Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема детства в поэзии Игоря Северянина

Образ детства формируется в целом ряде произведений Игоря Северянина, начиная со стихотворений и поэз, заканчивая прозаическими заметками

Образ детства в творческом наследии Северянина выpастаeт из пласта автобиографических сюжетов и образов: это фрагменты воспоминаний o детстве, как например, в пoэме детства «Роса оранжевого часа», в автобиографическим романе «Колокола собора чувств», в стихотворениях «Страничка Детства», «Князю Тенишеву», «Измена мая»; это монологи и диалоги o собственных детях, рожденных и нерожденных («Только о Детях», «Ты ко мне не вернёшься», «Зaкaты одиночества», «Отечества лишённый», «Это всё для ребенка»); это, наконец, обращения к детям: «Катюлинька», «Мисс Лиль», «Годами девочка», «Одному ребенку».

Традиционно включаемое в школьную программу стихотворение «В парке плакала девочка» живописует тот самый образ детства, кoтоpый для Северя­нина oказывaeтся ключевым на всём протяжении творческого пути:

О, дети, дети все6лагие!

Вздох по весне... (Только o детях)

Итак, дeтство y Северянина это особый мир, недоступный взрослым людям, но бережно хранимый ими в памяти и, что особенно важно, в душе. это мир светлый, добрый, наивный, полный любви и нежности:

Рaзодeт цветами c детской колыбели,

Я запел соловкой

Радостно и звонко,

Запечатлевая мир, где все скорбели,

Юною головкой

И душой ребенка. (Измена мая)

Кто где всю жизнь свою провел,

Иль только юность, только детство,

Свой славословит уголок... (Тайна песни)

...Ведь дети вроде антилоп:

Невинны и наивны. Эти ж

Еще так юны. Как же встретишь

Причуды и проказы их,

Как не улыбкой губ своих? (Колокола собора чувств)

Мир детства y Северянина зачастую — мир мечты и тайны, особенно, когда поэтические строчки автобиографичны:

В ту пору я жил в новгородских дебрях. Мне было около десяти.

Я ловил рыбу, учился гребле,

Мечтал Америку посетить...

В детстве слышал я ночами

Звуки странного мотива.

Инструмент, мне неизвестный,

Издавал их так красиво.

Кто играл? На чем? — не знаю;

Все покрыто тайной мглою;

Только помню, что те звуки

Власть имели надо мною. (Неразгаданные звуки)

Я c детства мечтал о Байкале,

И вот - я увидел Байкал. (Байкал)

Особое место в поэзии Северянина занимает образ детского сна. Сон ребенка олицетворяет самые светлые мечты, саму детскую душу:

Благоуханная, как Детский сoн,

И легковейная, как мотылек,

Порхаю Всюду я.., (Полонез «Титання»)

На Вашего лица овале

Текла ль слeзa о Детских снах? (Бо6э)

Детство y Северянина сопоставлено и противопоставлено взрослому миру, кoторый жесток, черств, расчетлив, бездушен и практичен. Антитеза детское — взрослое всегда контрастна и значительна, а особенно если взрослы мир разрушает детские мечты, воспоминания о детстве.

C детьми Северянин сравнивает лирических героиь — любимых жен­щин, и это высший комплимент. Поэт выстраивает некий метафорический ряд, в котором женщина-девочка становится центральным образом, образом мечтой, образом-совершенством.

Вы — такая изящная и такая вы хрупкая,

Вы похожи па девочку и немного на ласточку...(По Восемь строк)

...Мне жаль Тебя, утонченный ребенок,

Чей профиль так печально-тонок

Умом ребенок, душою женщина,

Всегда капpизнa, всегда изменчива... (Лесофея)

Маленькая девочка скучает, Маленькая девочка не знает,

Как Смотреть на грусть ее мне больно, Что своей печали мне довольно...

(Маленькая девочка скучает)

B творчестве Северянина нечасто встречается образ семьи, что, скoрее всего, обусловлено причинами личного свойства, однако во многих произведениях обязательна связь «мать — дитя»: «это всё для ребенка», «Ты ко мне не вернёшься», «На голос весенней новеллы», «Ванда», «Колокола собор чувств», «Сонет» (Геoргию Иванову), «Из письма».

И, накoнсц, образ детства растворен в лексикe поэта, в его словообразо­вателыгых моделях, в его окказиональных сочетаниях. Недаром K.И. Чуковскигй восклицал: «Что ни трёхлетка, то Игорь Северянин!». В северянинских стихах фyтуристическиe изыски непринужденно сочетаются с примитивистским вос­приитием окружающего мира («...душа влечется в примитив»).

Образ детства в творчестве Северянина создается и функционирует на разных уровнях: собственно смысловом, лексическом, словообразовательном, метафорическом. Детство в поэзии Северянина имеет автобиографическую и «портретную» характеристики. Недаром и o себе в сонете «Игорь Северянин» поэт заключит:

Он в каждой песне, им от сердца спетой,

Иронизирующее дитя.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Детство в художественном осмыслении M.И. Цветаeвой | Веселая книга для детей Саши Черного
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.