Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрождение

Раннее (14-15 века) – итальянское Возрождение. Антисхоластический прицип, возвеличивание человека. Второй раскол – протестантизм отделился.

Николай Кузанский (15 век). Кардинал. Гелеоцентрическая система, Земля одно из небесных тел.

Парацельс (Теофраз де Вильгельм(!!!???)), 15 век, создатель научной медицины, создатель химии как науки. Неразрывность терапии и хирергии. Врача делает не знание, а опыт. Вводит 3 алхимических начала: ртуть (опыт), соль (тело), сера (душа). Человек – микрокосм и отображает и весь макрокосм. Вся вселенная одушевлена некой активной жизненной силой, археем. Задача – воздействовать на этот архей.

Леонардо да Винче (1452-1529). Много внимания уделял познанию. Объект познания человека – природа. Земля – не центр мироздания. Человек – не венец творения, а один из животных. Соотношение опыта и теории. Пусты науки не основанные на опыте. Всё наше знание начинается с ощущений, мудрость – дочь опыта. Опыт никогда не ошибается, а ошибаются только наши представления о нём. Необходимо сочетание опыта и теории. Всё рационально обсуждаемое должно быть сведено к количественному соотношению.

 

Возникновение гелеоцентрической системы. Планеты движутся очень сложно (петли и т.п.). Клавдий Птолемей «Большой трактит астрономии или Альмадиск (!!!???)» - геоцентрическая система мира, земля шарообразна, центр вселенной, она неподвижна; планеты движутся по эпициклам – они вращаются вокруг окружности вокруг земли.

Коперник Николай (1473-1543). Учился в Италии, натклутся на Аристарха в библиотеке. Гелеоцентрическая система. Пусть мы плывём по реке – мы стоим, а берега движутся, так же и с солнцем. «Об обращении небесных тел» 1543 (год смерти, увидел книгу за несколько часов до смерти.В предисловии хвалил папу и так она прошла цензуру). Орбиты – круги. Последователи – Галилей и Джордано Бруно.

Галилео Галилей. Первый математик герцога Тосканского. «Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниканской», 1632 г.. Создал телескоп с 30-кратным увеличением. Обнаружил на Луне горы, спутники Юпитера, фазы лун Венеры, патна на солнце, млечный путь – скопление звёзд. Через год – на суде инквизиции. «И всё-таки она вертится!».

Соотношение науки и религии. Позиция двойственной истины. Разум не компетентен в вопросе религии, а религия не должна вмешиваться в познание природы. Библия – не источник знаний о мире, она не решает задачу удовлетворения любопытства о мире. Наука и вера несоизмеримы. Критерий истинности в науке иной нежели в религии. Книга природы написана на языке математики. Опора на опыт. Научное познание – описание реальной действительности. Она должна чётко зафиксиравать, что должна изучать. Можно познавать мир, так как всё, что в нём находится поддаётся описанию. При изучении природы надо начинать не с веры, а с чувственного опыта и доказательства. Научные тезисы могут критиковаться в Писании. Сочетание чувственного опыта с необходимыми доказательствами образует научный опыт, или эксперимент. Один из первых заговорил о мысленном эксперименте. Всё может и должно быть сведено к точному количественному исчислению, именно математика выразает порядок во вселенной.Где кончается математика, там кончается наука. Первый теоретик депатетико-дедуктивного метода науки.

Джордано Бруно (1548-1600). Обвинялся в убийстве монаха, но дело закрыли по недоказанности. Бежал в Рим, Женеву, сблизился с Кальвином, бежал во Францию. Позже сблизился в Германии с лютеранами. Приговор инквизиции «Поступить с ним по возможности кротко и без большой крови» означает сжечь живьём.

Развивал коперниканскую картину мирозданья (гелеоцентрическая система). Идея множественности миров. Позиции пантеизм. Разумная жизнь не привилегия Земли. + Астральная магия, солнечный культ… То есть с ушами хватало на смертельный приговор.

Выше всего ставит Причину, или Высшее начало, - сверхразум. От него всё происходит, вселенная есть следствие этого начала, а сам этот сверхразум мы познать не можем, а из следствия нельзя познать причину. Вселенная едина, вечна, неподвижна, бесконечна, не разлагается, она есть всякая вещь, не поддаётся измерению, неспавнима. Поскольку она одно и тоже, она не имеет разных сущностей, значит она не имеет часией, значит она не есть сложное. Значит вселенная – целостность, единая, простая. Она бесконечна, но это не означает, что миры бесконечны, но их бесконечное количество (если ОНО может создать много миров, то зачем делать один?) и они то возникают, то исчезают. Разумная жизнь разбросана по всей вселенной; разумность много шире человеческой разумности. Миры в постоянном движении. Коли вселенная в целом бесконечна и неподвижна, то не стоит искать источники перводвигателя. Мир одушевлён и всё, что его населяет.

Единственным авторитетом может быть признан разум и свободное исследование.

 

Социально-политические учения эпохи возрождения.

Николо Макиавелли, Томас Мор, Томазо Кампанелла.

Макиавелли (1469-1527)– историк, госдеятель, поэт, друг Леонардо, Микелянжело…

«Государь». Главная движущая сила истории – интерес, а самый могущественный интерес – приобретение и охрана частной собственности. Готовность поступиться всем ради собственности. Интересы имущих и неимущих постоянно сталкиваются, классовая борьба. Построению справедливого общества препятствуют 2 фактора. Наличие класса дворян (праздно живущие доходами со своих владений, они заклятые враги всякой гражданственности) и церковь. Именно она (церковь) продолжает держать в несогласии, мешает созданию целостной Италии. Претензии к церкви (католической) как к социальному институту и к особенностям самой христианской религии (для попадания в рай не надо сопотивляться, бороться). Альтернативой могли бы служить языческие религии с их культом силы. За абсолютную монархию, тиранию, «цель оправдывает средства».

Томас Мор (?-1535), богатая семья, влиятельный. За сохранение власти папы и католиков. В 1935 – канонизирован. «…Утопия», 1516. Утопия = «нигде». Общество должно строится на антииндивидуалистических принципах и реализовывать библейские идеалы. Власть должна принадлежать 1 правителю – самому мудрому и нравственному. Не может быть частной собственности, из золота надо делать ночные горшки, денег тоже нет. Занятия физическим трудом. Рабство сохраняется как средство наказания преступников и средство выполнение непрестижных работ. Принцип всеобщего права на образования, свобода совести (даже атеизм, но не пропагандировать его). Должны стремиться не к аскетизму, а к полноценной жизни. Корень всякого зла – частная собственность. Жители Утопии миролюбивы, но упражняюися в военном искусстве, дабы помочь сосебям да себя защитить. Принцип комунны – всё что производится всё поступает в общие склады откуда берётся по мере надобности.

Томазо Компанелла (1568-1639). Бедняк, монах, просидел в тюрьме 30 лет. Там же написал в 1602 г. «Город солнце», там же через 20 лет увидел свой труд изданным. Похож на Мора. Категорически отрицал политику Макиавелли. Во главе общества должен стоять метафизик. Он должен иметь 3 помощника – мощь (военное дело), мудрость (наука и образование) и любовь (воспитиние, питание, деторождение). Правление демократическое. Семьи нет. Всё едины даже в одежде. Обязательный физический труд – 4 часа. Не люди служат вещам, а вещи людям.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средневековье | ВВЕДЕНИЕ. Конспект лекции для студентов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.