КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дарение ® мена ® рынок®пострынок
Историческая тенденция развития меновых отношений в целом представлена графиком. продуктообмен Товар - товар (товарообмен) дар - дар (дарообмен ценностями) добро - добро (нравственность поведения)
Нравственность покоится на определенных принципах взаимоотношений, в том числе на порядочности, гуманности и т.п., когда без нужды не вредят иным людям, стараясь отвечать добром на добро. Особое значение имеет этический принцип эквивалентности обязательств: добро за добро и т.п. Такие взаимоотношения возникли среди развитых животных, в том числе гоминидов (непосредственных предшественников людей). Они - норма поведения гуманных людей. Они существуют не только в обыденном общении, но и как принцип материальных отношений, проявляясь в дарообмене, а затем в товарообмене и продуктообмене.
Платон называл дарственный обмен как противоположность «торговому обмену». «... Искусство обмена по обоюдному соглашению посредством даров, найма и продажи...» [105,Т.2, с.279]. Для него «дар - обмен любезностями» [105,Т.4, с.619]. Особенно подробно рассматривал эти формы материальных отношений Аристотель. Он анализировал их как особый тип поступков и пытался их систематизировать [см.: 8,Т.4,с.241]. Всесторонне их рассматривают в истории дипломатии и иных исторических работах. Интересны оценки его значения в древнем Китае: «Обмен дарами для древних людей не был, конечно, обыкновенной сделкой. Он, прежде всего, удостоверял социальный кредит человека, его положение в общества. Он устанавливал, кто старший и кто младший, кто господин, а кто слуга» [78,с.57]. Эти соображения весьма важны для разработки общей гипотезы эволюции материальных отношений. Аристотель рассматривал и бескорыстные типы даяний, то есть без расчета на отдар - благодеяние в чистом виде. Он обособлял и такие, которые имеют выгоды или предполагают воздаяние (корыстные). В простом случае дарящий оказывает поддержку другу и надеется на взаимность при своих затруднениях. При этом друзья предполагают равное воздаяние. Другие же дают и ожидают больших воздаяний. В связи с этим возникает понятие «прибыли». «Спорным является вопрос, что следует считать мерой, чтобы соответственно отдавать назад: выгоду принявшего благодеяние или же [само] благодеяние сделавшего [доброе дело]?... Не правда ли, мерой при дружбе ради пользы является выгода того, кто ее получает? Ведь это он нуждается, и [благодетель] оказывает ему поддержку, имея в виду получить такую же. А значит, поддержка была таких размеров, как полученная выгода, и отдавать следует столько, сколько досталось, или даже больше, ибо это прекрасней» [8,Т.4,с.241]. Всесторонне рассмотрел этот вопрос Н. Зибер в ХIХ веке. Приведенный им этнографический материал показывает значение дарения, как и многообразие его форм, способов и т.п. Например, ритуал дарения мог предполагать передачу подарков в первый день посещения иностранного корабля при отказе брать что либо в этот день. На следующий же день человек посещал корабль с пустыми руками, но предполагал получение больших подарков [см.: 52,с.164]. Поразительно обилие форм такого передвижения продуктов труда, как и лежащих в их основе обычаев. Делясь своим имуществом, человек приобретает жажду деления чужого имущества. И происходит это различными способами. При этом часто происходит обмен различного рода: продукт труда меняется на труд, что характерно для помочей: помогли выполнить определенную работу и взамен получают угощение. Зомло так трактовал это превращение дара в мену: «Эта юридическая сделка тем походит на дарение, что она с самого начала является односторонним даром, которому соответствует одностороннее получение с тем, что величина этого дара, равно как самый факт дарения вытекает из одностороннего решения того, кто дает. Она, однако, постольку приближается к мене, поскольку этот факт дарения происходит в ожидании отплаты и обычно строжайшим образом обязывает к таковой. Относительно ценности дара и ценности обязательной отплаты существуют твердые обычаи. Правильно, поэтому, эту юридическую сделку обозначать как дарение-мену» [131, с.106]. Деяние ® даяние ® дар (вклад) [см.: 82,Т.4,с.622] В последнее время активизируется исследование экономистами дарственных отношений. Широту исследований этих отношений можно видеть на примере работы Н.З. Дэвиса [см.: 44, хорошая библиография]. В ней он показывает соотнесение дарственных и рыночных отношений. Дарственные отношения, несомненно, возникли первыми и все более вытесняются рыночными отношениями. «Рынок вытесняет дар» [там же]. В то же время дарственные отношения сохраняют значение в условиях рынка. Н.З. Дэвис показывает многообразие форм дарственных отношений в средневековой Франции. «Существует целый комплекс правил обмена дарами, относящимся к главным событиям человеческой жизни, таким как рождения, браки, смерть. Такой обмен связывал семьи между собой и объединял их с более широким социальным сообществом. Существовал также «календарный» обмен дарами в течение года. Он начинался с новогодних подарков...» [там же]. Н.З. Дэвис рассматривает «горизонтальные» (соседские) и «вертикальные» (благородные) дарения. Эти отношения также широко были распространены и в качестве элемента вознаграждения за труд: «В сфере труда оплата и подарки шли как бы бок о бок на всех ступенях социальной лестницы». Вне подарков не мог существовать и бизнес. «Любому предпринимателю, добивавшемуся королевских привилегий для своей продукции, приходилось искать протекции у королевских должностных лиц, и путь свой от низших ступеней к высшим он должен был вымостить подарками» [там же]. Такое значение подарки сохраняют по настоящее время. Они проникают в рыночные отношения, становясь их элементом. Современное дарение обычно является элементом дарственной мены (дарообмена). Дарообмен предполагает отдар: «Даю для того, чтобы ты мне дал». В то же время не любой подарок становится исходным началом дарообмена. Давая подарок, не следует рассчитывать на воздаяние. Но если нет воздаяний, то следующий раз не будет и подарка. Дарообмен предполагает соотнесение значимости дара и отдара, о чем уже размышлял Аристотель. В дорыночную эпоху такое соотнесение значимости дара и отдара могло осуществляться только на основе затрат труда на эти объекты. Это подтверждает и следующее положение Платона: «... Ремесленник знает действительную стоимость своей работы...» [105,Т.3,с.384]. Ремесленники знают затраты труда на производство своих вещей. И это было критерием сопоставления значимости даров и отдаров с античности. В условиях рыночной экономики оно происходит посредством денежной оценки дара и отдара. Именно на основе таких критериев и возникло представление о пропорциях обмена. Детерминированность пропорций вытекает из отношений людей.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |