Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Читайте также:
  1. D.1 Введение
  2. I. Введение
  3. I. Введение (вступительное слово) – 5 минут
  4. I. Введение - 5 мин.
  5. I. Введение 5 минут
  6. I. Введение – 5 минут
  7. I. Введение – 5 минут
  8. I. Введение.
  9. I. Введение.
  10. I. Введение. Методы обследования больного с
  11. Введение
  12. ВВЕДЕНИЕ

Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Заключение

Специфика морального фактора в служебной деятельности правоохранительных органов

Моральный фактор как элемент духовной культуры общества

Введение

ПЛАН

В деятельности сотрудников ОВД

Тема № 7. Моральный фактор и его проявление

Тема: «Моральный фактор и его проявление

Фондовая лекция

По учебной дисциплине «Профессиональная этика»

 

в деятельности сотрудников ОВД»

 

Обсуждена и одобрена на заседании

Кафедры профессиональной этики и эстетической культуры

протокол №7 от « 22 » марта 2007 г.

 

Москва - 2007

 

 

 

 

Основная литература:

1. Кодекс Чести Рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации (1993 г.).

2. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Программа курса. М., 2001.

3. Мехед Т.Г., Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Часть 1. М., 1998.

4. Щеглов А.В. профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Часть 2. М., 1999.

5. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Курс лекций. Часть 3. М., 2001.

6. Щеглов А.В. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Учебно- методические материалы. М., 2002.

7. Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов. /под ред. Наумкина Ю.В. М., 1999. (Главы 13-18).

8. Психология.. Педагогика. Этика: Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. доп./ Под ред. Наумкина Ю.В. М., 2002. (Главы 11 – 16).

9. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов. Учебное пособие / Под ред. Опалева А.В. и Дубова Г.В. ( год издания – любой).

10. Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. М., 1994.

11. Пылёв С.С. Духовно- нравственные и культурные основы деятельности полиции и милиции России ( история и современность). Монография. М., 2003.

Дополнительная литература:

1. Кукушин В.М. Профессиональная этика, этикет и такт работников органов внутренних дел. М., 1991.

2. Кукушин В.М. Полицейская деонтология: Социологический анализ зарубежных концепций. М., 1994.

3. Советы молодому милиционеру (О культуре поведения на службе и в

быту). М., 1996.

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М., 1998.

5. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995.

6. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учебное пособие. Минск, 1997.

7. Грядовой Д.И., Малахов В.П., Пылёв С.С. Вопросы формирования моральных потребностей сотрудников органов внутренних дел. М., 1996 г.



8. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников правоохранительных органов: Материалы международной научно-практической конференции в Московском университете МВД России 6 декабря 2002 г. М., 2003.

 

Любой человек живет и трудится в обществе, и это не только деятельность живущих ныне людей, стремящихся достичь своих целей. Это и система отношений, сложившихся веками, и принципы общественной нравственности, которые человек обязан учитывать и уважать, и господствующие в этом обществе идеи, теории и взгляды, сопровождающие каждый трудовой процесс. Именно потому положительное мнение о личном составе правоохранительных органов, об их служебной деятельности может получить положительную реакцию, уважение, одобрение и поддержку народа, когда она будет соответствовать духу национальных традиций, нормам нравственности, укоренившимся в обществе, иными словами, если, применительно к реалиям нашей страны, она будет органической частью российского образа жизни, русского менталитета.

Вспомним, на каких началах закладывался российский народный характер. Он формировался на обширных, свободных просторах восточноевропейских равнин. Россияне издревле владели землями, изобильно богатыми. В отличие от западноевропейских и восточных завоевателей, беспрестанно посягавших на российское богатство, Россия на протяжении своей более чем тысячелетней истории почти не вела захватнических войн. Из 538 лет, прошедших после Куликовской битвы до окончания первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось воевать против различных антирусских союзов, причем одну войну она вела с девятью врагами сразу, две – с пятью, двадцать пять лет – с тремя и тридцать семь – с двумя противниками.

И вместе с тем теppитоpия России pасшиpилась не только за счет завоеваний. Молдавские господари и грузинские цари, украинские гетманы и владыки народов Средней Азии, многочисленные народности Сибири и Дальнего Востока не раз просили принять их под высокую руку русского царя. Но на протяжении всей своей истории наш народ не выпускал из рук оружия, отстаивая свою независимость, свои национальные богатства, свой уклад жизни. Да, он был вынужден создать сильное государство, но у его истоков лежало «мирное призвание». И главной ценностью россиянина всегда был мирный труд.

Вот почему одной из господствующих идей национального самосознания в России всегда был патриотизм, любовь к Родине, гордость своей страной, ее историей, культурой, глубокое уважение к человеку, находящемуся, как раньше говорили, на «государевой службе», а ныне – на службе обществу и государству. И в первую очередь, эти чувства относятся к тем, кто является гарантом мирного образа жизни, гарантом общественного спокойствия – армии и правоохранительным органам. И работники правоохранительных органов должны постоянно помнить, что их деятельность питает одно из высших нравственных чувств народа – российский патриотизм и что население нашей страны совершенно справедливо предъявляет к ним повышенные нравственные требования. Представляя себе правоохранительные органы как прямое воплощение государственной воли, наши люди совершенно правомерно хотят видеть в деятельности сотрудников этих органов образец государственного патриотизма, воплощение лучших принципов общественной нравственности. Д.И. Писарев писал в статье «Генрих Гейне»: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно, в нашей собственной голове…»[1].

Во всем мире государственная служба менее выгодна, чем предпринимательство. Но сознание того, что общество наделило тебя властью, высокий престиж государственной службы (не говоря уже о гарантированной пенсии и многочисленных льготах) компенсируют определенные материальные издержки. Уважение общества, почитание «людей государственных» – важнейший показатель духовного и нравственного здоровья общества, прочности и стабильности государства.

Конечно, патриотизм не есть исключительное национальное качество россиян. Однако патриотизм в России имеет свою специфику, которая была зафиксирована и научно разработана в российской философской мысли. В отличие от многих стран Запада, где в национальном менталитете преобладают логическое связывание понятий, принципы рационализма, нашедшие в наше время наиболее яркое воплощение в философии позитивизма и прагматизма, в России получает преимущество стремление к истине путем понимания цельности бытия, внутреннего и внешнего, умозрительного и житейского.

В трудах выдающихся русских философов И.В. Киреевского, К.С. Аксакова, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и других подробно анализируется российское национальное осмысление общественных отношений. Большое место в их трудах занимает духовный, нравственный, чувственный аспект постижения истины, сочетание свободы и единства людей на основе их любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Эту особенность русского патриотизма очень тонко подметил А.С. Пушкин, выразив ее в следующих строках:

Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Не случайно в трудах русских философов громадное внимание уделяется попыткам философского осмысления общества и человека с позиций православного христианства, которое, как мы знаем, основано на возвеличивании любви к ближнему.

Голому рационализму целого ряда представителей западной философии они противопоставляли концепцию «умного, духовного деяния», определяя духовную сущность русского человека как стремление к общему благу, к поискам всеобщего добра. «Русский человек, – писал известный философ Н.О. Лосский, – обладает особенно чутким различием добра и зла; он зорко подмечает несовершенство всех наших поступков, никогда не удовлетворяясь ими и не переставая искать совершенство добра»[2].

Поэтому именно русской философской мысли присуще обязательное соединение таких категорий, как «истина» и «справедливость», с категорией «совесть», и именно в русской духовной культуре, в частности, в художественной культуре, нашло видное место рассмотрение таких проблем, как совесть и благоразумие, совесть и долг, совесть и правда.

Хотелось бы отметить еще одну черту, присущую российскому национальному самосознанию, русскому патриотизму, – это стремление к коллективизму. Сейчас, в эпоху проникновения в русскую культуру чужеродных для русского духа западных идей, многие начинают с усмешкой воспринимать когда-то даже в песне воспетый принцип: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». А ведь этот принцип пришел в нашу жизнь из древности. Разве выстояла бы, разве сохранилась бы Россия в борьбе против нашествия тевтонских псов-рыцарей, татарских орд, наполеоновских полчищ, наконец, против немецко-фашистских захватчиков, если бы мы так свято не чтили заповедь: «Положи живот за други своя».

Как видим, российский патриотизм уходит своими корнями в глубь истории, его специфически национальная форма порождена теми потрясениями, которые пережило государство Российское за долгий период своего существования. Любовь к Родине, пронзительная ностальгия по отчему дому в скитаниях по чужим краям, почитание своей культуры, своего языка, своих святынь – неотъемлемое качество, характернейшая черта всякого россиянина, качество, воспитываемое в нем с детства и непременно остающееся в его душе на всю жизнь. Таким он воспитывался и в прежние времена, поэтому вполне уместно привести здесь извлечение из учебника истории для народных школ «Наше родное», изданного в 1899 году: «Наше отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку наши отцы и деды; родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят на нашем родном языке и все в ней для нас родное; матерью зовем ее потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать – защищает и бережет нас от всяких врагов, и когда мы умираем, то она же прикроет и кости наши. Много есть на свете кроме России и других разных земель и государств, но одна у человека мать – одна у него Родина».

Вот только некоторые, хотя и одни из самых главных, особенности российского национального характера, определяющие общественную жизнь России, управленческие принципы государства, специфику общественной психологии, взаимоотношения людей. Они рассмотрены здесь в качестве примера, ибо эта область общественной жизни и государственной деятельности поистине безгранична. Однако эти примеры имеют целью ориентировать сотрудников правоохранительных органов, обратить внимание на те сферы, которые они обязаны тщательно изучать и учитывать в своей работе для достижения полного соответствия характера своей службы окружающей его социальной действительности, для достижения максимальной эффективности при исполнении возложенных на него обязанностей.

Конечно, главной сущностью службы является служение закону. Но при этом следует всегда твердо помнить, что сам по себе закон не является самоцелью, он существует во имя общественного блага. И закон – благо только при том условии, если он осознается обществом как воплощение справедливости, то есть как воплощение высшего нравственного начала, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность общества и государства. Если же закон начинает восприниматься гражданами как несправедливый, тем более безнравственный и бесчеловечный, то его исполнение производит прямо противоположный, т.е. общественно-дестабилизирующий эффект.

Надо четко уяснить, что сотрудник правоохранительных органов постоянно находится в сфере нравственного воздействия общества и своей служебной структуры. С одной стороны, он испытывает воспитательное нравственное воздействие общества, которое формирует его в соответствии с принципами общественной нравственности, а с другой, он своей деятельностью сам оказывает воспитательное воздействие на граждан – положительное, если исполнение им требований закона служит делу социальной справедливости и осознается гражданами как глубоко нравственное, отрицательное, если его действия воспринимаются гражданами как несправедливые и тем самым безнравственные.

Вот те основания, на которых построена воспитательная служба в правоохранительных органах. Она имеет много аспектов, но нравственное воспитание, куда органически входит воспитание у сотрудников чувства патриотизма и коллективизма, чувства социальной справедливости, уважительности к людям, является главнейшей формой воспитательной работы как руководителей органов и подразделений, так и сотрудников воспитательных и кадровых аппаратов, служебных коллективов.

Следует напомнить, что милицейская служба выковывает сильные и благородные характеры, достойные всеобщего уважения. В отличие от человека, который или не позволяет себе «не замечать» ничего дурного, или ограничивается внутренним негодованием, настоящий солдат пра­вопорядка при любых обстоятельствах вступает в схватку со злом, поскольку служебные обязанности органически сливаются у него с нравственными требованиями, с жизненной установкой.

Сегодня, как никогда, актуально звучит годами выработанное правило для каждого командира: «Руководить – значит воспитывать». И прежде всего на примерах мужества, самоотверженности, благо­родства, высоких деловых и нравственных качеств лучших сотрудников, и на этой основе формировать у молодого пополнения чувство гордости за свою профессию, стремление приумно­жить ратные и трудовые традиции.

Каждый руководитель обязан знать педагогическую аксиому: личный пример, который он подает своим поведением, является своеобразным «наглядным пособием» в воспитании коллектива. Вместе с тем важно уметь правильно ориентироваться в таких ас­пектах, как специфика социальных механизмов функционирования традиций в различных сферах нашего общества, проблемах упроче­ния, воспроизводства и развития традиций.

Традиции делятся на:

патриотические,

интернациональные,

боевые,

героические,

служебные.

Они обеспечивают передачу основных социальных ценностей не через бездумный механизм подражания, а через ус­воение многострадального опыта отцов. Этот процесс усвоения не имеет ничего общего с назидательностью. Это живое, эмоциональное проецирование настоящего на экран прошлого, все лучшее, что отстаивало старшее поколение в кровопролит­ных боях.

Традиции – это не только прошлое, но это и сегодняшний день, характерные черты, дела и поступки тех, кому народ доверил охрану своего мирного труда и покоя. Традиции – это нормы поведения, созданные ратными делами передовиков службы, отличников, лучших сотрудников правоохранительных органов. Их воспитательное значение состоит в том, что они помогают личному составу познать героические подвиги и благородные поступки старшего поколения, прочувствовать славный путь, пройденный подразделениями правоохранительных органов, проникнуться уважением к трудной, но почетной службе в них. Они способствуют укреплению дисциплины и повышению результативности работы в борьбе с преступностью.

Одна из прекрасных традиций нашей милиции – это ее постоянная и глубокая дружба с деятелями культуры, литературы и искусства. Как показывает жизнь, польза от этой дружбы взаимна, она обогащает внутренний мир работников милиции, в ней черпают новые темы и новые творческие силы представители разных видов и жанров искусства.

Неудивительно, что значительную роль в формировании нравственно-патриотических установок сотрудников играют музеи. Более ста музеев системы МВД России ведут пропаганду славных боевых и трудовых традиций солдат правопорядка, укрепляя тем самым связи милиции с населе­нием. Для наиболее полного представления об этом сошлемся на пример хранящегося в фондах Краснодарского краеведче­ского музея письма, заключающего в себе замечательный воспитательный потенциал. Это письмо минера, старшины милиции Василия Ильича Воронина, который, находясь в лагере смертников, нашел силы написать в будущее огненные слова завещания сыну: «Я сделал для счастья и свободы народа все, что было в моих силах. И безмерно удовлетворен тем, что в нашей победе будет доля и моего личного мужества. Тут я подошел к главному: милиционер – это боец переднего края, человек, которому в каждом шаге страны, народа должна принадлежать почетная доля труда и усилий».

Экскурсовод музея знакомит молодых сотрудников с его экс­понатами, рассказывает об истории органов милиции, о подвигах во имя защиты интересов людей, безукоризненном выполнении тре­бований присяги. Здесь же в музее проводится церемония посвяще­ния в милиционеры.

Из рук ветеранов милиции, передовиков службы вручается молодому пополнению табельное оружие, форма одежды, удосто­верения, памятные сувениры, цветы.

Продолжая тему традиций, следует сказать и о том, что в целом ряде органов и подразделений внутренних дел на­коплен значительный опыт наставничества. В практику работы го­родских и районных отделов внутренних дел Российской Федерации прочно вошла традиция закрепления за каждым вновь принятым сотрудником наставника из числа отличников службы. В воспитании молодых милиционеров исключительно большое значение имеют личный пример наставника, его деловые, политические и просто человеческие качества, всегда вызывающие желание подражать неформальному лидеру, походить на него.

Кроме того всячески пропагандируются милицейские династии, семьи, которые свою трудовую биографию связали с благородным делом обеспече­ния правопорядка и безопасности граждан страны. Это один из путей укрепления, развития и повышения авторитета органов внутренних дел. Примером этому может служить, например, династия Ми­хайловых из Республики Саха (Якутия). Более тридцати лет служил в милиции глава семьи старшина милиции Прокопий Федорович, пять его сыновей пошли работать в уголовный розыск, стали высо­коквалифи-цированными сыщиками, мастерами своего дела. Такая «се-мейственность» достойна уважения и поддержки.

Однако, к сожалению, бывает и так, что в клубах гаснут люстры, приспускаются боевые знамена. Сотрудники провожают в последний путь своих погибших товарищей.

Вспомним фильм «Самый последний день», в основу которого легла одноименная повесть Бориса Васильева. В этой киноленте, где действие развивается неторопливо, с обстоятельностью, присущей характеру глав­ного героя, лейтенанта милиции Семена Митрофановича Ковалева, образ которого блестяще воплотил на экране Михаил Ульянов, пожалуй, только раз взорвется спокойная тишина. Ее прорежет срывающийся от боли го­лос комиссара: «Найти мне их! Непременно найти!» – и вой сирен мили­цейских машин, стремительно вылетающих на задание, чтобы поймать бандитов, от рук которых погиб в последний – накануне выхода на пенсию – день своего дежурства Ковалев. Это произойдет в предфинальных кад­рах картины «Самый последний день».

Человек, с которым знакомит нас артист Михаил Ульянов, завоевы­вает расположение зрителей своей доброжелательностью, душевным от­ношением к людям, хотя жизнь сталкивает его не только с хорошими се­мьями и прекрасными людьми, но и со сложными человеческими судьба­ми, и с реальными трудностями быта, и с людским равнодушием, и со злом в его мерзком обличье...

Погибнуть в мирное время. Что может быть трагичнее этого? Но если жизнь отдана за людей твоей Родины, ради уничтожения зла, которое мешает спокойно жить и трудиться, растить детей, – честь и слава этим сотрудникам. Вот почему в Москве на Трубной площади открыт памятник «Благодарная Россия – солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга». Величественную колонну венчает образ Георгия Победоносца – сим­вол борьбы добра со злом. Автор памятника – народный художник России, скульптор А.А. Бичуков.

Сооружение памятника стало всенародным признанием заслуг сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, которые ценой своей жизни подтвердили беззаветную преданность Отечеству, верность Присяге и закону.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Введение. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 181; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.178.153
Генерация страницы за: 0.008 сек.