Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ассимиляция свободных благ

А. ПРЕДРЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Сектора экономики ┌───┴───┐ национальный®иностранный ┌───┴───┐ предрыночный® рыночный  

(аналитическая и синтетическая трактовки)

Экономика каждой страны состоит сейчас из разных секторов. Основными из них являются национальный и иностранный. Первый из них состоит из предрыночного и рыночного секторов. Пред- или дорыночный сектор экономики является исторически исходным и сейчас базовым во всех странах. В связи с этим следует изучить, прежде всего, этот сектор экономики. Его содержание сводится к следующим основным формам материальных отношений:

┌─ Да­ро­об­мен
│ ┌─┴─ До­мо­хо­зяйс­тва
│ ┌─┴─── Про­мыс­лы
│ ┌─┴───── Ас­си­ми­ля­ция
└─────────────────────────

Зем­ля су­ще­ству­ет при­мер­но 5 млрд. лет, а жизнь на ней - 4 млрд. лет. В те­че­ние всей дли­те­ль­но­сти жиз­ни зем­ля - ис­точ­ник благ. Жи­вые су­ще­ства ас­си­ми­ли­ру­ют (термин биологии) при­ро­ду, адаптируясь к ее возможностям. В этом про­цес­се меж­ду жи­вы­ми су­ще­ства­ми воз­ни­ка­ют ес­те­ствен­ные от­но­ше­ния по поводу факторов жизни. Ак­ти­вность жи­вых су­ществ ве­дет к их при­спо­со­бле­нию к при­род­ным ре­сур­сам с це­лью бо­лее пол­но­го ас­си­ми­ли­ро­ва­ния для вы­жи­ва­ния. Жи­вые су­ще­ства мно­го­об­ра­зно ас­си­ми­ли­ру­ют при­ро­ду. Чем раз­ви­тее жи­вые су­ще­ства, тем слож­нее их ак­ти­вность и многообразнее фор­мы ас­си­ми­ля­ции ре­сур­сов, на­де­жнее их «ни­ша жизни».

Простейшей формой потребления людей является ассимиляция свободных благ. Био­ло­ги­че­ская ас­си­ми­ля­ция при­ро­ды лю­дь­ми ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от со­от­ветс­тву­ющих био­ло­ги­че­ских про­цес­сов рас­те­ний и жи­вот­ных. Гегель предпринял попытку изложения общей теории ассимиляции природы живыми существами [см.:28.Т.2, с.498-534].

АССИМИЛЯЦИЯ ® АДАПТАЦИЯ ® АКТИВНОСТЬ

Жизнь лю­дей пред­став­ля­ет сис­те­му их вза­имо­от­но­ше­ний. Из последних эко­но­ми­че­ская на­ука рас­сма­три­ва­ет ма­те­ри­аль­ные от­но­ше­ния - от­но­ше­ния по по­во­ду ре­сур­сов или ограниченных благ. Ма­те­ри­аль­ные от­но­ше­ния не ис­чер­пы­ва­ют всех от­но­ше­ний лю­дей. Ма­те­ри­аль­ные от­но­ше­ния яв­ля­ют­ся ба­зо­вы­ми и опре­де­ля­ют все оста­льные. Про­стей­шей фор­мой ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний по по­во­ду благ яв­ля­ют­ся ес­те­ствен­ные от­но­ше­ния людей. Они уста­на­вли­ва­ют­ся по по­во­ду использования сво­бод­ных благ.

Блага ┌─────┴─────┐ ес­те­ствен­ные ® эко­но­ми­че­ские (сво­бод­ные) (огра­ни­ченные) ┌────┴─────┐ частные ® общественные

Пер­вым объ­ек­том ФТЭ сле­ду­ет счи­тать те фор­мы ас­си­ми­ля­ции при­ро­ды лю­дь­ми, ко­то­рые су­ще­ству­ют в про­стом, чис­том ви­де и прак­ти­че­ски не от­ли­ча­ют­ся от при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния всех ме­нее раз­ви­тых форм жиз­ни. Ге­гель впол­не обо­сно­ван­но трак­то­вал ас­си­ми­ля­цию в ка­че­стве про­стей­шей фор­мы при­ро­до­по­ль­зо­ва­ния и уде­лил ей мно­го вни­ма­ния в «Фи­ло­со­фии при­роды».

«Не­ко­то­рые бла­га су­ще­ству­ют «сво­бод­но» в при­ро­де в до­ста­точ­ном ко­ли­че­стве для ПОЛНОГО и ПОСТОЯННОГО удо­влет­во­ре­ния опре­де­лен­ных че­ло­ве­че­ских по­треб­но­стей. Ти­пич­ный при­мер - воз­дух, не­об­хо­ди­мый для жиз­ни че­ло­ве­ка, но име­ющий­ся в изо­би­лии. Воз­дух, сле­до­ва­те­ль­но, не есть пред­мет про­из­водс­твен­ной де­яте­ль­но­сти или об­ме­на вви­ду то­го, что его по­треб­ле­ние про­ис­хо­дит ес­те­ствен­но» [102,с.347]. Клас­си­ки эко­но­ми­че­ской на­уки ука­зы­ва­ли на су­ще­ство­ва­ние сво­бод­ных благ, отмечали, пре­жде всего, воз­дух, свет и теп­ло солн­ца, во­ду, ве­тер. Ксенофонт указывал на возможность купаться, прохлаждаться в тени или от дуновения ветерка [см.: 61,с.213]. В то же вре­мя классики от­ме­ча­ли и пре­вра­ще­ние этих благ при опре­де­лен­ных усло­ви­ях в эко­но­ми­че­ские бла­га. Воз­дух так­же ста­но­вит­ся эко­но­ми­че­ским бла­гом, ког­да его очи­ща­ют, охлаж­да­ют или на­гре­ва­ют, что ста­но­вит­ся, например, нор­мой в бо­ль­ших зда­ни­ях. Тем бо­лее это име­ет мес­то в осо­бых си­ту­аци­ях, ког­да его ко­ли­че­ство огра­ни­че­но по от­но­ше­нию к по­треб­но­сти: вспом­ним о кон­ди­ци­они­ро­ван­ном воз­ду­хе или о воз­ду­хе в под­вод­ной лод­ке и т.п.

Лю­ди еже­днев­но по­треб­ля­ют один ки­ло­грамм кис­ло­ро­да из воз­ду­ха. При фи­зи­че­ской на­груз­ке это по­треб­ле­ние воз­рас­та­ет на 30%. Для жиз­ни лю­дей нуж­ны и лу­чи солн­ца как средс­тво за­га­ра и осве­ще­ния. Эти по­ле­знос­ти име­ют непреходящее зна­че­ние для жиз­ни лю­дей. По­ка они без­гра­нич­ны. Их по­треб­ле­ние не тре­бу­ет тру­да, они яв­ля­ют­ся ни­чей­ны­ми и не­огра­ни­чен­ны­ми. Эти при­зна­ки опре­де­ля­ют дан­ные фор­мы ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. Они бы­ли ис­то­ри­че­ски ис­ход­ны­ми факторами жизни и се­го­дня яв­ля­ют­ся ба­зо­выми.

Потребление

«Опыт по­ка­зы­ва­ет, что бла­га од­но­го и то­го же ро­да, не об­на­ру­жи­ва­ющие эко­но­ми­че­ско­го ха­рак­те­ра в од­них мест­но­стях, в дру­гих яв­ля­ют­ся эко­но­ми­че­ски­ми бла­га­ми, и что бла­га од­но­го и то­го же ро­да в од­ном и том же мес­те то по­лу­ча­ют, то те­ря­ют эко­но­ми­че­ский ха­рак­тер в за­ви­си­мо­сти от из­ме­не­ния усло­вий. В то вре­мя как не име­ют эко­но­ми­че­ско­го ха­рак­те­ра ко­ли­че­ство во­ды для пи­тья в мест­но­стях, изо­би­лу­ющих ис­точ­ни­ка­ми, сы­рые ство­лы де­ре­вь­ев в пер­во­быт­ных ле­сах и да­же учас­тки зем­ли в не­ко­то­рых стра­нах, те же бла­га в то же вре­мя в дру­гих мест­но­стях об­на­ру­жи­ва­ют эко­но­ми­че­ский ха­рак­тер...» [83,с.83].

Сво­бод­ные блага ┌────┴────┐ Безграничные ® огра­ни­ченные ┌─────┴─────┐ про­странс­твом ® вре­менем

К все­об­щим не­эко­но­ми­че­ским бла­гам от­не­сем воз­дух и солн­це (хо­тя и они не­рав­но­мер­ны по го­ри­зон­та­ли и вер­ти­ка­ли тер­ри­то­рии, осо­бен­но в го­рах и на по­лю­сах зем­ли). К ним мож­но так­же от­не­сти дождь и ве­тер, ко­то­рые ис­по­ль­зу­ют в рав­ной ме­ре все (или все стра­да­ют от них). В раз­лич­ных при­род­ных зо­нах к не­эко­но­ми­че­ским бла­гам мож­но от­не­сти в те­че­ние опре­де­лен­но­го вре­ме­ни те или иные бла­га при­ро­ды: на се­ве­ре - мо­роз для хра­не­ния мя­са, на юге - солн­це для суш­ки фрук­тов и т.п. В не­ко­то­рых мест­но­стях к та­ко­вым мож­но от­не­сти фло­ру и фа­уну, во­ду ес­те­ствен­ных во­до­емов, пе­сок, дре­ве­си­ну и т.д. Но и в од­ной и той же мест­но­сти не­ко­то­рые бла­га мо­гут быть сво­бод­ны­ми в опре­де­лен­ное вре­мя: зи­мой - хо­лод, а ле­том - теп­ло; днем - свет, а но­чью - тем­нота.

Лю­ди дав­но осо­зна­ли зна­че­ние этих по­ле­знос­тей для жиз­ни, а по­это­му они не огра­ни­чи­ва­ют­ся ес­те­ствен­ной их ас­си­ми­ля­ци­ей во всех слу­ча­ях жиз­ни. При не­до­стат­ке этих по­ле­знос­тей лю­ди пред­при­ни­ма­ют раз­но­об­ра­зные дейс­твия по их по­треб­ле­нию. Так воз­ни­кла вен­ти­ля­ция как спо­соб обес­пе­че­ния кис­ло­ро­дом при опре­де­лен­ных усло­ви­ях в зда­ни­ях, в гор­ных вы­ра­бо­тках и т.п. В бо­лее слож­ных усло­ви­ях спе­ци­аль­но про­из­во­дят кис­ло­род, на­при­мер, за­ка­чи­ва­ют его в кис­ло­род­ные по­ду­шки в ка­че­стве ле­карс­тва при бо­ле­зни. Со­зда­ют спе­ци­аль­ные га­зо­вые сме­си для под­вод­ни­ков, кос­мо­на­втов. Рост чис­лен­но­сти на­се­ле­ния на зем­ном ша­ре в ХХ ве­ке, сте­пень ин­тен­си­внос­ти ис­по­ль­зо­ва­ния при­ро­ды привели к про­бле­ме охра­ны при­ро­ды от не­ра­зу­мно­го ее ис­по­ль­зо­ва­ния. Воз­ни­кла спе­ци­аль­ная на­ука - эко­ло­гия, со­де­ржа­ни­ем ко­то­рой яв­ля­ет­ся ра­цио­на­ль­ное при­ро­до­по­ль­зо­ва­ние, за­щи­та при­ро­ды от не­ра­зу­мно­го испо­ль­зо­ва­ния ее об­щес­твом. Ин­тен­си­вное при­ро­до­по­ль­зо­ва­ние до­стиг­ло та­ких пре­де­лов, что сво­бод­ных благ мо­жет ско­ро не хва­тить для ми­ра в це­лом. Ведь об­щес­тво еже­днев­но по­треб­ля­ет 6 млн. т. кис­ло­ро­да. Ши­ро­ко он ис­по­ль­зу­ет­ся и в про­из­водс­тве. В США лег­ко­вые ав­то­мо­би­ли по­гло­ща­ют кис­ло­ро­да в 2 ра­за бо­ль­ше, чем со­зда­ет­ся его на тер­ри­то­рии этой стра­ны все­ми ес­те­ствен­ны­ми ис­точ­ни­ками.

Эко­ло­гия ос­тро ста­вит про­бле­му обес­пе­че­ния об­щес­тва ре­сур­са­ми. Бы­строе вы­ру­ба­ние ле­сов на пла­не­те ве­дет к па­де­нию ес­те­ствен­но­го ис­точ­ни­ка кис­ло­ро­да на зем­ном ша­ре. Это ве­дет так­же к из­ме­не­нию ба­лан­са кру­го­во­ро­та во­ды в при­ро­де. Про­мыш­лен­ность за­гряз­ня­ет воз­дух и ту­чи, по­рож­дая кис­лот­ные до­жди, ко­то­рые усу­гу­бля­ют усло­вия жиз­ни ле­сов и рас­ти­те­ль­но­сти в це­лом. Вы­бро­сы га­зов, ды­ма в воз­дух ме­ша­ют про­ни­кать лу­чам солн­ца на по­вер­хность зем­ли. Опре­де­лен­ные хи­ми­че­ские ве­ще­ства ве­дут к по­яв­ле­нию озо­но­вых дыр в ат­мо­сфе­ре и т. п. Все это еще раз подтверждает зна­че­ние основ­но­го про­ти­во­ре­чия меж­ду по­треб­но­стя­ми и ре­сур­са­ми, как и не­об­хо­ди­мость по­ис­ка вы­хо­да из си­ту­ации. То­ль­ко ми­ро­вое со­об­щес­тво спо­соб­но раз­ре­шить эту гло­ба­ль­ную про­бле­му на осно­ве адек­ват­ной ФТЭ, эко­ло­гии и, в ко­неч­ном сче­те, ин­тел­лек­ту­аль­ной ре­во­люции.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Атрибут жизни | Присваивающее природопользование. Промыслы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.