Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные требования к психологическим разработкам и исследованиям в условиях военного времени

Практика, потребности общественной жизни всегда были важным стимулом научной деятельности. Однако в экстремальной ситуации военного времени эта связь стала еще более непосредственной и динамичной. Режим работы в условиях сворачивания (в первый год войны) деятельности ряда научных центров, их перебазирования в другие районы страны, сокращения числа психологов, занимавшихся научно-исследовательской деятельностью, привели к необходимости максимальной, предельной мобилизации и концентрации всех интеллектуальных ресурсов на наиболее важном направлении - практических нуждах военного времени.
Соответственно все вышеуказанное, а также необходимость повышения эффективности научно-исследовательской работы обусловили как одно из основных требований прикладную ориентированность теоретических и экспериментальных разработок на решение актуальных практических задач. В качестве ведущего критерия оценки результатов и основного ориентира при планировании научно-исследовательской работы использовались ее прикладная значимость и практическая эффективность. Это было связано, помимо прочего, и с тем, что база научных разработок перемещалась из стен и лабораторий исследовательских институтов в практические учреждения. В области психологии это были, в первую очередь, госпитали и клиники. Соответственно этому, как отмечалось, "и научная тематика... должна строиться так, чтобы выполнение тематики повышало качество лечебной работы" (Морозовский Н.С., 1942. С. 3).
Более того, специально подчеркивалась необходимость неразрывного единства научно-исследовательской и научно-практической работы. Так, в начале 1942 г. был разработан план научно-исследовательских работ на 1942 г. в госпиталях. В инструктивном письме и комментарии к этому плану председатель Ученого Медицинского Совета Наркомата здравоохранения СССР Абрикосов и Начальник Главного управления эвакогоспиталей С. Миловидов указывали не только на использование эвакогоспиталей как базы для научно-исследовательской работы, но и на то, что "необходимо изжить совершенно неправильное мнение о том, что научно-исследовательская работа несовместима с повседневной практической деятельностью" (О развертывании НИР..., 1942. С. 52; Методическое письмо..., 1942. С. 53).
Другим важным требованием к научным разработкам явилось существенное сокращение сроков исследований. Это было обусловлено не только тем, что ситуация на фронтах требовала оперативности во всех вопросах (как писал прозаик В. Чалмаев, "годы были втиснуты в месяцы, недели спрессованы в часы" (Чалмаев В., 1985. С. 303), но и тем обстоятельством, что результаты исследований с нетерпением ожидались практическими работниками для использования их в повседневной деятельности.
Очень часто именно от оперативности получения результата экспериментально-научной разработки зависела жизнь конкретных людей. В этом отношении характерно одно из высказываний Наркома здравоохранения Грузии С.Н. Мачавариани на совещании медицинских работников эвакогоспиталей Грузии летом 1942 г.: "Ряд ценнейших предложений с прежней медлительностью испытываются, изучаются и апробируются в клиниках и комиссиях; между тем, сейчас нужны иные темпы" (Мачавариани С.Н., 1942. С. 7). Он особо подчеркнул: "Кое-кто из наших научных работников еще не считает нужным немедленно делиться с общественностью всеми полученными ими в процессе работы положительными фактами того или иного нововведения, применения того или иного препарата. Подобным "секретам" сейчас не должно быть места" (Там же. С. 7). Тем самым формулировалось еще одно требование - открытость, доступность результатов исследований широкому кругу ученых и практических работников.
Условия военного времени обусловили и ряд особенностей проведения научно-исследовательской работы в области психологии.
Во-первых, как правило, большинство работ выполнялось психологами в тесном взаимодействии со специалистами других профессий. Это позволяло не только комплексно решать все аспекты проблемы, но и использовать для этого данные из других областей знания. При анализе эффективности научных исследований в одной из ключевых сфер практического приложения психологии в военные годы специально подчеркивалось, что "наши научные изыскания в области изучения боевой травмы, обеспечившие успехи лечения раненых, основывались на широком охвате проблем различных теоретических и клинических дисциплин, что обеспечило комплексное, всестороннее и глубокое изучение важнейших вопросов, связанных с раневым процессом..." (Руфанов И.Г., Ростоцкий И.Б., 1946. С. 4).
Во-вторых, подавляющая часть исследований включала полный, завершенный цикл разработки: от теоретического обоснования - через экспериментальную проверку - до практического внедрения.
В-третьих, не теоретические выкладки и положения определяли программу, процедуру и методы исследования, а конкретная практическая задача и реальные возможности ее решений. В наибольшей степени это было типично для разработок по восстановлению боеспособности и трудоспособности раненых бойцов. "Наблюдения над тщательно обследованными больными и ранеными должны служить основным материалом для научных выводов. Если обычно научную работу мы базируем на двух методах - наблюдении и эксперименте, то здесь в нашем распоряжении остается только метод наблюдения" (Морозовский Н.С., 1942. С. 3).

  • Таким образом, основными особенностями организации и проведения психологических разработок и исследований в период войны явились:
    • четко выраженная прикладная направленность;
    • единство научно-исследовательской и научно-практической работы;
    • сокращенные сроки проведения;
    • открытость и доступность результатов широкому кругу специалистов;
    • междисциплинарный характер;
    • завершенность исследовательско-внедренческого цикла;
    • практичность и комплексность как основные критерии эффективности и ценности результатов.

Эти особенности обусловливались требованиями времени и реализовывались на фоне преимущественного внимания психологов к прикладным и методическим, а не собственно теоретическим вопросам психологического знания (следует отметить, что большинство из этих требований не были специфичны только для психологических исследований и разработок, а распространялись на научно-исследовательскую деятельность в целом).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая ситуация в стране после начала войны | Основные задачи психологической науки в условиях военного времени
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.