Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Художественное своеобразие произведения

Композиция.

«Детство» - все события группируются вокруг двух центров: день жизни в деревне – день в Москве. Столь незначительный временной промежуток вбирает в себя множество событий, действительно, день ребенка наполнен, а потому кажется очень длинным. Вокруг этих двух дней концентрируются воспоминания о людях, окружавших Николеньку в детстве, и о событиях, оставивших неизгладимый след в его душе.

Так же четко построено и «Отрочество». Ведущая композиционная линия – нарастающие злоключения героя: единица – самовольное отлучение из класса – ключик – угроза поркой – ненависть. Внутри повествования Толстой вводит отступления, раскрывающие настроения Николеньки.

События организуются по принципу контраста, антитезы: охота, игры, занятия в гостиной, грезы – трагическая судьба Натальи Саввичны; бал, ревность – неудача на мазурке; светлые мечте о Сонечке – письмо из деревни о болезни матери и смерть матери; беззаботная прогулка – крышка гроба у ворот.

Характеристика персонажей. Толстой показывает окружающий мир с точки зрения ребенка. Характеристики персонажей даны выпукло, ярко, в них подчеркнуты те черты, которые резко бросаются в глаза ребенку, отличающемуся наблюдательностью. Например: у княгини Корнаковой – неестественно умильный ротик, неприятные глаза, добренький голос. В бабушке – гордое и церемонное обращение с домашними и гостями.; в последние дни жизни – «на ее руке бледно-желтоватая, глянцевитая опухоль».(Этот прием мы встречаем и в других произведениях Толстого).

Основной метод характеристики персонажей – изображение их в действии. Иногда Толстой использует принцип параллелизма. Две девочки – Катенька и Любочка. Одна из них – «чистенькая девочка», другая – «дурна, ноги у нее гусем, прегадкая талия». Два воспитателя – Жером и Карл Иванович.

Изображение быта. С детской точки зрения нарисован Толстым и быт. Он любовно описывает детскую, классы, гостиную, кабинет папа. Детали уютного детства создают яркую картину домашнего мирка. Типичные картины быта: занятия с Карлом Ивановичем, охота, веселый пикник. В Москве: бал с его пышностью, красочностью, весельем и огорчениями. Повествование овеяно светлыми лирическим чувством, которое сменяется драматическими переживаниями.

Детский мир Николеньки, ограниченный пределами дворянской семьи и усадьбы, полон для него тепла и очарования, потому что прекрасна душа ребенка, воспринимающего этот мир. Однако в идеальном мире семьи есть трагические реалии, которые осознаются Николенькой лишь по прошествии времени: запутанное материальное положение, моральная нечистоплотность отца, трагизм образа матери, искалеченная жизни Натальи Саввичны, горькая участь Карла Ивановича. Еще более резко проявляется контраст между идеальными представлениями ребенка и реальностью в доме бабушки. Николенька чувствует фальшь царящих здесь порядков.В детском восприятии юного Николеньки отражаются реальные отношения, реальные явления жизни.

Своеобразие рассказчика. Трилогия написана в форме воспоминаний взрослого человека о ранних годах своей жизни. Поэтому рядом с Николенькой возникает образ рассказчика, умудренного жизнью человека, заново переживающего свое прошлое и критически оценивающего его. Причем точка зрения Николеньки и оценка событий рассказчиком далеко не тождественны. Таким образом, главный герой разделяется на два образа – один действует и мыслит, другой анализирует и судит первого с точки зрения жизненного опыта.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Детство в биографии и творчестве Л.Н. Толстого (1828-1910). Автобиографические повести «Детство», «Отрочество» | Характеристика «Азбуки» Л.Н. Толстого
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.