Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование новых направлений и отраслей психологии




Наряду с традиционными направлениями, начиная с 60-х гг. в психологической науке в СССР получают развитие новые отрасли психологической науки, оказавшие существенное влияние как на разработку общепсихологических проблем, так и на решение практических задач.
Особенно бурно развивается в эти годы инженерная психология (см. Видео). Освоение космоса, развитие новой техники, автоматизация производства ставили новые задачи перед человеком и выдвигали новые проблемы перед психологией. Разработка вопросов взаимодействия человека с техникой нового поколения составила главное содержание инженерной психологии. Проблема "человек и техника" становится одной из наиболее интенсивно и всестороннее разрабатываемой как на методологическом, так и на практическом уровнях.
Начало инженерно-психологическим исследованиям было положено в Ленинградском университете, где была организована первая лаборатория инженерной психологии, возглавляемая Б.Ф. Ломовым (см. Видео, ч. 1 и ч. 2). Эти проблемы разрабатывались также в ряде других научных центров (Д.А. Ошанин, В.П. Зинченко, В.А. Пономаренко, В.А. Бодров,А.И. Галактионов, В.М. Мунипов, Г.М. Зараковский и др.). Обобщение достижений инженерной психологии отражено в монографии Б.Ф. Ломова "Человек и техника" (1963, 1966 - 2-е изд.), в коллективном труде "Инженерная психология" под ред. А.Н. Леонтьева (1964), в сборниках "Проблемы инженерной психологии" Ленинградского отделения Общества психологов (1964, 1965, 1966), в сборниках "Психология и техника" (1965) и "Система "человек и автомат"" (1965) под ред. Д.А. Ошанина, в трудах по эргономике (В.П. Зинченко, В.М. Мунипов и др.).

  • В инженерной психологии человек мыслился как подсистема единой системы "человек - машина", отсюда вытекали следующие проблемы:
    • распределение функций между человеком и машиной;
    • психологические и физиологические аспекты управления человеком техническими средствами;
    • структура деятельности оператора (индивидуальная и групповая) и факторы ее эффективности;
    • процессы приема и переработки человеком информации в условиях сложных автоматизированных систем и т. д.

Эти задачи, тесно связанные с исследованием широкого круга общепсихологических проблем, были нацелены на повышение надежности и эффективности системы "человек - машина", включая как технические звенья, так и самого человека.
Другое направление практически ориентированных исследований, возникших в этот период, представлено новой отраслью - космической психологией, возникшей как естественное продолжение исследований в авиационной психологии (Ф. Горбов, Г. Береговой, А.И. Лебедев и др.). Экстремальность ситуации космического полета, сложность и ответственность задач, решаемых космонавтом, необходимость обеспечения его высокой работоспособности и сохранения здоровья определили особую значимость исследования психологических проблем: особенности психических процессов и состояний в условиях невесомости, специфика взаимодействия анализаторов, влияние "пространственной напряженности", организация межличностного взаимодействия космонавтов и динамика психического самочувствия в условиях длительного полета и изоляции и др. Быстрыми темпами в последние десятилетия развивается социальная психология, которая после ее запрета в 30-е гг., выделяется теперь в самостоятельную отрасль психологической науки. Предметом серьезного исследования стали основные теоретические вопросы социальной психологии (предмет, методы, основные проблемы и направления исследований) (Е.В. Шорохова, Г.М. Андреева, А.В. Петровский, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, М.И. Бобнева, Я.Л. Коломинский, А.Г. Ковалев, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев, Л.А. Петровская, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, Л. Свенцицкий и др.) Конкретные исследования охватывают широкий круг проблем, включающих изучение специфики групповых форм взаимодействия, механизмов межличностного взаимодействия на разных его уровнях, взаимоотношений личности и группы и т. д.

  • В соответствии с отечественной традицией утверждается принципиально важное для понимания закономерностей развития социальной психологии в СССР представление о стратегии исследования социально-психологических явлений, включающее:
    • 1) определение "социального контекста" (системы социальных отношений) как основы исследования эмпирически наблюдаемых отношений между индивидами;
    • 2) рассмотрение социально-психологических процессов в контексте реальной социальной группы как части существующей социальной системы;
    • 3) исследование группы на основе принципа деятельности как коллективного субъекта, а всех межгрупповых и внутригрупповых процессов как опосредованных совместной деятельностью людей (Бассин Ф.В., 1968).

Внутри социальной психологии развиваются и начинают отпочковываться и превращаться в самостоятельные области отдельные направления: психология управления, политическая психология, этнопсихология и т.д. Активно разрабатываются прикладные социально-психологические проблемы (изучение конкретных групп и коллективов, исследование социально-психологического климата и т.д.).
В этот же период возникает новое направление психологии - психология научного творчества. Разработка его началась в Институте естествознания и техники АН СССР и отразилась в сборниках "Научное творчество" (1969), "Проблемы научного творчества в современной психологии" (1971), "Научное открытие и его восприятие" (1971). В исследовании творчества поднимались вопросы механизмов творческой деятельности, психологических факторов творчества, мотивации научного труда, творческого потенциала личности, вопросы социальной психологии науки, значения интуиции и др. Общепсихологические закономерности творческой деятельности исследуются в работах Я.А. Пономарева, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, И.Н. Семенова и др.
Успешно развивались сравнительная и зоопсихология, нейро- и патопсихология, специальная психология (тифлосурдопсихология) и психология аномального развития, военная и юридическая психологии, педагогическая психология и история психологии, психология спорта. Ряд работ посвящен изучению психологии взрослого человека, проблемам акмеологии и геронтопсихологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.