Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие стратегии в менеджменте

Слово «стратегия» означает «искусство развертывания войск в бою». За последние годы это понятие широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.

Г. Минцберг, Б. Альтсрэнд, Д. Лэмпел определяют понятие «стратегия» по пяти направлениям как пять «П»:

· стратегия - это план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее;

· стратегия - это принципы поведения или модель поведения;

· стратегия - это позиция;

· стратегия - это перспектива;

· стратегия - это прием, маневр с целью перехитрить соперника.

Стратегия организации - это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

В современных условиях, а также учитывая, что в режиме стратегического управления стратегия состоит из двух частей:

1) из запланированных, заранее предусмотренных способов, действий по приспособлению к внешней среде;

2) из реактивных действий на непредвиденные события во внешней среде, можно считать, что стратегия - это система установок и мер, направленных на долгосрочное укрепление конкурентной позиции организации в рамках установленной миссии.

В связи с внутренней иерархией (структурой) системы стратегия может быть общей для всей организации в целом (общая, базовая, корпоративная, общефирменная стратегия) и частной (для конкретного вида бизнеса - деловой, конкурентной, бизнес - стратегией; для функций управления - функциональной; для структурного подразделения - операционной).

С точки зрения целевой направленности и значимости в управлении бизнесом планирование классифицируется на стратегическое, тактическое (текущее) и оперативное.

Стратегическое планирование осуществляется на базе принятой фирмой стратегии и установленных соответствующих стратегических целей. Это означает, что сначала на основе анализа и прогноза изменения факторов внешней и внутренней среды разрабатывается стратегия поведения фирмы в бизнесе, устанавливаются период реализации стратегии и желаемые стратегические цели (через систему количественных характеристик), а затем разрабатываются стратегические планы - корпоративные (для фирмы в целом) и функциональные (маркетинговые, производственные, финансовые, кадровые, экономические и т. д.).

Как правило, стратегическое планирование нацелено на перспективу и охватывает долгосрочный или среднесрочный период.

Достижение стратегических целей требует значительных финансовых, материальных и трудовых ресурсов, поэтому предусматривается поэтапное движение к поставленным целям через систему тактического, или текущего, планирования.

Тактическое планирование представляет собой совокупность плановых решений (заданий), направленных на достижение стратегических целей в заданный период времени (как правило, годовой, иногда двухлетний период). С помощью текущего планирования обеспечивается последовательное продвижение к намеченным стратегическим характеристикам. По мере поэтапного продвижения к целям учитываются реальные результаты и осуществляется корректировка стратегических целей или их количественных показателей.

Например, корпоративной стратегической целью является достижение доли рынка в размере 10 % в течение четырех лет. Существующая доля рынка фирмы составляет 6 %. В процессе текущего планирования определяется, что необходимо сделать в каждый годовой период для обеспечения своевременного достижения стратегической цели с минимальными затратами для фирмы.

В процессе тактического планирования конкретизируются промежуточные цели на очередной плановый период с учетом уже действующих (а не прогнозируемых) факторов внешней и внутренней среды фирмы, что снижает степень неопределенности по сравнению со стратегическим планированием. Для усиления целенаправленности повседневной деятельности коллектива фирмы используется оперативное планирование.

Оперативное планирование направлено на достижение промежуточных целевых установок тактических планов, составленных на короткий период (как правило, до месяца). В процессе оперативного планирования устанавливаются дневные, недельные, подекадные и месячные задания и проводится ежедневная диспетчеризация выполнения этих заданий. С помощью оперативных совещаний осуществляются контроль и регулирование деятельности всех работников (или служб) фирмы. В рамках оперативного планирования практически снижается неопределенность в плановых решениях, хотя вероятностный характер достижения плановых результатов остается.

SWOT-анализ (СВОТ анализ) — метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие. Все факторы делятся на четыре категории:

· 2 категории СВОТ (SWOT) анализа описывают предприятие изнутри- strengths (сильные стороны предприятия), weaknesses (слабые стороны предприятия);

· 2 другие категории СВОТ (SWOT) анализа описывают внешнюю среду для предпрития – opportunities (возможности для предприятия) и threats (угрозы для предприятия).

Поскольку SWOT (СВОТ) анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям, отдельным людям и странам для построения стратегий в самых различных областях деятельности.

SWOT / СВОТ анализ обычно представляют в виде матрицы:

  Положительное влияние Отрицательное влияние
Внутренняя среда Strengths – свойства предприятия, проекта или коллектива, дающие преимущества перед другими в отрасли. Weaknesses – внутренние свойства, ослабляющие проект, предприятие, коллектив и т.д.
Внешняя среда Opportunities – внешние вероятные факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели. Threats – внешние вероятные факторы, которые могут осложнить достижение цели.

Что можно при SWOT / СВОТ анализе рассмотреть для оценки предприятия или любого оцениваемого проекта изнутри (сильные и слабые стороны):

1. Продукция или результат – уникальность, востребованность на рынке, цену, качество, конкурентные преимущества.

2. Технологию производства продукта или другого результата и оборудование, себестоимость, возможности проведения новых исследований и разработок;

3. Бизнес процессы производства и реализации продукции или результата;

4. Профессиональные кадры, командный дух, корпоративная культура, зарплаты и возможности мотивации;

5. Возможности управляющего звена компании – менеджмент можно выделить в отдельный пункт для рассмотрения при составлении SWOT / СВОТ анализа;

6. Возможности для рекламы и продвижения продукции или результата;

7. Послепродажное обслуживание или получение feedback (ответной реакции) на продукцию или результат;

8. Ресурсы предприятия или проекта – финансовые возможности, доступ к сырью и материалам, к квалифицированным кадрам, время для продвижения бизнеса, создания производства и т.п.

При составлении СВОТ / SWOT анализа совершенно не обязательно «вымучивать» ответы на все поставленные вопросы. Напишите только о том, где именно у Вашего предприятия или проекта заметные отличия от конкурентов. Если у предприятия не будет заметных сильных сторон после такого анализа, упс – у Вас проблемы. Срочно придумайте, в чем будет Ваше конкурентное преимущество. До того, как уверенно заполните ячейку Strengths, не приступайте к реализации проекта.

СВОТ / SWOT анализ факторов внешней среды может включать в себя факторы, влияющие на предприятияе/проект и конкурентов (возможности и угрозы):

1. Политическая ситуация в стране, изменения в правительстве, изменения политики, изменение приоритетов в государстве;

2. Изменения регулирующих норм, таких как налоги, пошлины, законы о регулировании деятельности медицинских учреждений, например и т.п.

3. Экономическая ситуация в стране, мире, отрасли. Она, например, может повлиять на покупательский спрос, развитие или наоборот стагнацию отраслей – потребителей продукции или потерю/появление интереса к проекту в обществе.

4. Развитие технологий. А будет ли нужен Ваш продукт, если наука на пороге открытия и внедрения новых технологий. Культурные особенности общества, уровень зарплат и профессиональной подготовки. Например, Китай берет тем, что у него дешевая рабочая сила, пусть и не очень квалифицированная. А как у Вас обстоят дела с этим?

5. Конкуренция. Насколько много у Вас конкурентов и могут ли стать они угрозой.

 

Бизнес-план - это документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществлять для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Составлять его рекомендуется на 3-5 лет. Для первого и второго года показатели следует давать в помесячной и поквартальной разбивке, далее - в годовом разрезе.

Цель бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность предприятия на различные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Насчитывают до 10 основных функций, которые призван выполнить бизнес-план.

Внешние:

Возможность получения инвестиционных и кредитных ресурсов.
Привлечение к сотрудничеству.

Внутренние: текущее и перспективное планирование деятельности предприятия.

Выполняя внутренние функции, бизнес-план помогает решить следующие задачи:

- определить конкретные направления деятельности предприятия, его место на рынке строительной продукции;

- сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия, мероприятия по их достижению;

выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, предлагаемых организацией;

- определить предполагаемые затраты на изготовление товара или оказание услуг;

- прогнозирование всей системы показателей деятельности позволяет рассчитать и оценить конечные результаты деятельности;

изучить финансовое положение предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

- предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению плана;

является средством контроля и регулирования процесса производства, расходования денежных средств и получения прибыли;

- является мощным инструментом самообучения.

Важное значение имеет структура бизнес-плана, который представляет собой достаточно сложный документ. Разделы бизнес-плана должны охватывать все аспекты деятельности предприятия.Хотя внешне бизнес-планы могут отличаться друг от друга, состав их разделов, по существу, остается практически неизменным, хотя по форме может видоизменяться в зависимости от типа решаемой задачи.

Структура бизнес-плана

1. Резюме бизнес-плана (краткая аннотация)

2. Цели и задачи проекта

3. Описание компании

4. Описание продуктов

5. План маркетинга

6. Производственный план

7. Организационный план

8. Финансовый план

В разделе «Концепция, обзор, резюме» указывается все самое главное – информация, дающая представление о проекте и кратко обеспечивающая все необходимые данные, характеризующие проект:

  • название, автор, версия бизнес-плана;
  • собственник, срок проекта;
  • суть проекта;
  • цель проекта;
  • задачи проекта;
  • показатели проекта (потребности в капитале, результаты, эффект);
  • гарантии возврата инвестиций;
  • критические для успеха элементы;
  • ключевые факторы, способные повлиять на рассмотрение возможности инвестирования;
  • аннотация (краткое описание проекта)

 

2.Идея (сущность) предлагаемого проекта

· Общие исходные данные и условия.

· Описание образца нового товара.

· Оценка опыта предпринимательской деятельности.

· Оценка рынка сбыта.

· Описание потребителей нового товара.

  • Оценка конкурентов.
  • Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.

3.Описание компании.

В разделе указываются следующие основные данные о предприятии (фирме, компании, организации):

  • название;
  • организационно правовая форма;
  • форма собственности;
  • структура собственности;
  • месторасположение (карта), транспортные магистрали;
  • почтовый адрес;

· Интернет сайт;

  • электронный адрес;
  • руководство (ФИО, возраст, должности, квалификация, краткая характеристика, фото, доли участия в капитале);
  • уставный фонд;
  • краткие финансовые показатели за последнее время (оборот, активы, прибыль);
  • банковские реквизиты (рублевые и валютные счета, депозиты);
  • лицензии, сертификаты, разрешения и т. д.;
  • история развития, основные этапы, основные достижения и неудачи;
  • инфраструктура предприятия (связь, транспорт, социальные объекты);
  • основные средства (недвижимые и движимые);
  • расположение недвижимости;
  • нематериальные активы, ноу хау;
  • уровень технологии;
  • оборотные средства;
  • инвентарь;
  • оценка залоговых средств;
  • персонал, средняя численность, оргструктура;
  • описание бизнес процессов;
  • поставщики (расположение, характеристика);
  • продукция;
  • рынки сбыта (расположение, характеристика);
  • отношения с властью, наличие государственной поддержки;
  • существующие проблемы;
  • стратегические и тактические цели, планы их достижения;
  • преимущества и недостатки, возможности и угрозы.

4.В качестве характеристик продукта указывают:

· функциональное назначение продукта;

· примеры использования продукта;

· соответствие продукта принятым стандартам;

· технологичность, универсальность продукта;

· стадия разработанности продукта в текущее время;

· требования к контролю качества продукта;

  • требования к подготовленности пользователей (потребителей);
  • требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию и поддержке пользователей (потребителей);
  • условия хранения и транспортировки продукта;
  • возможности дальнейшего развития (доработки) продукта.

 

5.План маркетинга

· Цели маркетинга.

· Стратегия маркетинга.

· Финансовое обеспечение плана маркетинга.

6.План производства

· Изготовитель нового товара.

· Наличие и требуемые мощности производства.

· Материальные факторы производства.

· Описание производственного процесса.

  • 7.Организационный план
    • Организационно-правовая форма собственности фирмы.
    • Организационная структура фирмы.
    • Распределение обязанностей.
    • Сведения о партнёрах.
    • Описание внешней среды бизнеса.
    • Трудовые ресурсы фирмы.
    • Сведения о членах руководящего состава.

8.Финансовый план

· План доходов и расходов.

· План денежных поступлений и выплат.

· Сводный баланс активов и пассивов фирмы.

· График достижения безубыточности.

· Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).

· Оценка риска и страхование.

Описание окружения, факторов, рисков и нормативной информации осуществляется в разрезе трех уровней:

1. ситуация в стране;

2. региональная ситуация;

3. местная ситуация.

В рамках каждого уровня описывается ситуация в экономической; политической; социальной; законодательной; экологической сферах. Не затрагивающие проект аспекты могут быть опущены. В разделе возможно привести анализ альтернатив реализуемому проекту.

В разделе оценки риска и страхования освещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации проекта, и основные методы защиты от потенциальных трудностей. Данный раздел содержит следующие составные части:

  • перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого;
  • организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков;
  • программа страхования от рисков.

Понятие организационной структуры. Организационная структура предприятия - это внутренняя упорядоченность, согласованность и взаимодействие отдельных частей единого целого.

Организационная структура — документ, устанавливающий количественный и качественный состав подразделений предприятия и схематически отражающий порядок их взаимодействия между собой. Структура предприятия устанавливается исходя из объёма и содержания задач, решаемых предприятием, направленности и интенсивности, сложившихся на предприятии информационных и документационных потоков, и с учётом его организационных и материальных возможностей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Планирование: понятие, цели, принципы, этапы | Функциональная организационная структура. Основы линейных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 6631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.