Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проявление нравственной воспитанности сотрудника милиции




 

Применительно к системе нравственного воспитания в правоохранительных органах особое значение имеют такие понятия, как «служебный (воинский) долг», «профессиональная честь», «личное достоинство». Нередко эти понятия служат в качестве критериев самооценки сотрудника. Человек определяет свою линию поведения или конкретный поступок, исходя из своего представления о профессиональной чести, служебном достоинстве, гражданском, сыновнем или служебном долге. Если сам поступок либо его последствия противоречат представлениям человека о чести, долге, достоинстве, то он не позволит себе совершить данное действие, поступок. И, наоборот, полное соответствие мотивов поступка и предполагаемых результатов представлениям военнослужащего или сотрудника об этических категориях служит мощным стимулом решительных, энергичных и бескомпромиссных действий, в том числе связанных с риском для жизни и здоровья. Никакие материальные блага или угроза наказания не могли бы заставить пожарных, героев Чернобыля, совершить их подвиг, если бы ими не двигало понимание долга и колоссальной ответственности за судьбы миллионов соотечественников.

Этические знания – не только условие и предпосылка нравственного воспитания, но и важный элемент духовной культуры человека. Сотрудники правоохранительных органов должны знать, как влияют их действия (или бездействие) на окружающих, предвидеть моральные последствия их поступков, помнить о морально-психологическом климате в служебном коллективе, в городе, поселке, где они несут службу, уметь силой морального авторитета, нравственного внушения влиять на сослуживцев и граждан. А это требует хорошего знания этической теории, овладев которой сотрудник приобретает не только духовное богатство, но и верного союзника в выполнении своих служебных задач.

Важной задачей нравственного воспитания является формирование у каждого сотрудника прочных моральных убеждений. Моральные убеждения (наряду с политическими, правовыми, эстетическими, религиозными или атеистическими) существенно влияют на все стороны деятельности и поведения человека, поскольку представляют собой те укоренившиеся в его сознании принципы, нормы, идеалы, категории этики, которым он считает необходимым следовать. Предопределяя линию поведения человека, его конкретные поступки, моральные убеждения, они выступают в качестве мотивов, то есть показывают, во имя чего человек совершает те или иные действия либо проявляет бездействие; какие преследует цели (нравственные или безнравственные, с личной выгодой или с пользой для коллектива, общества и т.д.). В силу этого моральные убеждения могут быть как положительного содержания (высоконравственного), так и негативного (безнравственного, аморального).

Человек, обладающий высокими моральными убеждениями, никогда не позволит себе проявить неуважение к людям, высокомерие, эгоизм и стяжательство, злоупотребление служебным положением, недостойное поведение в быту. Если он руководитель, то не позволит себе того, что считает непозволительным для подчиненных. У такого сотрудника одна мораль, единые нравственные оценки как собственного поведения, так и окружающих.

Одна из главных задач нравственного воспитания – привитие сотруднику моральных качеств и чувств. Моральные качества сотрудника, выступающие как свойство его характера и раскрывающие наиболее типичные черты его поведения, являются важным элементом нравственной ценности личности. Поскольку основным содержанием моральных качеств служит соотношение общественного и личного в сознании и поведении людей, то их можно свести в три большие группы:

1. Качества, характеризующие отношение человека к обществу, к данной общественной системе в целом (патриотизм, преданность идеалам демократии, гуманизм, гражданское мужество, чувство хозяина своей страны, принципиальность и др.).

2. Качества, отражающие отношение личности к другим людям и к самому себе (последние качества иногда выделяют в особую группу). Зрелая, высоконравственная личность – это личность, сочетающая в себе коллективизм и личное достоинство, скромность и требовательность, доброжелательность и справедливость, человечность и самокритичность, вежливость и тактичность, искренность, верность, великодушие и ряд других черт.

3. Качества, связанные с отношением человека к собственности, труду, своей профессии. К ним относятся такие качества, как трудолюбие, бережливость, чувство профессиональной гордости, инициативность, настойчивость, исполнительность, дисциплинированность, целеустремленность, трудовая активность, стремление повышать профессиональные знания, навыки, мастерство и др.

Моральные качества (как и моральные убеждения) могут быть как положительными (добродетели), так и отрицательными (в последнем случае они называются аморальными, или пороками). У сотрудников особое негодование вызывают такие негативные качества, как предательство, цинизм, чванство, лицемерие, эгоизм, зависть, тунеядство, стяжательство, пьянство, зазнайство, высокомерие и некоторые другие. Ряд качеств в зависимости от направленности деятельности и поведения человека, его мотивов могут быть как нравственного, так и безнравственного содержания. К ним, в частности, относятся честолюбие и тщеславие.

Формирование у сотрудников необходимых моральных качеств неотделимо от воспитания у них нравственных чувств. Эмоциональная сфера жизни людей, их настроения, мотивы и побуждения, моральные чувства выражают устойчивое отношение человека к различным общественным явлениям, другим людям, труду, к самому себе. Моральные чувства оказывают заметное влияние на общее развитие каждой личности. «Воспитать настоящий характер, – писал А.С. Макаренко, значит воспитать человеческое чувство. Я уверен, что если мы не воспитаем человеческого чувства как нужно, то, значит, мы ничего не воспитаем»[12].

Без культуры чувств не может быть нравственного поведения. Как необузданные, буйные чувства, так и эмоциональная инертность, ограниченность, вялость чувств свидетельствуют о серьезных просчетах в воспитании. К тому же нередко вялость чувств – продукт лености души, равнодушия человека к окружающим. Человек, не способный подчинить свои эмоции, чувства, побуждения интересам общего дела, коллектива, а также ханжа, эгоист, мещанин имеют ущербную нравственную ориентацию и, как правило, рано или поздно морально деградируют. Нередко из среды подобных людей выходят антиобщественные субъекты, правонарушители и преступники.

Положительные нравственные чувства сотрудников правоохранительных органов играют важную роль в их служебной деятельности, общении с населением, в создании здорового морально-психологического климата в служебном коллективе, в быту. Какими бы профессиональными знаниями, умениями и навыками ни обладал сотрудник, но если он груб, заносчив, раздражителен, мстителен, черств, то его объективно положительные профессиональные качества не дадут должного эффекта либо будут использованы во вред интересам дела, коллектива. Обращаясь к работникам ОГПУ, Ф.Э. Дзержинский говорил: «Кто из вас очерствел, чье сердце уже не может чутко и внимательно относиться к терпящим заключение, те уходите из этого учреждения. Тут больше, чем где бы то ни было, надо иметь доброе и чуткое к страданиям других сердце»[13].

Большинство моральных качеств и чувств сотрудников имеет профессиональное значение. Недостаток их может явиться основанием для вывода о непригодности сотрудника к службе в правоохранительных органах. Поэтому многие моральные качества и чувства сотрудников изложены в нормативных актах (Присяге, Дисциплинарном уставе оpганов внутpенних дел, Уставе патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федеpации, ряде приказов и указаний МВД, ФСБ и др.).

Формирование моральных чувств, охватывающее фактически всю жизнь человека, тесно связано с воспитанием у него нравственных привычек. По существу, это завершающий этап нравственного воспитания, его результат, проявляющийся в устойчивых нормах поведения человека на службе, в общественной жизни и быту, поскольку закрепленным можно считать только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки.

Привычки упрощают и облегчают процесс деятельности и поведения человека, оптимизируют его общение с другими людьми, стандартизируют взаимоотношения людей в типичных ситуациях, позволяют предвидеть ход действий человека в той или иной ситуации.

Процесс нравственного воспитания предполагает и формирование моральных потребностей личности, направленных на нравственное самосовершенствование, стремление к моральному идеалу и высоконравственному поведению как устойчивой черте характера, желание делать людям добро, приносить обществу пользу. Сформированные моральные потребности выступают побудителями нравственной деятельности человека, его активной жизненной позиции. Формирование и возвышение духовных потребностей человека, к которым относятся и нравственные потребности, являются одной из наиболее актуальных задач современного этапа развития нашего общества, от решения которых во многом зависит его судьба.

Обладая высокоразвитыми моральными потребностями, человек находится в естественном состоянии творческого подъема. Его глубоко волнуют дела коллектива, деятельность всего народа по преобразованию российского общества. Этот человек непримирим ко всему, что препятствует, мешает данному процессу. Он испытывает удовлетворение от личного участия в делах коллектива, всего народа, и счастлив тем, что приносит пользу обществу, в служении которому он видит смысл всей своей жизни.

Действенность применяемой системы нравственного воспитания, ее практическая значимость выявляются при помощи определенных критериев, имеющих как прямое, так и косвенное проявление. Один из высших критериев нравственного развития – активная жизненная позиция сотрудника, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой его поведения. Другим критерием выступают практические дела работника, его поведение, поскольку о нравственности человека судят не по его разглагольствованиям о морали, а по его поступкам. Важным критерием нравственного воспитания является соотношение в жизнедеятельности сотрудника личных и общественных интересов, его способность подчинить личные потребности интересам коллектива. Среди других критериев можно назвать уровень этических знаний сотрудников, моральный климат в коллективе, его моральный потенциал, стабильность коллектива, устойчивость его профессионального ядра, стиль деятельности руководителя и ряд других, каждый из которых имеет свои показатели, подтверждающие степень их проявлений. Знание критериев эффективности нравственного воспитания и их основных показателей позволяет руководителям и воспитателям управлять процессом нравственного воспитания сотрудников, добиваться действенности применяемых форм, средств, методов, работы всех субъектов воспитания.

В последние годы особую значимость приобрели вопросы самовоспитания. Действенность нравственного воспитания обеспечивается только тогда, когда внешнее моральное воздействие дополняется внутренней активностью воспитуемого, его самовоспитанием, стремлением следовать высшим предписаниям морального порядка, развивать в себе качества, необходимые для полноценной нравственной жизни. Там же, где этот двуединый процесс нарушается, нравственное воспитание приобретает характер волюнтаризма, прожектерства, пагубно сказывается на воспитуемом, порождает лицемерие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.