Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы и ответы 21 страница




Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не отвечают по обязательствам государства. Государство не отвечает по обязательствам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за исключением случаев, когда оно само приняло на себя такие обязательства либо иное предусмотрено законодательством Республики Беларусь. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации самостоятельны в своей деятельности. Вмешательство государства, его органов и должностных лиц в деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций допускается исключительно в пределах, установленных Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней законодательными актами Республики Беларусь.

На банк и небанковскую кредитно-финансовую организацию могут быть возложены функции агента валютного контроля и контроль за ведением клиентами кассовых операций.

Не допускается возложение на банки и небанковские кредитно-финансовые организации функции контроля за:

осуществлением клиентами лицензируемых видов хозяйственной деятельности;

своевременностью и правильностью уплаты клиентами налогов, обязательных платежей и иных платежей в бюджет и государственные бюджетные и внебюджетные фонды;

соблюдением клиентами сроков выплаты работникам заработной платы и ее размерами;

соблюдением клиентами и другими лицами условий заключенных между ними договоров.

Национальный банк и иные государственные органы не вправе требовать от банков и небанковских кредитно-финансовых организаций выполнения не свойственных им контрольных и других функций. Банки могут выполнять поручения Правительства Республики Беларусь, республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, осуществлять операции со средствами республиканского и местных бюджетов и производить расчеты по ним, обеспечивать целевое использование бюджетных средств, выделяемых для выполнения республиканских и региональных программ. Национальный банк и банки организуют свою деятельность с применением кассовых суммирующих аппаратов или компьютерных систем без их регистрации в государственном органе, определенном законодательством Республики Беларусь.

Банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации могут привлекать и размещать друг у друга денежные средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, проводить расчеты через корреспондентские счета, открываемые друг у друга, и осуществлять иные операции, предусмотренные лицензиями, выданными Национальным банком.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации могут создавать союзы и ассоциации, являющиеся некоммерческими организациями. Создание и государственная регистрация союзов и ассоциаций банков и небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации могут создавать объединения в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах.

Взаимоотношения между банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и физическими и юридическими лицами (клиентами) строятся на основе банковского законодательства и заключенных договоров. Банки и небанковские кредитно-финансовые организации самостоятельно определяют условия проведения сделок, не противоречащих законодательству Республики Беларусь. Договоры, заключаемые банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями с клиентами, являются публичными договорами или договорами присоединения, если иное не установлено правилами, действующими в этих банках и небанковских кредитно-финансовых организациях. Национальный банк вправе устанавливать для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций обязательные условия проведения сделок с физическими и юридическими лицами. При осуществлении банковских операций банк обязан по требованию клиента представить лицензию на осуществление банковских операций, информацию о финансовом положении и результатах работы этого банка за отчетный период.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации имеют право на судебную защиту своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе на оспаривание в судебном порядке действий Национального банка и иных государственных органов по взысканию с них штрафов и наложению иных экономических санкций, а также по списанию с их корреспондентских счетов денежных средств в бесспорном порядке.

Банк обязан депонировать часть привлеченных денежных средств в фонде обязательных резервов, размещаемом в Национальном банке. Посредством фонда обязательных резервов производится регулирование денежного обращения в соответствии с целями и задачами денежно-кредитной политики Республики Беларусь, а также страхуются ликвидность и платежеспособность банка. Национальный банк на основании своего распоряжения вправе взыскивать недовнесенные в фонд обязательных резервов денежные средства путем бесспорного их списания с корреспондентского счета банка.

В целях поддержания стабильности и устойчивости банковской системы Республики Беларусь Национальный банк устанавливает для банков следующие экономические нормативы:

минимальный размер уставного фонда для вновь создаваемого (реорганизованного) банка;

минимальный размер собственных средств (капитала) для действующего банка;

предельный размер неденежной части уставного фонда;

нормативы ликвидности;

нормативы достаточности капитала;

максимальный размер риска на одного клиента (группу взаимосвязанных клиентов);

максимальный размер риска на одного инсайдера и связанных с ним лиц;

максимальный размер крупных рисков;

норматив участия банка в инвестиционной деятельности;

норматив валютного риска (открытой валютной позиции);

максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

максимальный размер собственных вексельных обязательств;

максимальный размер привлеченных средств физических лиц.

Национальный банк устанавливает для небанковских кредитно-финансовых организаций экономические нормативы в зависимости от перечня осуществляемых ими банковских операций. Национальный банк устанавливает методики определения собственных средств, активов и размеров риска по активам для каждого из нормативов с учетом международных стандартов и консультаций с банками, банковскими ассоциациями и союзами. О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Национальный банк официально объявляет не позднее чем за месяц до введения их в действие.

Национальный банк вправе дополнительно устанавливать иные экономические нормативы в целях ограничения рисков банковской деятельности и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.

Размер уставного фонда вновь создаваемого (реорганизованного) банка не может быть ниже минимального размера уставного фонда банка, устанавливаемого Национальным банком. Размер собственных средств (капитала) банка определяется как сумма уставного фонда, иных фондов и нераспределенной прибыли с увеличением либо уменьшением ряда других составляющих собственных средств (капитала) банка, перечень и порядок расчета которых определяются Национальным банком. Составляющие собственных средств (капитала) банка определяются исходя из их способности покрывать убытки. Размер уставного фонда банка в неденежной форме не может превышать двадцати процентов уставного фонда этого банка в первые два года после его государственной регистрации и десяти процентов - в последующие годы.

Нормативы ликвидности банка устанавливаются как соотношение:

активов и пассивов с учетом сроков, сумм, типов активов и пассивов и других факторов;

ликвидных активов (наличных денежных средств, требований до востребования, краткосрочных ценных бумаг, других легко реализуемых активов в соответствии с перечнем, утверждаемым Национальным банком) и суммарных активов.

Нормативы достаточности капитала банка устанавливаются в виде предельных соотношений размера (части) собственных средств и активов, а также внебалансовых обязательств, оцененных по уровню риска.

Максимальный размер риска на одного клиента или группу взаимосвязанных клиентов устанавливается в процентном соотношении к собственным средствам (капиталу) банка. Под взаимосвязанными клиентами (лицами) понимаются физические и юридические лица - клиенты банка, связанные между собой экономически и (или) юридически: имеющие общую собственность, взаимные гарантии и (или) обязательства, основные, дочерние и зависимые общества и (или) имеющие совмещение одним физическим лицом руководящих должностей таким образом, что финансовые трудности одного клиента обуславливают или делают вероятным возникновение финансовых трудностей у другого клиента (клиентов).

При определении размера риска учитываются сумма кредитов, а также средства, предоставленные в пользу клиента по иным активным операциям, и внебалансовые обязательства, выданные банком в отношении этого клиента, предусматривающие исполнение в денежной форме. Размеры рисков, приходящиеся на инсайдеров банка, не должны превышать максимальных размеров рисков, установленных Национальным банком. Максимальный размер крупных рисков устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств банка.

Крупным риском является объем кредитов, средств, предоставленных в пользу клиента по иным активным операциям, внебалансовых обязательств в пользу одного клиента в размере свыше установленного Национальным банком процентного отношения к собственным средствам банка.

Сумма крупных рисков по всем клиентам не может превышать ее максимального размера, установленного Национальным банком.

Национальный банк ведет реестр крупных рисков банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Национальный банк устанавливает норматив валютного риска (открытой валютной позиции) для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций исходя из соотношения их активов и обязательств отдельно по каждому виду иностранной валюты.

Национальный банк устанавливает норматив участия банка в инвестиционной деятельности за счет собственных средств банка. Норматив участия банка за счет собственных средств в уставном фонде одного юридического лица и уставных фондах всех юридических лиц в совокупности определяется Национальным банком в виде предельного процентного отношения к собственным средствам банка. Банк сообщает Национальному банку обо всех случаях инвестирования средств в уставные фонды других юридических лиц. Участие банка в уставном фонде другого банка допускается только с согласия Национального банка.

Осуществление банком инвестиций в размере, превышающем установленную Национальным банком долю участия банка в уставном фонде другого юридического лица, допускается только после получения разрешения Национального банка.

Максимальный размер собственных вексельных обязательств устанавливается как предельное процентное соотношение суммы выпущенных банком векселей, банковских акцептов, определенной Национальным банком доли обязательств по операциям с векселями и собственных средств банка.

Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) банка устанавливается как предельное процентное соотношение величины вклада (депозита), полученного кредита, остатков по счетам одного кредитора (вкладчика) или группы взаимосвязанных кредиторов (вкладчиков) и собственных средств банка.

Максимальный размер привлеченных денежных вкладов физических лиц устанавливается как предельное процентное соотношение общей суммы привлеченных денежных вкладов физических лиц и собственных средств (капитала) банка.

Банк представляет в Национальный банк отчетность (отчетную документацию) о своей деятельности в форме, порядке и срок, устанавливаемый Национальным банком. Банк публикует в официальных республиканских средствах массовой информации годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией в форме и срок, устанавливаемые Национальным банком. В случае, если банк имеет в собственности более пятидесяти процентов голосующих акций (долей) другого юридического лица, он представляет в Национальный банк консолидированную отчетность о своей деятельности и деятельности его дочерних подразделений, включая консолидированный баланс и консолидированный отчет о прибыли и убытках, в форме, порядке и срок, устанавливаемые Национальным банком.

Для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств физических лиц и компенсации потери дохода по вложенным средствам в соответствии с законодательством Республики Беларусь могут разрабатываться различные формы гарантирования возврата привлекаемых банками средств физических лиц. Сохранность и возврат вкладов физических лиц в банках, созданных государством, и банках, в уставном фонде которых государству принадлежит более пятидесяти процентов голосующих акций, гарантируются государством в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

Сведения о счетах и вкладах, в том числе сведения о наличии счета в данном банке, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении в банке, являются банковской тайной и не подлежат разглашению.

Национальный банк и банки гарантируют соблюдение банковской тайны своих клиентов и банков-корреспондентов. Служащие Национального банка и банков обязаны хранить банковскую тайну, а также тайну об иных сведениях, устанавливаемых Национальным банком и банками, если это не противоречит законодательству Республики Беларусь.

Сведения, составляющие банковскую тайну юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим, их представителям при наличии у них соответствующих полномочий, аудиторским организациям (аудиторам), осуществляющим их аудит, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь:

судам (судьям) по находящимся в их производстве уголовным и гражданским делам;

прокурору;

с санкции прокурора - органам дознания и предварительного следствия по находящимся в их производстве уголовным делам;

органам Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

налоговым и таможенным органам;

Национальному банку.

Банки обязаны представлять Главному государственному казначейству Министерства финансов Республики Беларусь данные о состоянии счетов республиканских органов государственного управления, а также организаций, использующих средства республиканского и местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим, их представителям при наличии у них соответствующих полномочий, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь:

органам дознания и предварительного следствия и судам по находящимся в их производстве уголовным делам, по которым в соответствии с законом может быть применена конфискация имущества, а также судам по гражданским делам, вытекающим из уголовных дел;

судам по находящимся в их производстве гражданским делам о взыскании алиментов (при отсутствии заработка или иного имущества, на которое может быть обращено взыскание), либо о разделе имущества, находящегося в совместной собственности супругов, либо о взыскании сумм, полученных в виде займов, и по иным гражданским делам.

Справка по счету и вкладу в случае смерти их владельца выдается банком лицам, указанным владельцем счета или вклада в завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям. Указанные лица не вправе разглашать иным лицам сведения, составляющие банковскую тайну, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Беларусь.

За противоправное получение и разглашение банковской тайны физические лица, должностные лица и работники государственных органов, банков, аудиторских и иных организаций несут ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Банкам, за исключением Национального банка, запрещается предоставлять кредиты Правительству Республики Беларусь на покрытие кассовых разрывов между доходами и расходами республиканского бюджета.

Должностным лицам и специалистам банков запрещается одновременно занимать руководящие должности или работать в других коммерческих организациях, а также заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением осуществления преподавательской, научной и творческой деятельности в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

Банки не могут передаваться в управление другим банкам или лицам, за исключением случаев, предусмотренных Банковским кодексом Республики Беларусь. Банки не вправе уменьшать свой уставный фонд без предварительного письменного разрешения Национального банка.

Учредители (участники) банка не имеют права выходить из состава учредителей (участников) банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации.

Отношения банков с клиентами строятся на договорной основе. Банки самостоятельно определяют условия и порядок привлечения и использования денежных средств в пределах, установленных Банковским кодексом Республики Беларусь и нормативными правовыми актами Национального банка. Банки обеспечивают доступность сведений о средних процентных ставках по кредитам и вкладам (депозитам). В случае принятия Президентом Республики Беларусь или Правительством Республики Беларусь решений о предоставлении банками кредитов на льготных условиях компенсация потерь банкам осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

На денежные средства и иное имущество физического лица, юридического лица, а также индивидуального предпринимателя, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банке, арест может быть наложен только в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Обращение взыскания (принудительное отчуждение) на денежные средства и иное имущество физического лица, юридического лица, а также индивидуального предпринимателя, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банке, допускается в случаях и порядке, установленных законом Республики Беларусь, а также по постановлению суда.

На денежные средства и иное имущество юридического лица и индивидуального предпринимателя, находящиеся в банке, арест может быть наложен только по:

решению, определению суда;

постановлению органа дознания и предварительного следствия в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

На имущество юридического лица и индивидуального предпринимателя, находящееся в банке, арест может быть наложен по постановлению налоговых органов в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. При наложении ареста на денежные средства и иное имущество юридического лица и индивидуального предпринимателя, находящиеся в банке, банк прекращает расходные операции по счету данного лица и передачу имущества данного лица в пределах имущества, на которое наложен арест.

На денежные средства и иное имущество физического лица, находящиеся в банке, арест может быть наложен только по:

определению суда в порядке обеспечения иска - в пределах суммы иска, в том числе по гражданским делам, вытекающим из уголовных дел, по делам о взыскании алиментов (при отсутствии заработка или иного имущества, на которое может быть обращено взыскание), по делам о разделе совместного имущества супругов;

постановлению органа дознания и предварительного следствия в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь;

постановлению налоговых органов в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

При наложении ареста на денежные средства и иное имущество физического лица, находящиеся в банке, банк прекращает расходные операции по счету данного лица и передачу имущества данного лица в пределах имущества, на которое наложен арест.

Конфискация находящихся в банке арестованных денежных средств и иного имущества физического лица, юридического лица, а также индивидуального предпринимателя может быть произведена только на основании постановления суда о конфискации имущества или вступившего в законную силу приговора суда.

Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество физического лица, юридического лица, а также индивидуального предпринимателя, находящиеся в банке, осуществляется по:

исполнительным документам суда;

иным исполнительным документам в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Наложение ареста на денежные средства банка осуществляется путем перечисления денежных средств на специальный депозитный счет, находящийся в Национальном банке. Списание Национальным банком со специального депозитного счета денежных средств банка осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Наложение ареста на имущество банка осуществляется в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Банк вправе при обеспечении иска о взыскании с него денежных средств вместо принятия установленных мер по обеспечению иска внести на депозитный счет суда истребуемую истцом денежную сумму. Наложение ареста, приостановление или прекращение операций по корреспондентскому счету банка не допускаются.

Банк и небанковская кредитно-финансовая организация несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и с учетом особенностей, предусмотренных Банковским кодексом Республики Беларусь, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств. Банк и небанковская кредитно-финансовая организация не несут ответственности за ущерб, причиненный вкладчикам и кредиторам неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств перед ними, если такое неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств было вызвано действием непреодолимой силы.

Должностные лица банка и небанковской кредитно-финансовой организации несут ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь, за нарушение ими установленной процедуры совершения сделок.

Если экономическая несостоятельность (банкротство) банка или небанковской кредитно-финансовой организации вызвана учредителями (участниками), собственником имущества банка или небанковской кредитно-финансовой организации или другими лицами, имеющими право давать обязательные для этого банка или небанковской кредитно-финансовой организации указания либо иным образом определять их действия, то в случае недостаточности имущества банка или небанковской кредитно-финансовой организации на указанных лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по их обязательствам.

Банк или небанковская кредитно-финансовая организация несут материальную ответственность за ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам - клиентам банка или небанковской кредитно-финансовой организации в случае наложения ареста на имущество этого банка или этой небанковской кредитно-финансовой организации. Национальный банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации не несут ответственности за ущерб, причиненный в результате наложения ареста или обращения взыскания на денежные средства и иное имущество физических или юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

2. Договор займа.

Договор займа – это соглашение сторон, в силу которого одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (ст. 760 ГК).

В силу договора займа заемщик получает в собственность деньги и другие вещи, определенные родовыми признаками. При этом заемщик не предоставляет заимодавцу деньги либо иные вещи, способные выступать в качестве эквивалента. Он лишь создает для себя долговое обязательство.

Признаки договора займа

 односторонний договор, так как в силу данного договора заимодавец имеет право требовать возврата предмета договора, а заемщик имеет только обязанность возвратить предмет договора заимодавцу;

 возмездный договор.

 реальный договор

Сторонами в договоре займа выступают:

 займодавец – физические или юридические лица, предоставляющие заемщику предмет договора займа;

 заемщик – физическое или юридическое лицо, которому займодавцем предоставляется предмет договора займа.

Предметом договора займа выступают деньги и иные вещи, определенные родовыми признаками. Законодательство Республики Беларусь предусматривает, что иностранная валюта и валютные ценности могут быть предметом договора займа на территории Республики Беларусь с соблюдением правил ст. 141, 142 и 298 ГК.

В соответствии со ст. 141 ГК, белорусский рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Республики Беларусь. Платежи на территории Республики Беларусь осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Республики Беларусь определяются законодательством.

Виды имущества, признаваемого валютными ценностями, и порядок совершения сделок с ними определяются законодательством. Право собственности на валютные ценности защищается в Республике Беларусь на общих основаниях.

Денежные обязательства должны быть выражены в белорусских рублях. В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в белорусских рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (ЭКЮ, «специальных правах заимствования» и др.). В этом случае подлежащая оплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законодательством или соглашением сторон. Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Республики Беларусь по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законодательством.

Договор займа должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законодательством размер базовой величины, а в случаях, когда заимодавцем является юридическое лицо, - независимо от суммы.

В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющий передачу ему заимодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

Законодательство Республики Беларусь предусматривает следующие разновидности договора займа:

целевой заем, если договор займа заключен с условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели (целевой заем), заемщик обязан обеспечить возможность осуществления заимодавцем контроля за целевым использованием суммы займа. В случае невыполнения заемщиком условия договора займа о целевом использовании суммы займа, а также при нарушении указанных выше обязанностей заимодавец вправе потребовать от заемщика досрочного возврата суммы займа и уплаты причитающихся процентов, если иное не предусмотрено договором;

заем, оформленный векселем или облигацией. Регулирование правоотношений по данному виду договора займа осуществляется Законом Республики Беларусь от 12 марта 1992 года «О ценных бумагах и фондовых биржах», Законом Республики Беларусь от 13 декабря 1999 года «Об обращении простых и переводных векселей»;

договор государственного займа, по которому заемщиком выступает Республика Беларусь, или займу, по которому заемщиком выступает административно-территориальная единица;

коммерческий заем, - в случае аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг по договорам.

Содержание договора займа

Заемщик обязан возвратить заимодавцу полученную сумму займа в срок и порядке, которые предусмотрены договором займа. В случаях, когда срок возврата договором не установлен или определен моментом востребования, сумма займа должна быть возвращена заемщиком в течение тридцати дней со дня предъявления заимодавцем требования об этом, если иное не предусмотрено договором.

Если иное не предусмотрено договором займа:

сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком досрочно. Сумма займа, предоставленного под проценты, может быть возвращена досрочно с согласия заимодавца;

сумма займа считается возвращенной в момент передачи ее заимодавцу или зачисления соответствующих денежных средств на его банковский счет;

в случаях, когда заемщик не возвращает в срок сумму займа, на эту сумму подлежат уплате проценты со дня, когда она должна была быть возвращена, до дня ее возврата заимодавцу.

Если договором займа предусмотрено возвращение займа по частям (в рассрочку), то при нарушении заемщиком срока, установленного для возврата очередной части займа, заимодавец вправе потребовать досрочного возврата всей оставшейся суммы займа вместе с причитающимися процентами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.083 сек.