КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Античная философия
подразделяется на несколько периодов. На начальном этапе существовала как греческая, а затем как римская (латинская). Охватывает она тысячелетний период с 6 до н.э. по 5 в. н.э. I этап - зарождение греческой философии. 6 в.до н.э. П этап - расцвет греческой философии - 5-4 вв до н.э. Ш этап - закат греческой и расцвет римской философии - 3-1 вв до н.э. IV этап - философия периода римской империи (Римская Республика) - 1-5 вв. н.э. Родина философии - малоазиатская часть Эллады, которая называется Иония. Первой философской школой была Ионийская философская школа. В свою очередь она представлена Милетской школой (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, а к самой Ионийской - Гераклит). Первым среди равным является Фалес - первый философ, первый математик, первый физик. Очень образованный. <...> Но больше всего интересовался, что лежит в основе всего мира? Господствовавшее в то время мнение было изложено у Геосиода (Был хаос, появляется земля, потом подземное царство и т.д.). В мифологии не говорится о том, из чего это все появляется. Фалес приходит к выводу, что таким первоначалом является вода, т.е. жидкое состояние вещества. Помимо нее еще 3 стихии - Огонь, воздух, земля. Анаксимандр (ученик и последователь Фалеса). Создал первую географисескую карту, солнечные часы. Наблюдая превращения друг в друга 4 стихий, не считал возможным принять за первоначало ни одно из них, а предложил некий апейрон в качестве такого первоначала. Это некая неопределенная материя, не состоящая ни из чего земного. Из этой материи рождаются и небеса и все миры, которые существуют. Миров может быть сколь угодно много. Эти миры находятся в постоянном движении, то возникают, то уничтожаются. Считал, что первые организмы, первые живые существа - это рыбы, зародившиеся во влажных местах и имели чешую с шипами, затем попали на сушу, чешуя лопнула, и они стали вести другой образ жизни. Первые люди зародились в рыбах. Анаксимен (последователь и ученик Анаксимандра). - вторая половина 6 века. Все причины и начала всех вещей свел к беспредельному воздуху, который различается по степени плотности или разряженности своей сущности. При разряжении рождается Огонь, при сгущении - Ветер, затем Туман, Вода, Земля, Камень. А дальше из этого возникает все остальное. Душу считал тоже воздушной, имеющей определенное материальное начало. Не боги сотворили воздух, а сами произошли из Воздуха. Боги также материальны. Гераклит развил эти идеи. Жил с 520-460 гг до н.э. Супераристократ, противник демократии, выступал против господства черни. За пессимистические взгляды прозвали "плачущий", а второе прозвище - "Темный" за непонятность того, чему он учил. В качестве первоначала всего сущного признавал Огонь, считает, что все является результатом превращения огня, все обменивается на огонь и огонь обменивается на все. Весь космос - един для всех, его не создали ни люди, ни Боги. Космос всегда есть, был и будет вечно живым огнем, который мерами погасает и мерами разгарается. Все, что происходит, происходит по необходимости, по определнным законам. Впервые рассуждает о развитии - учении, которое впоследствии станет называться диалектикой. Диалектика - учении о развитии. Знаменитое высказывание "В одну и ту же реку нельзы войти дважды". Кротил (ученик Гераклита) еще дальше развил эту идею "В одну и ту же реку нельзя войти не то что дважы, а нельзы войти даже один раз". Более того. В силу того, что все постоянно меняется, ничего ни о чем нельзя утверждать абсолютно определенно, поскольку то о чем мы утверждаем, успевает измениться за время высказываения. Ему принадлежит первое утверждение об относительности этических и эстетических категорий.
Эмпедокл – 490-430 гг. до н.э. Пытался вступить в Пифагорейский союз, но его приняли в качестве вольного слушателя. Находился на стадии Пифагореика. Ему позволялось слушать, но не позволялось высказываться. Нарушил клятву неразглашения собраний, за что и был изгнан из Союза, после чего Пифагорийцы приняли Устав, которым запретили прием в Союз «поэтов». Впервые разделил базы бытия на элементы и начала. Элементами были признаны все те же 4 стихии. Сами элементы друг в друга не превращаются, а разнообразие вещей достигается соединением и разъединением элементов, в зависимости от пропорции Наряду с элементами действуют 2 начала – любовь и вражда. Мир не изменен, поскольку неизменны его составляющие. Но он постепенно то возникает, то исчезает. Когда побеждает любовь, возникает единство, которое представляет собой один большой шар. При вражде мир разъединяется и потом опять все идет по кругу. Он считал мироздание вечным и находящимся в вечно повторяющемся движении. Все живое (растения, животные и человек) появились не целыми, пройдя 4 стадии эволюции. Сначала появились элементы живых существ, которые носились в воздухе и не были связаны друг с другом, а затем произвольно соединились. Какие-то из них оказались более удачные (т.н. «естественный отбор»), которые получили возможность к самовоспроизводству. Человек являлся результатом соединения все тех же элементов, но когда человек умирал, то умирали и его душа и тело (коль скоро все разъединяется). Но верил в переселение душ. Анаксагор – 500-428 гг. до н.э. Попытался согласовать учение Эллиатов о некой фундаментальной неизменной первооснове всего с представлением об очевидном наличии движения в мире. В основе всего лежат мельчайшие частицы, которые он назвал семенами вещей, которые представляют собой качественно определенные частицы, они бесчисленны по количеству и разнообразию своему, а все вещи делимы до бесконечности. Следующее положение: «Во всем есть часть всего», уменьшается лишь величина, и в этом смысле вещица подобна целой вещи. Вещь становится чем-то, благодаря тому, что в ней что-то преобладает. Но на самом деле во всем есть часть всего. Поэтому можно говорить о мельчайшей частице как о микрокосмосе. Что упорядочивает эти семена веществ? – Это нус (?????). В данном случае мусс это разум, божественный или не совсем. Все смешивается в этом мире, только Ум абсолютно чист и ни с чем не смешивается. Ничто не возникает и не уничтожается и само использование слов «уничтожение» и «гибель» используются неправомерно. Вместо слов «возникновение» следует говорить «смешивается», а вместо «уничтожается» - «разъединяется». Ничто не возникает из небытия, т.к. небытие не существует, и ничто не исчезает бесследно. Хотя он и полагал, что Ум – источник порядка в мире, но считал, что многое в мире происходит и без его участия, путем самоорганизации. Считал, что Солнце и Луна – раскаленные камни, что Солнце - большое (в несколько раз больше Пелопоннеса), Луна расположена ниже Солнца и находится ближе к нам. Впервые высказывает положение, что Луна по природе своей такая же как Земля. Он считал, что Луна заимствует свой свет от Солнца. Он является основоположником теории панспермии, т.е. семена жизни были занесены на Землю из космоса. Ум присущ всем: животным, растения, людям – но ум, как упорядывающее начало. Ум не надо смешивать с рассудком. Считал, что Душа бессмертна и по природе своей воздушна. Впервые говорит о разнице чувственного и рационального познания, нельзя полагаться на чувственное. Фиксируется разница между субъективным восприятием мира и реальным миром. Мы воспринимаем результат наших ощущений и поэтому не можем с достоверностью судить о подлинном мире. А семена вещей вообще недоступны чувственному восприятию, они могут быть усмотрены только разумом. Познание должно складываться из двух компонентов – из эмперического и теоретического, из чувственного и рационального. Античный атомизм. Главные греки – Левкипп (5 в до н.э.), Демокрит (5-4вв до н.э.), Эпикур (4-3 в. до н.э.) плюс римлянин – Лукреций Кар (1 в н.э.).
Сначало, что у них общего, а потом про каждого ещё скажу. Началами всего они полагали атомы и пустоту. Атомы – абсолютно твёрдые, неделимые, беконечно малые частицы, их бесконечно много, высказывалась идея, что они снабжены крючечками для соединения, и бесконечно разнообразны они по форме. А вещи, которые из них состоят различаются составляющими их атомами, расположением и порядком. Аналогия – как из одних и тех же букв состоит и комедия, и трагедия, так из одних и тех те фундаментальных частиц состоит всё существующее. Миров бесчисленное множество. Атомы носятся в вихре, то соединяясь, тот разъединяясь, образуя огонь, воду, возух, землю, а при более сложным комбинациях и всё остальное. Поскольку атомы абсолютно твёрду, то они и неизменяемы, то есть они не подвержены никакому воздействию. Кроме того Демокрит считал,что всё происходит по необходимости, по законам, ничего случайного в мире нет. Случайное событие – такое событие, причины которого нам не известны. То есть сучайное событие случайно для нас, но не для самих событий, то есть сами события закономерны. Такие качества как вкус, цвет существуют только в нашем восприятии, а на самом же деле в природе нет ни синего, ни красного, ни горького, ни сладкого, всё представляет собой соединение атомов, а соединяясь, они воздействуют на наши органы, и порождают в нас определённые ощущения. Каждому вкусу он приписывал форму, например жирный вкус это круглый и маленький, сладкий – круглый и большой, кислый – шероховатый, многоугольный, едкий – угловатый, тоненький, кривой, солёный – большой согнутый и т.д. Что касается космоса. Миров, как я уже сказала, бесчисленное множество. В этих мирах могут быть Солнце и Луна, может не быть ни того ни другого. Миры находятся на разных стадиях развития. Погибают миры в результате столкновения с другими мирами. Пока мир развивается он способен воспринимать информацию извне. Наш мир находится в стадии расцвета, и поэтому на него уже никто не воздействует. Земля нашего мира возникла раньше других светил, потом идёт Луна, потом Солнце, а потом область неподвижных звёзд. Эти звёзды и солнце и луна, то они не что иное как раскалённые камни. Землю, кстати, он считал плоской. Соглашался с Анаксагором, что на Луне есть всё тоже, что и на земле. Первые люди произошли из воды и ила. Растения имеют ум и знания. Человек смертен во всех своих ипостасях, и называл баснами рассказы о том, что тело умрёт, но есть ещё какая-то загробная жизнь, то есть со смертью прекращается всякое существование человека – и телесное и духовное, ведь душа рождается вместе с тело, значит с телом и погибает. О природе богов. Страх породил богов. Люди наблюдалт определённые явления природы, не могли их объяснить и придумали, что причинами таких явлений являются боги. Ну а явления были угрожающего характера: грозы, землетрясения, извержения и тому подобное. Идея простая – боги посылают эти явления как наказания для людей. То есть подчёркивается земная природа богов, соответственно земная природа религии. (30-00) Первые рассужления о происхождении человеческого общества. Сначала люди вели звероподобный образ жизни, жизнь была беспорядочной: никаких законов, никаких правил, никаких норм. Каждый был сам за себя, но вскоре поняли, что долго так они не продержатся. И они начали объединяться в небольшие сообщества, и поняли, что так жить легче и лучше, чем в одиночку. Коль скоро они объединились, им надо было общаться. Сначала общались знаками, жестами; потом появилась речь – невнятная, нечленораздельная, но постепенно становящаяся членораздельной. Почему вещи так называются? Было два мнения. Первое – что эти названия соответствуют самой природе вещей. Второе – что имена даются по взаимному соглашению. Демокрит был сторонником второй позиции – на основании одноимённости (разным вещам получают одни и те же имена) и многоимённости (одна и та же вещь получает разные названия). Людям было всё же тяжело жить пока они чего-нибудь не изобретут, так что они учились жить у животных (можно в пещерах прятаться, как вить гнёзда (шалаши), у пауков – ткацкому ремеслу). То есть было два стимула для развития человеческого общества – во-первых, нужда, и во-вторых, - умение человека смотреть на мир. Высказывания: «Пусть женщина не рассуждает – это ужасно», «проживи незаметно», «бедность в демократическом государстве лучше счастливой жизни в монархии, на столько на сколько свобода лучше рабства».
Эпикур. В Афинах основал школы – Сад Эпикура, над входом в который был помещён девиз «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо – наслаждение». Вселенная вечна и она была всегда такой, какая она в наше время. А почему? Потому что, что кроме неё нет ничего, то есть ничего, во что бы она могда превратиться, измениться. Вселенная состоит из Тел и Пространства. О том, что есть Тела свидетельствуют наши ощущения, на основании этих ощущений мы дальше рассуждаем об этих Телах; о том, что есть Пространство опять же свидетельствует наличие этих Тел – если бы не было пространства, то этим телам негде было бы разместиться. Тела и Пространство безграничны и бесконечны. Если бы Пространство было бы конечно, а Тел бесконечно, то они бы смешались и никакого движения не было бы. Если бы Тел – конечно, а Пространство – бесконечно, то Тела бы разлетелись по всему этому Пространству и не возникало бы никаких соединений. Миров в этой вселенной бесконечное количество, они могут быть как похожи на наш, так и не похожи. Атомы не обладают никакими свойствами, которыми обладают вещи, которые мы наблюдаем. Почему? Потому что свойства вещей меняются, а атомы остаются неизменными. О природе ощущений. От всех вещей исходят нечто типа флюидов, которые воздействуют на наши органы чувств. Душа похожа на ветер с некоторой примесью теплоты, а вообще душа – очень тонкое тело, которое рассеяно по всему организму. И именно душа является причиной того, что мы можем чувствовать. То есть душа – источник наших чувств. Но душа может быть таким источником только потому, что она прикрыта нашим организмом. И она теряет своё значение, когда организм умирает. Уплотнением души является ум, и находится он в сердце. Исповедывал он гедонизм. Гедонисты – люди, стемящиеся жить в своё удовольствие (сейчас и эпикурейцами таких людей называют). Удовольствие (по Эпикуру) это не удовольствие развратников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении). Под счастливой жизнью от понимал свободу от телесных страданий, тревог, способность трезво мыслить, а значит понимаешь что есть истина, а что есть ложь, и значит тебя никогда не будут мучить сомнения. А сомнение – главный источник дискомфортной жизни. Смерть не имеет к нам никакого отношения, поскольку пока мы живём смерти ещё нет, а когда есть смерть, тогда нет нас.
Школа софистов. Софисты – от слова софия - «мудрость». Они «не любители мудрости, а сами мудрецы». Появляется эта школа в 5 веке до нашей эры. Софистами называли платных учителей (риторики, искусству спора…). Они первыми стали брать деньги за обучение всему этому. Современники говорили, что их (софистов) не интересует достидение истины, а главное – победа в споре. Поэтому Аристотель характеризовал софистику как мудрость кажущуюся, а не подлинную. Первыми поставили чётко вопрос о познаваемости мира, и первыми же ответили на этот вопрос, обоснованно ответили, отрицательно, то есть заявили, что мир непознаваем. Таким образом они были первыми агностиками. Агностицизм – учение о непознаваемости мира. Софизмы строились на подмене терминов, двусмысленности. «Что ты не потерял, ты имеешь. Ты не терял рога, значит ты их имеешь». Протагор. «Человек есть мера всех вещей». Это значит, что каждый человек воспринимает мир по своему. Значит про объективный мир мы ничего сказать не можем. Каков он на самом деле мы сказать не можем. Гордий. 3 положения: Ничто не существует. Если что-то и существует, то оно не познаваемо. Если что-то и познаваемо, то оно не передаваемо и необъяснимо ближнему. Законы создаются богатыми для защиты своих интересов. Когда человек нарушает общественный закон, то если его поймают его ждёт наказание. А если он нарушает природный закон, то его ждёт наказание в любом случае. Поэтому люди должны следовать законам природы, а на счёт людских законов всё относительно.
Сократ (469-399 гг до н.э.). Сам ничего не писал, а всё, что мы о нём знаем – это из трудов его великого ученика Платона. У самого Сократа было много учеников, был беден, за что его часто «пилила» жена. Финал Сократа был трагичным. Его демократическим путём приговорили к смертной казни «за неуважение к богам и за попытки ввести новых богов, а так же за развращение молодёжи». Его кружок носил ярко антидемократическую направленность, хотя пока есть законы, ты им обязан подчиняться. Философия природы его совершенно не интересовала. Маевтика – «повивальное искусство». В ходе спора у тебя рождается новое видение предмета. От частных представлений хотел перейти к общим. Этические категории должны быть абсолютны, то же самое отностится к справедливости. Хорошо бы понять что такое дорбродетель, но одним из его фундаментальным утверждением было то, что добродетельным человеком нельзя быть не зная что такое добродетель. То есть что бы быть хорошим надо знать что такое «хорошо». «Я знаю, что я ничего не знаю». Ничего определённого он сказать не может по своему вопросу. Истиное знание доступно только элите, а не демосу (ну не любил он демократию!). Вот этот метод (сократический) состоял из 4 частей. 1 – Ирония. Обсуждение ведётся так, чтобы человеку стало очевидно, что он ничего не знает. 2 – маевтика. 3 – Индукция, которая должна служить дополнением и к Иронии, и к Маевтике. В ходе индукции ты отыскиваешь общее в частных добродетелях. 4 – Определение – способность разделять понятия по родам, по видам, можешь их сопоставлять. А добродетелей всего три. Умеренность (знание как обуздывать свои страсти), Храбрость (знание как преодолевать опасность), Справедливость (знание как соблюдать законы (и божественные и человеческие)). Истинность и Нравственность понятия совпадающие, так как истинное знание это и есть знание того, что прекрасно, то есто что добродетельно. Это не только теоретическое знание, но ещё и прагматическое. То есть добродетель хоть и абсолютна, но не абстрактна.
Платон (427-347 гг до н.э.) умер в свой день рождения. Настоящее имя – Аристокл, а Платон – прозвище. 10 лет странствовал, попал в итоге на ярмарку рабов. Первый кто осазнал разницу между материализмом и идеализмом. Что первично материя или сознание? И познаваем ли мир? Эти два вопроса и делили философов на материалистов и идеалистов. Материалисты - первична материя, а сознание вторично, мир познаваем. Идеалисты – одни – за познаваемость мира, другие – агностики. Два направления: объективный идеализм (Платон, Гегель. Миром правят идеи (нематериальное начало), материя производна) и субъективный идеализм (агностики, картина мира – картина наших ощущений), плюс были ещё селексисты (крайне субъективные идеалисты)– мир есть моё воображение.
Платон (427-347 гг до н.э.) умер в свой день рождения. Настоящее имя – Аристокл, а Платон – прозвище. 10 лет странствовал, попал в итоге на ярмарку рабов. Первый кто осазнал разницу между материализмом и идеализмом. Что первично материя или сознание? И познаваем ли мир? Эти два вопроса и делили философов на материалистов и идеалистов. (см. конец предыдущей лекции – прим.ред.). Школу свою Платон основал в 386 году, называлась она Академия. Просуществовала эта школа беспрацендентно долго – 900 с лишним лет, пока в 629 году император Юстиниан не позакрывал все философские школы в Афинах. Платон считается первым объективним идеалистом. Сходные позиции с Парменидом, который считал, что чувственный мир приходящ, а идеальный мир вечен. Отношение людей к миру и к познанию мира похоже на положение людей, которые сидят в тёмной пещере (но пещера, естественно есть выход) и видат в ней какие-то тени, и по этим теням они судят о отм, что происходит вне пещеры. Вот так действует и человек – в соответствии со своими ощущениями, то естьон пытается воспринимать чувственно постигаемый мир, а на самом деле мир можно постигнуть лишь постигая мир Идей. Наряду с миром Идей существует также и мир Материи. Сама по себе материя бесформенна, пассивна, и практически она отождествляется с небытиём. Всякая вещь представляет собой отпечаток идет в материи. Стоял на позиции телеологии (учении о всеобщей целесообразности). А коль скоро всё целесообразно, то мы живём в лучшем из миров, даже если он и не совершенен. Души бессмертны, после смерти они переселяются в другие тела. Действует такой закон сохранения душ: души творятся в определённом количестве один раз, и больше не творятся и никуда не пропадают, а лишь только меняют своё место обитания. Души творятся богами и как только они были сотворены, были помещены на звёзды, откуда они созерцают окружающий мир. Когда они погружаются в тело, ониначинают вспоминать всё, что созерцали пока не спустились. Поэтому если мы хотим получить какое-то знание, то мы должны погрузиться в самих себя. То есть грубая аналогия – познавая себя ты познаёшь мир. Основными философскими источниками платоновского учения об идеях являются три компоненты. Певрое – учение Сократа о всеобщем (основа этики). Второе это учение элиатов об истинном неподвижном вечном бытие. И третье это учение Пифогора о числах как истиных сущностях вещей. Основной вопрос философии об отношении духа и природы (идея и материи в данном случае). Дух, идеи первичны, материя – вторична. Мир чувственых вещей изменчив, он приходящ. Мир идей неизменен, вечен. Совокупность мира идей это истинное бытие. А чувственный мир занимает промежуточное положение между бытиём и небытиём. Идеи – глобальные цели, определяющие направление развития вещей. Космос – большой шар, в центре которого находится Земля, которая так же имеет шарообразную форму. Движение космическое возможно благодаря мировой душе, а движение конкретной вещи определяется конкретной душой. Небесные тела он рассматривал богами, обладающими телом и душой. Всё наше знание всего лишь припоминание, и потому знание в принципе непередаваемо от одного человека к другому, то есть не воспринимаемо. Души все разные по своим возможностям. Те, которые созерцали как можно больше и которые могую припоминать как можно больше, такие души погружаются в семьи, в которых должен быть философ. Кто похуже – военоначальники и цари. Дальше чиновники и так далее. Замыкают список софисты, люди заискивающие расположение у толпы и тираны. Чтобы систематизировать всю ту внутреннюю информация, чтобы получать из неё что-то действительно целостностное, осмысленное необходимо пользоваться диалектическим методом. Платон разрабатывает диалектику не только как учение о развитии, но использует диалектические методы уже в теории познания (гносеология). Диалектический путь должен уводить от конкретного, частного к всё более общему и, наконец, к наивысшей идеи, которой является Благо. Метод предполагает следующий способ выяснения истины. Если мы формулируем какое-то утверждение, то мы должны так же дать противоположное этому утверждению утверждение и для каждого из них задать одинаковые вопросы. Диалектика понятий. Тождественное не принимать за различное, а различные понятия за тождественные. Эйдос – идеи. Учение Платона о государстве. Государство возникает тогда, когда один или несколько людей не в состоянии удовлетворить свои насущные потребности самостоятельно. Тогда они объединяются в коллективы и решают эти проблемы. Первая проблема – проблема пищи, потом жильё, одежда… Государство создаётся нашими потребностями. Платон, как я уже говорила успел пожить при разных формах правления. Он сам фиксировал такие как демократия, олигархия, тимократия (!!!!?????!!!!), тирания. И он создаёт свою теорию идеального государства. Каждый должен заниматься своим делом. Платон выделял три группы граждан. Правители (которые должны быть философами), стражи (воины), земледельцы (и ремесленники). Государственный миф: всех нас родила одна мать-земля и мы все должны служить её, отностится друг к другу как к братьям. Платон же: все, конечно были равны, но боги при рождении добавили в некоторых золота и стали он философами, способными к управлению, иным подмешали серебра и стали они воёнами, в третьих – железа и меди. Душа производит себе подобных, но возможны и исключения. Вполне возможно, что у золотых родителей появится медное потомство. За этим надо следить, такой не должен управлять, и наоборот. Есть предсказание, что государство разрушится, если им будет управлять железный страж и медный правитель. Стражи. С раннего возраста надо подвергать испытаниям, потом приятным испытывать и смотреть поддаются ли они соблазну. Если к зрелому возрасту они покажут себя сильными и нравственными, тогда из можно допускать к страже.. Стражи не должны иметь частной собственности, капиталов, кладовки – то есть всё должно быть доступно. Денег они не получают – жители их снабжают в достатке, но не в избытке. Надо внушать им, что они уже имеют золото в душе и нечестиво смешивать его с золотом человеческим. Постоянно должны упражняться в науке, слушать музыку и т.п. В государстве могут быть только здоровые люди. Если же заболел, но легко – то его надо лечить. Если он не может выполнять свои обязанности, то «Осклепий и лечить таких не приказывал». Искусство. За введение жёсткой цензуры. Для поетов характерно представлять мир так, что хорошим людям живётся тяжело, а плохим – хорошо. В нашем государстве поэзия должна быть нравственной. Каждое произведение должно быть проверено. Женщины. Их надо ставить на те же дела, что и мужчины, но следует помнить, что женщина немощней мужчины. Количество и качество браков должен контролировать правитель. Количесвто мужчин не должно уменьшаться. Дети не должны знать родителей, дети – общее достояние, иначе будут защищаться интересы не государства, а детей. Золотым мужчинам надо соединяться только с золотыми, серебрянные – только с серебрянными. Медных детей не надо воспитывать. Когда кончится репродуктивный период, можно ходить по тем по кому хочется. Правителям надобно пользоваться ложью, для всех же других – запрещена. Государством должны управлять философы. Порядочный человек никогда не стремится к власти. Значит их надо заставить править. Как, если они ничего не боятся? Человек боится остаться под властью дурака, поэтому умные люди и соглашаются управлять.
АРИСТОТЕЛЬ.(384-322 гг до н.э.) Был учителем Александра Македонского. <… Краткая биография >. «Платон мне друг, но истина дороже. Проводил занятия в Ликейском саду, перипатетическая школа (от «прогуливаться»). Очень была популярной (10% свободных мужчин). Первый логик, политолог, биолог, социологим, основателем эстетики… Задачей видел построение единой системы всех наук. Все науки разделил на три класса: теоретические (через получение знание о бытии, но без практического применения. Философия (изучить фундаментальные начала всего сущего), математика (взятые в абстракции свойства, неотделимые от тела, но не являющимися состояниями) и физика (состояние тел в природе)). Науки практические. И науки творческие (польза или получение прекрасного). Должны давать объективную истины. Делит знания на научные знания (неизменных вещей) и мнения, воображения (они субъективны, изменчивы, относятся к изменяемым). Основные роды бытия и связанные с ними понятия. Как следствие создаётся учение о категориях – наиболее общие определения бытия, вне которых не может совершаться научное познание. Фиксировал 10 категорий. Сущность (реальная основа всех остальных категорий), качество (свойство и отношение вещей), количество, отношение (сравнение качества и количества), место (протяженность), время, положение, состояние (если бытиё рассматривается как нечто претерпевающее что-то), действие (активность бытия), страдание (пассивность). Философия должна заниматься сверхчувственными основами бытия, то есть тем, что непосредственно не доступно восприятию. Одним их таких начал является материя – пассивный субстракт, а делает её активной категория формы. Форма всех форм – бог. Материя без формы лишь возможность. Небытия никакого нет. Противоположности могут быть лишь относительными. Учение о 4 причинах. Материальная (то, из чего всё состоит), формальная (когда форма образует сущность реальную), действующая (источник движения) и целевая (конечная цель). Вот есть кирпичи – материя. Форма – стенка. Кем складывается? Архитектором. Как? Он преследует определённую цель. Космология. Вселенная – шар, Земля – шар, космос конечен, но его ничто не объемлет. За космосом – бог. Около него сфера неподвижных звёзд, толкаемая перводвигателем. Всего 55 сфер. Бог лишь перводвигатель (не надо молится). Разделил подлунный и надлунный мир. ТАМ никакого хаоса, там эфир. ЗДЕСЬ же есть и хаос, и всё остальное. Природы не терпит пустоты. Первая классификация живых существ. Одушевлено только живое: растения (не способны к ощущениям), животная душа, разумная душа. Гносеология. Сенсуализм – опыт, чувство являются основой познания. Первая ступень – чувственное восприятие, вторая – анализ опыта, третья – знание частных причин, червертая – формулировка законов. То есть познание идёт от частного к общему. Ум, благодаря которому это всё делается не разрушается и в теле не нуждается. Учение о силлогизмах. Силлогизм – некое умозаключение. Каждый силлогиз состоит из 2 предпосылок и вывода. Предпосылки не должны быть совсем различны, должны иметь общий термин. «Все человеки смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен». Учение о государстве. Человек – политическое (социальное) животное. Отношение в семье переносится на государство. Жители – зажиточные, крайне неимущие и средние. К первым двум относился враждебно. Вторые – так как заботсясь о проживании они не зоботятся о нравственном облике. Средние – гланая опора государства. Встал на защиту рабства, так как по своей природе рабы и свободные люди различны, то есть люди такими рождаются. Надо строить государство так, чтобы не чьи личные интересы не шли в противоречия с государственными. Демократы должны уяснить, что не имеют права посигать на богатства олигархов, а олигархи должны понять, что демократия подразумевает определённые человеческие права. Добродетельность определяется не по словам, а по делам. Всё искусство – искусство подражательное, а подражание должно быть адекватным.
Стоицизм – 4 век до н.э. Зенон Критский (336-264). Его «послали» К Кротеку – кинику. Киник – «собака», киниками называли тех людей, которые говорили, что они ведут собачий образ жизни. Каждый человек должен быть самодостаточным. Зенон стал учится у этого Кротека. Призывались люди к восстановлению гармонии между волей бога и своей, не надо противиться воле бога. Для этого нужны бесстрашие и мужественность. Есть версия, что Зенон умер, задержав дыхание. Стоицизм не очень распространён в Греции, но сильно в Риме (Вергилий, Брут и ещё очень много). Идеологими в Риме можно назвать Сенеку, Эпиктет и Марк Аврелий.
Сенека (4 г н.э. - 65 г н.э.), родился в Испании, стал адвокатом, потом стал воспитателем Нерона. В 57 году становится при Нероне консулом – главой гос-ва. 64 год пожар в Риме. Фатализм и телеология (всё устроено целесообразно). Все трудности надо встречать с открытой грудью, верить в себя. Фся философия подчиняется Этике. Материя вечна и несотворима, основа всего – 4 элемента. Космос совершает вечный круговорот. Всё подчиняется законам судьбы. И с неминуемом надо смириться. Мы все равные и близки друг другу, так как сотворены одинаково. Одно из важнейних качеств человека – общительность, социальность. Благодаря им человек стал повелевать животными. Мировых отношений мы изменить не можем. Жить счастливо – жить в согласии с прриродой. Лучше простить обиды, чем мстить (не надо ничего усугублять). Отвоюй себя у себя самого, и для себя самого. Мы тратим жизнь не на то, что надо. Сколько дней прожито, столько отдано смерти. Стань другом самому себе и только тогда ты не будешь одинок. Главное зло, оно от людей. Зачем бояться того, что может как произойти, так и не произойти (пожары, землятресения, извержения), их можно предсказать? А опасаться надо людей – они хищные звери и только в себе ты можешь иметь товарища. Отношение к рабам. Это рабы? Это товарищи, они дышат тем же воздухом, так же ждёт смерти, он мог стать свободным, а ты – рабом. Рабство не распространяется на личность – только на тело. Самоубийство не осуждается. Если тело больше не годиться для службы, так почему бы не выпустить душу? Зло не может быть славным, смерть может быть славной, значит смерть не есть зло.
Эпиктет (50-140). Был рабом одного из фаворита Нерона, но его отпустили на волю. Сам ничего не писал. Естествознание его, как и стоиков, не интересовало. Не надо связывать жизнь ни с чем приходящим.
Марк Аврелий (121-180), император. Пессимист. Честный, добрый, справедливый. Всё человеческое есть дым, ничто, а люди лишь однодневке. Ощущения смутны, судьба загадочна, слава – забвение, всё ничтожно, вся земля – точка. Всегда иди кратчайшим путём согласно с природой. Расставайся с жизнью так же легко как падает с дерева спелая ива. Недолговечна и слава посмертная. Стоит часто только испустить дух и о тебе забудут.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |