Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика поэзии для детей представителей «некрасовской» школы

Читайте также:
  1. A. Характеристика внешней среды
  2. B. Отдельные виды Ограниченных вещных прав. Общая характеристика.
  3. I этап: «Подготовительный». Проводится на базе школы.
  4. I. Виды хищений и криминалистическая характеристика хищений нефтепродуктов
  5. I. ПОНЯТТЯ ВИДУ І ПОПУЛЯЦІЇ. СТРУКТУРА ТА ХАРАКТЕРИСТИКА ПОПУЛЯЦІЇ.
  6. I. ПОНЯТТЯ ВИДУ І ПОПУЛЯЦІЇ. СТРУКТУРА ТА ХАРАКТЕРИСТИКА ПОПУЛЯЦІЇ.
  7. I. Теоретические основы формирования артикуляционной моторики у детей.
  8. II. Злокачественные мезенхимальные опухоли. Общая характеристика.
  9. II. Характеристика компонентов ЮГА
  10. II. Характеристика отдельных типов половых гормонов.
  11. А.М. Горький и развитие литературы для детей
  12. Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов

План

Пути развития поэзии для детей во второй половине Х1Х века

Лекция №7

 

1. Пути развития поэзии для детей: поэзия «чистого искусства» (А. Фет, А. Майков, Ф. Тютчев, А.К. Толстой) и «некрасовская школа» (А. Плещеев, И. Никитин, И. Суриков).

2. Характеристика детской лирики представителей «чистого искусства».

3. Творчество поэтов некрасовской школы в детском чтении.

4.Н.А. Некрасов в детском чтении. Произведения, написанные специально для детей и вошедшие в круг детского чтения. Социальные мотивы в стихотворениях «Плач детей», «Соловьи», «Дядюшка Яков». Проблемы воспитания в стихотворениях «Железная дорога», «Дедушка». Поэтический образ ребенка из народа («Крестьянские дети»). Народность, национальный характер стихов.

Литература

Бегак Б. Классики в стране детства. — М.: Дет. лит., 1983.

Зуев Н. «Крестьянские дети» Некрасова//«Жизнь и поэзия — одно»: Очерки о русских поэтах XIX—XX вв. — М.: Современник, 1990.

Русская поэзия детям/Вступ. статья, составление, подго­товка текста, биографические справки и примеч. Е.О.Пути­ловой. — Л.: Сов. писатель, 1989. (Б-ка поэта. Большая сер.).

 

 

Лирика второй половины XIX столетия —замечательный период в истории нашей отечественной поэзии. В эти годы заявило о себе крупное созвездие поэтов, внесших богатей­ший вклад в русскую классику. Это период, когда русские поэты обратили внимание на мир детства с его особой этикой и эстетикой. В детских журналах, альманахах появляют­ся имена А. Фета, А. Майкова, И. Никитина, позже А.Плещее­ва, И.Сурикова, стихи Ф.Тютчева, А.Толстого, Я.Полонско­го. Стихи выдающихся русских лириков открывают юным читателям разнообразный и неповторимый мир природы, кра­соту родной земли. Каждый автор вносит свои краски, свои штрихи в огромный портрет родной природы, «в слове яв­ленный». В целом поэзия для детей стала более демократичной по форме и содержанию, в нее начали входить доступные для детского ума и чувства сложные философские, социальные, психологические, эстетические идеи.

Во второй половине Х1Х века сосуществовали и постоянно противостояли друг другу две поэтические школы: «некрасовкая» школа (И.Никитин, Дрожжин, Плещеев, Суриков и др.) и школа «чистой поэзии» (Фет, Майков, А. Толстой, Я. Полонский, в некоторой степени Ф. Тютчев. Обе они создали целый поэтический мир для детей.

«Некрасовская» школа: демократизм идей, гражданственность, социальная проблематика, использование разговорной, просторечной лексики. Тема деревни, крестьянской жизни. Формировали активную жизненную позицию. Прямое обращение к читателю. Поэзия гражданской мысли.



Школа «чистой поэзии»: Развивали романтическую традицию русской поэзии, культ красоты, близкий к античному, созерцательное отношение к миру. Подчеркнутый отказ от изображения «грязи» и злобы дня. Книжная, приподнятая лексика, сложные синтаксические фигуры, изощренная образность. Поэзия сердца, чувства.

 

А. Фет.

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

 

И. Никитин

Душный воздух, дым лучины,

Под ногами сор,

Сор по лавкам, паутины

По углам узор.

Закоптелые полати,

Черствый хлеб, вода,

Кашель пряхи, плач дитяти,

О нужда, нужда!

Мыкать горе, век трудиться,

Нищим умереть.

Вот где нужно бы учиться,

Верить и терпеть.

 

2. Характеристика детской лирики представителей «чистой поэзии»

Федор Иванович Тютчев(1803—1873) — современник Пуш­кина, поэт-романтик. Романтична, таинственна природа в его стихах, сложно и драматично связанная с миром человека.

Характерная примета лирики Тютчева — пейзажи, яркие, выразительные. Особенно привлекательны картины измен­чивых, переходных состояний природы.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом...

(Весенняя гроза)

Словно специально создано для детей стихотворение «Зима недаром злится», рисующее смену времен года как противо­борство молодой Весны и уходящей Зимы — «ведьмы злой»:

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит,

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Образ природы у Тютчева романтичен, зрим, одушевлен. Поэт показывает природу в движении, в смене явлений, в борьбе противоположных сил света и тьмы. Часто показывает бурные проявления стихии («минуты роковые»). Поэт часто использует принцип параллелизма для изображения сложного мира человеческих чувств путем сопоставления с природой.

Певцами природы называют А.К.Толстого (1817—1875), А.А.Фета (1820-1892), А.Н.Майкова (1821-1897). В пейзаж­ной лирике они достигли высочайшего мастерства. Майков писал: «Чувство природы, возбуждаемое в нас ее созерцани­ем, везде одно... У нас в русской природе это чувство живее и непосредственнее оттого, что там вокруг лес, луга и нивы, и все это жужжит, шумит, шелестит, интересничает с вами». Это высказывание Майкова — своего рода эпиграф к его сти­хам и стихам его современников.

В хрестоматии, сборники стихов для детей младшего школьного возраста вошли стихотворения Алексея Констан­тиновича Толстого «Вот уж снег последний в поле тает», «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад», «Колокольчики мои, цветики степные», «Где гнутся над омутом лозы», «Край ты мой, родимый край», «Звонче жаворонка пеье». А.К. Толстой – поэт-романтик, отчасти мистик. Он отличается непосредственностью чувств, мажорные интонации у него сочетаются с элегическими, задушевными. Точность и ясность деталей, умение выделить наиболее яркий признак описываемого, созвучие картин природы человеческому настроению. Наивность детского восприятия сочетается с глубокой мудростью обобщения. Для поэтики А.Толстого характерна песенная образность, свободное использование просторечных слов, общепринятых эпитетов. У поэта встречаются мистические мотивы, для него характерна любовь к простору, свободе.

Афанасий Афанасьевич Фет представ­лен непревзойденными по чистоте и прозрачности слога сти­хами «Ласточки пропали...», «Чудная картина...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Знаю я, что ты, малютка…». В творчестве Фета появляется герой-ребенок («Мама! глянь-ка из окошка...»), возникают сценки домашней жизни:

Кот поет, глаза прищуря, На дворе играет буря,

Мальчик дремлет на ковре. Ветер свищет на дворе...

Эти поэтические миниатюры отличаются особенно теп­лой, мягкой интонацией и в первую очередь привлекают ма­леньких читателей.

Его стихи проникнуты культом неуловимого, недосказанного. Восхищался мгновением, мимолетным впечатлением, прекрасным и исчезающим. Более всего его интересуют собственные чувства, настроения, ощущения. В природе его привлекают «тихие явления», неясные состояния (переход от зимы к весне, от лета к осени), полутона, оттенки, неуловимые сочетания. Часто он показывает не сам пейзаж, а его отражение в воде или небесах. Описания природы детализированы, конкретны. Каждая птица, каждое насекомое, каждое дерево показаны в своей неповторимости. Поэзия его музыкальна и напевна.

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу («Вечер»).

Лирический герой, как правило, находится «за кадром», он созерцатель, повествующий об увиденном.

Природы праздный созерцатель,

Люблю, забывши все кругом,

Следить за ласточкой стрельчатой

Над вечереющим прудом.

Вот понеслась и зачертила –

И страшно, чтобы гладь стекла

Стихией чуждой не схватила

Молниевидного крыла.

И снова то же дерзновенье

И та же темная струя, -

Не таково ли вдохновенье

И человеческого я?

Приметой детской поэзии Аполлона Николаевича Майко­ва стали стихотворения «Сенокос», «Осень» («Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...»), «Весна» («Уходи, Зима седая»), «Летний дождь» («Золото, золото падает с неба...») Особой оригинальностью отличается его «Колыбельная песня», в которой покой младенца оберегают сказочно могучие силы природы:

Спи, дитя мое, усни! В няньки я тебе взяла

Сладкий сон к себе мани: Ветер, солнце и орла.

 

Неповторимое своеобразие имеет творчество Ивана Сав­вича Никитина(1824—1861), выходца из мещанской среды (родился и жил в Воронеже), поэта некрасовской школы. Бли­зость поэта к народной жизни, к русской природе сказалась в его поэзии. В стихах Никитина звучит открытое чувство горя­чей любви к родной земле, восхищения силой и стойкостью народного характера. Достоянием детской литературы стали такие стихотворения Никитина: «Утро» («Звезды меркнут и гаснут. В огне облака...»), «Дедушка» («Лысый, с белой боро­дою, дедушка сидит...»), «Утро на берегу озера», «Жена ямщи­ка», «Помню я: бывало, няня...». Произведения поэта орга­нично включают мотивы и образы народных лирических пе­сен. Не случайно на стихи Никитина создано более 60 песен и романсов. Среди них «Русь», «На старом кургане, в широкой степи...». Особенно широко известной стала детская песня «Встреча зимы» («Здравствуй, гостья-зима!»).

В русле некрасовских традиций развивалась поэзия для детей А.Н.Плещеева (1825—1893) и И.З.Сурикова (1841-1880). В их творчестве соединились мотивы русской природы и крестьянского труда, зазвучала тема деревенского детства. Оба поэта проявляли интерес к современной им детской ли­тературе, активно участвовали в работе журналов «Детское чтение», «Семья и школа», «Детский сад», «Игрушечка».

Алексей Николаевич Плещеев,известный поэт, переводчик, прозаик, литературный и театральный критик, к детской ли­тературе обратился в 70-е годы. Он составил и издал для де­тей несколько сборников своих произведений, среди них «Подснежник» (1878) и «Дедушкины песни» (1891). Его сти­хи полны любви к детям и не могут не вызывать ответного чувства. Вот маленький попрошайка, которого пожалел и на­кормил собрат по несчастью («Нищие») , больной мальчик, мечтавший о весне, о тепле, о маме («Ожидания»). Дети, раз­ные, кроткие и живые, шумные, любознательные, — главные персонажи поэтических произведений Плещеева. Маленькие герои окружены, как правило, любящими их людьми — па­пами, мамами, дедушками и бабушками, нянями. Поэт рисует запоминающиеся картины семейной жизни: возвращение детей из школы, встреча с барбоской у крыльца, расспросы родных («Из жизни»), восторженный рассказ кудрявого Вани о школе («Бабушка и внучек»), разговоры деда с маленькими внуками, сказки «про лису, про колобка, да про квакушку-лягушку, да про мышкин теремок» («Ненастье»).

Глазами ребенка Плещеев видит природу. В его стихах все подвижно, изменчиво: «Травка зеленеет,/Солнышко блестит,/ Ласточка с весною/ В сени к нам летит», поют соловьи и жаворонки, бегут ручьи, разговаривают дождевые капли. «Краски плещеевского пейзажа скромны и умеренны, они привлекают своей естественностью. Пейзаж его прост и про­зрачен, высоко эмоционален и часто контрастен, сопостав­ляя бурю и тишину, спокойствие и тревогу». Стихи Плещее­ва музыкальны и так же, как и никитинские, многие из них стали популярными песнями и романсами.

Под влиянием Плещеева обратился к поэзии для детей Иван Захарович Суриков,талантливый поэт-самоучка, родив­шийся в крестьянской семье на Ярославщине. В деревне про­шли первые счастливые 8 лет его жизни, в целом суровой и нерадостной (умер он в 39 лет от чахотки). Впечатления дере­венского детства, светлые воспоминания о тепле родительско­го дома, о счастливых днях, проведенных в поле, в ночном, на рыбалке, питали творчество поэта. Это главная тема его чис­тых и бесхитростных стихотворений: «Детство», «В ночном», «На реке», «Зимой». Стихотворение «Детство», пожалуй, самое известное у Сурикова, стало главной приметой его поэзии.

Вот моя деревня; Вот качусь я в санках

Вот мой дом родной; По горе крутой...

Стихотворение при кажущейся простоте написано рукой мастера. Всего две картины рисует поэт: веселые забавы с друзьями мальчишками и вечер дома:

В уголке, согнувшись,

Лапти дед плетет;

Матушка за прялкой

Молча лен прядет.

А «бабушка седая» внуку сказку говорит:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал...

Внешних событий мало, но они так эмоционально напол­нены, что день, как это бывает только в детстве, кажется безграничным:

Зимний вечер длится,

Длится без конца...

Воспоминания одного дня вырастают в обобщенный об­раз детства.

Весело текли вы,

Детские года!

Вас не омрачали

Горе и беда.

Стихи поэтов 60—70-х годов прошлого столетия при всем разнообразии мотивов, интонаций удивительно добры и че­ловечны. Они воссоздают гармоничный мир единения чело­века и природы, теплоту семейных отношений, передают веру в доброе начало, стремление к знанию, к счастливой жизни.

Лучшие стихи поэтов этого времени хорошо знакомы и любимы многими поколениями россиян, бережно передава­лись от старших к младшим, без преувеличения можно ут­верждать, вошли в генетическую память народа, стали бес­ценным национальным культурным богатством.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характеристика «Азбуки» Л.Н. Толстого | Творчество Н.А. Некрасова для детей

Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3624; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.006 сек.