приязнь и неприязнь. Дружба и товарищество – безусловно, интимные чувства. Дружба и товарищество, прошедшие через тяжелые испытания, трудные времена, когда и «хлеба горбушку и ту пополам», когда складывалась ситуация: «сам погибай, а товарища выручай», остаются на всю жизнь. Совсем иной характер имеют чувства общественного переживания. Они, по сути дела, являются морально-политическими чувствами, ибо в них отражаются отношения не столько к другим людям, сколько к явлениям большого гражданского звучания: это чувство патриотизма и интернационализма, коллективизма и солидарности, национальной гордости и т.д. Они сложны по своему содержанию и многообразны по своему проявлению и представляют своеобразный сплав личного и общественного. Следует подчеркнуть также, что в отличие, например, от интимных чувств, которые подвижны, динамичны, чувства морально-политические более устойчивы, стабильны и не подвержены воздействию малосущественных, преходящих факторов. Нравственные чувства в отличие от этических знаний непосредственно отражают те или иные стороны реальной действительности и порой оказывают существенное влияние на дела и поступки человека. Человек с хорошо развитой системой чувств безусловно богаче рационального сухаря. Но верно и другое: жить только чувствами нельзя. Они должны неизбежно контролироваться разумом. Иногда просто необходимо «наступить на горло собственной песне». Люди, не умеющие сдержать себя, импульсивные, действующие порой в состоянии аффекта, как правило, сожалеют о содеянном. Однако на этом основании нельзя недооценивать положительной роли нравственных чувств. Они, обладая огромной побудительной силой, выступают мощными стимулами для совершения положительных поступков. Чувство любви распрямляет человека, придает ему дополнительные силы в борьбе с трудностями, заставляет быть лучше, постоянно совершенствоваться. Словом, нравственные чувства человека – это его богатство. Но таковым они становятся, если они окультурены, управляемы. Культура нравственных чувств непосредственно говорит о глубине нравственной воспитанности человека, его нравственной культуре. Скудость и низкий уровень культуры нравственных чувств – причина многих жизненных неурядиц, неудач, а то и трагедий. Часто именно это обстоятельство ведет к эгоцентризму, создает вокруг человека атмосферу непонимания, пустоты. И наоборот: человек с развитой культурой чувств – это уважаемый человек, он коммуникабелен, снисходителен, с ним интересно и комфортно, с его мнением считаются, на него равняются в своем поведении. Моральные чувства, помноженные на теоретические элементы морального сознания, проявляются и, многократно реализуясь в поступках, в конце концов закрепляются в человеке как его нравственные качества. Нравственные качества есть целостные духовно-практические образования, проявляющиеся в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности. Принято выделять четыре группы нравственных качеств: морально-политические, морально-трудовые, собственно моральные и морально-боевые. Если первые три группы обнаруживаются практически у всех граждан, то последняя является «достоянием» воинов армии и флота, сотрудников спецслужб и правоохранительных органов. В соответствии с этим можно вычленить некоторые определяющие качества сотрудников правоохранительных органов. Во-первых, это те качества, в которых проявляется их отношение к своему Отечеству, народу, его культуре и языку. Это прежде всего патриотизм. Даже деформации, допущенные в 1920 – 40-е годы, гонения на патриотов в 1990-е не смогли погасить неискоренимого чувства любви россиян к своей стране, чувства национальной гордости, уважения к другим народам. Особенно ярко патриотизм советских людей проявился в годы Великой Отечественной войны. Народ встал на защиту своей Родины, и в первых рядах бойцов были сотрудники правоохранительных органов. Они воевали в соединениях и частях НКВД на фронте, охраняли правопорядок в тылу, задеpживали дезертиров. Неотъемлемым нравственно-политическим качеством сотрудников правоохранительных органов является подлинный интернационализм, который реализуется в уважении к другим народам, в нетерпимости к национальной и расовой розни. Следует признать, что произвол, допущенный Сталиным в отношении целых народов, стремление выдавать желаемое за действительное в застойные годы нанесли серьезный ущерб межнациональным отношениям, способствуя развитию у людей таких проявлений, как шовинизм, национализм, национальная кичливость, нетерпимость к обычаям, языку других народов. Не изжиты эти факты и в настоящее время. Во-вторых, это развитое чувство долга и личной ответственности за порученное дело. Объектом деятельности сотрудников правоохранительных органов являются люди, их заботы, тревоги, радости и печали, а порой и жизнь. Без величайшего чувства ответственности за порученное дело, без глубоко осознанного чувства долга сотрудник не может рассчитывать на эффективность своей работы. В этом смысле и спрос с него особый. Халатность, наплевательское отношение к делу, к судьбам людей недопустимы и должны встретить резкое осуждение. В-третьих, это те нравственные качества, которые принято называть собственно моральными: честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, чувство собственного достоинства, умение себя вести. Бесчестность, лживость, нескромность, амбициозность, половая распущенность – верный путь к нравственной деформации сотрудника. В-четвертых, это нравственные качества, которые проявляются в экстремальных ситуациях: смелость, мужество, выдержка, бдительность, дисциплинированность, самообладание, готовность к самопожертвованию. Эти нравственные качества получили название морально-боевых. Без них сотрудник правоохранительных органов просто не может эффективно выполнять свои служебные обязанности, ибо работать ему приходится очень часто в экстремальных условиях: вызволять заложников, задеpживать пpеступников и т.д. В-пятых, это качество, характеризующее культуру общения сотрудников правоохранительных органов как на службе, так и вне ее. К сотрудникам правоохранительных органов общество предъявляет в этом смысле особо жесткие требования. То, что оно может простить рабочему, студенту, продавцу, короче, представителям многих других профессий, никогда не прощается им. И недаром, как уже указывалось выше, требование высокой культуры общения специально зафиксировано в служебно-директивных документах. Важным структурным элементом нравственной культуры личности является культура нравственных отношений. Нравственные отношения есть особый вид общественных отношений, которые практически не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравственной оценке. Нравственные отношения – это своеобразная связь между моральным сознанием и нравственным поведением. Сначала они формируются в сознании личности, а обнаруживают себя в конечном счете в нравственном поведении. Нравственные отношения – это по сути процесс перехода моральных побуждений в моральное действие. Нравственные отношения принято классифицировать по содержанию, по форме и, наконец, по способу связи между людьми. По содержанию можно указать на нравственные отношения, существующие в системе экономических, политических, правовых, профессиональных, семейно-брачных и т.п. отношений. И во всех случаях они характеризуют именно нравственную сторону этих отношений: любовь к Родине, честность и порядочность в экономических расчетах, чувство чести и профессиональной гордости и т.д. Форма нравственных отношений зависит от того, каким образом выступает перед человеком нравственное требование, насколько обобщенный или конкретизированный характер оно имеет. Соответственно различным видам нравственного требования отношение индивида к обществу каждый раз принимает особый характер. Помимо этого нравственные требования проявляются также в таких моральных категориях, как долг, честь, достоинство, совесть и т.д. Наконец, следует сказать и о способах связи между людьми в процессе нравственных отношений. Нравственные отношения всегда предполагают как минимум отношения между двумя субъектами, но в действительности они, как правило, всегда многосторонни. Нравственные отношения – это поистине интегрирующий элемент морали, ее ведущее звено. Они соединяют воедино сознание и деятельность, играют решающую роль в регулировании отношений между людьми вообще. В нравственных отношениях наглядно проявляется их поведенческий характер. Культура нравственного общения или поведения – это, в конечном счете, главный объективный показатель нравственной зрелости личности. Только определенный уровень совокупного развития морального сознания, нравственных отношений и нравственного поведения дает основания для того, чтобы назвать человека носителем высокой нравственной культуры. Из рассмотренного следует, что нравственная культура действительно является одной из ведущих составляющих культуры сотрудников правоохранительных органов. Забота о его постоянном совершенствовании – дело не только государства, общества, но и каждого сотрудника. Чем выше нравственная культура сотрудников правоохранительных органов, тем эффективнее, при прочих равных условиях, они выполняют свой служебный долг. 3. Факторы – показатели профессионально-нравственной деформации и ее основные причины Выше уже говорилось, что между безнравственным и преступным поведением граница весьма зыбка и неопределенна. Между ними пролегает довольно широкая «пограничная полоса», которую непременно проходит личность, прежде чем из правопослушного гражданина она превратится в преступника. То же относится и к служебному коллективу, когда в нем начинают преобладать негативные нравственные ценности, так называемые «нравственные антиценности». Во всяком случае любому преступлению предшествует нравственная деформация личности, образование у нее на мировоззренческом уровне аморальных нравственных установок. В конечном счете это приводит к нравственной деградации личности (и коллектива, когда в нем подобные установки начинают рассматриваться как «нормальные»). Вот основные ступени этой «лестницы падения». Факторы – показатели положительного морально-психологического климата в служебном коллективе, характеризующие его высокую нравственную культуру и, следовательно, его высокий нравственный потенциал: 1) хорошее психологическое и физическое состояние персонала; 2) разумно-целесообразное руководство и контроль; 3) высокий уровень профессиональной подготовки персонала; 4) чувство групповой сплоченности и взаимоподдержки; 5) доброжелательное отношение руководства к сотрудникам; 6) публичное одобрение успешно выполненных служебных задач и добросовестного выполнения служебных обязанностей; 7) открытое обсуждение решений руководства; 8) отсутствие слухов; 9) помощь руководству со стороны неформальных лидеров; 10)частичное делегирование властных полномочий сверху вниз; 11)практическое включение в руководство коллективом неформальных лидеров. Если же в коллективе начинается снижение уровня нравственной культуры, то в нем создаются благоприятные условия для его последующей профессионально-нравственной деформации, которые характеризуются следующими негативными факторами –показателями морально-психологического климата в служебном коллективе: 1) скрытая критика условий труда; 2) скрытая критика указаний руководства; 3) неточное выполнение приказаний; 4) групповые сборища во время работы; 5) пустая трата рабочего времени; 6) опоздания и длительное отсутствие во время работы; 7) уход с работы ранее положенного времени; 8) отказ от работы в сверхурочное время; 9) распространение слухов; 10) небрежное обращение с оборудованием и техникой; 11) равнодушное отношение к эстетическому оформлению условий труда. Появление факторов – показателей негативного морально-психологического климата должно вызывать серьезную тревогу прежде всего, конечно, у руководителя служебного коллектива и у наиболее нравственно зрелых его членов. Они служат как бы красными лампочками, предупреждающими о надвигающейся аварии. В том случае, когда на них не обращают должного внимания и не принимают соответствующих мер к их ликвидации, начинается профессионально-нравственная деформация сначала отдельных членов служебного коллектива, а затем и всего служебного коллектива в целом. Эта деформация характеризуется следующими показателями: 1) формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, чванство, бездушное отношение к подчиненным)[4]; 2) злоупотребление властью (грубость по отношению к гражданам, унижение их человеческого достоинства, неоказание им помощи, неоправданное применение физической силы, боевых приемов, специальных средств и оружия); 3) терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фактам невыполнения служебного долга; 4) халатное отношение к функциональным обязанностям; 5) формализм и упрощенчество при оформлении документации; 6) нарушения процессуального кодекса; 7) культивирование руководством наушничества и доносительства, разделение членов коллектива на «любимчиков» и «неугодных»; 8) психологически конфликтная атмосфера в коллективе (ситуации конфликта как постоянная норма служебных отношений); 9) приоритетная ориентация в коллективе на моральные антиценности; 10)формирование двойной морали (для «своих» и для «чужих»); 11)неразборчивость в средствах («для достижения цели все средства хороши»); 12)формирование атмосферы круговой поруки; 13)психологическая ущербность отдельных сотрудников из-за неумения адаптироваться к моральному климату, традициям и поведенческим нормам служебного коллектива; 14)«усталость» от выполнения служебных обязанностей, порождающая равнодушие к интересам службы; 15)грубые нарушения Правил дорожного движения, не вызванные служебной необходимостью, как норма поведения за рулем; 16)бытовое разложение, пьянство. Появление факторов – показателей профессионально-нравственной деформации свидетельствует о том, что служебный коллектив (или сотрудник) серьезно болен и что это заболевание требует радикального лечения. В лучшем случае это ведет к снижению служебных показателей, увеличению количества жалоб, к внеплановым инспекторским проверкам и, как правило, к смене руководства коллективом, к потере коллективом надолго авторитета и к продолжительному пристальному вниманию к коллективу высшего руководства, которое, как известно, не делает службу более легкой. В худшем же случае это ведет к появлению ЧП, поскольку все эти факторы являются питательной средой и предпосылкой преступных деяний, реализующихся через следующие основные формы: 1) укрытие от регистрации и учета преступлений, их сокрытие из карьерных или корыстных соображений; 2) грубые нарушения законности при одобрительном отношении к этому многих членов служебного коллектива; 3) разглашение служебной тайны; 4) своекорыстное использование служебного положения, коррумпированность, взяточничество; 5) сращивание с преступным миром, предательство интересов службы; 6) групповые преступления (кражи, грабежи, разбои и пр.). Знание и учет вышеприведенных факторов и показателей имеют исключительно важное значение прежде всего для руководителей и работников кадрового аппарата, а также для сотрудников, осуществляющих воспитательную работу с личным составом. Для своевременной нейтрализации и профилактики негативных факторов нравственной деформации и преступной деградации служебного коллектива необходимо также знать и учитывать основные причины появления этих факторов, которые, конечно, в конкретном проявлении зависят от действий отдельных членов служебного коллектива, но в своей служебной основе имеют объективно существующие причины, порождаемые как спецификой службы (внутренние причины), так и определенными условиями общественной жизни (внешние причины): 1. Внутренние причины нравственной деформации: а) негативный пример руководства; б) перегруженность работой; в) наличие «потолка» (предельного звания по должности); г) низкая нравственная воспитанность коллектива; д) низкая правовая культура коллектива, «правовой нигилизм»; е) низкий уровень воспитательной работы; ж) негативное «воспитательное» воздействие преступной среды; з) негативное воздействие семьи (там, где это есть); и) изолированность, ограниченность общения с культурной средой, определенная «кастовость» органов; к) неудовлетворенность материальной оплатой и другими формами материального стимулирования труда; л) неудовлетворенность условиями труда; м) несоответствие уровня квалификации занимаемой должности; н) конспиративность служебной деятельности (отсутствие общественного контроля); о) властные права сотрудника, открывающие возможность к злоупотреблениям. 2. Внешние причины нравственной деформации: а) социальная нестабильность; б) кризис социальных, идейных и нравственных идеалов; в) коррумпированность чиновничества, сотрудников управленческих аппаратов; г) правовой беспредел в обществе, война законов, расхождения в толковании законов, неисполнение законов; д) преобладающая установка в обществе на прагматические приоритеты; е) низкая социально-правовая и экономическая защищенность сотрудников правоохранительных органов; ж) негативное освещение деятельности правоохранительных органов в средствах массовой информации и в произведениях литературы и искусства; з) низкий социальный престиж правоохранительных органов; и) выполнение сотрудниками органов несвойственных им функций. На основании анализа форм и причин нравственной деформации и деградации можно определить их основные этапы, которые образно можно охарактеризовать как «лестницу падения». Применительно к личности сотрудника: 1. Замещение общепринятых норм общей и профессиональной этики антинормами в нравственных установках. 2. Замещение требований гражданского и служебного долга личностными своекорыстными интересами. 3. Формирование установки на совершение преступных деяний. Применительно к служебному коллективу: 1. Формирование негативного морально-психологического климата в служебном коллективе. 2. Формирование приоритетной ориентации в служебном коллективе на моральные антинормы. 3. Формирование в коллективе установки на совершение групповых преступных деяний. Резюмируя вышесказанное, подчеркнем: невнимание к нравственной культуре, к нравственно-психологическому климату служебного коллектива ведет не только к снижению качества служебной деятельности, но и к общей деградации, к полному развалу коллектива. Вот почему требование высокой нравственной культуры является одним из важнейших требований служебной деятельности правоохранительных органов. Заключение Общество оценивает деятельность полиции, прежде всего, по законам нравственным. Оно имеет все основания ожидать, что работники этой правоохранительной отрасли при всех обстоятельствах будут выполнять присягу, свой служебный долг честно и добросовестно, т. е. не только оперативно, эффективно, но и высоконравственно, оберегая честь и достоинство граждан, учитывая моральные последствия своей деятельности. Отсюда следует, пожалуй, самая важная социальная норма, диктуемая интересами и ожиданиями общества в его отношениях с профессиональной группой работников полиции (милиции). Это норма-требование: «Выполнять свой профессиональный долг честно, не просто формально, по закону, но и добросовестно, ответственно, нравственно, этично». Полицейская деонтология — наука о зарождении, формировании, развитии и функционировании действующей в профессиональной группе сотрудников полиции особой системы норм и кодексов профессионального поведения полицейских. Полицейская деонтология рассматривается зарубежными учеными и практиками как наука, изучающая всю совокупность профессионально-этических и организационно-управленческих норм, принципов должного поведения сотрудников полиции при выполнении ими служебных обязанностей. Созданные на ее научной основе кодексы поведения полицейских широко используются в подготовке кадров полиции, системе профессионально-нравственного воспитания кадров, регулировании их поведения, в оценке деятельности и соответствующем контроле. Как учебная дисциплина полицейская деонтология преподается в академиях полиции, средних и высших учебных заведениях полиции ряда европейских стран (Франции, Голландии, Дании, Литве, Польше, Финляндии). Как показывают международные конференции и семинары ученых и практиков органов полиции, учебно-методические материалы полицейских академий, школ и колледжей (США, ФРГ, Великобритании), в морально-этической подготовке кадров полиции и работе с ними преобладает деонтологический подход. На занятиях со слушателями постоянно подчеркивается, что в условиях жесткости и краткости правовых норм именно этические нормы приобретают особенно важное значение. Профессиональная деонтология зачастую ошибочно воспринимается как наука о правилах хорошего тона. Вопреки такому неадекватному рассмотрению деонтологии на уровне обыденного сознания, наука о нормах должного профессионального поведения стремится все более соответствовать современным нуждам социальной практики
1 Здесь уместно напомнить, что документ отличается от всякого другого текста своими реквизитами: он имеет номер, дату и подпись ответственного лица. В необходимых случаях он заверяется печатью и печатается на бланке со штампом учреждения. [2] Цит. по: Воронцов В.П. Симфония разума. С. 135. [3] См.: Волкогонов Д.А. Воинская этика. М., 1976. С. 196–197. [4] Проводимые социологические исследования однозначно относят этот показатель к базовым, то есть лежащим в основе деморализации служебного коллектива.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 10924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |