Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Языковые средства




Действительность

(которая будет отражена в этом тексте, т.к. ее фрагмент представлен в тексте)

Автор (говорящий/пишущий)< –> Текст <–> Адресат (читатель, слушатель)

Есть автор, создающий текст. Текст направлен на адресата. В тексте отражается определенный фрагмент действительности, для этого используются определенные языковые средства. Один и тот же текст можно интерпретировать по-разному. Любой текст – это явление социальное, т.к. влияет на действительность по-своему. Текст диктует определенный набор языковых средств. Текст в схеме представлен как некий объект мыслительной деятельности. Текст – это компонент речемыслительной деятельности, основной ее компонент, но не единственный.

НАПРАВЛЕНИЯ В РАССМОТРЕНИИ ТЕКСТА

I. Лингво-центрический подход, связанный со стилистикой, риторикой, грамматикой; в центре изучения – лингвистика. Данный подход изучает функционирование языковых единиц и категорий в условиях художественного текста. В рамках этого направления могут быть написаны такие работы, как «Прилагательное цвета в поэзии Есенина» (как работает то или иное средство, как оно создается), «Парцеллированные конструкции в произведениях Довлатова». В рамках этого подхода выявляются функциональные свойства языковых единиц в идеостиле писателя / поэта.

II. Тексто-центрический подход. Это направление предполагает, что текст – это результат творческой деятельности человека. Это целостный завершенный объект, изучающий семантику и грамматику текстовых единиц. Текст рассматривается как структурное, семантическое, функциональное целое.

III. Современное направление в восприятии текста. Это антропоцентрический подход к тексту. Когда анализируем текст в процессе его порождения и восприятия, выявляем позицию автора. Направления внутри современного подхода:

а) Психолингвистическое направление изучает текст как двуединое образование: порождение и восприятие текста. Это двуединый процесс, лежащий в основе коммуникативной деятельности. Текст здесь обычно рассматривается как продукт и как результат речевой деятельности. Текст всегда динамичен по своей природе (одну и ту же информацию можно подавать по-разному в зависимости от ситуации). Текст создается автором, но восприниматься может по-разному. Цель появления психолингвистического направления – раскрыть психологические механизмы текстообразования. Моделями порождения текста занимались Лев Семёнович Выготский, Алексей Алексеевич Леонтьев, а моделями восприятия - Жинкин, Леонтьев, Новиков (см. подробнее в ПЛ).

б) Деривационное направлениев анализе текставозникло в начале 80-х годов XX века и связано с именем Кубряковой, которая опирается на идеи Е.А.Земской. Дериват в словообразовании – это производное слово. Поэтому деривация – это всегда производность. Деривационное направление рассматривает механизмы образования языковых единиц разных уровней. Например: может быть создан текст из предложений. Деривация занимается механизмами образования текста. Принципы создания всегда одни и те же. Действуют универсальные законы деривации. Эти универсальные законы деривации применительно к тексту данное направление и рассматривает. Цель деривационного направления – рассмотреть универсальные законы, участвующие в построении текста. Есть семантические законы, по которым образуется текст, есть структурные элементы и другие.

в) Когнитивное направление: Караулов, Кубрякова, Николаева. В рамках когнитивного подхода текст рассматривается как сложный языковой знак, выражающий знания писателя о действительности, воплощенные в тексте, произведении в виде индивидуальной авторской картины мира. Ключевое понятие данного направления – понятие «концепт». Характеризуется индивидуально авторская картина мира, которая распадается на концепты.

Вывод: В современной лингвистике и лингвистике как таковой сложилось такое явление как полипарадигматичность в восприятии текста. Автор этого термина – Елена Самойловна Кубрякова. Т.е. мы можем рассматривать объект в разных направлениях, разных парадигмах знаний, через призму разных понятий. Мы будем рассматривать текст прежде всего в рамках тексто-центрического подхода (т.е. так же, как рассматривают текст в школе).

Текст (по Гальперину) – это «произведение речетворческого процесса, обладающего завершенностью (предложение обладает относительной завершенностью, а текст – абсолютной завершенностью), объективированное в виде устного или письменного произведения, состоящего из ряда особых единиц (существуют единицы членения текста – составляющие текста – ССЦ, межфразовые единства и т.д.), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической связи, имеющие определенную целенаправленность и прагматическую установку».

Признаки текста:

· Завершенность.

· Форма текста – устная и письменная.

· Единицы членения текста.

· Наличие лексических, грамматических связей между ними.

· Целенаправленность.

· Прагматическая установка – для чего-то говорится текст. В любом тексте есть прагматическая установка.

Гальперин выделил основные«категории текста»(термин Гальперина) / признаки, свойства, параметры текста:

1. Связность текста (обязательный критерий) выражается прежде всего на уровне синтагматики. Имеется в виду, что слова соединяются в предложения, а предложение – во фрагменты текста, из фрагментов складывается текст. Организация фрагментов в единое целое обусловлена замыслом автора. Связность предполагает четкую композицию, то есть наличие начала, основной части и концовки, которые могут быть представлены по-разному. В психолингвистике есть слова-сигналы (приветствие: объясняем, зачем пришли; прощание). В художественном тексте своя организация.

2. Цельность - целостность текста (обязательный критерий). *Без связности и цельности текст не существует. Эти два показателя есть всегда. Целостность обусловлена стремление автора и читателя соединить все компоненты в единое целое.

3. Завершенность текста.

4. Абсолютный антропоцентризм, то есть текст создается человеком, для человека и о человеке.

5. Социологичность. Любой текст, особ художественный, выполняет определенные социальные функции. Текст – продукт своей эпохи, воспринимается по-разному в разные эпохи. Текст привязан к своей исторической эпохе, что бы он не отражал.

6. Коммуникативность текста. Мы общаемся посредством текстов разного объема.

7. Диалогичность (прежде всего свойственна для художественного текста). Интертекстуальность – это внедрение других элементов в данный текст. Гальперин много об этом говорит. Диалогичность может иметь разные формы: есть диалог автора и читателя, и наоборот; полемика с предыдущими текстами, соотнесенность данного текста с другими, созданными ранее.

8. Статичность и динамичность текста (рассматриваются в комплексе). Текст рассматриваем как статическое образование (анализируем то, что есть в тексте, не рассматриваем его в контексте эпохи и т.д.). Можно выделить в тексте тему, микротему, межфразовые связи (мнотемность может быть в большом тексте), можем анализировать функциональное единство текста. Текст как динамическое образование рассматривает коммуникативная лингвистика, то есть должны учитываться социальные параметры. Коммуникативная лингвистика рассматривает текст в контексте времени, социальных условий. Один и тот же текст в разных условиях может восприниматься по-разному.

9. Образность текста (прежде всего художественного). Литературоведческий подход предполагает, что художественный текст анализируется в системе образов.

10. Эстетичность (прежде всего художественного текста). Эстетика текста – это отбор любых языковых средств, к которым прибегает автор в процессе создания текста.

11. Интерпретируемость. Один и тот же текст (неважно художественный или нет) может иметь множество трактовок, интерпретаций.

12. Единство формы и содержания. Отбор языковых средств всегда обусловлен замыслом автора.

13. Напряжённость текста (прежде всего художественного). Это то, что делает текст интересным для адресата. И другие параметры.

*** Литература (для лингвистического и психолингвистического анализа текстов, не для литературоведческого анализа текста):

1. Бабенко Л.Г. Филологический анализ художественного текста. М., 2004.

2. Белянин В.П. Психолингвистические аспекты художественного текста. М., 1988.

3. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. М., 1999. *Вводит свои новые понятия.

4. Лукин В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999.

5. Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика. М., 2009 (?).

6. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

7. Лосева Л.М. Как строится текст. М., 1980. *Школьное восприятие текста.

Основные единицы членения текста:

1) ССЦ – синтаксическая единица членения текста: включает в себя микротему, межфразовые связи и т.д.

2) Абзац – композиционно-стилевая единица. На абзацы текст делит авторы.

3) Период – ритмико-интонационная организация текста.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1210; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.