КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Противоречия экономики
ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ РЫНКА Анализ условий реализации товаров приводит к необходимости изучения пропорций рынка и в целом его пропорциональности.
Пропорция - строго определенное соотношение частей единого целого, вытекающее из его природы. Бывают и диспропорции. Пропорциональность - система всех пропорций единого целого, например. Основные группы пропорции рынка: 1. Общеэкономические; 2. Межотраслевые; 3. Внутриотраслевые; 4. Внутрипроизводственные; 5. Территориальные; 6. Международные (мировые). Внутрипроизводственные пропорции предполагают установление определенных соответствий между всеми элементами производства конкретных товаров. В таком случае добиваются того, чтобы не было «узких мест». Все это происходит на уровне отдельных видов машин, оборудования и т.п., что зависит от специфики производства и решается обычно как чисто технологические проблемы. Отраслевые пропорции отражают такие соответствия внутри экономических комплексов, которые могут быть организационно оформлены в качестве конгломератов или отраслей, подчиненных министерствам. В таком случае добиваются определенного соответствия между мощностями предприятий отрасли. Межотраслевые пропорции - это пропорции между отраслями, находящимися в зависимости друг от друга. Например, важны такие пропорции между формами транспорта, между добывающей и перерабатывающей промышленностью, между сельским хозяйством и промышленностью и другие. Общеэкономические пропорции показывают соотношение главных элементов экономики. Они многочисленны и многообразны: пропорции первого и второго подразделений, групп А и Б в промышленности, пропорции накопления и потребления и другие. Эти пропорции специально анализируются на основе статистических данных. Анализ позволяет формулировать практические выводы, определять стратегию развития экономики. В результате анализа происходит осмысление изменений пропорций в экономике - структурных сдвигов в ней, что лежит в основе планомерного развития рынка. Всякий анализ пропорций имеет практическое и политическое значение, но понятен только профессионалам. При необходимости эту проблему следует рассмотреть более конкретно в качестве самостоятельной темы.
Анализ общественного производства, в т. ч. условий реализации, показывает возможность нормального, бескризисного, устойчивого развития рынка при определенных условиях, поддерживания пропорций, своевременного осуществления структурных сдвигов и т.п. В то же время действительность, практика экономического развития характеризуется кризисами, нарушениями экономического роста, диспропорциями. И причиной оказываются экономические противоречия или противоречия рынка. В связи с этим целесообразно специально изучать противоречия рынка и их воздействие на реализацию товаров, экономический рост. Этот вопрос требует специального изучения. Здесь ограничимся только некоторыми замечаниями по данному вопросу. Главным значением противоречий в экономике следует признать противоположность интересов людей, сословий и т.п. Высшей формой являются антагонизмы, то есть такие противоречия, которые заканчиваются гибелью одной из противоборствующих сторон. Экономика не существует без противоречий. Многие противоречия свидетельствуют о неразумности людей. Поэтому к противоречиям относятся чаще всего как к чему-то порочному. Их часто игнорируют. Тем не менее, они на практике существуют и являются движущей силой развития общества, в том числе и рынка. Их надо выявлять, анализировать, находить способы разрешения с тем, чтобы обеспечить прогресс. «… Жизнь идет вперед противоречиями, и живые противоречия во много раз богаче, разностороннее, содержательнее, чем уму человека спервоначалу кажется» [68,Т.47,с.219]. Нет возможности даже назвать все противоречия: индивидуальные и групповые, корпоративные, общественные. Пока нет системного, теоретического их объяснения в науке. Предлагаемая гипотеза обращает внимание лишь на некоторые фрагменты теории противоречий рынка: Биологические: потребности «блага └────────┬───────┘ Социальные: производство «потребление └─────────────┬───────┘ Экономические: производительные «материальные силы отношения └────────────────┬────────┘ Общие: в натуральной в рыночной в плановом экономике экономике рынке ┌─────────┼────────┐ Специфические: свободной капиталистической социализированной │ ┌────────┼────────┐ Основные: внутренние международные мировые
Конкретные:.................................... БИОЛОГИЧЕСКИЕ противоречия лежат в основе общественного развития. Из них основным можно считать противоречие между потребностями и благами (ресурсами). Редкость благ делает их дефицитными. На этой основе возникает борьба за жизнь, определение своих ниш жизнеобитания различными живыми субъектами, что хорошо показывают обычно биологи. Относится это и к обществу людей, прежде всего, к рыночным отношениям. Это противоречие следует считать фундаментальным для рынка и экономики вообще. СОЦИАЛЬНЫЕ противоречия возникают на основе биологических. Общественная организация жизни повышает жизнестойкость организмов, решает многие проблемы. Она ведет к возникновению производства как главного средства обеспечения источниками средств существования. Поэтому возникает противоречие между потреблением и производством. Потребности всегда опережают возможности производства и порождают необходимость его развития. В то же время само производство осуществляется посредством многих противоречий. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ противоречия являются внутренними для общественного производства. Они детерминируют степень общественного развития. Главным называют или противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными по сравнению с ними ресурсами, или между производительными силами и материальными отношениями людей. От этого противоречия зависит скорость общественного прогресса. Именно оно лежит в основе всей системы общественного прогресса. На этой основе возникают особые формы общественного производства, происходит возникновение новых их форм. Основным противоречием рыночной экономики можно считать противоречие между частным и общественным характером труда. На его основе возникает специфическая система противоречий рыночной экономики: между спросом и предложением, общественным производством и частным присвоением и другие. Противоречие между ценой и полезностью товара порождает многие противоречия, в том числе между накопленным и живым трудом. Каждой системе рыночной экономики присущи свои специфические противоречия. В частности, существуют такие противоречия для тех экономик, у которых низкий уровень развития рыночных отношений или когда превалирует простое товарное производство. В капиталистическом рынке существует противоречие между трудом и капиталом, анархией экономики в целом и планомерностью внутри предприятий. Эти противоречия лежат в основе возникновения диспропорциональности рынка, в том числе между спросом и предложением, ведущей к перепроизводству товаров. Внутриэкономические противоречия ведут к возникновению внешнеэкономических противоречий между странами, регионами юга и севера, между основными центрами мирового рынка и периферией. В целом, противоречия интересов ведет к конкуренции, неравновесности, нестабильности, неустойчивости и диспропорциональности рынка. В результате возникают нарушения рынка или кризисы.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |