Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование видовой пары глаголами разных семантических типов




Рассказывать, вспомнить, сидеть, начинаться, издать.

Категория вида охватывает все глаголы, но не все глаголы формируют видовые пары. Способность глаголов объединяться в видовые пары зависит от лексического значения глагола. Одни глаголы способны в сов. виде выражать значение достижения предела, а в несов. виде – стремление к ее достижению: белить – побелить, таять – растаять; а другие глаголы не способны выражать значение стремления к пределу или его достижения: жить, летать, кричать – нет предела; закричать, вздремнуть.

Образуют видовую пару Не образуют видовую пару
1. Глаголы со значением становления или изменения состояния: расти – вырасти, взрослеть – повзрослеть, слабеть – ослабеть, худеть - похудеть 1. Глаголы, не стремящиеся к каким-либо изменениям: лежать, спать, грустить, любить.
2. Глаголы, действие которых направлено на объект: строить – построить, добывать – добыть, бросать - бросить  
3. Глаголы, действие которых замкнуто в сфере субъекта: ложиться – лечь, оказываться – оказаться, знакомиться - познакомиться  

 

Образование видовой пары осуществляется различными способами.

Глаголы несов. в. образуются от глаголов сов.в. путем суффиксации: переписать ® переписывать; решить ® решать. Такое образование называется имперфективацией (имперфективный – «несовершенный»).

Глаголы сов.в. образуются от глаголов несов. в. приставочным способом: рисовать – нарисовать, есть – съесть. Такое образование называется перфективацией (перфективный – «совершенный»). Значение вида формально выражается суффиксами и приставками в их соединении с основами глаголов сов. и несов. в.

Глаголы несовершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов:

- ыва-, -ива-: списать – списывать, вспахать – вспахивать;

-ва-: дать – давать, обуть – обувать;

-ева-: застрять – застревать, продлить – продлевать;

-а-: подрасти – подрастать, пропечь – пропекать;

чередованием суффиксов –и- и –а-: обучить – обучать, разгрузить – разгружать.

Глаголы совершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида следующими способами:

- с помощью суффикса –ну- -(н)-: увядать – увянуть, промокать – промокнуть, подсыхать – подсохнуть;

- с помощью приставок вз-, вы-, за-, из-, на-, о-, от-, по-, под-, при-, про-, раз-, с-, у-: бесить – взбесить, учить – выучить, солить – засолить, печь – испечь, смешить – насмешить, крепнуть – окрепнуть, мстить – отомстить, строить – построить, мести – подмести, готовить – приготовить, контролировать – проконтролировать, писать – написать, делать – сделать, совершенствовать - усовершенствовать.

При образовании глаголов несовершенного вида в некоторых корнях наблюдаются чередования гласных и согласных звуков: заработать – зарабатывать, высыхать – высохнуть, разгрузить – разгружать, отметить – отмечать.

Видовые пары могут также образовываться с изменением места ударения: разрезАть – разрЕзать, насыпАть – насЫпать и разными основами (супплетивные видовые пары): брать – взять, говорить – сказать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.