Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель жизненного цикла продукта




Модель монополистических преимуществ

Модели прямых инвестиций

Вышеописанные теории основное внимание уделяют выво­зу капитала в ссудной форме, частично – в форме портфельных инвестиций, но мало затрагивают движение капитала в форме пря­мых инвестиций. Их бурный рост во второй половине XX в. сти­мулировал появление нескольких моделей прямых инвестиций.

 

 

Модель монополистических преимуществ была разработана американским экономистом Стивеном Хаймером и далее развита Ч. Киндлебергером и другими экономистами. Она базируется на идее, что иностранный инвестор находится в менее благоприятной ситуации по сравнению с местным: он хуже знает рынок стра­ны и «правила игры» на нем, у него нет здесь обширных связей, он несет дополнительные транспортные издержки и больше стра­дает от рисков. Поэтому ему нужны дополнительные, так называемые монополистические (то есть присущие только ему) преиму­щества перед местным конкурентом, за счет которых он мог бы получить более высокую прибыль. Это премия за инвестицион­ный риск (о которой писали Милль и Олин), получаемая в силу преимуществ, возникающих в ходе монополистической конку­ренции (ее теорию разработал Э. Чемберлин).

Для иностранного инвестора монополистические преимуще­ства возможны за счет использования несовершенной конкуренции на местных товарных рынках (если у него есть оригинальный продукт); несовершенной конкуренции на рынках экономичес­ких ресурсов (при наличии у иностранной фирмы совершенной технологии, легкого доступа к кредиту, большого предпринима­тельского опыта); преимуществ в масштабах (за счет чего возможно получать большую массу прибыл), благоприятного государственного регулирования иностранных инвестиций (особые льго­ты иностранному капиталу) и др.

 

 

Модель жизненного цикла продукта (цикла жизни продукта) была разработана американцем Раймондом Верноном. В соответствии с этой моделью новый продукт проходит четыре стадии цикла жизни (иногда их насчитывают пять): 1 – внедрение на рынок; II – рост продаж; III – зрелость (IV – насыщение рын­ка); IV (V) – спад продаж.

Международный цикл жизни продукта выглядит для фирмы, впервые наладившей его производство, несколько иначе: I – мо­нопольное производство и экспорт нового продукта; II – появ­ление у иностранных конкурентов аналогичного продукта и их внедрение на рынки (прежде всего на рынки своих стран); III – выход конкурентов на рынки третьих стран и соответственно со­кращение экспорта продукта из страны-пионера; IV – выход кон­курентов на рынок страны-пионера (как возможная стадия).

Передовая в технологическом отношении фирма может начать внедрение другого продукта к моменту возникновения конкурен­ции со стороны новых производителей, возможно даже продав им патент на производство своего старого продукта. Однако су­ществует и иной выход при усилении угрозы экспорту – самому наладить производство за рубежом, что продлит жизненный цикл продукта. Тем более что на стадиях роста и зрелости издержки производства обычно снижаются, приводя к снижению цены про­дукта и увеличению возможностей как для расширения экспорта, так и для налаживания зарубежного производства. Но по сравнению с экспортом товара производство за рубежом часто выгоднее из-за более низких переменных издержек, возможностей обойти таможенные барьеры, усиления позиций в борьбе с иностранными монополиями и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.